«Земля и люди»

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

С.ПОПОВ

«Земля и люди»

Учебник по естествознанию для 5-го класса

«Земля и люди». Учебник по естествознанию для 5-го класса

Недавно у одиннадцатилетнего сынишки моей приятельницы появилась любимая книжка, нечто вроде Жюля Верна или «Затерянного мира» из времен нашего детства: учебник(!) по естествознанию для 5-го класса «Земля и люди»1. Самое же забавное заключалось в том, что папа, реквизировав книжку у отпрыска, тоже прочел ее залпом, как детективный роман, и вынес вердикт: «Эх, и отчего в нашем детстве таких учебников не было!..» Вечером я включил радиостанцию «Эхо Москвы», чтобы послушать дискуссию о грядущей реформе образования, и – надо же! – среди ее участников обнаружил как раз одного из авторов учебника, Кирилла Юрьевича Еськова... «Перст судьбы!» – решил я и, пользуясь достижениями цивилизации, разыскал автора через Интернет.

— Скажите, как вы относитесь к тому, что иные дети читают ваш учебник «Земля и люди» просто как художественную литературу?

— Нахожу это замечательным: именно такую задачу мы и ставили перед собой, когда его писали! Признайтесь честно: боґльшая часть ваших знаний об античном Риме почерпнута не из давно и напрочь позабытого вами учебника по истории, а из более занимательного «Спартака». Вот и мы решили написать учебник, который мог бы конкурировать по части увлекательности... ну, в данном случае, наверное, скорее не со «Спартаком», а с «Затерянным миром».

— Однако же в вашем учебнике при этом обсуждаются весьма серьезные вещи. Вы, например, рассказываете пятиклассникам (!) о теории эволюции, которую положено проходить в 10-м классе...

— Вы очень правильно сформулировали: «Положено проходить»... Помню, в учебнике для второго класса «Окружающий мир» нам понадобилось ввести понятие «тяготение». Министерская экспертная комиссия – ни в какую: «Вы с ума сошли! Это программа девятого класса! Там гравитационная постоянная... квадрат радиуса...» Мы им: «Да при чем тут «квадрат радиуса»? У нас что – до девятого класса чашки со стола не падают?» И знаете – убедили... Так и здесь, с теорией эволюции: важно ведь не что объяснять, а как. Эйнштейн правильно говорил: «Если ученый не в состоянии растолковать ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профнепригодности»...

— Спору нет, ваши объяснения хороши – и образны, и доходчивы. Однако из текста ясно, что ребенок исходно должен владеть целым рядом базовых понятий – «экосистема», «фотосинтез»... Обычный пятиклассник всего этого просто не знает.

— В этом-то и весь вопрос – кого называть «обычным пятиклассником». Все дело в том, что учебник «Земля и люди» предназначен для детей, уже проучившихся четыре года по учебникам «Окружающий мир» (в рамках программы «Школа 2100»)2. А эти дети давно уже свободно оперируют понятиями «экосистема» и «фотосинтез», равно как и многими другими – уверяю вас!

— Ага! То есть эта программа (составной частью которой является ваш замечательный учебник) по сути – очередной вариант элитарного образования, рассчитанный на «особо одаренных детей», обучаемых в столичных спецшколах...

— Да ничего подобного! Я бы даже сказал – совсем наоборот... Программа ориентирована на простую школу и самого обычного, «серийного» педагога. В этом и состоит программная установка «Школы 2100»: «Любой ребенок (а не только сверходаренный или богатый) должен иметь возможность получить качественное образование». При внедрении программы мы ориентировались не на столицы, а на провинцию; в итоге в Москве сейчас по нашей программе занимаются примерно в 10% школ (хотя, если вдуматься, это не так мало), но есть регионы (например, Удмуртия, Казань, Екатеринбург), где по ней учится до 80% детей. При этом московское издательство «Баласс» (именно оно патронирует «Школу 2100») постоянно организует в регионах бесплатные курсы для преподавателей, желающих по ней заниматься.

— Как бы вы сформулировали главное отличие вашей программы по естествознанию от ныне действующих?

— Я, пожалуй, для начала задался бы вопросом: кого мы, собственно, хотим получить «на выходе»? Нынешние программы по естествознанию всецело ориентированы на подготовку будущего студента соответствующего вуза. Взять хотя бы программу по биологии: ведь это же просто набор университетских курсов (зоологии, ботаники и т.д.), более или менее (чаще менее) адаптированных под среднестатистического школьника... Отсюда – ее перегруженность никому в сущности не нужными деталями (все эти формулы цветков, кровеносные системы моллюсков и т.п.): 95% детей это никогда в жизни не понадобится, а остальные 5% будут учить это в вузе на совершенно ином уровне. А фундаментальные закономерности от внимания учеников ускользают: формулы-то цветков они иной раз помнят; а вот о том, что фотосинтез и дыхание – это по сути один и тот же химический процесс (все дело в том, справа налево или слева направо читать это химическое уравнение) они и представления не имеют!
Так вот, мы свою задачу видим в том, чтобы получить «на выходе» не «идеального абитуриента», а образованного человека (помните: «Образование – то, что останется у вас в голове после того, как вы забудете все, чему вас учили»). В нашем представлении образованный человек – это тот, кто: а) обладает неким твердым минимумом фундаментальных знаний, позволяющих иметь в голове внутренне согласованную естественнонаучную картину мира; б) умеет сомневаться и обладает навыками критического анализа и чужих, и собственных построений; в) приучен самостоятельно искать ответы на возникающие у него вопросы. Короче – это человек, которому трудно «промывать мозги» при помощи телевизора...

— Звучит заманчиво... И как – есть реальные успехи в достижении этой цели?

— Да. Поскольку по этой программе дети учатся уже 6 лет, можно делать определенные, статистически достоверные, выводы. Так вот, мы гордимся не столько тем, что в классах, учившихся по этой программе, растет число «пятерочников» (это-то как раз несложно), сколько тем, что уменьшается число «троечников»: дети в самом деле приобретают вкус к учебе. Это – главное, а все остальное приложится.


1 Земля и люди. Учебник по естествознанию для 5-го класса общеобразовательной школы. Авт. коллектив: К.Ю.Еськов, О.В. Бурский (Книга 1. История Земли и жизни на ней), Т.Л. Смоктунович (Книга 2. Как люди открывали Землю и создавали карту) / Под ред. А.А. Вахрушева. — М.: «Баласс», 2000: 240 с.

2 Окружающий мир. Учебники-тетради для 1-4 классов. Авт. коллектив: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — М.: Баласс, 1997—2000.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru