С.ПОПОВ
«Земля и люди»
Учебник по естествознанию для 5-го
класса
Недавно у одиннадцатилетнего сынишки
моей приятельницы появилась любимая книжка,
нечто вроде Жюля Верна или «Затерянного мира» из
времен нашего детства: учебник(!) по
естествознанию для 5-го класса «Земля и люди»1.
Самое же забавное заключалось в том, что папа,
реквизировав книжку у отпрыска, тоже прочел ее
залпом, как детективный роман, и вынес вердикт:
«Эх, и отчего в нашем детстве таких учебников не
было!..» Вечером я включил радиостанцию «Эхо
Москвы», чтобы послушать дискуссию о грядущей
реформе образования, и – надо же! – среди ее
участников обнаружил как раз одного из авторов
учебника, Кирилла Юрьевича Еськова... «Перст
судьбы!» – решил я и, пользуясь достижениями
цивилизации, разыскал автора через Интернет.
— Скажите, как вы относитесь к тому,
что иные дети читают ваш учебник «Земля и люди»
просто как художественную литературу?
— Нахожу это замечательным: именно
такую задачу мы и ставили перед собой, когда его
писали! Признайтесь честно: боґльшая часть ваших
знаний об античном Риме почерпнута не из давно и
напрочь позабытого вами учебника по истории, а из
более занимательного «Спартака». Вот и мы решили
написать учебник, который мог бы конкурировать
по части увлекательности... ну, в данном случае,
наверное, скорее не со «Спартаком», а с
«Затерянным миром».
— Однако же в вашем учебнике при этом
обсуждаются весьма серьезные вещи. Вы, например,
рассказываете пятиклассникам (!) о теории
эволюции, которую положено проходить в 10-м
классе...
— Вы очень правильно сформулировали:
«Положено проходить»... Помню, в учебнике для
второго класса «Окружающий мир» нам
понадобилось ввести понятие «тяготение».
Министерская экспертная комиссия – ни в какую:
«Вы с ума сошли! Это программа девятого класса!
Там гравитационная постоянная... квадрат
радиуса...» Мы им: «Да при чем тут «квадрат
радиуса»? У нас что – до девятого класса чашки со
стола не падают?» И знаете – убедили... Так и
здесь, с теорией эволюции: важно ведь не что
объяснять, а как. Эйнштейн правильно говорил:
«Если ученый не в состоянии растолковать ребенку
суть своей работы на доступном для того уровне,
это свидетельствует о его профнепригодности»...
— Спору нет, ваши объяснения хороши –
и образны, и доходчивы. Однако из текста ясно, что
ребенок исходно должен владеть целым рядом
базовых понятий – «экосистема», «фотосинтез»...
Обычный пятиклассник всего этого просто не
знает.
— В этом-то и весь вопрос – кого
называть «обычным пятиклассником». Все дело в
том, что учебник «Земля и люди» предназначен для
детей, уже проучившихся четыре года по учебникам
«Окружающий мир» (в рамках программы «Школа 2100»)2.
А эти дети давно уже свободно оперируют
понятиями «экосистема» и «фотосинтез», равно как
и многими другими – уверяю вас!
— Ага! То есть эта программа
(составной частью которой является ваш
замечательный учебник) по сути – очередной
вариант элитарного образования, рассчитанный на
«особо одаренных детей», обучаемых в столичных
спецшколах...
— Да ничего подобного! Я бы даже сказал
– совсем наоборот... Программа ориентирована на
простую школу и самого обычного, «серийного»
педагога. В этом и состоит программная установка
«Школы 2100»: «Любой ребенок (а не только
сверходаренный или богатый) должен иметь
возможность получить качественное образование».
При внедрении программы мы ориентировались не на
столицы, а на провинцию; в итоге в Москве сейчас
по нашей программе занимаются примерно в 10% школ
(хотя, если вдуматься, это не так мало), но есть
регионы (например, Удмуртия, Казань,
Екатеринбург), где по ней учится до 80% детей. При
этом московское издательство «Баласс» (именно
оно патронирует «Школу 2100») постоянно организует
в регионах бесплатные курсы для преподавателей,
желающих по ней заниматься.
— Как бы вы сформулировали главное
отличие вашей программы по естествознанию от
ныне действующих?
— Я, пожалуй, для начала задался бы
вопросом: кого мы, собственно, хотим получить «на
выходе»? Нынешние программы по естествознанию
всецело ориентированы на подготовку будущего
студента соответствующего вуза. Взять хотя бы
программу по биологии: ведь это же просто набор
университетских курсов (зоологии, ботаники и
т.д.), более или менее (чаще менее) адаптированных
под среднестатистического школьника... Отсюда –
ее перегруженность никому в сущности не нужными
деталями (все эти формулы цветков, кровеносные
системы моллюсков и т.п.): 95% детей это никогда в
жизни не понадобится, а остальные 5% будут учить
это в вузе на совершенно ином уровне. А
фундаментальные закономерности от внимания
учеников ускользают: формулы-то цветков они иной
раз помнят; а вот о том, что фотосинтез и дыхание
– это по сути один и тот же химический процесс
(все дело в том, справа налево или слева направо
читать это химическое уравнение) они и
представления не имеют!
Так вот, мы свою задачу видим в том, чтобы
получить «на выходе» не «идеального
абитуриента», а образованного человека (помните:
«Образование – то, что останется у вас в голове
после того, как вы забудете все, чему вас учили»).
В нашем представлении образованный человек –
это тот, кто: а) обладает неким твердым минимумом
фундаментальных знаний, позволяющих иметь в
голове внутренне согласованную
естественнонаучную картину мира; б) умеет
сомневаться и обладает навыками критического
анализа и чужих, и собственных построений; в)
приучен самостоятельно искать ответы на
возникающие у него вопросы. Короче – это человек,
которому трудно «промывать мозги» при помощи
телевизора...
— Звучит заманчиво... И как – есть
реальные успехи в достижении этой цели?
— Да. Поскольку по этой программе дети учатся
уже 6 лет, можно делать определенные,
статистически достоверные, выводы. Так вот, мы
гордимся не столько тем, что в классах, учившихся
по этой программе, растет число «пятерочников»
(это-то как раз несложно), сколько тем, что
уменьшается число «троечников»: дети в самом
деле приобретают вкус к учебе. Это – главное, а
все остальное приложится.
1 Земля и люди. Учебник по
естествознанию для 5-го класса
общеобразовательной школы. Авт. коллектив:
К.Ю.Еськов, О.В. Бурский (Книга 1. История Земли и
жизни на ней), Т.Л. Смоктунович (Книга 2. Как люди
открывали Землю и создавали карту) / Под ред.
А.А. Вахрушева. — М.: «Баласс», 2000: 240 с.
2 Окружающий мир.
Учебники-тетради для 1-4 классов. Авт. коллектив:
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. — М.:
Баласс, 1997—2000.
|