Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №26/2001
Природа средней полосы России

Я ИДУ НА УРОК

Л.В. ЛОБОДА,
учитель биологии;
Л.И. РЕПЕШКО,
учитель литературы, средняя школа № 16, г. Батайск

Природа средней полосы России

(Интегрированный урок в 5-м классе)

И.И. Шишкин «Рожь»

И.И. Шишкин «Рожь»

Урок объединяет материалы разных предметов по экологическому воспитанию (литература, биология, рисование, музыка).

Оборудование: портрет К.Паустовского; выставка картин русских художников; стенд лучших детских рисунков; таблицы «Растения – обитатели водоемов», «Пресноводные рыбы», «Ярусность в лесу», самодельная таблица «Продукты, получаемые из дерева»; гербарий растений: можжевельник, земляника, мхи, ромашка, цикорий, клевер, гвоздика, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, лютик, череда, чернобыльник, живучка; муляжи грибов; открытки «Деревья русского леса»; стенд «Охрана природы»; грампластинки: стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке», Э.Григ «Утро» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», К.Бобеску, «Лес» из сюиты «Лесная сказка», «С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера, слова Матусовского); фрагменты повести К.Паустовского «Мещерская сторона».

На доске эпиграф: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.

Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.» (К.Паустовский)

Учитель литературы. Сегодня необычный урок. Урок природы. Мы познакомимся с окружающим нас миром. Он многообразен и удивителен. Поможет нам в этом повесть К.Паустовского «Мещерская сторона».
Прочтите, как начинает К.Паустовский свой рассказ о Мещерском крае. На что обращает автор наше внимание уже самим названием первого очерка «Обыкновенная земля»?

Дети. Таких уголков, как Мещерская сторона, много. Есть места побогаче природными ресурсами, с пышной экзотической растительностью, диковинными животными. Но вся прелесть именно этих мест для Паустовского заключена в скромности. Этот край дорог писателю еще и потому, что он здесь родился и вырос. Ему он посвятил большинство своих произведений.

Учитель литературы. У каждого из нас есть своя малая Родина – то место, с которым связаны самые добрые, светлые воспоминания. И каждый человек, как бы далеко ни забросила его судьба, до конца дней своих сохраняет любовь к тому месту, где началась его жизнь, – к отчему краю.

(Звучит песня «С чего начинается Родина».)

Учитель биологии. Что же можно увидеть в Мещерском крае, о чем рассказывает Паустовский?

Дети. Цветущие и скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым снегом.
В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветреную погоду леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облаком.
В Мещерском крае можно увидеть озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам звезды.

(На магнитной доске гербарий растений.)

Учитель биологии. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?

Дети. Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармони в деревушках, а по ночам – разноголосое пение петухов, да колотушку деревенского сторожа.

Учитель литературы. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И наконец наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.
Каким лирическим произведения созвучны мысли Паустовского?

(Грамзапись «Утро», стихотворение «Все в тающей дымке».)

Учитель литературы. Ребята, представьте себе раннее утро... Всходит солнце, искрятся капельки росы под его первыми лучами, ласковый прохладный ветерок играет с листочками деревьев.

Занялась заря –
Скоро солнце взойдет.
Слышишь... Чу! Соловей
Щелкнул где-то, поет!
И все ярче, светлей
Переливы зари;
Словно пар над рекой
Поднялся, посмотри.
От цветов на полях
Льется запах кругом.
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклонясь,
Что-то шепчет камыш,
А кругом на полях
Непробудная тишь.

И. Суриков

Учитель литературы. Найдите у Паустовского строки, рисующие зарождение рассвета. Какие художественные средства использует автор для создания неповторимой картины восхода солнца?

Дети. Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Учитель рисования. Тютчев писал, что природа – «не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Не всем дано услышать этот язык, понять его. Для поэтов, композиторов, художников природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины выражают любовь к ней.
Художник К.А. Павлов – мастер проникновенного изображения русской природы. В своем пейзаже «Рассвет» чуткий живописец сумел уловить и передать особое состояние предрассветной тишины. Еще не слышно разноголосого щебета птиц, не шумит «зеленым шумом» листва деревьев. Природа кажется застывшей. И в этой тишине зарождается рассвет.
Все будто рождается на наших глазах – темная, почти черная листва деревьев делается зеленой, розовеет небо. Тончайшие оттенки розового цвета связывают холм, изумрудную ткань воды, кроны деревьев и весь передний план картины с тонами неба. Общий колорит пейзажа, выполненного акварелью, создает ощущение огромного пространства, наполненного легким воздухом. В картине «Рассвет» выражена глубокая любовь художника к волнующей его сердце природе России.
Какие краски – акварель или гуашь – вы использовали для изображения рассвета в своих рисунках?

Дети. Акварель, так как она лучше создает ощущение пространства.

Учитель литературы (анализирует детские рисунки; звучит грамзапись «Лесная сказка»). Давайте мысленно под лучами восходящего солнца по знакомой тропинке углубимся в лес. Вспомните, как Паустовский описывает леса, какие использует сравнения.

Дети. Мещера – лесной океан; леса величественные, как кафедральные соборы; идешь как по дорогому ковру; гул проходит по вершинам сосен как волны. Олицетворение: закат пылает на деревьях; золотит позолотой.

Учитель биологии. Какие леса в Мещерской стороне?

Дети. Сосновые леса, мачтовые и корабельные. Есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных – лип, вязов и дубов. В лесах – грибная прель, осторожное перепархивание птиц, липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

(Открытки через проекционный фонарь; коллекции грибов.)

Что такое мачтовый и корабельный лес?

Дети. Высокие тонкие гладкие стволы сосен использовались многие столетия в кораблестроении. Изготовленные из них мачты поддерживали наполненные ветром паруса.

Учитель биологии. Есть ли в Ростовской области корабельные леса?

Дети. Да, они занимают 4% всей площади.

Учитель биологии. Какие породы деревьев растут в наших лесах?

Дети (показывают гербарий). Дубрава на севере области, берест (карагач), осина, береза, ольха, ива, вяз, тополь.

Учитель биологии. Какова роль леса в природе и в жизни человека?

Дети. Лес – это легкие нашей планеты. Ведь листья растений поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания. Без леса жизнь на Земле прекратилась бы. Лес помогает сохранять в почве влагу. Без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. (Таблица «Ярусность в лесу».) Из деревьев люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, карандаши, спички.

Учитель биологии. Вот почему для человека важен лес. Вот почему его надо охранять и беречь. И хотя лесов на Земле много, ни одно деревце нельзя срубить зря.

Учитель рисования. Трудно себе представить Землю без лесов... Лес – чудное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Лес украшает Землю, учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение, писал А.П. Чехов. И эти мысли нашего земляка созвучны мыслям художника И.И. Шишкина, написавшего картину «Сосновый бор».
Эта картина написана на основе большого этюдного материала. Художник много бывал в лесу, наблюдал за освещением деревьев в различное время дня. И тогда родился образ соснового бора, залитого солнечным светом. Свет и тени как бы противоборствуют в пейзаже, и это противоборство разрешается звонким, радостным прорывом в светлое небо. В картине природа выступает в своем реально прекрасном, а не идеальном обличье...
От полотен великого художника перейдем к вашим рисункам.

(Учитель демонстрирует лучшие рисунки и анализирует их. Исполняется песня «Наш край», сл. А.Пришельца, муз. Д. Кабалевского.)

Учитель литературы. А мы все дальше и дальше уходим в лесную чащу. Вот перед вами лесное озеро, окаймленное кустами ракиты и жимолости, с прозрачной водой и разнообразной растительностью.

Учитель биологии. Как Паустовский объясняет разный цвет воды в озерах Мещеры?

Дети. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.

Учитель биологии. Какие растения растут в озерах Мещеры?

Дети. Хвощ, камыш, стрелолист, тростник, рогоз, осока, кувшинки, кубышка, много водорослей: рдест, харовые водоросли, роголистник. Есть растения, свободно плавающие на поверхности: ряска, водокрас, телорез. Все эти растения встречаются в водоемах нашей местности.

(Демонстрируется гербарий.)

Учитель биологии. Рассмотрим особенности строения этих растений. По дну водоема простираются подводные луга из водорослей. У кувшинки и кубышки стебли, укореняясь на дне, выносят мясистые округлые листья и цветки на поверхность воды.

Ряска является самым маленьким цветковым растением, произрастающим на поверхности водоемов. Мелкие зеленые пластинки ряски могут затягивать весь водоем.

Учитель рисования. Только что вы сказали, какие растения присущи водоемам. Выполните эскизы (карандашные наброски) растений – обитателей водоемов: белой кувшинки, кубышки, ряски, водорослей. Выполните (по выбору) контурный рисунок одного из этих растений.

Учитель биологии. Какие рыбы обитают в озерах Мещеры?

Дети. Щука, ерш, лещ, окунь, линь.

Учитель музыки. Прочитав повесть К.Паустовского «Мещерская сторона», мы узнали, что все рыболовы делятся на неудачников и счастливцев. С неудачником лучше не ходить на ловлю – клевать у него все равно не будет. У счастливцев рыба клюет даже на дохлого червяка.

(Учитель музыки и учащиеся исполняют песню «Любитель-рыболов», сл. А.Барто, муз. М.Старокадомского)

Учитель биологии. Между лесом и озером тянется широким поясом заливной луг.

(Демонстрация стенда «Растения луга».) Найдите в повести, какие растения растут на лугах Мещеры?

Дети. Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника, колокольчиков, лютиков. В травах к покосу созревает луговая клубника.

Учитель биологии. Какое растение, растущее на лугах Мещеры, вам показалось необыкновенным?

Дети. Трава, которую называют живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на бутоны роз. Если вырвать такой шарик и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук; расправляет с одной стороны лепестки, упирается ими в землю и поворачивается опять корнями вниз.
(Через проектор демонстрируется открытка с изображением живучки.)

Учитель литературы. Назовите художественные средства, используемые К.Паустовским для описания луга.

Дети. Сравнения: тянутся широким поясом в сумерки, похожие на море; луга так душисты, что туманится и тяжелеет голова.
Метафоры: солнце, как в море, садится в травы; небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.
Эпитет: разнообразие неслышанное.

Учитель рисования. Из ваших рисунков, изображающих луга Мещерского края, мне хочется отметить одну работу.
Рассматривая этот рисунок, выполненный акварелью, мы как бы ощущаем простор раскрывающегося перед нами луга и вспоминаем строки К.Паустовского о том, что «в сумерки луга похожи на море», «как в море, садится солнце в травы, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей».
Общий колорит рисунка выдержан в теплых оттенках голубого, оранжевого, зеленого цветов.

Учитель литературы. Читая любое произведение, мы представляем себе автора. Он как бы смотрит на нас со страниц, говорит с нами.
Завершая свою повесть, К.Паустовский прямо и откровенно говорит о себе. Глава называется «Бескорыстие».
Подберите к слову «бескорыстие» однокоренные слова. (Бескорыстный, корысть, корыстолюбивый.)
Определите значение слов: «корысть», «корыстолюбивый».
Приставка «бес» указывает на противоположное значение слова.
Определите значение слова «бескорыстный». Какой это человек?

Учитель литературы. Почему так назван очерк?

Дети. Это откровенное признание автора в своей любви к родному краю, Родине, а значит, и к природе.

Учитель литературы. «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стороне».
Это откровение также принадлежит К.Паустовскому. И оно созвучно с эпиграфом к нашему уроку.
Чему учат нас К.Г. Паустовский, авторы картин, о которых мы говорили, композиторы, чью музыку мы слушали?

Дети. Беречь, любить природу.

Учитель биологии. Ребята! Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Послушайте стихотворение Д.Родонича

Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Учитель музыки и учащиеся исполняют песню «Просьба» А.Пахмутовой, Р.Рождественского.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru