Н.Г. БАБКИНА,
СПСОШ № 12,
п. Новорайчихинск, Амурская обл.
Вода как среда жизни
(Урок экологии в 5-м классе)
Оборудование
1. «Экран телевизора» для конкурса № 3
– кодоскоп, экран, рисунки на пленке (вариант –
рисунки на бумаге вывешиваются на доске).
2. Рисунок для конкурса № 5.
3. «Морские звезды» – жетоны за правильный ответ.
4. Магнитофон и записи для проигрывания
музыкальной заставки.
5. Изображения различных обитателей водоемов.
Лозунг на доске
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Организационный момент
Учитель. Ребята! Чтобы больше
узнать о жителях водоемов, мы сегодня
отправляемся в плавание на подводной лодке
«Морезнай». За хорошую работу во время нашего
путешествия – правильные ответы на вопросы – вы
будете получать жетоны. В конце плавания узнаем,
чьи знания лучше. Итак, в путь!
(Звучит мелодия песни «Вода, вода,
кругом вода!».)
Первый конкурс. «Вода, вода, кругом вода!»
1. Как называются все моря и океаны
вместе взятые? (Мировой океан.)
2. Не море, не земля – корабли не плавают и
ходить нельзя. (Болото.)
3. Кругом вода, с питьем – беда. (Море.)
4. В нее льется, из нее льется, сама по земле
плетется. (Река.)
5. С высоты большой срываясь, грозно он ревет
и, о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад.)
6. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое,
рама зеленая. (Озеро.)
7. Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник.)
8. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
Второй конкурс. «Кто это?»
1. Самая обычная из всех наших рыб.
Она неприхотлива и поэтому может жить даже в
затхлой воде, там, где не выживают другие рыбы. К
пище тоже нетребовательна – поедает мотыля,
червей, мелких моллюсков, части водных растений,
даже тину. (Карась.)
2. Эта рыба распространена по всему
земному шару, живет в водоемах со стоячей или
медленно текущей водой, ее чаще всего разводят в
рыбных хозяйствах. У нас ее нередко называют
«водяной свиньей» за то, что она любит рыться в
тине, иле, самой гуще донного мусора. (Карп.)
3. Эти рыбы распугивают и
уничтожают других рыб, рвут сети, нападают на
людей. (Акулы.)
4. Эта рыба напоминает змею. Узкое
длинное извивающееся тело, маленькая «змеиная»
головка и чешуя, похожая на змеиную кожу. Очень
живуча: забившись в ил или во влажную тину может
довольно долго жить без воды. (Вьюн.)
5. Этот житель моря передвигается с
помощью «реактивного двигателя»: набирает воду в
особую полость и потом выбрасывает ее через
трубочку сильной струей. Плывет хвостом вперед:
удлиненное тело и заостренный хвост с
плавниками-стабилизаторами будто специально
приспособлены для этого. Ускользая от врагов,
прячется за «дымовой завесой» – темной
жидкостью, которая накапливается в специальном
мешке. (Кальмар).
6. С древних времен об этих животных
сложено немало легенд, повествующих об их
удивительном уме и сообразительности. В Древней
Греции их считали спутниками богов. У этих
животных острые зубы и питаются они рыбой. (Дельфины.)
7. Эти птицы селятся колониями
вблизи воды, потому что питаются они почти
исключительно рыбой. Хотя они замечательные
пловцы и ныряльщики (могут нырнуть на глубину 5 м
и преследовать рыбу под водой), их оперение в воде
быстро намокает и потом приходится долго сушить
его, расправив крылья. (Бакланы.)
8. Как и у всех насекомых, у нее
шесть ног. Но бегает она по воде на четырех –
средних и задних. Передние ноги гораздо короче,
снабжены острыми коготками и предназначены для
другого дела: упадет в воду комар или муха,
насекомое немедленно хватает передними ногами
добычу и вонзает в нее свой хоботок. Так и
охотится целый день. (Водомерка.)
9. Эти животные водились на реках и
озерах нашей страны. Из-за красивого и теплого
меха их нещадно убивали. А потом взяли под охрану
– и теперь все чаще на небольших лесных речках
можно увидеть удивительные сооружения –
плотины, которые построили эти животные. (Бобры.)
10. На дне реки лежит черная
«коряга». Рядом извиваются два толстых червяка.
Рыбешка соблазнилась видом лакомого блюда,
подплыла. Тотчас «коряга» рванулась и проглотила
рыбешку. Что за рыба притаилась на дне? (Сом.)
11. Вторую половину лета, осень и
зиму эти птицы проводят в открытом море, питаясь
рыбой. Лишь весной появляются они у берегов,
чтобы отложить на скалах единственное яйцо и
вывести птенца. (Кайра.)
Третий конкурс. «Морезнай»
Учитель. Внимание! Начинает работать
телевизионная студия «Морезнай». Смотрите наши
передачи. Но имейте в виду – подводные артисты не
будут для вас долго сниматься. Иной промелькнет и
был таков. Кто успеет узнать артиста и придумать
сюжету меткое название – получит призовой жетон.
(Учитель показывает рисунки и
зачитывает краткие комментарии к ним.)
1. На морском дне большой выбор
домов без хозяев – опустевших раковин. В одну из
таких раковин и забирается рак-отшельник. Нет у
него своей надежной брони, и чужая раковина
становится для него защитой. Рак всюду таскает ее
на себе. Но если на раковине, распустив свои
жгучие щупальца, поселяется еще одно морское
животное, то такой дом превращается и вовсе в
неприступную крепость. Найдя такое животное, рак
осторожно переносит его с прежнего места на
крышу своего дома, ловко орудуя клешнями. (Актиния.)
2. Рыба эта
длинная и плоская. Иной раз достигает 9 м. А
спинной плавник начинается прямо на голове и
образует здесь роскошный алый султан-корону. За
это рыбу называют еще сельдяным королем. (Рыба-ремень.)
3. Известно всем,
И даже детям:
Не надо трогать нас, друзья.
И мы не тронем вас, поверьте! (Медуза.)
Четвертый конкурс. «Приамурье мое!»
Учитель. А в этом конкурсе, ребята,
ответы на вопросы нужно поместить в сетку
кроссворда так, чтобы по горизонтали можно было
прочесть название нашей местности.
1. Редкая рыбоядная птица.
Гнездится по берегам больших рек и озер с
прозрачной водой. На зимовку она улетает из
Приамурья в Юго-Восточную Азию.
2. Эта наша рыба спокойно переносит суровую
зиму, выживает даже в замерзшем пруду.
3. Водяным орехом называют...
4. Эта водоплавающая птица обитает в бассейне
Среднего и Нижнего Амура, сооружает себе гнезда
на прибрежных деревьях.
5. Это насекомое стремительно скользит по
водной глади, не проваливаясь в воду.
6. Крупная амурская рыба с уплощенным,
широким, ярко и пестро окрашенным телом. Ее еще
называют китайским окунем
7. Рыба – обитатель быстрых рек области.
8. Хищная птица, встречающаяся по сырым лугам
и болотам, – болотный...
9. Эта рыба живет в хорошо прогреваемых
заросших водоемах на юге области.
Ответы
1. Скопа.
2. Ротан.
3. Чилим.
4. Мандаринка.
5. Водомерка.
6. Ауха.
7. Хариус.
8. Лунь.
9. Змееголов.
Пятый конкурс. «Человек-амфибия»
Учитель. (Показывает рисунок с
изображением ракеты, батискафа, водолаза,
аквалангиста, подводной лодки, корабля). Итак
ребята, мы подплываем к последней остановке. По
этому рисунку составьте рассказ: в чем человек
взял пример с жителей рек и морей? И в чем он
превзошел их? (Оснастил корабли моторами и т.п.)
(Подведение итогов. Награждение
победителей.)
|