Я ИДУ НА УРОК

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОСШ №7, г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий АО

Продолжение. См. No 33, 34, 36, 37/2001

Строение клетки

Модульное обучение

3. Вирусы

А. Вступительное слово учителя об актуальности изучаемой темы в связи с проблемой СПИДа (ВИЧ-инфекции).

Б. Выступление учащегося с сообщением по теме «Вирусы» по плану:

а) история открытия вирусов;
б) строение вируса на примере вируса табачной мозаики;
в) механизм заражения вирусом клетки;
г) многообразие вирусов.

В. Конкретизация. Учащиеся записывают в тетради определение вируса как неклеточной формы жизни, зарисовывают строение вируса и схему механизма заражения вирусом клетки.

Г. Выступление учащегося с сообщением по теме «СПИД» по плану:

а) история открытия вируса СПИДа;
б) строение ВИЧ;
в) механизм заражения ВИЧ Т-лимфоцитов;
г) способы передачи ВИЧ-инфекции;
д) проблемы создания лекарственных препаратов от ВИЧ-инфекции;
е) профилактика заражения.

Д. Конкретизация. Учащиеся записывают в тетради методы профилактики заражения ВИЧ-инфекцией.

V. Закрепление

У учащихся два кружка: зелёный (ответ «Прокариотическая клетка») и красный (ответ «Эукариотическая клетка»).

Для ответа поднимается соответствующий кружок.

Суждения.

1. Есть ядро, окруженное ядерной мембраной. (Эу)
2. Ядра нет, есть нуклеарная область. (Про)
3. Хромосом нет, ДНК замкнута в кольцо. (Про)
4. Хромосомы линейные, содержат белок. (Эу)
5. Внутри клетки отсутствуют мембранные структуры: митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи. (Про)
6. Имеются митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи. (Эу)
7. Есть рибосомы. (Про, эу)
8. Есть клеточная стенка. (Про, эу)
9. Все организмы одноклеточные. (Про)
10. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы. (Эу)

VI. Задание на дом

По учебнику Д.К. Беляева изучить § 9, проработать записи в тетради.

Приложение 12.

Алгоритм для изучения темы «Ядро»

УЭ-0. Интегрирующая цель: усвоить знания о строении и функциях ядра как главного органоида – хранителя наследственной информациии в клетке.

УЭ-1. Цель: формирование навыков работы с учебной литературой.

Последовательность действий

1. Пойди в библиотеку и возьми следующие учебники: «Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Т.1.); «Биология. Растения» (авт. В.А. Корчагина); «Биология. Животные. 7–8-й кл. (под ред. М.А. Козлова); «Человек» (под ред. А.С. Батуева).
2. Отложи все дела и подготовься к серьёзной работе.
3. Открой т.1. учебника «Биология» на с. 224, найди раздел «Ядро».
4. Внимательно прочитай первый абзац раздела, начинающийся словами «Ядра имеются...», до слов: «...а длина вторых 20 мкм». Ответь на вопросы.

В каких клетках нет ядра? (Вспомни, что такое ситовидные трубки и где они находятся, или посмотри в учебнике «Биология. Растения».)
Какое строение имеют эритроциты? (Если успел забыть, то посмотри в учебнике «Человек» § 16 «Эритроциты и лейкоциты».)
Как ты думаешь, почему эритроциты и ситовидные трубки утратили ядра?
Каково значение макронуклеуса и микронуклеуса у инфузории-туфельки? (Посмотри § 5 учебника «Биология. Животные».)
Справка: макронуклеус – большое ядро, микронуклеус малое.
Какую форму обычно имеет ядро?

5. Прочитай второй абзац раздела. Выясни, какое строение имеет ядро. Что такое ядрышко, хроматин, нуклеоплазма? Сделай необходимые записи.
6. Прочитай следующий абзац. Ответь на вопросы.

Существует ли разница между терминами «ядерная оболочка» и «ядерная мембрана»? Какой из этих терминов более правильный и почему?
С помощью какого метода были обнаружены ядерные поры? Какова их функция?
Чем наружная ядерная мембрана отличается от внутренней?

7. Прочитай раздел до конца и составь схему:

УЭ-2. Цель: подготовить сообщение по изученной теме к уроку.

1. Ты будешь чувствовать себя уверенно, если напишешь план и несколько раз прорепетируешь своё выступление по нему. Ты должен уложиться в 8–10 мин.
2. По ходу рассказа на доске должны быть выписаны все новые термины.

Урок 8. Растительная и животная клетка.

Сходство и различия

Цели:

–познакомить учащихся со структурами, свойственными только растительным и только животным клеткам;
– сформировать у учащихся целостное представление о строении вакуоли, клеточной стенки, клеточного центра, органоидов движения в связи с выполняемыми функциями;
– продолжить формирование навыков учащихся по работе с алгоритмами подготовки сообщений на заданную тему;
– продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
– воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объёма работы.

Оборудование: таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки», термины по теме, карточки с заданиями, учебники Н.Грина, У.Стаута, Д.Тейлора «Биология». Т.1.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Входной контроль

1. Проверка уровня усвоения предыдущего материала

Контроль проводится по трём уровням сложности. Задания А, Б предлагаются всем учащимся. Задание В – отдельным, наиболее успевающим.

А. 1-й уровень. На доске помещены термины: а) цитоплазма; б) плазмалемма; в) ядро; г) ЭПР; д) рибосома; е) лизосома; ж) комплекс Гольджи; з) прокариоты; и) эукариоты; к) вирусы.

Какие из предложенных терминов соответствуют определениям?

1-й вариант

1. Организмы, не имеющие оформленного клеточного ядра.
2. Нуклеоплазма, хроматин, ядрышко.
3. Автофагия, автолиз.

2-й вариант

1. Неклеточная форма жизни.
2. Диктиосомы, цистерны, проферменты.
3. Гладкий, шероховатый.

Б. 2-й уровень. Выберите необходимые параметры в соответствии с заданием:

1-й вариант – прокариоты, 2-й вариант – эукариоты.

1. 70 S рибосомы.
2. 80 S рибосомы.
3. растения, животные, грибы.
4. бактерии.
5. отсутствуют митохондрии, ЭПР, лизосомы;
6. есть мембранные структуры внутри клетки;
7. ДНК- линейный нуклеопротеид;
8. ДНК замкнута в кольцо;
9. одноклеточные;
10. одноклеточные и многоклеточные.

В. 3 -й уровень. Расположите в правильном порядке последовательность событий заражения клетки вирусом.

1. ДНК вируса блокирует ДНК клетки-хозяина.
2. Вирус прикрепляется к наружной мембране клетки-хозяина.
3. Новые частицы вируса разрывают клетку-хозяина и инфицируют другие клетки.
4. На матрице ДНК вируса клетка начинает сбор белков вируса.
5. Мембрана клетки-хозяина растворяется под действием ферментов вируса, и внутри клетки-хозяина оказывается ДНК вируса.
6. ДНК вируса самореплицируется.
7. В результате самосборки образуются новые частицы вируса.

2. Оценивание ответов. Взаимоконтроль

А. 1-й вариант: 1–з; 2–в; 3–е. 2-й вариант: 1–к; 2–ж; 3–г.

Б. 1-й вариант: 1, 4, 5, 8, 9. 2-й вариант: 2, 3, 6, 7, 10.

В. 2 --> 5 --> 1 --> 6 --> 4 --> 7 --> 3.

Оценка. «5» – 8 баллов; «4» – 6, 7 баллов; «3» – 5,4 балла (уровни А+Б)

3. Корректировка ответов. Ликвидация пробелов в знаниях

III. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Постановка целей и задач урока

До этого изучали структуры, общие для растительных и животных клеток (исключение – хлоропласты), а сегодня должны познакомиться с отличительными особенностями растительных и животных клеток.

IV. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний

Блок А. Органоиды движения.

А. Выступление учащегося по алгоритму «Органоиды движения» (Приложение 13.)

Б. Конкретизация. Учащиеся записывают в тетради функции ресничек, жгутиков, микрофиламентов и микротрубочек.

В. Первичная проверка понимания. Чем движение амёбы отличается от движений эвглены и инфузории туфельки?

(Амёба выстраивает цитоскелетный каркас из актино-миозиновых волокон и перемещает туда цитоплазму чередуя гель- и золь- состояния вещества; эвглена движется, ввинчиваясь в среду жгутиком, находящимся на переднем конце тела; у инфузории-туфельки на поверхности клетки по спирали расположено несколько рядов ресничек, которые «торчат» из клетки как ряды вёсел на галере; поочерёдным биением «весел»-ресничек инфузория туфелька движется).

Блок Б. Структуры, свойственные растительным клеткам.

1. Пластиды

Учитель кратко напоминает материал предыдущей лекции.

2. Строение и функции клеточной стенки

А. Выступление учащегося по алгоритму «Клеточная стенка» (Приложение 14).

Б. Конкретизация. Учащиеся заносят в рабочие тетради таблицу «Клеточная стенка» и записывают функции этой клеточной структуры.

В. Первичная проверка понимания: что общего между понятиями клеточная стенка и железобетон (структура: структурная основа – микрофибриллы целлюлозы – железная арматура, матрикс-наполнитель – гемицеллюлоза и пектин – бетон, инкрустирующие компоненты, придающие прочность – лигнин и суберин – галька и керамзит).

3. Строение и функции вакуоли

А. Выступление учащегося по алгоритму «Вакуоль» (Приложение 15).

Б. Конкретизация. Учащиеся записывают в тетради определения терминов, связанных с вакуолью, функции органоида и примеры веществ, содержащихся в клеточном соке.

В. Первичная проверка понимания.

Цветки раннецветущего весеннего растения медуницы имеют разную окраску. Молодые – розовые, а старые – синие. Как вы думаете, от чего зависит изменение окраски цветков одного и того же растения?

(Посинение лепестков по мере старения объясняется индикаторными свойствами антоцианов, содержащихся в клеточном соке вакуоли. Клеточный сок, в котором растворён пигмент, имеет кислую реакцию, а цитоплазма – щелочную. Вакуоли с клеточным соком отделены от цитоплазмы мембраной – тонопластом, которая имеет избирательную проницаемость и обычно непроницаема для антицианов. Однако с возрастом в мембране возникают дефекты, и в результате пигмент начинает проникать из вакуолей в цитоплазму. Поскольку среда меняется с кислой на щелочную, то меняется и окраска пигмента, а значит и цветков).

V. Общая конкретизация

Запись в тетради: Растительная клетка отличается от животной наличием пластид, клеточной стенки и крупной центральной вакуоли.

VI. Закрепление

Закончить предложения.

1. Растительная клетка, в отличие от животной, содержит плотную целлюлозную ....
2. В центре старой растительной клетки находится крупная центральная .... заполненная ..... .... .
3. Клетки зелёных частей растений содержат зелёные пластиды, называемые ......, которые выполняют функцию ..... .
4. Плоды растений часто имеют яркую окраску, обусловленную присутствием в клетках красных и оранжевых пластид, называемых ......... .
5. Сходство в строении растительной и животной клеток свидетельствует о .......

VII. Задание на дом

Внести сведения, полученные на уроке в общую таблицу «Строение клетки».

Приложение 13.

Алгоритм для подготовки сообщения по теме «Органоиды движения»

УЭ-0. Интегрирующая цель: усвоить знания об основных способах движения клетки.

УЭ-1. Цель: сформировать навыки работы с учебной литературой.

Последовательность действий

1. Пойди в библиотеку и возьми: учебник «Биология» Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор; журнал «Химия и жизнь», N 11, 1992 г.
2. Отложи в сторону все дела, приготовься к серьёзной работе.
3. Открой учебник «Биология» на с. 235 и найди статью 7.2.10. «Микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты».
4. Внимательно прочитай начало статьи со слов «С появлением...» до слов « ...свою форму». Ответь на вопросы.

Когда удалось открыть микротрубочки и микрофиламенты в клетке?
Какие функции выполняют эти сруктуры в клетке? Выпиши их в тетрадь:

1.

2.

3.

5. Теперь ознакомься с началом статьи «Микротрубочки» до раздела «Центриоли...». Ответь на вопросы.

Из какого белка состоят микротрубочки?
Как они увеличиваются в размерах?
Какое вещество может остановить рост микротрубочек?
Выпиши в тетрадь параметры микротрубочек, определения тубулин и колхицин.

6. Переходи к изучению центриолей. Ответь на вопросы.

Какое строение имеют центриоли?
Какую функцию они выполняют?
В каких клетках содержатся? Сделай необходимые записи в тетради.

7. На с. 237 найди статью «Микрофиламенты». Внимательно прочитай её всю. Она поможет тебе лучше понять статью «Тайна Протея» в журнале «Химия и жизнь».
8. Немного отдохни.
9. Открой журнал «Химия и жизнь» на с. 82 и найди статью А.В. Гудкова,С.Ю. Афонькина «Тайна Протея».
Прочитай статью сначала до слов «...механизм работы мышечного волокна гораздо проще». Это было лирическое вступление.
10. Внимательно читай дальше со слов «Макромолекулы двух главных мышечных белков...» до слов «...под её мембраной». Попробуй представить изложенный материал в виде сравнительной таблицы.

11. Прочитай статью дальше со слов «Для иллюстрации...» до слов «... буквально пережимает клетку пополам». Представь себе авоську, в которой находится полиэтиленовый пакет с киселём. Найди соответствие следующим структурам:

12. Прочитай следующий абзац со слов «Участки тела амёбы...» до слов « ... полному распаду амёбы как личности». (Вспомни материал урока «Цитоплазма». Что такое золь- и гель- состояние вещества?) Ответь на вопрос: в чём отличие действия яда бледной поганки фаллоидина от действия алкоголя на организм амёбы?
13. Прочитай статью дальше до слов «...могут натолкнуть на подобные идеи». Выпиши в тетрадь основную идею статьи:.

1. Амебоидное движение обеспечивается координированной работой целой совокупности относительно независимых элементов.
2. Основной принцип, лежащий в основе расматриваемого феномена, состоит в постоянной сборке и разборке элементов цитоскелета.

Ответь на вопрос: где в технике и архитектуре можно применить способ движения амёбы?
14. Прочитай статью до конца. Выпиши в тетрадь фамилию автора гипотезы, изложенной в статье, и год её формулировки.

УЭ-2. Цель: подготовиться к выступлению в классе.

1. Ты должен последовательно изложить способы движению клетки. Все новые слова и термины должны быть выписаны на доске. В выступлении ты должен отметить, что клеточный центр как правило встречается только в животных клетках и клетках низших растений.
2. Прорепетируй своё выступление дома и постарайся уложиться в 5–7 мин.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru