Т.В. ДЯДЮН,
гимназия No 177, г. Екатеринбург
Тестовый контроль на уроках по
систематизации биообъектов
Важной частью изучения биологии в
среднем звене является знакомство с
разнообразием и систематикой живых организмов.
Однако нагромождение признаков, свойств,
особенностей представителей разных
систематических групп зачастую приводит к хаосу
и неразберихе в голове ребенка. И все
«достижения» систематики теряют для него свою
стройную упорядоченность.
Наша система изучения разнообразия
органического мира предполагает использование
образного «языка» переработки информации (по
Брунеру). В своей работе мы используем яркие
цветные карточки. Дети легко и с удовольствием
используют цвета для определения групп
организмов или явлений. Например, Злаковые –
желтый, Розоцветные – красный,
Папоротникообразные – черный (ведь уголь
черный!), испарение – синий и т.п. Подобный подход
– активное включение в учебный процесс цветовых
ощущений – компенсирует «чувственный голод» при
получении информации и улучшает восприятие
материала. Процесс систематизации включает три
этапа.
1. Выделение признаков той или иной
группы при ее изучении.
2. Закрепление с использованием цветных
карточек.
3. Итоговый тест.
Задания промежуточных и итоговых
тестов состоят в том, чтобы указать
систематическую группу, к которой относится
названный организм или организмы с указанными
признаками или процессы, происходящие в этих
организмах. При ответах ученики используют
цветные символы. А учителю при проверке остается
только замечать среди «поля» розовых карточек
«желтые» ошибки.
Физиология растений
Варианты ответов: фотосинтез,
дыхание, испарение, листопад, рост и размножение.
1. Происходит постоянно, независимо
от сезона и времени суток.
2. Осуществляется главным образом основной
тканью листа.
3. Синтезируется сахар и крахмал.
4. Зависит в первую очередь от температуры и
влажности атмосферы.
5. Происходит образование органических
веществ.
6. Увеличивается число особей.
7. Выделяется кислород.
8. Происходит в хлоропластах.
9. Участвуют тычинки и пестики цветка.
10. Участвует проводящая ткань – ксилема.
11. Участвует камбий.
12. Кислород поглощается.
13. Освобождается энергия.
14. Задействованы устьица.
15. Происходит разрушение хлорофилла.
16. Поглощается углекислый газ.
17. Органические вещества расходуются.
18. Способствует освобождению растения от
вредных веществ.
19. Участвует образовательная ткань.
20. Приспосабливает растения к уменьшению
испарения.
21. Часто зависит от насекомых и ветра.
22. Происходит в результате деления клеток.
23. Способствует транспорту веществ от корня к
листу.
24. Происходит в основном осенью.
25. Бывает генеративным и вегетативным.
26. Часто связано с образованием гамет.
27. Выделяется углекислый газ.
28. Активно происходит в жаркий ветреный день.
29. Включает процесс оплодотворения.
30. Участвует проводящая ткань – флоэма.
31. Запасается энергия в химических связях.
32. Характеризуется образованием годичных
колец.
33. Происходит на свету.
34. Зависит от площади листовой пластинки.
35. Способствует охлаждению растения.
Ответы
Фотосинтез: 2, 3, 5, 7, 8, 14, 16, 30, 31, 33.
Дыхание: 1, 12, 13, 14, 17, 27.
Испарение (транспирация): 4, 10, 14, 23, 28, 34, 35.
Листопад: 15, 18, 20, 24, 30.
Рост и/или размножение: 6, 9, 11, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 29, 30, 32.
Семейства покрытосеменных растений
Варианты ответов: крестоцветные,
пасленовые, бобовые, розоцветные, злаковые,
лилейные.
1. Паслен.
2. У ряда представителей жилкование листьев
линейное.
3. Яблоня.
4. Плод костянка.
5. Плод стручок.
6. Пшеница.
7. Плод зерновка.
8. Ч4Л4Т6П1.
9. Обогащают почву азотом.
10. Вишня войлочная.
11. Побег видоизменен в луковицу.
12. Ч5Л5Тмн.П1.
13. Многие представители – сорные растения.
14. Кукуруза полевая.
15. Корневая система стержневая.
16. У некоторых представителей плод коробочка.
17. Лилия тигровая.
18. У некоторых представителей корневая
система мочковатая.
19. У некоторых представителей плод яблоко.
20. Клевер горный.
21. Ч(5)Л(5)Т5П1.
22. Имеют двойной околоплодник.
23. Тюльпан степной.
24. Семя с двумя семядолями.
25. В семенах много белков.
26. Картофель.
27. Помидор.
28. Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.
29. Некоторые представители содержат ядовитые
вещества.
30. Плод боб.
31. Белена черная.
32. Дикая редька.
33. Лук репчатый.
34. Шиповник обыкновенный.
35. Овес.
36. Жилкование листьев сетчатое.
37. Пастушья сумка.
38. Черемуха обыкновенная.
39. Икотник серо-зеленый.
40. Соцветие колос.
41. У некоторых представителей плод ягода.
42. У ряда представителей жилкование листьев
дуговое.
43. Семя однодольное.
Ответы
Крестоцветные: 5, 8, 13, 15, 22, 24, 32, 36, 37, 39.
Пасленовые: 1, 15, 16, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 36, 41.
Бобовые: 9, 15, 20, 22, 24, 25, 30, 36.
Розоцветные: 3, 4, 10, 12, 15, 19, 22, 24, 34, 36, 38.
Злаковые: 2, 6, 7, 14, 18, 35, 40, 42, 43.
Лилейные: 2, 11, 16, 17, 18, 23, 29, 33, 41, 42, 43.
Отделы растений
Варианты ответов: Водоросли, Мхи,
Папоротникообразные, Голосеменные, Цветковые.
1. Кукушкин лен.
2. Хлорелла.
3. Подсолнечник.
4. Ель.
5. Запасают влаги много больше собственного
веса.
6. Имеют цветок.
7. Сфагнум.
8. Поглощают углекислый газ и выделяют
кислород.
9. Сформировали на Земле месторождения
каменного угля.
10. Используются в производстве мармелада.
11. Сосна.
12. Хломидомонада.
13. Орган размножения – шишка.
14. Пихта.
15. Образуют торф.
16. Формируют зиготы в плотной защитной
оболочке.
17. При размножении необходима вода.
18. Используют как перевязочный материал.
19. Лиственница.
20. Улотрикс.
21. Ламинария.
22. Спирогира.
23. Орляк.
24. Можжевельник.
25. Имеют ризоиды.
26. Щитовник мужской.
27. Сорусы.
28. Используют в производстве карболовой
кислоты.
29. Семя не покрыто плодом.
30. Кипарис.
31. Живут исключительно во влажной среде.
32. Шиповник.
33. Имеют орган размножения – заросток.
34. Имеют коробочку со спорами.
35. Размножаются независимо от воды.
36. Имеют плод.
37. Слоевище.
38. Органы размножения: пестик и тычинки.
39. Яблоня.
40. Морская капуста.
41. Кедр.
Ответы
Водоросли: 2, 8, 10, 12, 17, 20, 21, 22, 31, 37, 40.
Мхи: 1, 5, 7, 8, 15, 17, 18, 25, 28, 34.
Папоротникообразные: 8, 9, 17, 23, 26, 27, 33.
Голосеменные: 4, 8, 11, 13, 14, 16, 19, 24, 29, 30, 35, 41.
Цветковые: 3, 6, 8, 16, 32, 35, 36, 38, 39.
Простейшие
Варианты ответов: корненожки
(амебы), жгутиковые, инфузории.
1. Некоторые представители на свету
могут образовывать питательные вещества в
процессе фотосинтеза.
2. Передвигаются с помощью ресничек.
3. Передвигаются с помощью ложноножек.
4. Вредные вещества выделяются через
сократительную вакуоль.
5. Некоторые представители имеют
светочувствительный глазок.
6. Некоторые виды паразитируют в кишечнике или
крови человека.
7. Плавают тупым концом вперед, «ввинчиваясь» в
воду.
8. Передвигаются с помощью жгутика.
9. Один из видов имеет форму туфельки.
10. Скелеты древних организмов образовали
отложения известняка.
11. Непереваренные остатки выбрасываются через
порошицу.
12. Сохраняют постоянную форму тела.
13. Имеют ротовое отверстие.
14. Обладают раздражимостью к соли или другим
воздействиям среды.
15. Некоторые виды живут в симбиозе со жвачными
млекопитающими.
16. Способ размножения – деление.
17. Сократительные вакуоли дополняются
проводящими канальцами.
18. Могут иметь хлоропласты.
19. Скопление раковин вымерших организмов
образовали залежи кремнезема.
20. При неблагоприятных условиях образуют
цисту.
21. Обладают своеобразным ядерным аппаратом.
22. Могут образовывать колонии.
Ответы
Корненожки (амебы): 3, 4, 6, 10, 14, 16, 19, 20.
Жгутиковые: 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 22.
Инфузории: 2, 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21.
|