КОПИЛКА ОПЫТА

Е.Ф. ШЕБАНОВА,
ср. шк. No 8, г. Ханты-Мансийск

Работа с учебником на уроке

Задача биологического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях биологии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.
Существует множество различных объективных и субъективных причин, по которым учителя редко обращаются к учебнику на уроке: желание показать свою эрудицию, ложный страх, что ученики сочтут незнайкой, неудачные учебники, стремление к новым формам работы и т.д. Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.
В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником.

I. Поисково-репродуктивная работа

Многолетняя работа в средней школе показывает, что, приходя из начальной школы, многие ученики не умеют работать с учебником. Поэтому формирование необходимых навыков приходится начинать с первых уроков в шестом классе. В дальнейшем эта работа проводится систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям.

Наиболее простой формой работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников быстрее ориентироваться в тексте.

Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:

– способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
– формирует умение отвечать кратко и четко;
– облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики могут получать положительные оценки);
– при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

Вопросы к параграфу могут быть сформулированы и самим учителем. В этом случае они должны предусматривать:

1 – поиск ответа в тексте;
2 – использование старых знаний в новой ситуации.

Более сложной формой работы является заполнение таблиц. Оно развивает умения краткости изложения и отбора информации. Сначала таблицы заполняют под руководством учителя, который все записи и их оформление показывает на доске. Следующий этап – частичное заполнение учителем таблицы (предоставление образца) и третий этап – самостоятельное составление и заполнение таблиц.

Различные варианты таблиц приведены в учебниках, методических и дидактических пособиях и рабочих тетрадях на печатной основе. Также таблицы можно составлять самостоятельно. Вот несколько примеров.

Биология, 6-й класс. Тема «Корень»

Тема «Клеточное строение»

Биология, 9-й класс. Тема «Опорно-двигательная система»

Одной из наиболее важных сторон обучения является работа с терминами. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если учащиеся не мoгут до конца понять, что обозначает термин, или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. В итоге пропадает интерес к предмету и, как правило, наблюдается снижение успеваемости. Поэтому необходимо учить учеников работать с терминами: находить их, записывать, запоминать, использовать.

С самых первых уроков необходимо обращать внимание школьников на то, что все новые термины в тексте учебника выделены особым шрифтом – курсивом (это понятие ученики тоже должны запомнить), что и помогает быстрее их отыскивать. Следует объяснить, что сам термин может быть приведен как в начале раскрывающего его определения, так и в конце.

Кроме устной работы над новыми терминами можно проводить письменную. Имеется несколько вариантов.

m Выписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять шрифтом.

m Записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними.

m Заполнить таблицу.

Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации? – также весьма важная форма работы.

Работа над схемами складывается из нескольких этапов.

1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.
2. Ученики учатся объяснять материал по готовой схеме.
3. Ученикам предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.
4. Ученикам поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

В старших классах следует объяснять, каким образом, используя эти приемы, можно готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать большой объем информации.

Наиболее простые примеры схем имеются почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих тетрадях на печатной основе. Также можно пользоваться схемами из сборников «Биология» (в таблицах и схемах) или составлять их самостоятельно.

Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы:

— составление схем под руководством учителя;
— заполнение немых схем учениками самостоятельно;
— объяснение учителя по готовой схеме;
— озвучивание готовых схем учениками;
— заполнение и озвучивание схем учениками.

Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У сильных учеников появляется возможность больше времени уделить изучению дополнительной литературы, а у слабых – шанс получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе.

К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана В.Ф. Шаталовым. Останавливаться на ее описании здесь не имеет смысла. Важно то, что если использовать всю систему нет возможности, то даже применение ее отдельных элементов позволяет при творческом подходе получать хорошие результаты.

Следующий вид работы – составление планов. При ее проведении необходимо объяснять, какова цель составления таких материалов и их предполагаемая структура. Еще лучше, если памятки по составлению будут выполнены на плакатах и вывешены в классе.

Как составить план

План – четкая последовательность изложения материала

1. Прочитай внимательно текст.
2. Разбей его на смысловые части.
3. Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по порядку.
4. Устно изложи материал по готовому плану.
Развернутый план – дополни каждый пункт плана краткими записями, которые помогут воспроизвести информацию.

Отличительной особенностью планов является краткость. Использовать эту форму работы можно начиная с 6-го класса. Многие параграфы учебников удобны для формирования умения составлять планы. Большое значение имеет пример, когда учитель записывает на доске план урока, лекции и т.д.

Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка.

Как составить конспект

Конспект – краткое изложение материала

1. Составь план прочитанного текста.
2. Разъясни и дополни каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно.
3. Сопоставь разные точки зрения, сделай вывод.

Если ученики испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспектов, то первоначально такую работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.

Тексты школьных учебников удобны относительной краткостью, что позволяет отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет при работе с большими объемами дополнительной литературы.

Проверка правильности выполнения всех перечисленных видов работ может осуществляться устно (выборочно или одновременно у всех). При проведении контроля следует отметить, у кого из учеников возникают трудности (и какие), и индивидуально поработать с теми, кому необходима помощь.

2. Сравнительно-аналитическая работа

Сравнение и анализ – иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам ведется практически параллельно с описанными выше, т.к. они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли. Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его делать.

Как сравнить объекты

Сравнить – это значит сопоставитъ в равных условиях, найти сходства и различия

Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. выделения отдельных частей и признаков, и синтеза – обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника (не исключая и лабораторных работ)? и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

Вот несколько примеров.

6-й класс. Тема «Дыхание и фотосинтез».

Сравнительная таблица «Процессы дыхания и фотосинтеза»

Тема «Строение семян двудольных и однодольных растений»

Схема «Сравнение строения семян одно- и двудольных растений»

7-й класс. Тема «Тип членистоногие»

Сравнительная таблица «Признаки членистоногих»

10–11-й классы. Тема «Строение ДНК и РНК»

Таблица «Сравнительная характеристика молекул ДНК и РНК»

Тема «Строение клетки»

Таблица «Сравнительная характеристика животной и растительной клетки»

Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их можно использовать для выполнения заданий по анализу и сравнению. Такие задания целесообразно предварять небольшими инструкциями.

Как работать с рисунками

1. Как называется рисунок?
2. Что на нем показано?
3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их
4. Сделайте вывод.

Вот несколько примеров рисунков, которые можно использовать для такой работы.

6-й класс (учебник В.В. Пасечника)

Рис. 10 – «Рост клетки».
Рис. 144 – «Обмен веществ в растении».

7-й класс (учебник А.И. Никишова и И.Х. Шаровой).

Рис. 34, 35 – «Строение простейших».
Рис. 19, 20 – «Пищевые связи».
Рис. 32 – «Соотношение типов животных по числу видов».

8-й (9-й) клаcc (учебник А.С. Батуева и др.)

Рис. 55 – «Обмен газов в легких и тканях».
Рис. 75 – «Строение позвонков».

10–11-й классы (учебник Д.К. Беляева и А.О. Рувинского)

Рис. 10 – «Различные формы клеток в связи с выполняемыми функциями».
Рис. 63 – «Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией».
Рис. 98 – «Пищевые цепи в океане».

3. Творческая работа с учебником

Составление вопросов. Ну что, казалось бы, может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфе учебника.
Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... ». Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно четко ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

а) выборочно или у всего класса в тетрадях;
б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;
в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;
г) организовать работу внутри групп (как в парах);
д) организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и полезны, особенно для детей: их слышат, они слушают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который оставляет за собой право при необходимости их корректировать.
Интересно отметить, что при составлении вопросов многие ученики обращают внимание на такую информацию в учебнике, которой учитель зачастую по инерции не придает значения.

Составление рассказов с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий, кстати, способствует развитию речи и творческих способностей.
Ученики очень любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки.

Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или (и) вносятся «лишние», которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и (или) объяснить, на какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно дать простое задание, сильным – сложнее. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов ответов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие, и т.п. Кроме того, школьникам надо объяснить требования, предъявляемые к хорошим тестам, – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.
Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.

И последний вид работы, всегда вызывающий особый интерес, – составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого рода заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.
Как правило, кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Как и в других случаях, необходимо оговаривать определенные требования:

а) четкая, а по возможности и оригинальная постановка вопросов;
б) аккуратность выполнения;
в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из лучших оформляется выставка или они используются при проведении различных внеклассных мероприятий по биологии.
Кроме кроссвордов некоторые ученики составляют ребусы, шарады, а также сочиняют или подбирают загадки и оформляют их в виде небольших сборников.
Опыт показывает, что творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышение самооценки, веры в свои силы в и стремлении учиться.

Таким образом, различные формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять «слабых» и «сильных» учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А еще лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то причине не справится с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам все поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при традиционном и развивающем обучении.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru