С.В. МЕЛЬНИКОВА
Волокнистые растения
Кроме растений, которые человек
использует в пищу, имеется большая группа так
называемых технических культур. Их выращивают
для производства различных красок, лаков,
химических веществ... Ну и, конечно волокон –
основы самых разнообразных текстильных изделий.
Казалось бы, современный человек,
имеющий в своем распоряжении разнообразные
синтетические материалы – дешевые, яркие и
немнущиеся, мог бы обойтись и без натуральных
тканей. Однако синтетика до сих пор не может (да,
наверное, никогда и не сможет) вытеснить
материалы, сделанные из шерсти, шелка и
растительных волокон. В чем же преимущество
натуральных тканей? Главным образом в том, что
они позволяют телу человека дышать и не вызывают
аллергии.
Традиционно главным сырьем для
производства текстильных изделий служат
волокнистые растения. Ботаники и технологи
выделяют среди них три основные группы. У
растений, относящихся к первой группе, волокна
образуются на семенах или частях плодов как
выросты клеток их кожицы. Самая известная из
таких культур – хлопок. Сюда же относится
тропическое «хлопковое дерево» сейба, дающее так
называемый капок. Можно отнести к этой группе и
знаменитую кокосовую пальму, у которой для
получения волокна используются грубые волоски,
окружающие твердую часть кокосового ореха.
Хлопок
У растений второй группы волокна
находятся в стеблях. Это так называемые лубяные
волокна, состоящие из большого числа удлиненных
клеток. К этой группе относятся лен, джут, кенаф,
канатник, рами, конопля и крапива. Третья группа
включает теплолюбивые тропические растения,
дающие волокно листового происхождения. Это
текстильный банан, дающий великолепную пеньку
для корабельных канатов, и агава-сизаль, из
которой извлекают волокно с тем же названием –
сизаль.
Кенаф
Конечно, рассказать в газетной статье
обо всех волокнистых растениях невозможно.
Поэтому остановимся на наиболее известных и
важных в экономическом отношении видах.
Не менее 80% населения Земли носит
одежду из хлопчатобумажной ткани. Хлопчатник –
это ситец, сатин, фланель, батист, хлопковый
трикотаж. Кроме того, это ковры, веревки, нитки,
вата, одеяла, матрацы, бумага, масло, мыло,
маргарин, топливо, корм для домашних животных и
многое другое.
Ботаническое название растения
хлопчатника – Gossypium. Это род растений
семейства мальвовых, насчитывающий по разным
данным от 35 до 67 видов. Обычно это довольно
крупные многолетние травянистые растения,
кустарники или деревца до 5 м высотой. Однако в
культуре хлопок возделывается в основном как
однолетник, многолетний древовидный хлопчатник
разводят только в тропиках.
Листья хлопчатника крупные, лопастные,
сидящие на длинных черешках. В пазухах листьев
находятся типичные для мальвовых цветки на
длинной цветоножке. У большинства видов венчик
желтый с красным пятном при основании. У
древовидных хлопчатников венчик красный, реже
белый. Каждый цветок цветет только один день,
цветение же всего куста длится несколько недель.
Чаще всего у хлопчатника встречается
самоопыление.
Наибольший интерес для человека
представляет коробочка хлопчатника – плод, при
созревании раскрывающийся четырьмя–пятью
створками. Черноватые семена окружены
«парашютом» из длинных шелковистых волосков.
Каждый волосок представляет собой отдельную,
очень крупную клетку, достигающую в некоторых
случаях длины 6 см. У диких хлопчатников волоски
имеют красноватую или желтоватую окраску, у
культурных они снежно-белые. Натуральная вата –
всего лишь очищенные от семян волокна
хлопчатника.
В диком виде хлопчатник встречается
только в тропиках Нового и Старого Света, но в
культуре его ареал распространяется на
субтропическую зону и даже ряд теплых стран
умеренного пояса. В природе это растение
предпочитает низменности и не встречается выше
200–500 м над ур.м., культурные же формы
возделываются на высоте до 2 тыс. м.
Культура хлопчатника впервые возникла
на полуострове Индостан за несколько тысяч лет
до нашей эры. Оттуда она распространилась по
другим азиатским странам. Благодаря труду
археологов мы сегодня с уверенностью можем
говорить о том, что уже в IV—III тысячелетиях до н.э.
человек умел изготавливать ткани из волокон
хлопкового куста. Об этом свидетельствуют
сохранившиеся кусочки ткани и цветные шнурки,
сделанные из хлопка, обнаруженные в Пакистане.
Первые письменные свидетельства о производстве
пряжи из хлопчатника можно найти в индийских
религиозных гимнах, которые историки относят к
1500–800 гг. до н.э. Известный древнегреческий
ученый Геродот, описывая свои путешествия по
Индии, писал о диковинных деревьях, приносящих
волокна, похожие на шерсть овец. То, что растение
способно давать «шерсть», было настолько
удивительно для наших предков, что в народе
существовало множество легенд, связанных с
хлопковым растением. Так, в «Истории растений»,
изданной в 1681 г., говорилось, что в Скифии
произрастает растение, называемое «барометц»,
или «скифский барашек». Якобы это своеобразный
гибрид растения и животного – зоофит. Оно похоже
на ягненка, из пуповины которого уходит в землю
корень, удерживающий ягненка на одном месте.
Ягненок поедает траву вокруг себя и дает
белоснежную шерсть.
За 1,5 тыс. лет до н.э. хлопчатник был
известен во Вьетнаме. В Южном Китае его
выращивали за 3 тыс. лет до н.э., а в Среднем и
Северо-Восточном Китае он получил
распространение только в X–XIV вв. н.э. В Японии
хлопчатник начали возделывать в XIII в. За
тысячу лет до нашей эры хлопок был известен в
Древнем Египте, из него делали свивальники для
мумий.
Хлопководство в Африке, основанное на
культуре африканских видов хлопчатника,
развивалось независимо. Совершенно
самостоятельно возникла культура хлопчатника и
в Америке, у индейских племен. Индейцы, в свою
очередь, также были очень удивлены, когда в 1541 г.
впервые увидели привезенных испанцами овец,
шерсть которых была так похожа на хлопок.
Из 1 кг хлопкового волокна получают
12 м ситца или 20 м батиста. В древности особым
искусством в изготовлении тканей из хлопка
славились индийцы. В Бангладеш умели выделывать
столь тонкую кисею, что она была практически
невидимой: 10 м такой ткани весили всего 110 г.
Восточные поэты говорили, что подобные ткани
«сотканы из росы».
Семена хлопчатника вначале просто
выбрасывались. Но затем из них научились
извлекать жирное масло, пригодное как в пищу, так
и для технических целей.
Из довольно большого количества
природных видов хлопчатника возделывается
только пять. Один из наиболее давно введенных в
культуру – хлопчатник древовидный (G.arboreum),
называемый также индокитайским хлопчатником.
Центром его происхождения считается Пакистан. В
культуре он встречается в Индии, Афганистане,
Вьетнаме, Китае, Корее, Японии, некоторых странах
Африки. Именно благодаря ему Индия прославилась
на весь мир хлопковыми тканями. В настоящее время
он не считается лучшим видом, т.к. обладает
слишком коротким и грубым волокном.
Хлопчатник травянистый, гуза,
или африкано-азиатский хлопчатник (G.herbaceum),
– небольшой кустарник, который приспособлен к
сухому, жаркому климату Африки, Аравии, Ирана,
Ирака, Пакистана, Афганистана, Индии, Средней
Азии и Западного Китая. Эта культура в настоящее
время распространена на юге Индии. Волокна гузы
идут на производство тяжелых, теплых тканей и
ватных одеял.
Хлопчатник обыкновенный, или мексиканский
(G.hirsutum), – наиболее распространенный в мире
в настоящее время вид хлопчатника. Именно он дает
до 70% мирового производства хлопкового волокна.
Его выращивают во всех хлопководческих регионах:
в США, Мексике, Австралии, Африке, Индокитае и
Средней Азии. Родина этого вида – Индия. Сорта
обыкновенного хлопчатника, называемые
упландами, отличаются высокой продуктивностью,
крупными коробочками, дающими длинное волокно, а
также устойчивостью к болезням.
Хлопчатник барбадосский, перуанский,
или египетский (G.barbadense), возделывают
главным образом в Объединенных Арабских
Эмиратах, Судане и некоторых странах Южной
Америки. Волокно этого хлопчатника отличается
исключительной длиной и прочностью, из него
производят высокопрочные швейные нитки и
прочные тонкие ткани.
Хлопчатник трехзубчатый, или вест-индийский
(G. tricuspidatum), возделывается только на
нескольких островах в Вест-Индии (Гаити,
Карриаку), немного в Колумбии и северо-восточной
части Бразилии. Это наименее распространенный
вид, он дает не более 2% мирового производства
хлопкового волокна.
К семейству мальвовых относятся
еще два вида волокнистых растений, имеющих
промышленное значение, хотя и не получившие
такого широкого распространения, как хлопчатник,
– это кенаф и канатник. Родиной кенафа (Hibiscus
cannabinus), называемого также бомбейской пенькой,
являются Индия и Иран. Волокна, извлекаемые из
стеблей кенафа, длинные, тонкие и мягкие, при
хорошей обработке напоминающие льняные. Они
используются для производства мешковины, тканей,
а также в химической промышленности.
Возделывается кенаф не только в Индии, но и в
других азиатских странах. Канатник (Abutilon
theophrasti) – травянистое растение, в диком виде
встречающееся на юге Дальнего Востока, в Средней
Азии, в южных районах европейской части России.
Издавна канатник возделывают в Китае. Из его
волокна изготавливают веревки, шпагат,
мешковину. Отходы идут на изготовление бумаги. В
семенах содержится жирное масло, используемое в
технических целях.
Канатник
Наверное, наиболее древним из
введенных в культуру волокнистых растений
является лен (род Linum), принадлежащий к
семейству льновых. Известно более 200 видов льна,
распространенных практически по всей Земле, хотя
наибольшее их количество сосредоточено в двух
природных очагах – в Средиземноморье, в южной
части Северной и в Южной Америке.
Лен: а — долгунец; б — межеумок;
в — кудряш
Чем же отличаются льняные ткани от
хлопковых? Они более прочны и гигроскопичны,
обладают повышенной теплопроводностью, более
устойчивы к гниению (благодаря наличию в составе
льняного волокна кремнезема). В жаркую погоду они
охлаждают тело человека, отличаются красивым
шелковистым блеском, хорошо переносят стирку,
сохраняя эластичность и мягкость. Люди научилось
производить льняные ткани много раньше
хлопковых – за 7 тысяч лет до н.э. И хотя начиная с
XVIII в. человечество больше пользуется изделиями
из хлопка, значение льна не уменьшается.
Лен был введен в культуру в северных
частях Средиземноморья очень давно, еще в
каменном веке, практически одновременно с
культурой пшеницы. Правда, первоначально его
использовали как масличное растение. Культура
выделки льняных волокон зародилась позже, в
Вавилоне и Египте. Первыми научились производить
льняную ткань египтяне. Они очень гордились
своим искусством – и было чем гордиться! Льняные
ткани, которые делали в Древнем Египте, были
настолько тонкими и прочными, что их невозможно
воспроизвести и в наше время. Качество волокна в
промышленности принято обозначать номером,
выражающим соотношение его длины к весу. Если из
килограмма волокна можно получить нить длиной в
10 км, волокно обозначают номером 10. Самые лучшие
современные волокна достигают 44 номера (в
среднем – 20–26), а в Древнем Египте умели
выделывать нити с номером до 200!
Самое старое из найденных на
сегодняшний день льняных полотен было
обнаружено в захоронении одной из первых
династий египетских фараонов (в могиле Менеса).
Однако в более позднем захоронении – саркофаге
фараона Менкара (3600 лет до н.э.) – не было найдено
льняных тканей, только шерстяные. Более поздние
династии вновь оставляют нам свидетельства
использования египтянами луба льна. За 2400–2200 лет
до н.э. египтяне использовали льняные ткани уже
достаточно широко. В гробницах того времени
найдены помимо самих полотен отличной выделки
изображения процессов выращивания, уборки и
обработки льна, а также каменный барельеф,
изображающий примитивный ткацкий станок.
За два тысячелетия до нашей эры лен
выращивали на территории Древней Колхиды.
Археологические раскопки в Приднестровье
подтвердили, что древние скифские племена
выращивали лен и коноплю и выделывали из них
полотна хорошего качества. В VI в. до н.э. лен
выращивали люди, жившие на территории
современной Литвы. Развита была культура льна и в
Киевской Руси (XI в.) – в это время из льняного
полотна изготавливали одежду, знамена и шатры,
ткали паруса. Суда князя Олега, покорившего
Царьград, были оснащены льняными парусами.
Существовали церковные праздники –
Алены-льняницы и Параскевы-льняницы, которые
были приурочены ко времени посева льна и
изготовления из него тканей.
В XII–XIV вв. льноводство на Руси
получило широкое распространение в северных,
нечерноземных районах – под Тверью, Костромой,
Ярославлем, Новгородом, Псковом и Архангельском.
Этому благоприятствовала такая биологическая
особенность растения, как образование особенно
прочных и длинных волокон в условиях нежаркого,
достаточно влажного лета.
Льняное кружево
Происхождение культурного льна
связывают с одним из дикорастущих видов – узколистным
льном (L.angustifolium). Это многолетнее растение
имеет вид розетки с многочисленными побегами,
приподнятыми вверх. Родина его –
Средиземноморье. Второй вид, который,
по-видимому, принял участие в образовании
культурного льна – ленпрыгунец (L.crepitans).
Это однолетнее растение, внешне очень
напоминающее культурный лен и являющееся частым
сорняком в его посевах. Лен-прыгунец отличается
от культурного льна сильно растрескивающимися
коробочками. В диком виде он произрастает в
Западной Европе и на Украине.
Лен
Культурный лен (L.usitatissimum) –
однолетнее травянистое растение с прямыми
стеблями, узкими листьями и быстроопадающими
голубыми цветками. Плоды льна – коробочки с
многочисленными мелкими семенами, содержащими
много жирного масла. В стеблях льна находится
длинное и ровное волокно, дающее прекрасную
пряжу. Культурный лен в настоящее время
представлен двумя основными разновидностями –
лен-долгунец и лен-кудряш.
Лен-долгунец – более молодая в
эволюционном отношении разновидность – имеет
малоразветвленный стебель до 60 см высотой. Его
волокна наиболее длинные, они идут на
изготовление пряжи. Наиболее распространен
лен-долгунец в Западной Европе и в России в
районе Северного и Балтийского морей.
Для получения льняного волокна стебли
льна осенью выдергивают из земли и помещают в
воду – вымачивают – для лучшего отделения
волокна от деревянистых тканей стебля. После
вымачивания, продолжающегося около 2 недель,
стебли треплют и расчесывают, получая волокно,
которое после переработки превращается в пряжу.
Изо льна получают как грубые ткани (мешковина),
так и тончайшее бельевое полотно (батист),
кружева, а также нитки, брезент, веревки. Из
льняной пакли делают веревки, шпагат, а также
особый продукт – котонин, который схож с
хлопковым волокном. Отходы льняного
производства превращаются в упаковочный
материал, идут на изготовление
термоизоляционных плит и для выработки лучших
сортов бумаги.
Лен-кудряш – низкое, сильно
разветвленное растение. Он дает много семян и
используется в основном для получения льняного
масла. Волокно у него короткое и мало пригодное
для производства пряжи.
Главнейшими странами –
производителями льняного масла являются США,
Канада, Аргентина и Индия, другие страны Азии и
Африки. Интересно, что в Индии лен сеют в смеси с
горчицей. Во время уборки собирают семена обоих
видов и получают масло из смеси семян. Считается,
что оно более вкусное и полезное. В США льняное
масло в пищу почти не употребляется, а
расходуется на технические цели –
перерабатывается в олифу, краски, лаки, идет на
производство линолеума и клеенки.
Есть еще одно техническое растение,
подобно льну дающее и масло, и волокно, – конопля
(Cannabis). Этот род относится к семейству
коноплевых и включает в себя три вида,
распространенных практически по всей Северной
Евразии. Конопля индийская (C.indica)
происходит из Пакистана и Индии и выращивается (в
том числе в Иране, Турции, Сирии и Северной
Африке) для получения наркотика гашиша. Конопля
сорная (C.ruderalis) дико произрастает в
Поволжье, Средней Азии и Западной Сибири.
Является сорным растением. Конопля культурная,
или посевная (C.sativa), распространена в
Азии, некоторых странах Западной Европы, в
Америке и Австралии. Родина конопли культурной –
Юго-Западная Азия.
Первые сведения о культуре конопли
встречаются в китайских и индийских источниках
VIII–IX столетий до н.э. Древней Индии во время
религиозных праздников пили напиток из листьев
конопли, использовали ее как лекарственное
средство. В Китае в III в. до н.э. конопля
использовалась для получения масла. Хорошо была
известна конопля и скифским племенам в V в. до н.э.
Скифы добывали из конопли волокно, а также
применяли ее семена как одуряющее зелье.
По-видимому, именно от скифов заимствовали
культуру конопли славянские племена. В прошлом
коноплеводство имело в России не меньшее
значение, чем льноводство.
Конопля – травянистое двудомное
растение. Мужские экземпляры конопли носят
название посконь, они меньше ростом и слабо
развиты по сравнению с женскими, называемыми матеркой.
Они и созревают в разные сроки, что создает
некоторые неудобства при уборке. Волокно из
конопли, называемое пенькой, извлекают точно так
же, как из льна. Из него изготавливают грубые
ткани – мешковину, брезент, а также веревки,
канаты, паклю. Волокно из поскони мягче, чем
пенька из матерки, из него ткут холсты, скатерти,
делают бельевую ткань, полотенца. Пенька конопли
отличается от других растительных волокон своей
устойчивостью к влаге, поэтому пеньковые ткани
используются для производства пожарных рукавов,
палаток и рыболовных снастей.
Конопляное масло может после
рафинирования употребляться в пищу, однако идет
главным образом на производство олифы, лаков,
красок, мыла. Жмых, остающийся после отжима масла,
является высококалорийным концентрированным
кормом для животных. В фармакологии используют
извлекаемый из семян конопли фитин, а также
различные вытяжки из зеленой массы как
снотворные и успокоительные средства.
В завершение отметим, что в разные
времена люди делали попытки изготавливать ткани
и из совсем не подходящих на первый взгляд для
этого растений. Так, на Руси умельцы ткали холсты
из волокна иван-чая, чей присемянный пух
отдаленно напоминал хлопок. В старину известна
была и так называемая «лесная шерсть» –
волокнистый материал, извлекаемый из сосновых
иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы
распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали,
отмывали и сушили. Полученное волокно шло на
изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая»
одежда считалась не только теплой, но и очень
полезной, предупреждающей ревматизм. Однако
подобные попытки внести различные растения в
разряд волокнистых относятся скорее к курьезам,
чем составляют практику технического
растениеводства.
Литература
Бахтеев Ф.Х. Очерки по истории и
географии важнейших культурных растений. — М.:
Учпедгиз, 1960.
Вульф Е.В. Главнейшие культурные
растения. — М.: Сельхозгиз, 1940.
Головкин Б.Н. По дедовским
рецептам. —М.: Агропромиздат, 1990.
Степаненко В.Н. Сказ о голубом
цветке и его чудесных превращениях. — М.:
Советская Россия, 1983.
Скорняков С.М. Зеленая
родословная. — М.: Агропромиздат, 1989.
|