Л.Г. ГЛАЗКОВА,
учитель биологии Староэртильской школы,
Воронежская обл.
Урок-панорама «Три царства
органического мира»
Урок проводится при переходе от
изучения курса «Растения» к изучению курса
«Животные» и имеет целью систематизировать
полученные ранее знания о трех царствах
органического мира и подвести учащихся к
изучению четвертого царства – животные.
Оборудование: буклеты «Семейства
растений», таблицы и муляжи грибов, плакаты с
кроссвордами, плакат-панорама «Органический
мир», карточки для ответов на вопросы о признаках
семейств цветковых растений.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята! Сегодня мы
совершим путешествие по трем уже известным вам
царствам органического мира.
Какие это царства? (Бактерии, грибы,
растения.)
Чтобы отправиться в путешествие, надо
вспомнить, где живут бактерии. (Нет места на
Земле, где бы не встречались бактерии.)
Но узнаем ли мы их среди всего
многообразия организмов. Какую форму имеют
бактерии? (Разнообразную: палочки, шарики,
запятые, извитые и др.)
Каково строение бактериальной
клетки? Чем она отличается от растительной? (Не
имеет ядра.)
На какие две группы можно разделить
бактерии по их образу жизни и отношению к другим
существам? (Сапрофиты и паразиты.)
В чем разница между ними? (Сапрофиты
разлагают мертвые органические вещества, а
паразиты питаются органическими веществами
живых организмов.)
Обе эти группы питаются готовыми
органическими веществами, из которых получают и
строительный материал, и энергию для своего
роста и размножения. Однако в царстве бактерий
есть и такие, которые способны создавать
органические вещества из углекислого газа и
солей, используя для этого энергию солнца или
получая ее при окислении минералов – железа,
серы и других. Как называются бактерии, которые
используют энергию солнца? (Фотосинтезирующие
бактерии.)
Каких бактерий, живущих за счет
фотосинтеза, вы знаете?
(Учащимся предлагается заполнить
свободные клетки в кроссворде – плакат на доске
– и получить ответ : цианобактерии.)
Какова роль бактерий в природе? (Осуществляют
круговорот веществ в природе: разлагают мертвое
органическое вещество, превращая его в перегной,
удобряющий почву; клубеньковые бактерии
усваивают азот из воздуха, делая его доступным
для растений.)
Какова их роль в жизни человека? (Положительная
– закваска молока; квашение овощей, силоса;
получение антибиотиков, витаминов.
Отрицательная – вызывают инфекционные
заболевания; гниение и порчу продуктов,
разрушают различные материалы.)
Другое царство органического мира –
грибы.
Чем грибы отличаются от бактерий и от
растений? (Отличие от бактерий – клетки имеют
ядро; отличие от растений – не имеют хлорофилла и
питаются только готовыми органическими
веществами.)
Какие вы знаете грибы по характеру
питания? (Сапрофиты и паразиты.)
Приведите примеры известных вам
грибов-паразитов. (Вредители хлебных растений
– спорынья, головня.)
А какие вы знаете грибы-сапрофиты? (Шляпочные
грибы, пеницилл, мукор, дрожжи.)
Демонстрируются плакаты «Съедобные
грибы» и «Ядовитые грибы».
На доске – схематический рисунок
шляпочного гриба.
Сделайте рисунок «говорящим»:
подпишите названия частей гриба, указанных
стрелками. (Шляпка, пенек (ножка),
плодовое тело, грибница (мицелий).)
Демонстрируются грибы (муляжи, или
если есть возможность, влажные препараты): а)
лисички, рыжики, сыроежки; б) масленок, белый,
подберезовик.
Чем различаются грибы этих двух
групп? (По строению шляпки: а – пластинчатые; б
– трубчатые.)
Как размножаются грибы? (Спорами и
за счет роста мицелия грибницы.)
Как они питаются? (Всасывают
органические вещества через поверхность клеток.)
Каково значение грибов в жизни
человека? (Как правило, учащиеся в первую
очередь говорят «употребляются в пищу». Следует
напомнить, что, выращивая, например, плесневые
грибы, получают лекарства, витамины, лимонную
кислоту и другие полезные продукты.
Отрицательная роль – грибы-паразиты вызывают
заболевания растений, животных и самого
человека, ряд грибов разрушает древесину,
превращая в труху постройки и изделия из дерева.)
Назовите съедобные грибы и заполните
кроссворд.
(Кроссворд вывешивается в виде
плаката на доске. Варианты ответов: белый, опенок
или груздь, лисичка, шампиньон, подосиновик.)
А теперь мы вступаем в пределы
третьего, самого большого из изученных нами
царств органического мира – царства растений.
(Обращение к плакату-панораме
«Органический мир» на доске.)
Плакат–панорама «Органический мир»
В процессе длительного развития
органического мира растения прошли путь от
простых организмов – одноклеточных водорослей
– до сложноорганизованных – покрытосеменных,
или цветковых. Давайте вспомним, что мы знаем об
этих группах.
Назовите известные вам водоросли.
Где встречаются водоросли? (В воде и
во влажных местах – в водоемах и почве.)
Как они питаются? (Синтезируют
органическое вещество за счет энергии
солнечного света.)
Каково их значение в природе; в жизни
человека? (Они создают органическое вещество –
пищу для других организмов, очищают водоемы. Люди
употребляют их в пищу, добывают из них различные
вещества.)
(Далее по сходной схеме кратко
вспоминаем сведения о других группах растений:
мхи, папоротники, голосеменные и
покрытосеменные: «Назовите известных вам
представителей этой группы»; «Где они
встречаются и как питаются?»; «Каковы
отличительные признаки их строения и
размножения?»; «Какова их роль в природе и жизни
человека?». В случае с мхами следует обратить
внимание на значение сфагнума (торфяного мха).
В случае покрытосеменных растений – на смысл
названия этой группы.)
Учащимся раздаются разлинованные
карточки с указанием названий семейств и
пятнадцатью колонками, соответствующими номерам
вопросов. При ответе на вопрос нужно поставить
галочку на пересечении его номера и названия
семейства. Вопросы также желательно раздать
каждому ученику, но при отсутствии такой
возможности их зачитывает учитель.
Вопросы
1. Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4
лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2
коротких, 1 пестика. (Крестоцветные.)
2. Лепестки цветка имеют особые названия: парус,
весла, лодочка. (Бобовые.)
3. Плод-зерновка. (Злаки.)
4. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5
сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестика. (Пасленовые.)
5. К данному семейству относится много ядовитых
растений. (Пасленовые.)
6. Плоды – стручки или стручочки. (Крестоцветные.)
7. Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5
лепестков, два из которых срастаются, 10 тычинок (9
срослись, 1 свободная), 1 пестика. (Бобовые.)
8. На корнях растений, относящихся к данному
семейству, имеются клубеньки. (Бобовые.)
9. Цветок состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков,
множества тычинок и пестиков. (Розоцветные.)
10. Листья растений данного семейства, как
правило, узкие, длинные, с параллельным
жилкованием. (Злаки.)
11. Среди растений данного семейства много ценных
плодовых деревьев. (Розоцветные.)
12. Стебель растения – соломина. (Злаки.)
13. Среди растений данного семейства много видов,
являющихся сорняками. (Крестоцветные.)
14. Растения данного семейства имеют соцветие
метелка или колос. (Злаки.)
15. Среди растений данного семейства много
ягодных культур. (Розоцветные.)
Выполненные работы проверяются и
оцениваются.
А теперь еще одно задание, связанное с
миром растений. Очень многие из них дают нам не
только пищу, одежду или строительный материал, но
и ценные вещества, применяемые при лечении
заболеваний. Давайте попробуем вспомнить
названия нескольких лекарственных растений, и
впишем их в сетку кроссворда.
Кроссворд – плакат на доске.
Варианты ответов: пижма, облепиха,
одуванчик, шиповник, чистотел, календула,
ятрышник, черемуха.
Учитель. Многие уже, наверное,
обратили внимание на выделенную в кроссворде
колонку. Теперь, когда задание решено, мы можем
прочесть в этой колонке слово – название еще
одного, четвертого царства органического мира. К
изучению этого царства, его многочисленных,
удивительных и важных представителей нам и
предстоит приступить на следующих уроках.
Подведение итогов. Выставление
оценок.
Знакомство с учебником нового
раздела биологии – «Животные».
|