Лабораторные работы

КОПИЛКА ОПЫТА

В.Р. НАБИУЛЛИНА,
ср. шк. № 4, г. Невьянск

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность

Оборудование: карточка-задание; учебник биологии; рисунки, муляжи, натуральные объекты, коллекции: дождевой червь, майский жук (личинка), жук-могильщик, жук-навозник, муравьи, обыкновенный крот, землеройка, бактерии.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите предложенные вам объекты исследования. Назовите их.
Подчеркните особенности строения этих животных в связи с жизнью в почве.
Покажите, в чем заключается их роль как почвообразователей.
Итоги работы оформите в виде таблицы.
Сделайте общий вывод: какова роль почвенных обитателей в образовании почвы как среды обитания?

Многообразие и взаимосвязи живых организмов в почве:

Многообразие и взаимосвязи живых организмов в почве:
1 – муха; 2 – личинка мухи; 3 – многоножка; 4 – муравей; 5 – хищный жук; 6 – жук жужелица; 7 – клещ; 8 – ложноскорпион; 9 – вилохвостка; 10 – мокрица; 11 – слизень; 12 – улитка; 13 – дождевой червь; 14 – круглые черви; 15 – плоские черви; 16 – простейшие; 17 – грибы; 18 – бактерии; 19 – микроскопические грибы; 20 – остатки органических веществ; 21 – коллембола

Некоторые многоклеточные животные – обитатели почвы

Некоторые многоклеточные животные – обитатели почвы: 1 – дождевые черви; 2 – энхитреиды; 3 – кивсяки; 4 – костянка; 5 – наземные брюхоногие моллюски; 6 – мокрица; 7 – бессяжечник; 8 – коллемболы; 9 – нематода; 10 – камподея; 11 – личинки мух; 12 – клещ; 13 – слизень; 14 – тихоходка; 15 – жужелицы; 16 – медведка; 17 – долгоносик; 18 – жук-трупоед; 19 – жук-могильщик; 20 – жуки-навозники; 21 – жуки-щелкуны; 22 – усачи-корнееды

Лабораторная работа № 2

Жизненные формы животных

(на примере насекомых)

Оборудование: карточка-инструкция; учебник биологии; коллекции и рисунки насекомых: бабочка-капустница, колорадский жук, майский жук, яблонная плодожорка, свекловичный долгоносик, яблоневый цветоед, короед, сибирский шелкопряд, комнатная муха, муравьи, тутовый шелкопряд.

ХОД РАБОТЫ

Рассмотрите предложенное вам насекомое. Назовите его.

К какому отряду оно относится? Назовите признаки отряда.
Какой тип развития у данного насекомого? Перечислите стадии развития.
Сравните личиночную стадию и имаго (взрослое насекомое).
Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод: что отражает жизненная форма насекомого?

Подумай и ответь

1. Личинки майского жука живут в земле. Можно ли их назвать червями?

2. Семиточечная божья коровка, колорадский жук и другие насекомые имеют яркую, заметную окраску. Почему они выживают? Всегда ли яркая окраска спасает их?

3. Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли это?

4. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?

5. Весной, когда капуста еще не высажена, гусеницы белянок кормятся сорняками из семейства крестоцветных. Почему хороший хозяин их выпалывает?

6. Платяная моль, вышедшая из куколки, выбираясь из полиэтиленового пакета с шерстью, может «прогрызть» в нем отверстие. Проделала бы она отверстие и в мешочке из шерстяной ткани. Однако ткань из льна или хлопка ей не «по зубам». Почему?

7. Перечислите известные вам способы защиты насекомых.

8. Перечислите насекомых — переносчиков различных заболеваний человека и животных.

9. Охотникам известно, что участки леса, где много муравейников, изобилуют дичью. Почему?

10. Объясните смысл поговорки: «Муху убить, так руки умыть».

11. Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана и платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь рыжий таракан и платяная моль живут в домах человека, а пчелы – на пасеках?

12. Там, где летом много комнатных мух, все посещаемые ими предметы бывают сплошь «разрисованы» темными точками. Что представляют собой эти точки?

13. Почему птицы не трогают божьих коровок?

14. Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти животные, а не муравьи или бабочки-капустницы?

15. У насекомых с неполным превращением три стадии развития: яйцо, личинка, взрослая особь. У насекомых с полным превращением – четыре стадии (добавляется стадия куколки). Какой тип развития способствует лучшему сохранению насекомых в природе? Почему вы так считаете?

16. Там, где встречаются шмели, клевер дает хороший урожай семян. Какая существует связь между урожаем семян и шмелями? Имеется ли такая связь между клевером и пчелами? Ответ поясните.

Лабораторная работа № 3

Определение загрязненности воздуха в городе

(экспресс-анализ воздуха на содержание CO2)

Оборудование: барометр; индикаторные трубки (ИТ) для определения CO2; вскрыватель индикаторных трубок; термометр; насос-аспиратор.

ХОД РАБОТЫ

Вскройте ИТ с обоих концов.

СОБЛЮДАЙТЕ ОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ ВСКРЫТИИ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРЕЗОВ ОСКОЛКАМИ СТЕКЛА!

Обратите внимание на цвет наполнителя ИТ.
Подсоедините ИТ к насосу со стороны выхода воздуха.
Сделайте необходимое по инструкции количество качков насосом, просасывая через ИТ воздух помещения (улицы, парка).

Примечания

Внимательно прочитайте инструкцию по применению ИТ и насоса.
Отметьте изменение краски наполнителя и длину прореагировавшего столбика наполнителя после прокачивания.
Для точных измерений отметьте значение температуры воздуха (t,°C) и атмосферного давления (P, мм рт. ст.) в момент прокачивания воздуха.
Расположите ИТ рядом со шкалой, изображенной на этикетке, и определите величину концентрации CO2 (C) в мг/м3 на границе столбика, изменившего окраску.
Приведите значение концентрации, измеренное при температуре t и давлении P, к нормальным условиям (t = 20°C, P = 760 мм рт. ст.).
Расчет проводите по формуле:

Занесите полученные результаты в таблицу.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru