КОПИЛКА ОПЫТА

С.П. ПРИТУЛЯК

Коррекция ошибок, возникающих при изучении раздела «Человек и его здоровье»

Существует несколько причин психологических ошибок учащихся, которые определяются правильным или ошибочным формированием знаний. Ошибочные суждения учащихся требуют коррекции.

Наиболее сложна коррекция ошибок, возникающих из-за неадекватного отражения натуры (или процесса) вследствие сложившейся установки. Часто такие ошибки обусловлены бытующими стереотипами, в общем верными, но совершенно неприемлемыми в данном конкретном случае. Вот один из примеров. Ученик 9 класса на вопрос о причинах гибели пьяного человека на морозе отвечает, что алкоголь в крови убивает некоторые важные вещества. При этом он, конечно, понимает, что убить то, что живым не является, невозможно.

Другой пример. На предложение сравнить течение крови с потоком воды в реке мы получили такой ответ: река движется в одном направлении, а кровь в разных: по артериям – от сердца, а по венам – к сердцу. Ошибка редкая, но причина ее тоже кроется в установке, что двигаться можно только по прямой – ученица не видит различий между круговым движением и линейным.

Ошибки установки отличаются значительной устойчивостью и далеко не всегда могут быть преодолены в ходе ученических дискуссий, взаимопроверок, а тем более самокоррекции. Здесь сплошь и рядом приходится вмешиваться учителю. Такие ошибки требуют двухэтапной работы: сначала надо разрушить неверно сформированные представления, а затем создать верные. Например, ошибочное утверждение, что алкоголь в крови убивает некоторые вещества, и человек замерзает, мы корректировали следующим образом.

На первом этапе показывали, что алкоголь не может убивать вещества. Нельзя убить то, что не живет: камень, углекислый газ, кислород, аминокислоты, глюкозу. На втором этапе разъясняли, что далеко не всегда действие происходит там, куда проникает вредный агент. Так, алкоголь оказывает действие на рецепторы, в результате чего изменяется работа сердца, расширяются сосуды, что содействует увеличению теплоотдачи и замерзанию.

Остановимся на коррекции второго ошибочного ответа: «Вода в реке течет в одном направлении, а кровь - нет». На первом этапе мы показывали, что движение крови по кругу идет в одном направлении, а на втором разъясняли, почему потоки крови в артериях и венах имеют противоположные направления, хотя кровь все время движется по кругу в одном направлении.

Ошибки, возникающие в силу недостаточности информации, но при правильной исходной установке, исправляются легче. Иногда их замечает и сам ученик, просмотрев соответствующий материал по книге или получив разъяснение в дискуссии с одноклассниками. Поэтому в этом случае учителю достаточно формулировать наводящие вопросы, давая школьникам возможность самим исправить ответ.

Приведем примеры таких ошибок. Вопрос: «В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение доли углеводов. Почему?» При ответе на этот вопрос ученица написала, что глюкоза используется потому, что она обладает наибольшей энергией. Чтобы скорректировать это утверждение, достаточно сравнить энергетическую ценность углеводов и жиров и вспомнить роль глюкозы в биологическом окислении.

Перейдем теперь к анализу ошибок другого происхождения. Начнем с лексических ошибок, в основе которых лежит словотворчество наших воспитанников, нередко возникающее также в силу неверной установки. Неправильное использование биологических понятий ведет к искажению смысла.

Очевидно, что многие ошибки объясняются плохим различением бытовой речи и научной терминологии. Слова с уменьшительным значением в быту имеют то же самое значение, что и общеупотребительные. Речь идет только об их размерах – они маленькие, (например, желудочек воробья меньше желудка слона). Но в анатомии значение их совершенно разное (сравните желудок пищеварительной системы и желудочек сердца), поэтому кость уха, молоточек, нельзя назвать молотком не потому, что он маленький, а потому что Международная анатомическая комиссия приняла такой термин.

Лексические ошибки (неправильное словообразование или произношение слов, изменение написания слов)

Ошибочная формулировка понятий

рефлекторная зона
кровяные сосуды
железы на коже
желудок (сердца)
жировая железа
темечная кость
вырабатывание (стадия работоспособности)
лизоцимы
коженное дыхание
эпидермос
бытовые железы
кровь приливала к мозгам
молоток
мускульная нагрузка
набирание воды
ризосома
малокислородие
пиноцитозный мешок
эпистолиальная ткань
нейтроны
эпиделий

Правильная формулировка понятий

рефлексогенная зона
кровеносные сосуды
железы в коже
желудочек
сальная железа
теменная кость
врабатывание
лизоцим
кожное дыхание
эпидермис
потовые железы
кровь приливала в мозг
молоточек
мышечная нагрузка
вбирание воды
лизосома
малокровие
пиноцитозный мешочек
эпителиальная ткань
нейроны
эпителий

Вторая причина неправильного словообразования в плохом понимании учащимися семантического значения слов: рефлексогенная зона называется так потому, что в этой зоне начинается рефлекс («генезис» – развитие, возникновение). Морфологический анализ слова позволяет найти его истинный смысл. Сосуды не кровяные, потому что не сделаны из крови, как кровяная колбаса, а несут кровь, поэтому они кровеносные. Темечко ребенка (теменной родничок) – участок, где вместо кости находится плотная соединительная ткань. Там кости нет, а потому кость называется теменной, а не темечной. В стадии врабатывания человек только начинает работу, и до «вырабатывания» ему еще далеко (затрата энергии только начинается). Дыхание не может быть коженным (искаженное «кожаным»), т.е. сделанным из кожи, а потому называется кожным и т.д.

Часты ошибки, возникающие в силу созвучия термина с часто употребляемым словом: эпидермос (термос) вместо эпидермис; бытовые железы вместо потовые, нейтроны вместо нейроны и т.д. Бывает, что учащиеся неправильно используют бытовые синонимы в терминах: жировая железа вместо сальная железа, мышцы-подниматели и опускатели вместо сгибателей и разгибателей и пр. Разъяснение значения слов, рассмотрение его состава, если слово сложное (при необходимости с переводом латинских или греческих корней), во многом помогает скорректировать подобные ошибки. Необходимо также разъяснить учащимся, что использование синонимов в бытовой речи – вещь вполне возможная и нужная, но термины надо использовать точно, не полагаясь на их общий смысл.

К лексическим ошибкам относятся и орфографические.

Типичные орфографические ошибки

Ошибочное написание термина

капиляры
лезацин
метахондрии
скилет
апарат гольджи

Правильное написание термина

капилляры
лизоцим
митохондрии
скелет
аппарат Гольджи

Для коррекции таких ошибок необходимо использовать словарь, устраивать биологические диктанты, применять кроссворды, ребусы.

Далее мы приведем некоторые примеры ошибок разных типов с краткими рекомендациями по их коррекции.

Ошибки, связанные с обыденными топографическими представлениями, отличающимися от анатомических обозначений. Например, учащиеся могут называть грудные позвонки спинными, объясняя это тем, что они находятся на спинной стороне тела. В этом случае достаточно объяснить происхождение термина.

Ошибки, связанные со смешением разнотипных понятий, например морфологических и химических: кости состоят из воды, минеральных солей, надкостницы, губчатого вещества. В этом случае может помочь аналогия: нельзя разделить людей на две разные группы – умных и блондинов.

Ошибки, связанные с рядоположением структурных единиц разного ранга. Например, отделы уха рядополагаются с морфологическими элементами: ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего отделов; слуховых косточек: наковальни, молоточка и стремечка. Здесь надо четко обозначить более крупные образования, а затем установить, какие мелкие структуры входят в каждое из них.

Ошибки, связанные с неправильным или неточным пониманием функциональных связей. К этой группе можно отнести, например, следующие ошибки: витамин D повышает иммунитет; выделением пота управляет выделительная система; средний мозг отвечает за речь; большие полушария отвечают за координацию движений; опорно-двигательная система выполняет выделительную функцию. Часто это ошибки фактического плана, которые требуют более точного заучивания.

Ошибки из-за неправильного определения объема понятий: хромосомы состоят из ДНК; анатомия изучает функции и структуру органов; пиноцитоз – всасывание воды; жизненная емкость легких – это объем легких; орган – группа тканей, выполняющих одинаковую функцию; фагоцитоз – это процесс захвата бактерий. Коррекция состоит из упражнений на различение объема понятий.

Ошибки переноса. Ноготь розовый, так как под ним образуется пигмент, он загорает, как кожа. Ошибка опровергается опытом: если на ноготь нажать, он становится белым.

Ошибки, связанные с антропоморфическими толкованиями: кровеносные сосуды расширяются, так как крови не хватает кислорода.

Ошибки из-за перестановки причин и следствий в причинно-следственных связях: вдох – причина увеличения грудной полости, выдох – причина ее уменьшения.

Ошибки, связанные с тем, что учащиеся путают морфологические и функциональные понятия: рефлекс – цепочка нервных клеток. Коррекция: цепочка нейронов, осуществляющих мигательный рефлекс, существует всегда, но чтобы вызвать рефлекс, надо привести ее в действие – прикоснуться к ресницам.

Ошибки вследствие подмены определения описанием функции: сустав – орган, отвечающий за движение.

Ошибки на целевую связь: холодный компресс применяется для сжатия связок; в жару люди пополняют тепло в организме горячим чаем; компрессы используются для восполнения влаги в организме; рецепторы существуют для того, чтобы человек мог следить за терморегуляцией; если принимать пищу в разное время, будут образовываться условные рефлексы. Эти ошибки связаны с тем, что учащиеся либо не понимают, для чего выполняется та или иная операция, либо приписывают отдельным органам или частям тела определенные цели. Задача учителя состоит в том, чтобы разъяснить истинные цели, достигаемые при оказании первой помощи и т.д., и показать ошибочность подмены причинных отношений целевыми. Нельзя приписывать физиологическим процессам цели, свойственные человеку. Рецепторы воспринимают информацию и переводят ее в нервные импульсы, не ставя перед собой цели предупреждать человека об изменении температуры, – это причинная зависимость, и ее нельзя подменять целевой.

Следующие общие подходы позволяют корректировать большинство ошибок, независимо от их причин.

Опровержение простыми опытами и наблюдениями. (Причина вдоха – расширение грудной клетки, а не поступление в нее воздуха; вдохнуть без участия дыхательных мышц невозможно.)

Продолжение мысли и приведение ее к абсурду. (Кровяные сосуды – кровяная колбаса.)

Использование аналогий, показывающих ошибочность логических построений, предложенных учащимся. (Нельзя делить людей на умных и блондинов; надо придерживаться одних принципов классификации и т.д.)

Конечно, существует множество приемов коррекции ученических ответов: объяснение учителя, ответы на наводящие вопросы, использование схем, таблиц, рисунков, моделей, демонстрация опытов, работа с учебником и справочной литературой и т.д. При каждой ошибке ученика учитель выбирает способ, который позволяет сразу и наиболее эффективно ее скорректировать.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru