ЗООЛОГИЯ

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

Разнозубые и рогатые

Взрослая акула порта Джексон

Взрослая акула порта Джексон

Как известно, акулы – древние обитатели морей и океанов. Многие из ныне живущих отрядов этих рыб появились на нашей планете еще в юрском периоде – примерно 150 млн лет назад! Речь сегодня пойдет как раз о представителях одного из таких древних отрядов, а именно – отряда разнозубообразных (Heterodontiformes), включающего всего одно семейство – разнозубых, или рогатых, или бычьих акул (Heterodontidae).

Почему эти рыбы получили столь странные названия? Дело в том, что над глазами у них располагаются весьма похожие на рога надглазничные гребни, а зубы действительно имеют разную форму и размеры. Передние – острые и конические, они идеально подходят для ловли и удержания рыбы. Задние – плоские и округлые, предназначенные для раскусывания и дробления панцирей крабов, морских ежей и разнообразных раковин морских моллюсков. Таким образом, рогатые акулы приспособлены к питанию самой разнообразной добычей.

Плавник с ядовитым шипом

Плавник с ядовитым шипом

Кроме необычной зубной системы рогатые акулы являются также обладателями шипов на двух своих спинных плавниках. Каждый из этих шипов связан с ядовитой железой, яд которой достаточно силен, чтобы помочь акулам (особенно молодым) справиться с другими хищниками моря. Интересно, что эти шипы, пропитанные солями кальция, отлично сохраняются в грунте и часто являются единственными частями, по которым можно идентифицировать остатки рогатых акул в геологических отложениях. В Европе известны находки таких шипов в горных породах возрастом около 150 млн лет!

В настоящее время на нашей планете сохранилось всего восемь видов рогатых акул. Все они встречаются в умеренно теплых и субтропических водах Индийского и Тихого океанов – у берегов Южной Африки, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Азии, Калифорнии. В наших водах представителей этого семейства нет, но в южной части Японского моря, у побережий Кореи и Японии, встречается японская бычья акула (Heterodontus japonicus).

Особенности образа жизни рогатых акул наиболее подробно изучены у вида, получившего своеобразное название акулы порта Джексон, или, проще, австралийской бычьей акулы (Heterodontus portusjacksoni). Акула порта Джексон – одна из наиболее крупных в своем семействе. Длина ее тела составляет в среднем 165 см (самки крупнее самцов). На весьма крупной «рогатой» голове выделяются не только пасть с разнокалиберными зубами, но и хорошо развитые ноздри, что свидетельствует об отличном обонянии. Установлено, что в ряде случаев акулы порта Джексон находят свою добычу, в частности морских ежей, по запаху.

Ноздри и пасть акулы порта Джексон

Ноздри и пасть акулы порта Джексон

Окраска австралийской бычьей акулы довольно красива: по серовато-бежеватому фону спины от головы к спинным и анальному плавникам идет характерная черная «сбруя».

Как установили ученые, ежегодно во время размножения акулы порта Джексон совершают довольно значительные миграции (протяженностью от 600 до 800 км) из удаленных от берега глубоководных районов на мелководья континентального шельфа.

В этот период акулы объединяются в группы, состоящие из 5–10 самок и только одного самца. Хотя соотношение полов и среди молодых акул, и среди попадающих в сети взрослых «нормальное», т.е. 1 : 1. Откуда же такое «неравноправие» в сезон размножения? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Наблюдения за поведением акул в брачный период в естественных условиях весьма сложны и скудны, так как эти рыбы активны в основном в темное время, и, скорее всего, самые интересные моменты их жизни скрыты от глаз ученых ночным мраком.

Но в дневные часы исследователи неоднократно отмечали одиночных самцов, активно курсирующих около спокойно отдыхающих самок. Может быть, они выполняют роль «дежурных», охраняющих своих дам днем, а в ночные часы к самкам подплывают еще и другие самцы, которые днем держатся на некотором отдалении и потому остаются незамеченными? А может быть, как это бывает и у других животных, группу самок сопровождает действительно один самец, наиболее активный и сильный?

После того как брачные игры заканчиваются, самки продолжают держаться вместе. Ночью они охотятся, а днем отдыхают в больших подводных пещерах. Когда же наступает пора отложить яйца (через 2–5 недель после спаривания), будущие мамаши отправляются на поиски индивидуальных пещер. Там, уже в одиночестве, они откладывают первые два яйца своеобразной конической формы, каждое из которых заключено в роговую капсулу и снабжено спиральным выростом с заостренными вершинами. Следующая пара яиц дозревает еще через две недели, потом еще одна – всего самка австралийской бычьей акулы способна отложить 10–16 яиц за сезон.

Отложив очередную пару яиц, некоторые самки аккуратно берут их в свой усаженный зубами рот и какое-то время плавают, пытаясь найти наиболее удобное и безопасное убежище для будущего потомства – небольшую пещерку или расселину между камнями, – куда и помещают свою драгоценную ношу. Такая предосторожность вполне оправдана – до крупных акульих яиц много охотников, среди которых даже самцы своего вида.

Развитие яиц у австралийской бычьей акулы продолжается очень долго – проходит целый год, прежде чем из них вылупятся маленькие акулята. И много времени пройдет, прежде чем молодые рыбы смогут сами приступить к размножению. Самцы этого вида становятся половозрелыми в возрасте 8–10 лет при длине тела около 70 см, а самки и того позже – в 11–14 лет при длине около 90 см.

Молодая акула порта Джексон

Молодая акула порта Джексон

Общая же продолжительность жизни рогатых акул составляет примерно 30 лет, т.е. за всю свою жизнь взрослые самки могут отложить около 200 яиц. Это очень немного, учитывая, что молодые акулы весьма уязвимы. Их преследуют хищники, они довольно часто попадают в сети и погибают там (хотя в пищу люди их не употребляют). Но еще больше они, как и другие обитатели моря, страдают от загрязнения и разрушения мест их обитания (в частности, коралловых рифов). Между тем австралийские бычьи акулы являются весьма важной частью экосистемы рифа, так как питаются широким спектром беспозвоночных, и в том числе большими черными морскими ежами (Сentrostephanus rodgersii), относящимися к семейству диадемовых (Diadematidae). Эти ежи, в свою очередь, активно поедают морские водоросли, и если бы акулы не снижали их численность, то равновесие в биоценозе нарушилось бы очень быстро.

И кроме того, нам, наверное, должно быть просто стыдно, что столь древние животные, существующие уже миллионы лет и пережившие многие природные катастрофы, могут исчезнуть с лица Земли в результате разрушительной деятельности единственного вида – Homo sapiens.

По материалам журнала «Nature Australia». 2000. V. 26, № 10

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru