|
|||||||
Каждая команда представляет свое название. Приветствие оценивается в 3 балла. 1-я команда – «Исландский мох»И пусть сильней кипит борьба, 2-я команда – «Олений мох»И соревнуясь с вами, II. РазминкаЗагадки и ответы на вопросы Вопросы 1-й команде1. У осины на коре, 2. В названии какого лишайника присутствует название животного? (Олений мох.) Вопросы 2-й команде1. На полене иногда 2. В названии какого лишайника присутствует название острова? (Исландский мох.) III. «Домашнее задание»Команды представляют подготовленные дома игры. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов. Игра «Биологический ручей»Все играющие прикрепляют карточки с
изображением лишайника, берутся за руки и
проходят через «ворота», образованные двумя
учениками. Тот, кого задержат в «воротах», должен
коротко, но интересно рассказать о своем
лишайнике. Например, аспицилия съедобная.
Существует легенда о том, как во время долгих
странствий древнееврейского народа по пустыне
(они продолжались, согласно Библии, сорок лет)
люди вначале сильно страдали от нехватки пищи. Но
после месяца невзгод, проснувшись как-то утром,
они обнаружили на земле непонятный налет,
похожий на крупу или иней. Впервые увидев его,
люди удивленно стали спрашивать друг у друга:
«Манна?» (В переводе на русский – «Что это?») Так и
назвали этот налет. Манна оказалась съедобной, ее
мололи, толкли в ступах, варили в горшках или
пекли из нее лепешки. Все сорок лет странствий,
говорится в книге Библии «Исход», каждое утро
евреи собирали принесенную ветром или упавшую с
неба манну, «небесный хлеб». Это помогло им
прокормиться в пустыне. Отсюда и произошло
выражение «манна небесная». Игра с болельщиками «Живые лишайники»У играющих на груди прикреплены карточки со слогами – например: бо, ус, цет, рия, пар, лия, ро, нея, ра, ла, дач. Болельщикам предлагается составить из этих слогов названия лишайников. (Бородач, уснея, цетрария, пармелия.) Жюри подводит итоги первых конкурсов. IV. Конкурс капитановКапитаны получают планшеты с кроссвордами. Необходимо как можно быстрее решить кроссворд, используя ключевое слово: вписать названия лишайников и одного гриба. Ответ. V. Викторина для болельщиковПока капитаны решают кроссворд, болельщикам предлагается викторина. Болельщики, набравшие большее количество жетонов, приносят своей команде 3 балла. 1. Как называется наука о лишайниках? (Лихенология.) VI. Конкурс «Зашифрованные лишайники»Вставьте пропущенные буквы в слова, чтобы получить названия лишайников. Задание 1-й команде—г—ль; —сн——; ц——тр—р——; кс—нт—р—— (Ягель, уснея, центрария, ксантория.) Задание 2-й командеа——и—и—ия; —и—огимн——; э—е——ия; —ю—а—ия (Аспицилия, гипогимния, эверния, любария.) За победу в конкурсе команда получает 1 балл. VII. Конкурс «Крестики-нолики»Задание 1-й командеНайдите выигрышный путь на следующей таблице, если его составляют кустистые лишайники: Задание 2-й командеНайдите выигрышный путь на следующей таблице, если его составляют листоватые лишайники. За победу в конкурсе команда получает 1 балл. VIII. Конкурс «Лишайник»В словах переставьте буквы или добавьте недостающие так, чтобы получились названия частей лишайника Задание 1-й командецинабигр, росводоль, сл——в—щ—, деросии (Грибница, водоросль, слоевище, соредии). Гипогимния вздутаяЗадание 2-й командегибр, сосприки, —з—д——, лубыло (Гриб, присоски, изидии, лобулы). За правильный ответ команда получает 1 балл. IX. Конкурс «Четвертый лишний»Найдите в списке из четырех терминов один лишний. Объясните свое решение. Каким общим понятием можно назвать три остальных термина? Задание 1-й командеПармелия, цетрария, сфагнум, ягель. (Сфагнум – мох, остальные – лишайники.) Задание 2-й командеУлотрикс, уснея, гипогимния, эверния. (Улотрикс – водоросль, остальные – лишайники.) За победу в конкурсе команда получает 1 балл. X. Конкурс «Найдите смысловые пары»Побеждает команда, быстрее подобравшая к словам, обозначенным цифрами, соответствующие термины, обозначенные буквами. 1. Лишайники. а) одна (или несколько) клетка
водоросли, окруженная грибными нитями; (1– б; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – е; 6 – д; 7 – ж.) За правильный ответ команда получает 1 балл. XI. Конкурс «Ромашка»Капитаны команд и болельщики выбирают задания, срывая «лепестки ромашки». На обороте «лепестка» указано задание. 1-й лепесток. Распределите лишайники по группам: бородач, пармелия, бацидия, степная золотянка, ксантория настенная, кладония, ягель, цетрария, пельтигера. (Бородач, кладония, ягель – кустистые; пармелия, ксантория настенная, цетрария, пельтигера – листоватые; бацидия, степная золотянка – накипные.) 2-й лепесток. Впишите в пустые клетки по вертикали названия лишайников.
3-й лепесток. Расставьте слова в нужном порядке, чтобы получить осмысленное предложение. Осадков, вещества, исключительно, из, лишайники, атмосферных, минеральные, получают. (Лишайники получают минеральные вещества исключительно из атмосферных осадков.) 4-й лепесток. Какой русский естествоиспытатель в 1772 г. показал, что манна – это лишайник, который переносится ветром по пустыне? (П.С. Паллас.) 5-й лепесток. Кто считается основоположником лихенологии? (Шведский ученый А.Э. Ахариус.) 6-й лепесток. Кем в 1860 г. был предложен термин «лишайник»? (Русским ученым А.Н. Бекетовым.) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. XII. Конкурс «Биологический диктант»Команды пишут биологический диктант, вставляя пропущенные слова. Каждый участник команды пишет только одно предложение и передает листок следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет диктант. За каждую биологическую ошибку с команды снимается очко. Уснея длиннейшая1. Лишайники в природе играют роль ... (Первопроходцев.) XIII. Игра с болельщиками.Болельщики отвечают на вопросы, зарабатывая по 2 балла для своих команд. 1. Сколько разных блюд умел приготовить
повар знаменитого немецкого химика Ю.Либиха из
исландского мха? (Семьдесят.) XIV. Конкурс «Да или нет»Команды задают друг другу вопросы. Ответ должен быть односложным – «да» или «нет». Вопросы 1-й команде1. Лишайники могут поселяться не только
на коре деревьев, но и на почве, и даже на камнях. (Да.) Вопросы 2-й команде1. Растет лишайник очень быстро. (Нет.) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Учитель. Итак, наш КВН подошел к концу. Все участники достойно выдержали испытания. Все молодцы! Выиграли все! Победили знания, смекалка и находчивость. Жюри подводит итоги и награждает участников.
|