Т.Е.ЛУПАНОВА
Биологические сказки
Эта книга
про двух братьев: старшего, Женю, и младшего,
Тимошу. В их доме было много взрослых книг. Их
покупал папа для того, чтобы когда-нибудь на
досуге почитать. Но у него не хватало на это
времени. Книги стал читать его старший сын и
прочитал так много, что стал умным. Он теперь как
учитель мог объяснить многие вещи. И в школу
ходить ему стало еще интереснее – он и уроки
учил, и рассказывал многое из того, о чем в книгах
прочитал.
А Тимоша был еще маленький и в школу не ходил. Но
он очень хотел быть таким же умным, как брат, и все
время спрашивал его: что, как, почему. И Женя
всегда подробно отвечал на вопросы брата.
То, что Женя рассказывал, собрано в этой книге. В
ней есть смешное, интересное и умное. Обычно люди
читают интересное и смешное без особого труда, а вот умное
читать сложнее.
Большинство из ребят, которые ходят в школу,
конечно, во многом разберутся. Ну а те, кто не все
поймет, не должны расстраиваться: они совсем не
зря потратили время, что-то новое непременно
узнали.
Например, вы будете читать про аминокислоты — и
многое будет для вас в диковинку. Зато вы будете
знать, что аминокислоты имеют отношение к
биологии, поскольку вы прочитали о них в книге
«Биологические сказки». Таким образом, вы
станете умнее и образованнее тех людей, которые
думают, что аминокислота – это средство для
мытья раковин.
Через несколько лет вы будете изучать биологию в
школе. Но тогда это будут уже не сказки. И вам даже
могут двойку поставить, если вы скажете, что
аминокислота – это отрава для тараканов.
Поэтому лучше готовиться заранее к изучению
трудного, но интересного предмета.
Первая сказка
Однажды Тимоша и Женя сидели на диване
и рассматривали книгу «Происхождение Земли».
Книга была толстая и красивая.
– Тут на картинках изображено то, что было на
Земле давным-давно, – сказал Женя, – когда нас с
тобой на свете еще не было, и папы с мамой, и
бабушки с дедушкой, и людей, и зверей, никого не
было.
– А что же было?
– Ну давай посмотрим, что было.
Но сколько мальчики ни смотрели, они никак не
могли понять, что же было на Земле давным-давно.
Уж очень взрослая это была книга.
И тогда Женя сказал:
– Я придумал. Нам нужно построить машину времени.
– Здорово! – восхитился Тимоша. – А зачем?
– Мы полетим на много-много лет назад и увидим,
что было, когда Земля была еще совсем молодой.
– Разве такие машины бывают? – удивился Тимоша.
– Конечно. Об этом во многих книжках написано.
Сейчас мы ее сделаем.
Женя прочитал так много книг, что ему можно было
верить.
Мальчики стали строить машину времени. Они
положили на пол два стула и сделали стенки из
кубиков. Женя принес из коробки разобранный
радиоприемник и сказал, что это будет
«электронное управление». Сверху они закрыли
машину времени пледом и залезли внутрь.
Внутри машины было темно, но Женя зажег фонарик и
осветил им пульт управления. Получилось как в
настоящем корабле. Ребята нажали кнопку «ПУСК» и
закричали:
– У-у-у! Р-р-р!
Машина времени плавно тронулась с места.
Через некоторое время Женя объявил:
– Приехали!
Мальчики выглянули в иллюминатор и увидели
страшные бушующие волны. Они обрушивались на
машину времени и грозили утопить ее. Даже Женя
немножко испугался и закричал:
– Срочно взлетаем вверх!
Тимоша нажал кнопку, и машина взлетела. Но тут –
ба-бах! – раздался страшный гром. Машина времени
задрожала от сильного удара.
– Хорошо, что у машины такие крепкие стенки, –
сказал Тимоша. – Смотри, в нее ударила молния.
– А небо-то какое! – подхватил Женя. – Все в
тучах, кругом сверкают молнии, и дождь поливает.
– А от грома я прямо оглох, – прокричал Тимоша.
Дальше они летели молча, потому что в таком шуме
разговаривать было невозможно. Вдруг Женя,
вытянув руку, сказал:
– Впереди вулкан!
Мальчики затаили дыхание. Вдалеке, на маленьком
острове посередине моря, горел громадный, до
неба, костер. Это был вулкан.
Женя осторожно повернул руль, и машина времени
подлетела к вулкану. Это была огромная гора с
провалом на самой вершине. Из него вылетали
огромные камни, тучи пепла и раскаленные брызги,
а по склонам текли вниз огненные реки.
– Ну и дыра! – закричал Тимоша в
восторге и ужасе.
– Эта дыра называется кратер, – тут же поправил
его Женя.
Тимоша долго смотрел на кратер, потом что-то
вспомнил и сказал:
– Вот один раз мама ушла, а мы с папой стали кашу
варить. Она у нас из кастрюли полезла, как этот
огонь из кратера.
– А эта огненная река называется лавой, –
продолжал Женя. – Между прочим, это
расплавленные камни.
– Кто это – расплавленные? – не понял Тимоша.
– Расплавленные – значит жидкие.
– Разве бывают жидкие камни? – удивился Тимоша.
– Они твердые-претвердые. Даже говорят: «Твердый,
как камень».
– На поверхности Земли не бывает, – согласился
Женя, – но внутри вулкана такая жара, что камни
тают в нем, как мороженое летом.
– А потом?
– А потом, когда жидких камней становится много,
они выплескиваются наружу и текут вниз. А вон там,
смотри, подальше внизу, лава застыла и почернела.
– Давай посмотрим поближе, – попросил Тимоша.
Машина времени осторожно приземлилась в стороне
от вулкана, там, где огня уже не было. Мальчики
вышли на серую поверхность.
– Женя, тут костер горел. Смотри, сколько пепла и
углей.
Тимоша наклонился и поднял камушек:
– Ой, горячий! – отбросил он камень. Тот упал,
пробил серую корку, и под ней показалась
светящаяся дырочка. – Смотри, смотри, там огонь,
– закричал малыш.
– Это лава еще не остыла, только сверху
затвердела, как лед на луже.
Мальчики испугались – вдруг они провалятся в
такую огненную лужу, и залезли обратно в машину
времени.
– Женя, давай полетаем, поищем какую-нибудь
полянку. Не нравятся мне эти вулканы и моря. Они
страшные! Давай полетим куда-нибудь, где нет
грозы, – попросил Тимоша.
Женя с сомнением покачал головой, однако
согласился. Действительно, уж очень страшно было
кругом: кипел вулкан, ревели волны, громыхал гром
и сверкали молнии.
Женя взялся за штурвал и закричал:
– Лево руля! Полный вперед!
Они полетели высоко над Землей. Тимоша смотрел то
вверх – нет ли солнца, то вниз – не мелькнет ли
где полянка или роща.
Но видел он только бескрайний океан с огромными
волнами и маленькие клочки суши – голые камни и
скалы. Земля дрожала от бесчисленных извержений
вулканов. И нигде-нигде не было ни травинки, ни
деревца. Не летали птицы, не бегали звери, и во
всем огромном океане мальчики не увидели ни
одной рыбки.
Наконец Тимоша сказал:
– Женя, я вижу ровное место. Здесь нет никаких
гор. Давай спустимся и побегаем, а то у меня ноги
устали сидеть.
– Это ровное место называется равнина. Посадку
разрешаю.
Но только он начал спуск, как земля внизу под ними
задрожала и... треснула. Вместо ровного места
оказалась глубокая пропасть.
– А-а-а! – испуганно заплакал Тимоша. – Женя,
что это такое?
Женя был не только умный, но еще и смелый. Он
быстро поднял машину времени вверх, в небо.
Мальчики были спасены.
– Вот это землетрясение! – закричал он. – Ты
видел, какое сильное землетрясение!
– Никогда не думал, что земля может трястись, –
отвечал Тимоша, постепенно приходя в себя от
испуга. – А если бы там дом какой-нибудь стоял?
Или люди гуляли бы?
– Землетрясения бывают и в наши дни, – сказал
Женя. – Тогда настоящие крепкие дома рушатся,
словно они сделаны из детских кубиков. Рушатся
дороги и мосты, могут и люди погибнуть.
Землетрясение – это очень страшно и опасно.
– А часто они бывают? – поинтересовался Тимоша.
– Сейчас, когда мы с тобой живем, сильные и
разрушительные бывают редко. А вот когда Земля
была молодой, землетрясения происходили почти
все время.
Тимоша со страхом увидел, как земля вдали снова
раскололась.
– Что она все время трясется-то? – пробормотал
он.
– Молодая, вот и трясется, – рассудил Женя. –
Устраивается поудобнее. Дети ведь тоже всегда
прыгают и скачут, а взрослые сидят на месте и
шевелиться не желают. Например, заставь-ка нашего
папу в пятнашки поиграть!
Мальчики засмеялись.
Тимоша взглянул вверх. Тучи рассеялись, и в небе
горело яркое-яркое солнце. Такое же, как в его
мире, на его Земле, где есть деревья и птицы и
любимый город Санкт-Петербург.
– Женечка, – предложил он, – давай залезем на
крышу машины времени и позагораем на таком
добром солнышке.
– Ни в коем случае, – строго сказал Женя. – Это
очень опасное солнце. Если под ним позагорать, то
можно умереть.
– Почему? – удивился Тимоша. – Ведь оно такое
яркое и чистое?!
– Потому что в воздухе нет еще защитного
озонового слоя. Он появится позже, когда на Земле
будет много растений, а в атмосфере, т.е. в
воздухе, – много кислорода. А сейчас в воздухе
одни ядовитые газы – метан и аммиак.
– Ничего не понимаю, – обиделся Тимоша.
– Это значит, – терпеливо объяснил Женя, – что
если ты вылезешь позагорать, то сперва
задохнешься, а потом сгоришь. Это тебе ясно?
– Это мне ясно, – ответил Тимоша. – Неясно
только, сколько мы еще здесь летать будем. Здесь
нет ничего, ну ничегошеньки хорошего, и я хочу к
маме.
Женя не стал возражать:
– Приступаю к выполнению программы обратного
полета. Пуск. Полетели!
Снова стало так темно, что пришлось включить
фонарик. Наконец Женя объявил:
– Приехали.
Мальчики откинули одеяло и очутились у себя в
комнате.
Вторая сказка
Вечером после ужина папа как всегда
смотрел телевизор, а мама что-то шила в уголке.
Женя доделал уроки, а Тимошины солдатики
победили всех врагов. Вот тогда-то малыш и
спросил у брата:
– Все-таки, Женя, я не понимаю, у нас сейчас такая
красивая и хорошая Земля. А мы видели ужас
какой-то. Откуда же все взялось – и трава, и мухи,
и люди?
– Давай опять построим машину времени и слетаем
посмотрим, – предложил Женя.
Честно говоря, Тимоше было немного страшновато
отправляться в такое опасное путешествие снова,
но он знал, что мальчики должны быть смелыми. Он
пошел к маме и спросил:
– Мама, можно мы на машине времени полетаем?
Но мама сказала недовольно:
– Ну вот! Только я порядок в квартире навела. Нет
уж, лучше посидите и почитайте что-нибудь.
Тимоша вернулся к Жене и радостно доложил:
– Мама летать не разрешает. Велела книги
почитать.
Женя подошел к шкафу, где стояли умные книги, и
взял самую толстую из них. Она называлась
«Происхождение жизни на Земле».
– Вот сейчас мы посмотрим, что было в самом
начале. Узнаем, как жизнь на Земле появилась.
Тимоша перевернул несколько страниц и закрыл
книгу:
– Да ну ее, Жень, мы тут ничего не поймем: слова
какие-то нерусские и трудные, значки непонятные.
Давай не будем такую книгу читать.
Но Женя не только опасностей не боялся, ему и
трудности были нипочем.
– Ничего, –
сказал он. – Неси кубики, карандаши, пластилин и
все трубочки, какие только найдешь.
Тимоша покопался в ящике с игрушками, нашел
футляр от термометра, калейдоскоп, дуло от ружья
и еще две какие-то трубочки, принес и спросил:
– А зачем нам это?
– Сделаем электронный микроскоп, – ответил
ему брат. – Будем рассматривать молекулы и атомы.
– Это что за звери? – удивился Тимоша.
– Это не звери. Атомы – это кубики, из которых
построен весь мир.
– Такие кубики, как у меня? – еще больше удивился
Тимоша.
– Почти, – подтвердил Женя, – только очень, очень
маленькие. Их даже в самый сильный микроскоп не
видно. Микроскоп – это прибор.
– А что такое прибор?
– Приборами мы называем разные устройства,
которые помогают ученым, – объяснил Женя. –
Микроскоп – такое устройство, которое позволяет
разглядывать разные мелкие вещи, которые простым
глазом не увидишь.
– А в сильный микроскоп?
– А в сильный микроскоп можно разглядеть совсем
крохотные предметы.
– А в электронный микроскоп? – не унимался
Тимоша.
– А в электронный микроскоп можно разглядеть
даже молекулы, если они большие.
– И атомы?
– В настоящий электронный микроскоп атомы
увидеть нельзя. Но мы с тобой сделаем сказочный
супер-пупер-электронный микроскоп и при
суперувеличении увидим даже атомы.
– А при пупер-увеличении?
– А при пупер-увеличении увидим, из чего сделаны
атомы.
А поскольку Жене немножко надоело отвечать на
Тимошины вопросы, он сказал:
– Сейчас увидишь.
Мальчики долго и старательно соединяли трубочки.
Наконец у них вышел замечательный сказочный
супер-пупер-электронный микроскоп.
Женя отдал приказ:
– Внимание! Отправляемся в мир протонов и
электронов! Даю пупер-увеличение. – Они
приставили трубочки к глазам и увидели...
...Плотной
кучкой лежали какие-то шарики, а вокруг них
летали-мельтешили то ли облака, то ли горошинки. У
Тимоши даже в глазах зарябило:
– Что это такое и что они носятся, как угорелые? –
спросил он.
– Ты видишь атом, в центре – ядро, а вокруг ядра
кружатся электроны. Им нельзя иначе, а то они
упадут на ядро.
– На какое ядро?
– А вот видишь, куча шариков лежит. Это ядро. Эти
шарики очень тяжелые, они называются протоны и
нейтроны. А электроны, которые вокруг летают, –
очень легкие. Но хоть они и легкие, им все равно
нужно без остановки вокруг ядра летать, иначе они
на него упадут.
– Жалко мне эти электроны, – посочувствовал
Тимоша. – Знаешь, Женя, когда ты сказал, что из
атомов-кубиков весь мир построен, я подумал, что
меньше атомов ничего на свете не бывает. А
оказалось, в этих атомах чего только нет: и
протоны, и нейтроны, и электроны...
– Не ты один так думал, – успокоил брата Женя. –
Даже само слово «атом» означает «неделимый».
Люди только недавно узнали, что атом имеет
сложное строение, что ядро притягивает
электроны...
– А, знаю, знаю, – радостно закричал Тимоша. – Я
так играл с магнитами. Они тоже притягиваются,
правильно?
– Правильно, – подтвердил Женя.
Они снова стали смотреть в свой электронный
микроскоп. Ядро лежало спокойно, а
облачка-электроны вращались вокруг. Тимоша
сказал:
– Женя, посмотри, одни облачка летают пониже, а
другие – повыше, и они друг другу не мешают.
– Естественно, – важно кивнул Женя, – в мире
атомов всегда порядок. Каждый электрон знает
свой путь, по которому он летает. Этот путь
называется орбитой. А если он со своей орбиты
соскочит, то происходят великие события.
– Какие события?
– Разные превращения вещества. Они называются
химическими реакциями. Химические реакции –
это...
– Женя, – взмолился Тимоша, – у меня от умных
слов сейчас голова лопнет. Мне, конечно,
интересно, но давай поиграем во что-нибудь
обыкновенное.
Тимоша оторвал глаза от микроскопа и сейчас же
очутился у себя дома.
– Давай играть в магнитики! – предложил Тимоша.
Мальчики достали куски магнита и играли с ними до
тех пор, пока не пришла пора ложиться спать.
Третья сказка
На другой день мальчики решили еще раз
заглянуть в электронный сказочный
супер-пупер-микроскоп.
– Женя, – спросил Тимоша брата, – вот я вижу: в
одних атомах в ядрах по одному протону-шарику, а в
других – по четыре, в третьих – еще больше, а есть
совсем огромные. Это взрослые атомы и их дети, да?
– Нет, атомы не растут. Все атомы, у которых число
протонов одинаково, сами одинаковы и составляют
какой-то один элемент, сорт атомов. Это как ну
сорт яблок, что ли. Атомов одного элемента много,
а вот самих элементов довольно мало – всего-то
около ста.
– А почему не больше?
– Если в ядре слишком много протонов, оно может
развалиться. Сам знаешь, если построить домик из
трех кубиков, то он стоит прочно. А если строить
высокую башню, она так и норовит упасть и
рассыпаться.
– Сто, я знаю, это немало, но и не так уж много,
чтобы из ста элементов было сделано все-все на
свете: и дома, и горы, и мы с тобой. Тем более что
эти штучки, атомы, такие малюсенькие. Их ведь
только в супер-пупер-электронный микроскоп
видно.
Женя терпеливо объяснил:
– Ты, Тимоша, знаешь цифры?
– Конечно, знаю.
– Их много?
Тимоша даже засмеялся:
– Конечно, мало! Всего-навсего десять! Что ты
детские вопросы задаешь?!
– А много ли ты можешь сосчитать этими цифрами?
– Хоть до бессчетного количества!
– Вот и мир устроен из одних и тех же цифр-атомов.
Но у них там порядок очень строгий. Как только
один протон в ядре прибавляется, так получается
новый элемент. Если у элемента только один протон
– значит это водород. Из него получается такой
легкий газ, который папа приносил нам на праздник
в воздушном шарике.
– Помню, помню, – закричал Тимоша. – Этот шарик к
потолку улетел и там прилип. Значит, в нем водород
был?
– Водород. Его обозначают буквой Н.
– Я знаю эту букву!
– Нет, не знаешь! Эта буква только похожа на
русскую, а на самом деле она называется «аш».
– Аш, – старательно повторил Тимоша.
– Элемент водород очень любит со всеми дружить.
Говоря по-научному, он – активный элемент.
Тимоша очень удивился:
– Женя, а как это атомы дружат?
– Когда атомы дружат, они соединяют свои
электроны так, чтобы они стали общими. Эти атомы
становятся неразлучными, везде ходят и летают
вместе. Эти подружившиеся атомы называют
молекулами.
– А «аш»-водород с кем дружит?
– Водород – очень активный элемент. Он один
почти никогда не живет. Только и думает, с кем бы
подружиться. Если уж совсем никого рядом нет,
атомы водорода между собой дружить начинают.
Соединяют свои электроны, словно ручки друг
другу протягивают. Вот так: Н – Н.
Получается молекула водорода:
Н + Н --> Н2.
– А зачем ты двоечку внизу написал?
– Это знак, что молекула газа водорода состоит
из двух одинаковых атомов.
Тимоша потер нос рукой и сказал:
– Ты мне такие трудности рассказываешь, что я,
наверное, тоже скоро умным стану. Но я хотел бы
посмотреть, правда ли атомы так дружат.
– Пожалуйста, – согласился Женя. – Включаю
микроскоп.
Мальчики приставили к глазам трубки, которые
Женя называл окулярами, и увидели такую картину.
Везде прогуливались, летали, стояли атомы –
маленькие, большие и совсем огромные. Почти
совсем не было видно одиноких атомов. Они гуляли
парами, втроем, целыми семьями и даже длинными
паровозами. Словом, глаза разбегались.
– Вот эти группы атомов и называются
молекулами, – объяснял Женя. – Если, например,
соединятся водород и кислород, то получится...
– Я знаю – газ, – вставил Тимоша, довольный
своей ученостью.
– И кислород тоже газ, но если их соединить вот
так: два водорода и один кислород —
2Н + О --> Н2О, — то получится
вода.
– Вода? – удивился Тимоша. – Но это же никакой
не газ. Вода тяжелая, течет, ее пить можно. А газ –
это то, что летает. Ты, Женя, опять шутишь надо
мной.
Женя засмеялся и сказал:
– В химии много таких чудес. Химики из жидкой
нефти сделали, например, твоих солдатиков.
Тимоша очень удивился, но решил поверить Жене. В
конце концов чудес на свете видимо-невидимо.
– Умение атомов протягивать ручки и дружить
называется валентностью. Вот, например, водород
одновалентен, у него только одна ручка: Н–. А
элемент кислород двухвалентен. Он пишется так –
О.
– А читается? – хитро спросил Тимоша. –
Тоже как-нибудь не по-нашему?
– Читается обыкновенно: «о». Но у него две
ручки: –О–. И вот договорятся водород и кислород
подружиться. Дают друг другу ручки и получается:
Н–О–. А кому кислород вторую ручку даст?
– Пусть он еще с одним «аш»-водородом
подружится!
– Правильно! Н–О–Н – получилась вода. Химики
воду так и называют: «аш-два-о».
У Тимоши даже в носу защекотало от нетерпения:
– Женечка, мы атомы видели, молекулы видели.
Давай посмотрим теперь, как они дружить
договариваются.
Жене самому было интересно. Он сказал:
– Когда атомы договариваются дружить, это
называется химической реакцией. Давай посмотрим
химическую реакцию соединения кислорода с
водородом! Внимание! Начинаю реакцию!.. А-а-а!
Они не успели ничего рассмотреть в
свой электронный микроскоп. Видели только, как
молекулы кислорода и водорода бросились
навстречу друг другу, и все загремело и
загрохотало.
Женя опомнился первым. Он приподнял голову и
огляделся. Тимоша лежал, закрыв голову руками.
Рядом валялись осколки сказочного
супер-пупер-электронного микроскопа.
Дрожащей рукой Женя потрогал брата.
– Тимошенька, с тобой все в порядке?
Тимоша открыл лицо и оглядел комнату круглыми
глазами.
– Ой,
Женя, как я напугался! Что это было?
– У нас получился гремучий газ, – признался
Женя. – Я забыл, что когда водород и кислород
соединяются, по-другому называется реагируют, то
всегда взрываются, и получается вода. Вот, смотри.
На полу среди обломков электронного микроскопа
блестела лужица воды.
Тимоша с ужасом посмотрел на разгром и сказал:
– Женя, давай не будем больше в такие страшные
игры играть. Ну ее, эту химию. Что-то я ее боюсь.
– Ну давай, – на редкость покорно согласился
Женя. Ему самому было не по себе.
Тут вошла мама, посмотрела на беспорядок и
сказала:
– Опять у вас все вверх тормашками. Ну-ка
быстро все уберите, да воду не забудьте вытереть.
Что это вы с водой на паркете вздумали играть?
Четвертая сказка
Когда Женя пришел из школы, Тимоша
играл. Он строил из кубиков пирамиды и башни,
потом брал один или несколько кубиков и бросал их
в постройку. При этом он громко кричал:
– Реагируют со взрывом! – бросался на пол и
закрывал голову руками. Потом осторожно
приподнимался, смотрел, что осталось от башен, и,
довольный, начинал все сначала.
Женя немного постоял, посмотрел, но, так ничего и
не поняв, в конце концов спросил:
– Что это ты делаешь?
– Это – химическая реакция, – объяснил
Тимоша. – Вот видишь, это – молекула. – Тимоша
показал на пирамидку из кубиков. – А это –
другая, – и он показал на пару кубиков, зажатых в
кулаке. – Смотри: они реагируют со взрывом. –
Тимоша бросил кубики в пирамидку и упал на пол.
– Ложись! – закричал он.
Женя грохнулся рядом и зажмурился. Полежал
немного и решил встать. Тимоша был уже на ногах и
показывал брату результаты:
– Смотри, вот одна молекула образовалась, а
вот – другая.
Он показал на кубики, лежавшие на месте
«реакции». В одном месте лежало два кубика рядом,
а в другом – три.
– Здорово! – обрадовался Женя. – Давай вместе
так играть!
Это была очень интересная игра. Дети устраивали
реакции, пока не устали. Наконец они сели
отдохнуть.
– Помнишь, Женя, мы летали на машине времени на
молодую Землю. Там все-все было ядовитое: и
солнце, и воздух, и вода. Ты сказал, что там много
ядовитых газов. А сейчас их нет. Я думал, думал,
куда же они делись, эти ядовитые газы, и знаешь,
что я придумал? Наверное, они прореагировали со
взрывом и стали чем-нибудь полезным. Правильно я
догадался? – Тимоша чуть не лопался от гордости.
– Правильно, только не всегда со взрывом, чаще
очень-очень медленно.
– И вот я думаю, думаю, думаю, – серьезно
произнес Тимоша, – а во что же они, эти
полезности, потом превратились? Ты знаешь?
– Эти ядовитые газы в конце концов
превратились в живые существа.
– Женя, а разве так бывает, чтобы ядовитые газы
превращались в живые существа? Объясни мне, как
это может быть.
– Очень просто, – сказал Женя. – Помнишь, мы
говорили про химические элементы?
– Помню, помню. Водород – «аш», кислород –
«о»...
– Есть несколько химических элементов, без
которых не было бы жизни. Из них построены очень
важные молекулы – аминокислоты.
– Трудное слово!
– Трудное, да нужное. Аминокислоты – самые
главные для жизни молекулы. В древнем
безжизненном океане они были первыми признаками
того, что когда-нибудь на Земле появится жизнь.
Аминокислоты – молекулы жизни, но, конечно, это –
не живые существа.
– А из чего сделаны эти самые а-ми-но-кис-ло-ты?
– Из тех химических элементов, без которых
жизнь невозможна. Они называются биогенными
элементами. В переводе это означает производящие
жизнь.
– Наверное, их очень много, – рассудительно
произнес Тимоша. – Жизнь – это сложная штука.
– Конечно, для жизни нужно много всяких
химических элементов, но самых главных совсем
немного: углерод – С, азот – N и наши знакомые
водород – Н и кислород – О. На безжизненной
древней Земле водорода и кислорода было очень
много...
– В воде! – выпалил Тимоша. – Вода –
это «аш-два-о».
– Ну, ты молодец! – восхищенно заметил Женя. –
Скоро ты мне будешь все объяснять, а не я тебе. А
теперь смотри. Вот формула ядовитого газа
аммиака – NH3. А это формула другого
ядовитого газа, метана – CH4.
– Так тут же одни биогенные элементы! – Тимоша
обрадовался так, словно знакомых встретил. –
Смотри, С – углерод, N – азот и наш любимый
приятель водород!
– Но ты помнишь, – продолжал Женя, – какое
солнце было тогда на Земле? Под ним нельзя было
загорать, такое оно было злое, жестокое. Зато под
таким солнцем хорошо шли химические реакции. Да и
грозы с вулканами помогали. И в результате этих
реакций чего только ни появлялось! В том числе и
аминокислоты...
– Как это? – спросил Тимоша. – Я хотел бы
посмотреть. Жаль, что наш супер-пупермикроскоп
взорвался.
– А давай мы такую игру сделаем! Вырежем
биогенные элементы, приделаем к ним ручки –
валентности – и будем строить аминокислоты.
– Давай! – обрадовался Тимоша.
Они взяли картон, ножницы и маленькие гвоздики.
Потом вырезали из картона красивые обозначения
химических элементов: С, Н, О, N. Это означало: С –
углерод, Н – водород, О – кислород и N – азот.
Гвоздиками они прикрепили ручки-валентности так,
чтобы эти ручки крутились в разные стороны и
атомам было удобно протягивать их друг другу.
Тимоша предложил:
– Пусть у них, как и у нас, будет по две ручки.
Но Женя возразил:
– Нет. У атомов разное количество протонов и
электронов, разные свойства и разные
валентности, у каждого – своя. Нам тут ничего
придумывать нельзя. У водорода валентность –
один, у кислорода – два, у азота – три, у углерода
– четыре.
И братья сделали вот такие фигурки:
А потом они сидели и строили из них
аминокислоты. Женя объяснил, что условие игры
одно: в молекуле на одном конце должна быть
группа –СООН, а на другом – группа –NН2,
иначе это будет что угодно, только не
аминокислота. Работа закипела. Мальчики
настроили целую кучу молекул аминокислот. А
потом весь вечер кроили и перекраивали их.
Чего только они ни построили! И длинных, как змеи,
и узорчатых на весь стол, и маленьких, и
кругленьких, и угловатых, словом, всяких. Женя
сказал:
– Знаешь, вот так же работает и природа. Она
когда-то, давным-давно, тоже придумывала,
пробовала, строила и наконец выбрала двадцать
самых лучших аминокислот. Вот они. Эти
аминокислоты – основа всей жизни на Земле.
Пятая сказка
Когда Женя пришел из школы, он увидел,
что Тимоша сидит на диване с умным видом и
ковыряет в носу.
– О происхождении жизни думаешь? Это интересно.
Давай помогу.
– Я думаю, – медленно сказал Тимоша, – что
аминокислоты – это одно, а крокодил, например, –
это совсем другое. Как же все-таки из аминокислот
крокодил получается? Мне кажется, это довольно
трудно.
– Да, – согласился Женя. – Во-первых, очень
много аминокислот на крокодила нужно. Это ведь мы
их только рисовали такими большими, а на самом
деле они маленькие, их только в
супер-пупер-электронный микроскоп увидеть можно.
Даже в настоящий научный и то не видно. Они жили в
древнем океане. В это время солнце, грозы и
вулканы наделали очень много аминокислот из воды
и ядовитых газов – метана и аммиака.
И вот плавали аминокислоты в океане и скучали.
Подплывает одна к другой и говорит: «Давай
дружить!» Поплавают, поболтают о том о сем. Другим
аминокислотам завидно делается, подплывают к
ним, говорят: «Возьмите нас в компанию!» Так и
объединяются. Построятся аминокислоты в хоровод
– произойдет реакция, и получается белок. Белок
– основа жизни. Но один белок жить не может, да и
уцелеть ему трудно – того и гляди в какую-нибудь
химическую реакцию попадешь. Стараются белки
вместе держаться, друг другу помогать и
защищаться.
Ну а если белков, аминокислот и других молекул
много-много собирается вместе, то такие
объединения называются коацерватами. И вот
уже в океане плавает маленькая капелька, ее можно
было бы даже в обыкновенный микроскоп увидеть. А
в этой капельке, как в домике, тысячи белков и
аминокислот собрались, и вместе им хорошо.
– Здорово! – обрадовался Тимоша. – Как в
теремке. И все друг другу помогают.
– Они друг друга защищают, а поодиночке могут
погибнуть, – продолжал Женя.
– Я знаю почему, – вставил Тимоша, – из-за
химических реакций.
– Конечно, ведь солнце жжет, вулканы
извергаются, молнии сверкают, химические реакции
идут все время, вещества распадаются и создаются,
словом, ад кромешный. А жить-то все хотят! Вот эти
шарики – коацерваты — как домики для белков.
Представляешь, плещется океан, полный больших и
маленьких коацерватов. Все они жить хотят, а
чтобы жить – нужно кушать. Чтобы пищу найти –
нужно двигаться. А кто не двигается и не ест, тот...
– Погибает, – догадался Тимоша.
– Правильно, а их остатки растаскивают и съедают
другие коацерваты. Так они и жили, так и плавали,
друг друга кушали. И самые большие, самые толстые
коацерваты решили навести внутри себя порядок:
одна часть коацервата стала заниматься тем, что
ловила добычу на весь коацерват, другая часть
разбирала добычу на кусочки и смотрела, что
пригодится, а что нужно выбросить, третья –
начала на всех вырабатывать энергию. Были внутри
коацерватов белки, которые работали дворниками:
они все ненужное из коацервата наружу
выбрасывали. И так у них все здорово наладилось,
что прямо не куча белков, а целая работающая
фабрика получилась. Эти коацерваты – умные,
толстые и довольные – на других свысока
поглядывали. Еще бы – они жили лучше всех,
плавали быстрее всех, кушали вкуснее всех. Белки
в них были разные – для движения, для питания, для
всего, что в жизни нужно. Плавали и приговаривали:
«Кыш с дороги, а то проглочу!» Маленьким
обыкновенным коацерватам это обидно было, вот
они и дразнились, отбежав в сторонку:
Все равно развалитесь.
Навек не останетесь!
Большим умным коацерватам эти
дразнилки обидными показались, тем более что они
понимали: действительно, придет время, белки
состарятся и вся эта замечательная фабрика
развалится. И говорили умные коацерваты сами
себе: «Думай, коацерват, думай, как сохранить
такую красоту, такое богатство».
А вредные глупые коацерваты все дразнились:
Зря ты все хлопочешь –
Больно много хочешь!
– Дурацкие дразнилки, – думал Большой
Коацерват. – Но что же мне делать? Я чувствую, как
стареют мои белки. Скоро они уже не смогут так
здорово работать, начнут ошибаться, я ослабею, и
меня растащут на части другие коацерваты – вон
их сколько плавает!
Действительно, океан кишмя кишел коацерватами. И
каждый из них думал, как бы отщипнуть что-нибудь
от соседа, в крайнем случае выхватить из-под носа
какой-нибудь лакомый кусочек. Но недаром этот
коацерват был самым умным. Знаешь, что он
придумал?
– Что? – чуть слышно спросил Тимоша. Он сидел,
приоткрыв рот, и увлеченно слушал странную и
удивительную сказку.
– Он решил построить новые белки, точно такие же,
какими были старые. Чтобы эти молодые белки
работали точно так же, как старые, но быстрее,
лучше, без ошибок, как старые в молодости. А когда
они состарятся, можно было бы сделать новые
белки, и так без конца.
– Здорово! – воскликнул Тимоша. – Гениально
придумано! Ну и как, получилось у них?
– Еще как получилось – появилась клетка! –
отозвался Женя. Он был рад так, словно это была
его идея. – Со времен тех коацерватов все живые
существа умеют создавать себе подобных.
– Женечка, – взмолился Тимоша дрожащим
голосом, – ты все умеешь. Давай как-нибудь на это
посмотрим!
– Ну, это элементарно, – важно произнес Женя.
– Нужно только сделать фотоуменьшитель.
– А на что это похоже?
– Ты видел у папы фотоувеличитель, чтобы
фотографии печатать? Он все увеличивает. А если
его перевернуть наоборот, то получится
фотоуменьшитель. Он нас уменьшит, и мы залезем в
какую-нибудь клетку. Посмотрим, что там делается.
– В живую? Она что, бегает и решетками гремит?
– Не гремит, успокойся. Проще говоря, мы
поймаем за хвост какого-нибудь микроба и залезем
к нему внутрь.
– Микроб – это от которого все болезни?
– Тимоше идея нравилась все меньше и меньше.
– Микроб – это такое малюсенькое
существо, состоящее из одной клетки. Можно
сказать, что он – прапрапраправнук тех самых
коацерватов. Вот мы и посмотрим, как в нем все
устроено. А болезни тут ни при чем. Вовсе не из-за
всех микробов заболевают. Есть микробы вредные, а
есть и очень полезные...
Это сообщение успокоило Тимошу, и он стал
готовиться к новым приключениям. Но тут ребят
позвали ужинать.
Шестая сказка
Был чудный день – воскресенье. Папа с
мамой ушли по своим взрослым делам. Женя
проснулся, рывком скинул одеяло и разбудил брата.
– Тащи скорее фотоувеличитель, пока никого
нет!
– А вдруг папа узнает, что мы его без
разрешения брали?
– Как он узнает? Мы поиграем и на место
поставим, папа и не заметит.
– Раз нам из фотоувеличителя нужно сделать
фотоуменьшитель, значит, и ставить его надо
наоборот, вверх ногами, – сказал Тимоша.
– Правильно, – согласился Женя. –
Переворачивай!
Но фотоувеличитель стоять вверх ногами не хотел.
Пришлось подпереть его с двух сторон стульями.
– Готово! – произнес наконец Женя. – Включай.
Тимоша воткнул вилку в розетку. Внутри прибора
загорелась лампочка.
– Вот видишь, такая щелочка под линзой, –
показал Женя. – Сейчас мы туда залезем и
уменьшимся.
Он протянул к щелочке руку и прижал к ней пальцы.
Тут же раздалось гудение, как в пылесосе, и руку
Жени стало засасывать в волшебную щель. Следом за
рукой начал засасываться и весь Женя.
– Женя! Куда ты? – закричал в страхе Тимоша,
хватаясь за брата.
Но уже ничего нельзя было сделать. Вслед за Женей
коварный прибор втянул в себя и Тимошу. От страха
и неожиданности мальчики зажмурились, а когда
открыли глаза, то не узнали своей комнаты. Они
были в каком-то другом, совсем неизвестном мире.
Они стояли, прижавшись к фотоуменьшителю,
который высился за их спинами, словно гора, и с
удивлением осматривались. А вокруг копошилось
множество невиданных существ.
– Смотри, – показал Тимоша. Глаза его были
совсем круглыми. Женя повернул голову и увидел,
как мимо проползла сосиска с усами. Сверху,
извиваясь, пролетело нечто, похожее на поезд.
– Кто это? Что это? – удивленно спросил малыш.
– Это микробы, – ответил Женя.
– Микробы же маленькие, – возразил Тимоша. –
Такие маленькие, что их даже не видно. А эти
какие-то огромные. Я их боюсь.
– Не бойся, – смело ответил Женя. – Если что,
мы в фотоуменьшитель прыгнем: раз – и дома. А
огромными они нам кажутся потому, что мы очень уж
уменьшились.
Мальчики стояли и смотрели. Микробов вокруг было
великое множество. Они были самые разные: длинные
и короткие, толстые и плоские, с ножками,
жгутиками, мохнатые, лысые. Были закрученные в
спираль, полукруглые, как запятая, и квадратные.
Одни ползали медленно и чинно, другие метались,
как угорелые. Некоторые микробы спали. А были
микробы, которые цеплялись за пылинки (огромные
такие пылинки!) и порхали на них вверх и вниз.
Дремали, болтали, щелкали семечки...
– Безобразие, – сказал Тимоша, – эти микробы
семечки щелкают, а шелуху куда попало
разбрасывают. Смотри, сколько грязи от этого.
– Вот поэтому люди и говорят, что от микробов
много вреда... Знаешь что, – предложил он вдруг, –
давай покатаемся на каком-нибудь хорошем
микробе, посмотрим, как у них тут живут в
микробьем царстве.
– Давай, – согласился Тимоша.
Как раз мимо пролетал большой мохнатый микроб.
Женя скомандовал:
– Раз, два, три. Прыгай!
Мальчики вцепились в микроба. Потом забрались к
нему на спину и удобно устроились там. Микроб
медленно поплыл по воздуху. Братья резвились
вовсю: сталкивались с пылинками, хватали
встречных микробов за усы и за ножки, дразнили их,
корчили рожи и даже приплясывали, стоя на своем
необыкновенном коне.
Вдруг вспыхнул пронзительный голубой свет.
Мальчики зажмурились, отвернулись, закрыли лица
руками.
– Что это? – пискнул Тимоша.
– Не знаю, – растерянно отозвался Женя. – Ты
только посмотри, что происходит?!
Один за другим микробы погибали: повисали, свесив
лапки, или падали вниз комочками. Микроб, на
котором сидели дети, тоже задергался в
предсмертной судороге и стал падать.
– Держись! – закричал Женя. – Сейчас
разобьемся! – и он схватил Тимошу за руку. Другой
рукой ему удалось ухватиться за выступ пылинки,
пролетавшей мимо них. Хорошо, что они были такие
маленькие и почти ничего не весили – им удалось
на ней удержаться. Сидя верхом, ребята наблюдали
повальную гибель микробов.
– Я знаю, что это такое, – догадался наконец
Женя. – Это мама бактерицидную лампу включила.
Помнишь, она говорила, что эта лампа от микробов.
– Помню, – подтвердил Тимоша. – А я-то все
думал, как это микробов лампой убивают. По голове
их этой лампой бьют, что ли? Вот теперь увидел как.
Микробов вокруг оставалось все меньше и меньше,
но зато стало заметно, как много вокруг пыли.
Пылинки летали огромные, как валуны, как дома, как
большие вагоны, сталкивались друг с другом и
разлетались в разные стороны. Какая-то пылинка
налетела на пылинку ребят, они закружились, как
на карусели. Тимоша чуть не упал. Хорошо, что Женя
успел его подхватить.
Наконец синий свет погас. Но тут же раздались
страшный шум и вой. Мальчикам стало не по себе.
Они испугались еще больше, когда увидели, что все
пылинки выстроились рядами, как солдаты на
параде, и помчались в одну сторону.
– Пылесос включили, – догадался Женя. – Надо
спасаться.
Они пролетали мимо какой-то горы. Скорее всего,
это был шкаф. Женя ухватился за выступ и втащил
Тимошу на площадку с пещерой.
– Все-таки хорошо, что мы так уменьшились, –
сказал он. – Теперь мы даже на гладком шкафу
пещеру найти можем!
Тимоша
промолчал. У него было другое мнение о том, хорошо
или плохо, что они уменьшились до таких размеров,
но он не хотел ссориться с братом.
Из укрытия мальчики наблюдали, как пылинки
мчались мимо.
– Спасены! – пробормотал Женя. – Ну и мама,
придумала, когда уборку делать! Чуть было нас в
пылесос не засосала!
– Как бы она фотоуменьшитель не убрала, –
вздохнул Тимоша. – Она так любит все убирать. А
как мы тогда домой вернемся?
– Действительно, – ахнул Женя. – Давай-ка
поищем его.
Но сколько они ни бегали, сколько ни искали,
фотоуменьшителя им найти не удалось...
Продолжение следует
|