Н.Н. СЕНЬКИНА,
учитель биологии, с.ш. №17,
г. Сергиев Посад
Моя родословная
Урок-лекция
Неуважение к предкам есть первый
признак дикости и безнравственности.
А.С. Пушкин
Задачи урока: познакомить учащихся
с генеалогическим методом изучения родословных;
научить составлять родословную.
Оборудование: таблицы «Символика,
принятая при построении древа жизни человека»,
«Родословная царской семьи».
I. Составление родословных
Когда-то свою генеалогию знали только
аристократические семьи. Позже их родословные
очень пригодились науке – помогли установить
закономерности наследования многих заболеваний.
«У нас большей частью о предках ничего
не знают, преданий рода не уважают...» – это
написал И.Аксаков в то время, когда при Сенате
существовал целый геральдический отдел,
занимавшийся родословными дворян, а гостиные
каждого имения украшали портреты предков.
Русский философ О.П. Флоренский считал
генеалогию своеобразной педагогикой: «История
рода должна давать нравственные уроки и задачи».
Он призывал к активному познанию своего рода,
утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная»
ему историческая задача, которую он «призван
решать».
Учитель знакомит ребят с правилами
работы по составлению родословных.
Правило первое
Работа над родословной бесконечна, она
может продлиться всю жизнь и потребует
тщательных изысканий, поэтому необходимо
запастись терпением, старанием и аккуратностью.
1. Очень быстро перед вами откроется
огромное количество имен, поэтому нужно сразу
завести толстую тетрадь с пронумерованными
страницами и сделать в ней оглавление.
2. Приготовьте несколько папок для бумаг. В них вы
будете хранить письма, фотографии, записки,
документы и т.д.
3. Нужны цветные карандаши и фломастеры.
4. Ваш архив постепенно будет разрастаться,
поэтому желательно сразу определить место, где
вы его разместите. Тот, кто не поленится, вскоре
найдет первые экспонаты для семейного музея:
фотографии, личные вещи.
5. При возможности используйте фотоаппарат,
видеокамеру, магнитофон.
6. Приобретите фотоальбом.
Правило второе
Все записи, в том числе и черновые,
нужно вести аккуратно и как можно подробнее.
Педагог предлагает детям начертить родословное
древо и объясняет как это делать.
Возьмите карандаш, лист бумаги,
нарисуйте квадратик (общепринятое символическое
изображение: мужчины – квадрат, женщины –
кружок). Справа внизу нарисуйте квадратик – это
вы. Отметьте квадратик стрелкой и укажите свой
возраст (например, 17 лет). Рядом нарисуйте
символически вашего брата () и сестру ().
Соедините себя, сестру и брата общей скобкой.
Теперь обозначьте символами ваших родителей:
отца, мать. Соедините их горизонтальной линией,
символизирующей брак (рис. 1).
Рис. 1
У ваших родителей могут быть братья и
сестры. Допустим, у вашей матери есть брат и две
сестры, у отца – два брата. Это ваши дяди и тети,
внесите их в родословную (рис. 2).
Рис. 2
Следующее старшее поколение – бабушки и
дедушки по линии отца и матери. Они продолжают
ваш чертеж вверх (рис. 3).
Рис. 3
Обозначим цифрой 1 поколение дедушек и
бабушек, цифрой 2 – поколение отцов и матерей,
себя и своих братьев и сестер – цифрой 3. Мы
символически изобразили три поколения вашей
семьи.
Зная принцип построения родословной,
вы можете теперь продолжить ее и по горизонтали,
внося родственников своей будущей жены и вверх –
по вертикали – прадедушек и прабабушек. Ну, а
ниже линии, соединившей вас и вашу будущую жену,
вы можете символически обозначить своих будущих
детей (рис. 4).
Рис. 4
У вас получилось дерево с сильно
ветвящейся кроной. Можно, конечно, рисунок
перевернуть и крону превратить в корневую
систему. Ведь не случайно мы употребляем
выражение «своими корнями мой род уходит...»,
«корнями я происхожу...». Словом, это не
принципиально, как вы нарисуете дерево.
Правило третье
Ветви (корни) дерева должны быть
абсолютно симметричными, а количество ветвей –
четным. Число предков с каждым
восходящим поколением удваивается: два
родителя, четыре деда, восемь прадедов и т.д. Если
этот ряд продолжить, то число предков в каждом
восходящем поколении будет равно 2n, где n
– величина, обозначающая число поколений.
Известный американский генетик Курт
Штерн считал, что все люди на земле связаны между
собой той или иной степенью родства. Особенно
наглядной эта связь становится, если рассмотреть
ряд генеалогических древ, которые стали
классическими и широко используются в генетике.
Причем наглядность этих родословных
обеспечивается четким наследованием какого-либо
характерного признака. В качестве примера можно
привести родословную европейских царственных
фамилий, ведущих род от королевы Виктории (рис. 5).
Рис. 5
Эта родословная демонстрирует
передачу наследственного заболевания гемофилии
(нарушения свертываемости крови). Гемофилией
страдают только лица мужского пола, в то время
как женщины являются лишь носителями этого гена.
Королева Виктория «наделила» гемофилией многих
мужчин в своем роду, в том числе и цесаревича
Алексея – сына Николая II и царицы Александры
Федоровны (Алисы), унаследовавшей ген гемофилии
от своей бабушки – королевы Виктории.
Правило четвертое
При заполнении родословного древа
старайтесь, чтобы каждая веточка содержала
фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние
здоровья обозначенных в ней родственников,
особенности характера, судьбы каждого.
Расспросите об этом всех, кто знал их. Может быть,
кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер рано.
Проставьте даты рождения и смерти и сделайте
отметки о перенесенных заболеваниях.
Надеюсь, что родители заинтересуются
вашими исследованиями и помогут вам.
На первом начальном этапе составления
родословной идет установление личностей – имен,
фамилий, дат рождения и смерти. Вместе с именами
предков начинаем собирать материал о них:
воспоминания родственников, письма, фотографии.
И вся дальнейшая работа будет сводиться не
просто к родословной, а к истории твоего рода.
Задание № 1
Начертите хронологическую шкалу
основных событий в нашей стране по вертикали.
Рядом выстройте другую таблицу, в которой
значились бы ваши предки (или некоторые из них),
ведь вы уже знаете в какое время они жили. Отныне
изучение твоего рода начинается как бы с двух
сторон.
II. Источники (архивы)
Все ваши устные источники реализованы,
вы всех расспросили. Куда направиться дальше? Все
данные о рождениях, бракосочетаниях, смертях
следует искать в архивах. Здесь вам потребуется
помощь взрослых.
Задание № 2
1. Обратись в районный архив с просьбой
дать сведения о твоих предках. При этом
необходимо назвать точное имя, отчество и
фамилию родственника, желательно знать и год
рождения.
2. Постарайся побывать в местном музее на родине
твоего родственника и получить какую-либо его
касающуюся информацию.
3. Напиши письмо в областной архив с просьбой
выслать интересующие тебя сведения.
Правило пятое
При запросе данных в архивах, музее, в
других учреждениях сообщите максимум сведений о
своем родственнике и четко сформулируйте свой
вопрос.
III. О стволе
Вернемся к исходной точке, т.е. к
«подножию дерева», а, точнее, к тебе.
Задание № 3
1. Начни писать дневник. Во-первых,
познакомься с дневниками Л.Толстого,
Ф.Достоевского, М.Пришвина, других писателей,
художников. Во-вторых, пиши ежедневно хотя бы
несколько строк. Прочти записи А.Болотова.
2. Постарайся писать не только о внешней, но и о
внутренней жизни, отражай все, что тебя волнует.
Не избегай записи о тех, кто рядом с тобой.
3. Пиши только правду, даже если она тебе
неприятна.
IV. О первых двух ветвях
Это о твоих родителях: папе и маме. При
описании жизни рода часто совершается ошибка. Мы
стараемся узнать как можно больше о тех, кого уже
нет в живых, и совершенно забываем о тех, кто
рядом. Тем временем дедушка, бабушка, мама и папа
могут тебе помочь.
Правило шестое
При сборе информации не разделяй факты
на существенные и кажущиеся тебе
несущественными.
Правило седьмое
Не откладывай ни на один день
задуманного в работе над родословной, особенно
если это касается людей старшего возраста.
Правило восьмое
Пока ты не можешь определить
значимость того или иного документа, материала,
собирай все, что касается твоей семьи.
V. О семейном архиве, музее
Постепенно у тебя дома начинает
формироваться семейный архив, который может
перерасти в семейный музей: фотографии, личные
вещи предков, посуда, книги, одежда, награды,
грамоты, дипломы, документы, рукописи. Особенно
ценны предметы, сделанные руками предков, –
предметы быта, шитье, вышивка.
Помимо документов о твоем роде может
много рассказать фамилия твоих родственников.
Изучи происхождение твоей фамилии.
VI. Особенности некоторых семей
При изучении русских семей выделяется
целый ряд специфических особенностей, связанных
с родом занятий. Эта специфика во многом
определяет целенаправленный поиск по
составлению родословной. Это относится к семьям
священников, военных, казачества, и т.д. Особое
место занимают дворянские семьи.
Целый раздел в истории рода необходимо
отвести культуре, образованию, особенностям ума,
свойствам характера.
VII. Историческое значение рода
Мы упомянули далеко не все атрибуты,
которые вы можете использовать в познании своего
рода. Еще раз отмечу, что познание рода
бесконечно, а поэтому в каждом случае многие
вопросы решаются индивидуально и все решения по
составлению родословной предсказать невозможно.
Воссозданная родословная станет не
только интереснейшей семейной реликвией, но и
ценным медицинским документом, который будет
просто необходим вам, вашим детям или внукам,
если придется обратиться в медико-генетическую
консультацию. Ведь дать новую жизнь — огромная
ответственность!
Литература
Кислицина Т.Г. Этика и психология семейной
жизни. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Барашнев Ю.И. Наследственность и здоровье.
— М.: Знание, 1976.
|