ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Т.С. СУХОВА

Окончание. См. No 31, 32, 34, 35, 36/2001

Человек

Планирование. Опорные схемы

Функции головного мозга (дополнительная информация)

Известно, что в коре головного мозга взрослого человека более 10 млрд клеток. Однако уровень умственных способностей не всегда находится в прямой зависимости от их количества. Головной мозг человека состоит из больших полушарий, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Отделы, расположенные между промежуточным и спинным мозгом, образуют ствол головного мозга. Все эти структуры тесно анатомически и функционально взаимосвязаны. От того насколько в срок и согласованно с другими отделами мозга будут развиты все его составляющие, зависят здоровье и умственные способности ребенка.

В развитии структур головного мозга существуют свои критические периоды. Они характеризуются наиболее интенсивным делением клеток головного мозга. Скорость роста мозга у плода до 33-й недели выше, чем скорость роста тела. Особенно высока она в начале внутриутробного развития. Интенсивный рост мозга плода до 15–16-й недели практически сдерживает рост всего тела за счет использования основной массы энергии. Лишь последние 7 недель беременности рост мозга замедлен. А рост мозжечка в этот период значительно ускоряется. За вторую половину беременности мозжечок увеличивается в размерах в 12 раз, а передний мозг за то же время –всего в 5 раз. Рост мозга после рождения продолжается еще долго, при рождении же его вес составляет всего 23% от веса мозга взрослого человека. Всевозможные нарушения норм поведения беременной, различные заболевания матери и плода могут оказать отрицательное влияние на рост и развитие многих структур головного мозга. Никитин А. Откуда берутся дети.– М.: Молодая гвардия, 1989.

Урок 4.

Органы чувств

Содержание урока

1. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Значение рецепторов и коры больших полушарий головного мозга.
2. Определение понятия «органы чувств». Значение органов чувств для ориентировки животных и человека во внешней среде.
3. Анализатор – система, состоящая из:

а) рецептора;
б) нервных путей;
в) зоны коры больших полушарий.

Виды анализаторов.

4. Внутренние рецепторы (в мышечной ткани, стенках кровеносных сосудов, сердце, кишечнике и др.).
5. Кожное чувство. Мышечно-суставное чувство.
6. Органы вкуса и обоняния.
7. Роль ощущений в жизни человека, в познании мира.

Схема урока 4

Ведущие понятия

Орган чувств.
Анализатор.
Рецептор.
Зона коры больших полушарий.
Нервные пути.

Вопросы для обсуждения

1. Какая разница между понятиями «анализатор» и «орган чувств»?
2. Почему слепые могут «читать пальцами»?
3. Почему при насморке изменяется вкус пищи?
4. Где находятся рецепторы, воспринимающие раздражения из внутренних органов организма?
5. Почему иногда боль помогает сохранить здоровье?

Справка. Особое место среди ощущений занимает чувство боли. Исследования показали, что не существует специального болевого органа, подобного другим органам чувств. Человек может испытывать боль в суставах, мышцах, сердце. Она возникает при повреждении внутренних органов. Во всех случаях боль служит сигналом отклонения от нормы течения физиологических процессов в том или другом органе. Таким образом, чувство боли является защитным приспособлением, средством предупреждения возможной опасности.

Урок 5.

Строение и функции органа зрения

Содержание урока

1. Роль зрения в жизни человека:
а) трудовая деятельность;
б) обучение;
в) эстетическое развитие;
г) передача социального опыта;
2. Зрительный анализатор:
а) рецепторы глаза;
б) зрительный нерв;
в) зрительная зона коры больших полушарий.
3. Строение глаза и его функции:
а) защитные приспособления глаза, мышцы, двигающие глаза, ресничная мышца;
б) строение белочной и сосудистой оболочек;
в) свойства роговицы, радужной оболочки, зрачка, хрусталика, стекловидного тела;
г) строение и функции сетчатки.
Рецепторы глаза – колбочки и палочки; желтое и слепое пятно.
4. Фокусирование изображений предметов на сетчатке, получение изображения и преобразование света в нервные импульсы в сетчатке.
5. Передача возбуждения в зрительную зону коры больших полушарий. Зрительное восприятие.

Схема урока 5

Ведущие понятия

Оптическая система глаза.
Сетчатка.
Палочки. Колбочки.
Желтое пятно.
Зрительный анализатор.
Рецепторы.
Зрительный нерв.
Зрительная зона.

Задание

Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек. Испытуемого сажают на стул лицом к классу и просят смотреть прямо перед собой. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается. После этого предупреждения испытуемому показывают ручку, окрашенную в красный, желтый, зеленый или другой цвет. Предмет демонстрируют в движении и короткое время с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки. На вопрос: «Какой предмет был показан?», испытуемый обычно отвечает правильно: «Ручка». А на вопрос: «Какого цвета был предмет?» – обычно ответить не может, гадает, часто ошибается. Изображение проецируется на боковую поверхность сетчатки. Колбочки, воспринимающие цвет объекта, находятся преимущественно в центральной части сетчатки, в области желтого пятна. На периферии сетчатки колбочек мало, там сосредоточены палочки, которые не воспринимают цвет предметов. Поэтому испытуемый различает форму предмета, но не может определить его цвет. (По Л.Г. Воронину, Р.Д. Машу.)

Урок 6.

Гигиена зрения

Содержание урока

1. Схема хода световых лучей в глазу.
2. Врожденные и приобретенные недостатки зрения – близорукость и дальнозоркость.
3. Причины нарушения зрения. Коррекция недостатка зрения очками.
4. Гигиена зрения:
а) освещение;
б) чтение в транспорте;
в) позы при чтении;
г) инфекционные заболевания.
5. Профилактика близорукости.
6. Профилактика травм глаз и первая помощь при бытовых и производственных травмах.
7. Достижения медицины в области хирургии глаза и лечении глазных заболеваний.

Схема урока 6

Ведущие понятия

Гигиена.
Близорукость.
Дальнозоркость.
Профилактика.

Вопросы для обсуждения

1. На схемах покажите, чем отличается близорукость от дальнозоркости и нормального зрения.
2. Предложите схему коррекции недостатков зрения очками при:
а) близорукости;
б) дальнозоркости.
3. Почему глаз отдыхает при рассматривании звездного неба?
4. Как объяснить, что надев очки, человек с нормальным зрением ничего не увидит?
5. Почему мы не можем одновременно видеть два предмета, находящиеся от нас на разном расстоянии?
6. Как предохранять глаза от травм и почему травмы глаз могут осложняться инфекционными заболеваниями?

Урок 7.

Органы слуха и равновесия

Содержание урока

1. Значение слуха в жизни человека:
а) общение;
б) трудовая деятельность;
в) обучение;
г) восприятие музыки.
2. Слуховой анализатор:
а) рецепторы (в органе слуха);
б) слуховой нерв;
в) слуховая зона коры больших полушарий.
3. Строение и функции уха:
а) наружное, среднее, внутреннее ухо;
б) слуховые рецепторы – начальное звено слухового анализатора;
в) передача звуковых колебаний из окружающей среды к слуховым рецепторам;
4. Профилактика заболеваний органа слуха, его гигиена. Вредное влияние шума на слух и нервную систему.
5. Чувство равновесия. Вестибулярный аппарат внутреннего уха:
а) определение анализатором положения тела в пространстве;
б) раздражение рецепторов при изменении положения головы, тела; морская болезнь;
в) тренировка космонавтов; состояние невесомости.

Схема урока 7

Ведущие понятия

Система передачи звуковых колебаний.
Система восприятия звуковых колебаний.
Рецепторы внутреннего уха.
Улитка.
Полукружные каналы и мешочки.

Вопросы для обсуждения

1. Под влиянием ритмичной музыки рефлекторно повышается напряжение мышц. Объясните, почему в армии во время движения строем предлагают петь.
2. Что такое «морская болезнь»?
3. Почему тренировка вестибулярного аппарата важна для летчиков и космонавтов?
4. В медицинской практике объединяют лечение уха, горла, носа. Как вы это объясните?

Урок 8.

Высшая нервная деятельность

Содержание урока

1. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности:
а) роль И.М. Сеченова в разработке рефлекторной теории, ее значение для развития науки о мозге;
б) развитие И.П. Павловым рефлекторной теории и создание учения о высшей нервной деятельности.
2. Безусловные рефлексы – врожденная форма нервной деятельности:
а) передаются по наследству;
б) отличаются большим постоянством;
в) многие из них осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным, продолговатым мозгом);
г) находятся под контролем больших полушарий.
3. Инстинкты. Роль инстинктов и безусловных рефлексов в относительно постоянных условиях окружающей среды и при резком изменении условий.
4. Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности:
а) приобретаются каждым в течение жизни;
б) изменяются в связи с условиями окружающей среды;
в) могут относительно быстро появляться и совсем исчезать или тормозиться на время;
г) осуществляются корой больших полушарий.
5. Понятие высшей нервной деятельности:
а) условно-рефлекторная функция коры больших полушарий;
б) обеспечивает индивидуальное приспособление поведения человека и высших животных к меняющимся условиям окружающей среды;
в) проявляется в виде сложной системы условных рефлексов.

Схема урока 8

Ведущие понятия

Рефлекс.
Безусловный рефлекс.
Инстинкт.
Условный рефлекс.
Торможение условных рефлексов.
Высшая нервная деятельность.

Самостоятельная работа

Заполните свободные графы таблицы (как показано на первом примере), приведя примеры раздражителей и ответной реакции организма на них. Какой из приведенных рефлексов головного мозга можно отнести к высшей нервной деятельности? Дайте обоснованный ответ.

Рефлексы головного мозга

Рефлексы головного мозга

 Урок 9.

Особенности высшей нервной деятельности человека

Содержание урока

1. Рассудочная деятельность животных как прообраз человеческого мышления.
2. Роль труда в развитии речи и мышления человека.
3. Речь и мышление человека:
а) функции слова;
б) овладение языком – необходимая предпосылка для развития мышления;
в) значение речи в абстрактном мышлении;
г) развитие речи.
4. Peфлeксы головного мозга – основа протекания сложных психических процессов (память, воображение, мышление, речь):
а) письменная и устная речь (три центра речи в левом полушарии – слуховой, зрительный, двигательный);
б) потеря памяти при ранениях и контузиях мозга и др.
5. Необходимость общества людей для развития психических качеств человека (примеры из жизни детей, «воспитанных» животными, – Камала, Амала и др.).

Схема урока 9

Ведущие понятия

Речь.
Мышление.
Память.

Вопросы для обсуждения

1. В чем проявляется сходство и различие высшей нервной деятельности человека и животных?
2. Приведите примеры, доказывающие связи мышления с его материальной основой – мозгом.
3. Объясните смысл утверждения: «Чтобы человек стал человеком, ему необходимо общение с другими людьми».
4. Почему у опьяневшего человека невнятная речь?

Урок 10.

Гигиена учебного труда

Содержание урока

1. Работоспособность. Изменение уровня работоспособности в процессе трудовой деятельности:
а) врабатывание;
б) оптимальная работоспособность;
в) утомление.
2. Гигиена умственного труда:
а) чередование умственной деятельности с физической работой;
б) правильная организация учебной работы;
в) чередование труда и отдыха.
3. Правила выполнения домашних заданий:
а) работать в одно время в одном и том же месте; при этом образуется рефлекс на время и место и включение в учебный процесс происходит быстро;
б) сначала следует выполнять письменные задания средней трудности, а потом переходить к самым трудным;
в) каждые 40–45 мин необходимо делать перерыв и физическую разминку;
г) вредно во время выполнения заданий смотреть телевизор, слушать радио;
д) при заучивании текста наизусть важно повторить его утром.

Схема урока 10

Ведущие понятия

Умственный труд.
Физический труд.
Работоспособность.
Режим дня.
Гигиена умственного труда.

Самостоятельная работа

Дайте физиологическое обоснование правилам гигиены умственной работы.

Вопросы для обсуждения

1. Почему перерывы в работе лучше делать короткими?
2. Почему физические упражнения восстанавливают работоспособность?
3. Поясните понятия «активный отдых» и «пассивный отдых».

Урок 11.

Сон и его гигиена

Содержание урока

1. Суточные природные ритмы на Земле и смена сна и бодрствования.
2. Фазы сна; медленный и быстрый сон.
3. Сон – состояние, необходимое для восстанавления работоспособности нервной системы, а следовательно, и всего организма.
4. Центры головного мозга, регулирующие наступление сна и бодрствования.
5. Сновидения – деятельность мозга, связанная с нормализацией психического и физиологического состояния человека.
6. Гигиена сна. Предупреждение нарушений сна:
а) потребность во сне в разном возрасте;
б) повышение потребности во сне во время заболеваний, напряженной умственной работы, при тяжелых психических переживаниях;
в) отрицательное влияние на сон сильного возбуждения нервной системы;
г) благоприятное воздействие свежего воздуха, свободной одежды, тишины.

Схема урока 11

Ведущие понятия

Медленный сон.
Быстрый сон.
Сновидения.

Вопросы для обсуждения

1. Чем вредна бессонница?
2. Почему трудно заснуть, если что-то болит?
3. Во сне происходит активная перестройка ряда функций органов. Докажите это, охарактеризовав медленный и быстрый сон.
4. Дайте научное обоснование основным правилам гигиены сна.
5. Почему важен достаточный сон?

Урок 12.

Вред курения и алкоголя. Наркомания

Содержание урока

1. Пагубное действие никотина на головной мозг: ухудшение внимания, памяти, преждевременное старение.
2. Чувствительность к алкоголю клеток головного мозга:
а) ослабление процессов торможения в центральной нервной системе;
б) утрата таких психологических качеств, как самоконтроль, осторожность, самообладание;
в) снижение умственной и физической работоспособности, остроты зрения;
г) ухудшение координации движений.
3. Деградация личности алкоголика:
а) снижение сообразительности;
б) ухудшение памяти;
в) неспособность сосредоточиться на чем-либо, кроме мыслей о спиртном;
г) грубость, безжалостность, черствость, эгоизм, бесцеремонность.
4. Общие свойства наркотиков:
а) вызывают эйфорию;
б) включаются в обмен веществ, в результате чего развивается привыкание;
в) нарушают деятельность нервной системы.
5. Наркомания:
а) первая стадия – эйфория («кайф»), еще нет физической зависимости;
б) вторая стадия – физическая зависимость, мучения абстиненции («ломка»);
в) третья стадия – полная психическая и физическая деградация.

Справка

Абстиненция (лат. – воздержание) – особое физическое и психическое состояние алкоголиков и наркоманов после внезапного и полного прекращения употребления алкоголя или привычного наркотика.

Темы сообщений*

1. Алкоголь – наркотическое вещество.
2. Болезни, вызываемые действием никотина.
3. В чем опасность наркотических веществ?
4. Что значит «здоровый образ жизни»?

Вопросы для обсуждения*

1. В чем заключается деградация личности алкоголика?
2. Почему лечением алкоголизма занимаются врачи–наркологи?
3. Как действует алкоголь на головной мозг?
4. Как действует курение на здоровье человека?

Проверочная работа*

I вариант

1. Зарисуйте схему двигательного безусловного рефлекса. Обозначьте путь нервного возбуждения, вызывающего движение.
2. Приведите примеры влияния вегетативной нервной системы на деятельность органов.
3. Почему при насморке изменяется вкус пищи?

II вариант

1. На примерах покажите функции нервной системы в организме.
2. От гнева и возмущения у человека учащается сердцебиение. Объясните физиологический механизм этого явления.
3. Зарисуйте схему зрительного анализатора, обозначив три составляющие этой функциональной системы.

Тема 10. Размножение и развитие человека

Планирование темы

Периоды жизни мужчины и женщины (дополнительная информация)

В зависимости от деятельности половых желез в жизни человека различают следующие периоды.

1. Детство. Этот период длится от рождения до наступления полового созревания (у девочек в среднем до 12–13 лет, у мальчиков – до 13–14 лет).
2. Период полового созревания. У мальчиков он проходит с 13–14 лет до 18–20 лет, у девочек с 12–13 до 15–17 лет.
3. Период половой зрелости наступает после полового созревания и продолжается у мужчин в среднем до 50–60 лет, у женщин – до 47–50 лет. Этот период характеризуется активностью всех функций полового аппарата, направленных на деторождение.
4. Переходный (климактерический) период – постепенное угасание функций половых желез – обычно продолжается в течение 2–4 лет.
5. Старость. Это физиологическое состояние характеризуется постепенным угасанием всех жизненных функций.

Сравнительная характеристика женского и мужского организма

Сравнительная характеристика женского и мужского организма

Половые клетки

Яйцеклетка имеет диаметр 0,2 мм. В яичниках новорожденной девочки заложено около 500 тыс. граафовых пузырьков (фолликул). Однако лишь небольшая часть из них созревает. В период половой зрелости регулярно, один раз в месяц, в фолликуле созревает одна яйцеклетка. За всю жизнь у женщин образуется 500 яйцеклеток. Мужчина за свою жизнь извергает до 800 000 млн сперматозоидов, которые развиваются в яичке в течение 75 дней и движутся со скоростью 3 мм/мин.

Урок 1.

Система органов размножения. Оплодотворение. Внутриутробное развитие ребенка

Содержание урока

1. Значение полового размножения в живой природе. (Зачем природе понадобилось два пола?)
2. Способность продолжить свой род – прекрасный дар, которым обладают все живые организмы, в том числе человек.
3. Функции половых желез:
а) генеративная (детородная);
б) эндокринная.
4. Формирование половых клеток, отличительные особенности сперматозоида и яйцеклетки.
5. Оплодотворение, его биологическая сущность. Роль хромосом в передаче наследуемых признаков обоих родителей. Влияние алкоголя на потомство.
6. Зародышевый период внутриутробного развития. Питание и дыхание зародыша. Гигиена беременной женщины.
7. Развитие плода. Закладка органов и тканей. Обмен веществ через плаценту.
8. Наследственные и врожденные болезни. Роль генетических консультаций «Семья и брак».

Схема урока 1

Ведущие понятия

Половые железы.
Половые клетки.
Оплодотворение.
Беременность – процесс развития в теле женщины зиготы в зародыш, а затем в плод.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, начальная стадия зародыша.
Зародыш (эмбрион) – организм в ранний период развития.
Плод – зародыш млекопитающих после закладки у него основных органов и систем, т.е. уже развившийся эмбрион.

Справка

Развитие зародыша человека

Урок 2.

Рождение ребенка. Рост и развитие организма человека

Содержание урока

1. Роды – окончание периода вынашивания ребенка и начало периода его выхаживания.
2. Психологический климат семьи в послеродовой период.
3. Понятия «новорожденный» и «грудной» ребенок:
а) новорожденный – в течение месяца после рождения;
б) грудной – с месяца после рождения и до года.
4. Развитие грудного ребенка. Значение грудного вскармливания. Особенности ухода за грудными детьми:
а) режим кормления и сна;
б) двигательный режим;
в) чистота тела;
г) профилактика инфекционных заболеваний;
д) общение с близкими.
5. Возрастные особенности ребенка:
а) в ясельном возрасте (1–3 года);
б) в школьном возрасте (6–8 лет – 16–18 лет).
6. Половое созревание:
а) сущность полового созревания;
б) признаки полового созревания;
в) понятие о менструации и поллюции.
7. Развитие речи, мышления, психики в школьном возрасте. Отрицательное влияние на развитие и психику школьников алкоголя, никотина и других наркотических веществ.

Схема урока 2

Ведущие понятия

Роды – физиологический процесс выхода плода из тела матери.
Рост – увеличение массы организма, его органов.
Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс количественных (рост) и качественных изменений.
Половое созревание – период, когда организм становится способным к половому размножению.
Психическое развитие – рефлекторная деятельность, в основе которой лежат процессы, происходящие в коре больших полушарий.

Программированный опрос

Названы факторы, вызывающие нарушения нормального развития ребенка. От родителей зависят:

1 – употребление алкоголя;
2 – стрессовые состояния будущей матери;
3 – загрязнение воздуха тяжелыми металлами;
4 – употребление пищи, содержащей нитраты;
5 – проживание в зоне повышенной радиации;
6 – неправильное питание;
7 – нарушение режима сна и кормления;
8 – большая физическая нагрузка кормящей матери;
9 – отсутствие общения с малышом;
10 – санитарное состояние помещения;
11 – гиподинамия;
12 – сильный шум: а) на улице; б) в квартире.

Ответ: 1; 2; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12–б.

Урок 3.

Человек как биологическое и социальное существо

Содержание урока

1. Свойства человека как биологической системы:
– наследственность;
– изменчивость;
– клеточное строение;
– саморегуляция;
– раздражимость;
– обмен веществ;
– самовоспроизведение;
– рост и развитие;
– ритмичность;
– энергозависимость (человек – «открытая система»).
2. Физиологические потребности человека. Значение природной среды в жизни человека:
– состав воздуха;
– наличие пресной воды;
– наличие питания как источника энергии.
3. Действие социальных факторов на здоровье и психику человека:
– культура общения;
– режим труда и отдыха;
– психологический климат в семье и на службе;
– заболевания и их профилактика;
– состояние окружающей среды;
1.Потребности физиологические, социальные, духовные.
2. Регулирование потребностей.
3. Охрана окружающей среды
– образ жизни;
– воспитание и образование.
4. Регулирование социальных потребностей. Самоконтроль и самоанализ.

Схема урока 3

* * *

...И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнилье! –
Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

И он тропою небывалой
На берег перешел другой.
И пот со лба отер усталой –
Уже не лапой, а рукой.

В.Шефнер

* * *

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.

В.Шефнер

* * *

Стали люди сильными,
как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного дара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?

А.Плотников


* По усмотрению учителя проводится одна из предложенных форм контроля знаний.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru