ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

И.В. СИНЬКО,
лицей No 84, г. Новокузнецк

Окончание. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37, 38/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа No 34.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления

1. Объем внимания

Цель: определить объем внимания.

Оборудование: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания — сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648 : t ,

где B — объем внимания, t — время работы в секундах.

Оценка результатов

ТАБЛИЦА. Оценка показателей объема внимания

2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель: определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование: подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

3. Особенности воображения

На рисунке даны незаконченные изображения предметов. Дорисуйте их в течение 1 мин. Сравните их с рисунками товарищей, обратите внимание на индивидуальные различия в определении рисунков.

4. Логическое мышление

Цель: оценка логического мышления.

Оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерные варианты числовых рядов:

1)  24, 21, 19, 18, 15, 13, —, —, 7;
2) 1, 4, 9, 16, —, —, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, —, —;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, —, —, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, —, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, —, —, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, —, —.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

(Правильные ответы: 1) 12, 9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.)

Форма отчетности

Оцените полученные результаты: норма для подростка — определить за 5 мин не менее трех рядов. Сделайте вывод. Предложите возможные варианты развития логического мышления.

5. Выявление объема кратковременной памяти

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Оборудование: часы, тест.

ХОД РАБОТЫ

В течение одной минуты прочтите предложенный текст, затем отложите и закройте. В течение пяти минут запишите в любом порядке все слова, кторые вам удалось запомнить .

ТАБЛИЦА. Определение характеристик объема памяти

6. Работоспособность

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование: часы, схема для эксперимента.

Схема эксперимента

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности

Сравните полученные вами результаты с нормативными.

Таблица. Работоспособность человека

Какой утюг включен?

Какой утюг включен?

Литература

Анисимова А.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1987.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др. Биология-9. Человек.— М.: Просвещение, 1994.

Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1990.

Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение, 1993.

Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. — М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru