Т.С. СУХОВА
Продолжение. См. No 31/2001
Человек
Планирование. Опорные схемы
Урок 7 (обобщающий).
Роль двигательной активности в
развитии скелета и мышц
Содержание урока
1. Составление опорной схемы урока
«Организм – единое целое».
2. Решение биологических задач.
3. Составление и обсуждение рекомендаций на
тему «Движение. Красота. Здоровье».
Тема 3. Кровь и кровообращение
Планирование темы
Лабораторные работы
СПИД – чума ХХ века
СПИД – синдром приобретенного
иммунодефицита человека.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
Лимфоциты – разновидность лейкоцитов (20–25% от
общего числа лейкоцитов).
Т-лимфоциты – лимфоциты, образующиеся в тимусе
(вилочковой железе).
В-лимфоциты – лимфоциты, образующиеся в
лимфатических узлах и продуцирующие антитела.
Антиген – чужеродное вещество, способное
вызвать ответную иммунную реакцию организма –
образование антител.
Антитело – сложный белок (иммуноглобулин) плазмы
крови, синтезируемый клетками лимфоидной ткани
под воздействием антигенов.
Действие вируса на клетку
(дополнительная информация)
ВИЧ способен продуцировать в
клетках-хозяевах, таких как «хелперные»
Т-лимфоциты человека, ДНК-копии своего генома.
Вирусная ДНК включается в геном лимфоцитов,
создавая условия для развития хронической
инфекции. У здоровых людей иммунитет
обеспечивается сбалансированным
взаимодействием двух видов лимфоцитов –
Т-хелперов и T-супpeccopов, вырабатываемых в
вилочковой железе – тимусе и поэтому названных
Т-лимфоцитами. В лимфатических узлах развиваются
В-лимфоциты, продуцирующие антитела. У здоровых
людей число хелперов вдвое превышает число
супрессоров. Т-хелперы стимулируют выработку
В-лимфоцитами антител. Когда инфекция подавлена,
Т-супрессоры приостанавливают активную функцию
T-хелперов. Поскольку Т-хелперы контролируют
созревание супрессорных и В-лимфоцитов, их
называют «дирижером иммунологического
оркестра». ВИЧ поражает лимфоциты, уменьшается
число Т-хелперов и супрессоров, уменьшается
способность к выработке антител. Понижается
сопротивляемость организма к инфекционным
заболеваниям, нарушается противоопухолевый
иммунитет.
Источники заражения и пути
передачи СПИДа
1. Половые сношения.
2. Загрязненные иглы при инъекции наркотиков.
3. Контакт мать – ребенок: внутриутробный, при
родах, возможно, при вскармливании молоком.
4. Донорские органы и ткани: сперма, почки, кожа,
костный мозг, роговица, сердечные клапаны,
сухожилия и др.
5. Донорская кровь.
Профилактика СПИДа
1. Проверка на наличие антител к ВИЧ.
2. Контроль за донорскими органами и кровью.
3. Использование одноразового медицинского
оборудования.
4. Моногамный брак.
5. Использование презервативов.
Вирус СПИДа не передается
1. По воздуху.
2. При рукопожатии и других не сексуальных
контактах.
3. Через посуду.
4. Через ванну, умывальник, туалет.
Урок 1.
Внутренняя среда организма. Значение
и состав крови
Содержание урока
1. Уровни организации: клетки –
ткани – органы – организм.
2. Процессы жизнедеятельности клеток, тканей,
органов, организма:
– питание;
– дыхание;
– выделение;
– рост.
3. Кровь, лимфа, тканевая жидкость – внутренняя
среда организма. Участие внутренней среды в
процессах жизнедеятельности клеток, тканей,
органов и всего организма.
4. Образование из крови тканевой жидкости и
лимфы. Относительное постоянство состава
внутренней среды – необходимое условие
нормальной жизнедеятельности организма.
5. Солевой состав плазмы. Саморегуляция
внутренней среды. Понятие о гомеостазе.
6. Функции крови и ее строение как одного из
видов тканей:
– клетки крови;
– межклеточное вещество.
7. Свертывание крови как защитная реакция
организма.
Схема урока
Поддержание относительного
постоянства внутренней среды (саморегуляция).
Ведущие понятия
Внутренняя среда.
Плазма крови.
Сыворотка крови.
Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты.
Лимфоциты – одна из форм лейкоцитов, участвующих
в реакциях иммунитета.
Гомеостаз – способность поддерживать
постоянство химического состава и интенсивность
физиологических процессов.
Физиологический раствор.
Фибрин. Фибриноген. Тромб.
Вопросы для обсуждения
1. Приведите доказательства
взаимосвязи строения и функции крови как одного
из видов тканей.
2. Какова роль внутренней среды в
жизнедеятельности организма?
3. На конкретных примерах покажите возможность
саморегуляции внутренней среды организма.
Урок 2.
Эритроциты и лейкоциты
Содержание урока
1. Функции крови, связанные с наличием
эритроцитов:
– перенос кислорода от легких к тканям;
– перенос углекислого газа из тканей в легкие.
2. Роль гемоглобина. Малокровие. Отравление
угарным газом.
3. Переливание крови. Донорство. Группы крови.
Гемолиз.
4. Строение эритроцитов человека, связанное с
функцией переноса кислорода:
– отсутствие ядра у зрелых эритроцитов;
– форма двояковогнутого диска;
– мелкие размеры, обеспечивающие увеличение
общей поверхности эритроцитов.
5. Сравнительная характеристика эритроцитов
теплокровного (человек) и холоднокровного
(лягушка) организмов. (Лабораторная работа).
6. Лейкоциты. Лимфоциты. Строение и функции.
(Лабораторная работа).
7. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах
крови. Фагоцитоз.
Схема урока
Ведущие понятия
Гемоглобин – дыхательный пигмент.
Оксигемоглобин.
Малокровие.
Донор.
Реципиент.
Гемолиз эритроцитов.
Фагоцитоз.
Воспаление.
Резус-фактор – особый белок, находящийся в
эритроцитах (имеется приблизительно у 85% всех
людей, а у 15% отсутствует).
Агглютинация – склеивание эритроцитов одной
крови сывороткой другой (несовместимой) крови.
Самостоятельная работа
(отчет о лабораторной работе)
Клетки крови
Урок 3.
Иммунитет
Содержание урока
1. Из истории борьбы с эпидемиями.
Вклад Э.Дженнера, П.Эрлиха, Л.Пастера, И.И.
Мечникова в развитии представлений об
иммунитете.
2. Иммунитет как реакция организма,
обеспечивающая защиту от чужеродных веществ,
клеток и тканей.
3. Образование в организме антител,
обезвреживающих чужеродные тела и их яды.
4. Виды иммунитета. Лечебные сыворотки. Вакцины.
5. Борьба с инфекционными заболеваниями. Роль
профилактических прививок.
6. ВИЧ – возбудитель СПИДа. Источники заражения и
пути профилактики заболевания.
7. Действие вируса ВИЧ на клетку (по усмотрению
учителя).
Схема урока
Ведущие понятия
Иммунитет – невосприимчивость
организма к инфекционным агентам и чужеродным
веществам.
Фагоциты и их функция.
Антитело – белок плазмы крови (иммуноглобулин),
синтезируемый клетками лимфоидной ткани под
воздействием антигенов.
Антиген – чужеродное вещество, способное
вызвать ответную реакцию – образование антител.
Вакцина.
Лечебная сыворотка.
Аллергия.
СПИД.
ВИЧ.
Секс – интимные отношения, связанные с
проявлением и удовлетворением полового
влечения.
Вопросы для обсуждения
1. Что нужно взять с собой врачу в
очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания –
вакцину или сыворотку? Ответ объясните.
2. Какие меры предпринимают для предупреждения
инфекционных заболеваний?
3. Объясните, почему проблему пересадки
органов связывают с проблемой иммунитета.
4. Перечислите способы профилактики СПИДа и
возможные заражения этим заболеванием.
Урок 4.
Движение крови в организме. Органы
кровообращения
Содержание урока
1. Функции крови. Движение крови по
сосудам (кровообращение – важнейшее условие
жизнедеятельности организма).
2. Большой и малый круги кровообращения, их
функции в организме.
3. Строение и функции кровеносных сосудов:
– особенности строения капилляров в связи с
выполняемыми функциями (обмен жидкостями,
питательными веществами и газами между кровью и
тканями);
– артерии – сосуды, по которым кровь течет от
сердца; особенности строения стенок артерий,
обусловливающие их эластичность; артериальный
пульс;
– вены – сосуды, по которым кровь течет к сердцу;
меньшая эластичность вен, наличие
карманоподобных клапанов.
4. Строение сердца:
– внутренний слой, образованный клетками
эпителия (эндокард);
– средний мышечный слой (миокард);
– наружный слой, состоящий из соединительной
ткани и покрытый эпителием (эпикард);
– околосердечная сумка (перикард).
5. Особенность строения сердечной мышечной
ткани. Непроизвольное сокращение миокарда.
6. Автоматия сердца — способность сердечной
мышцы сокращаться под действием импульсов,
возникающих в самом сердце.
7. Функции сердечных клапанов.
Ведущие понятия
Артерии.
Артериальной пульс.
Вены.
Капилляры.
Большой круг кровообращения.
Малый круг кровообращения.
Клапаны сердца.
Сердечная мышца.
Вопросы для обсуждения
1. Почему ходьба улучшает
кровоснабжение нижних конечностей?
2. Какая особенность строения артерии делает
артериальное кровотечение наиболее опасным?
3. Какое значение для работы сердца имеют
клапаны?
4. Прокомментируйте результаты подсчета
пульса до и после дозированной нагрузки.
Объясните, о чем говорит частота пульсовых
ударов.
5. Может ли по вене течь артериальная кровь, а
по артериям – венозная? Дайте обоснованный
ответ, пользуясь схемами большого и малого
кругов кровообращения.
Урок 5.
Работа сердца
Содержание урока
1. Работа сердца в течение всей
жизни человека (решение проблемной задачи –
почему сердечная мышца работает без заметного
утомления).
2. Фазы работы сердца (сердечный цикл):
– сокращение предсердий;
– сокращение желудочков (систола);
– одновременное расслабление предсердий и
желудочков (диастола, или пауза).
3. Участие клапанов в работе сердца и
поддержании нормального кровообращения. Пороки
сердца:
– ревматическое поражение клапанов,
преимущественно левого желудочка (неполное
смыкание вследствие сморщивания, либо неполное
размыкание вследствие склеивания, либо
сочетание обоих видов порока).
4. Сердце – неутомимый труженик:
– количество перегоняемой сердцем крови (за
одну минуту – 6 л, за один час – 360 л, за один сутки
– 8640 л, за один год – более 3 млн л, за 70 лет жизни
человека – около 220 млн л);
– количество сердечных сокращений (60–80 раз в
одну минуту, в сутки около 100 тыс. раз, за жизнь
человека, в среднем, около 2,5 млрд раз);
– ударный объем сердца (объем крови, который
выбрасывается при сокращении левого желудочка с
каждым сердечным ударом, – 70 мл);
– минутный объем (при 70 мл ударного объема и
70 сокращениях сердца составляет 5 л).
5. Влияние систематических тренировок на
увеличение массы, размеров и мощности сердца.
Регистрация пульса как прием самоконтроля при
физических нагрузках. Кровяное давление.
Ведущие понятия
Пульс.
Электрокардиограмма.
Сердечный цикл.
Сердечная мышца.
Кровяное давление.
Тренировка.
Вопросы для обсуждения
1. Сердечная мышца образована
поперечнополосатой мышечной тканью. Нуждается
ли сердечная мышца в отдыхе или это «вечный
двигатель»?
2. Подсчитайте, сколько «отдыхает» сердечная
мышца (за один час, за сутки), зная
продолжительность каждой из фаз работы сердца.
3. Какое значение для работа сердца имеют
клапаны?
4. Рассказывают, что знаменитый Корвизар,
личный врач Наполеона Бонапарта, однажды,
остановившись перед портретом мужчины сказал:
«Если художник верно изобразил оригинал, то этот
человек страдал «пороком сердца». Действительно
ли заболевание сердца отражается на цвете лица
человека?
Урок 6.
Нервно-гуморальная регуляция работы
сердца и величины просвета сосудов
Содержание урока
1. Сравнительная характеристика
механизмов нервной и гуморальной регуляции
(повторение урока 4 темы 1).
2. Нервная регуляция работы сердца:
– авторегуляция;
– участие центральной нервной системы в
контроле работы сердца;
– нервные влияния, тормозящие и ускоряющие
частоту сокращений сердца.
3. Влияние мышечной работы на центр, ускоряющий
сердечные сокращения. Развитие сердечной мышцы
при систематических физических упражнениях.
4. Регуляция просвета сосудов:
сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы.
5. Гуморальная регуляция работы сердца:
– учащение сердечных сокращений под влиянием
гормонов (адреналин);
– замедление ритма работы сердца (ацетилхолин);
– влияние солевого состава крови (соли калия и
кальция) на работу сердца.
6. Гуморальное влияние на кровеносные сосуды.
Ведущие понятия
Нервная регуляция.
Гуморальная регуляция.
Гормоны.
Организм – единое целое.
Нервно-гуморальная регуляция.
Саморегуляция.
Самостоятельная работа
Нервно-гуморальная регуляция работы
сердца и сосудов
Выводы о единой нервно-гуморальной
регуляции работы организма.
Продолжение следует
|