И.В. СИНЬКО,
лицей No 84, г. Новокузнецк
Окончание. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37, 38/2001г.
Лабораторный практикум по анатомии,
физиологии и гигиене человека
(9-й класс химико-биологического
профиля)
Лабораторная работа No 34.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность
запоминания,
особенности воображения и мышления
1. Объем внимания
Цель: определить объем внимания.
Оборудование: таблица с
произвольно расположенными цифрами от 101 до 136,
изготовленная на листе бумаги (формат A4),
секундомер (или часы с секундной стрелкой),
карандаш.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому дают инструкцию с
заданием: «В квадратах в случайном порядке
«разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их
найти в порядке возрастания — сначала 101, затем
102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается
карандашом). Работу начинать по команде
экспериментатора».
Форма отчетности
Определить объем внимания по формуле:
B = 648 : t ,
где B — объем внимания, t —
время работы в секундах.
Оценка результатов
2. Объем памяти при механическом и
логическом запоминании
Цель: определить возможности
памяти при разных способах запоминания.
Оборудование: подготовленные ряды
слов по 10 для каждого способа запоминания.
Возможный перечень слов для
логического запоминания: сон, зарядка, умывание,
завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка,
перемена. Возможный перечень слов для
механического запоминания: квартира, елка,
звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода,
шлейф.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь громко зачитывает
испытуемому ряд слов из логического ряда. Через
1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 — 4 мин экспериментатор вновь громко
зачитывает испытуемому ряд слов из
механического ряда. Через 1 мин испытуемый
записывает названные слова.
Форма отчетности
Сравните результаты воспроизведения
первого и второго перечней слов. Объясните
причину разного запоминания слов одним и тем же
испытуемым.
3. Особенности воображения
На рисунке даны незаконченные
изображения предметов. Дорисуйте их в течение
1 мин. Сравните их с рисунками товарищей,
обратите внимание на индивидуальные различия в
определении рисунков.
4. Логическое мышление
Цель: оценка логического мышления.
Оборудование: секундомер (или
часы), лист бумаги, на котором изображены
числовые ряды.
Примерные варианты числовых рядов:
1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, —, —, 7;
2) 1, 4, 9, 16, —, —, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, —, —;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, —, —, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, —, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, —, —, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, —, —.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор предъявляет
испытуемому лист бумаги, на котором представлено
7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин
должен найти закономерность построения каждого
ряда и вписать недостающие числа.
(Правильные ответы: 1) 12, 9; 2) 25,
36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10,
4.)
Форма отчетности
Оцените полученные результаты: норма
для подростка — определить за 5 мин не менее
трех рядов. Сделайте вывод. Предложите возможные
варианты развития логического мышления.
5. Выявление объема кратковременной
памяти
Цель: определить объем
кратковременной памяти.
Оборудование: часы, тест.
ХОД РАБОТЫ
В течение одной минуты прочтите
предложенный текст, затем отложите и закройте. В
течение пяти минут запишите в любом порядке все
слова, кторые вам удалось запомнить .
6. Работоспособность
Цель: выявить взаимосвязь между
вниманием и работоспособностью.
Оборудование: часы, схема для
эксперимента.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемому предлагают следующее
задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16
полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2
части. В прямом углу нижнего треугольника указан
его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в
беспорядке. Ваша задача найти цифры над
диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух
каждую найденную цифру. Начало и окончание
работы точно фиксируется экспериментатором.
Форма отчетности
Сравните полученные вами результаты с
нормативными.
Какой утюг включен?
Литература
Анисимова А.С., Бруновт Е.П.
Самостоятельные работы учащихся по анатомии,
физиологии и гигиене человека: Пособие для
учителя. 2-е изд., перераб. — М: Просвещение, 1987.
Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др. Биология-9.
Человек.— М.: Просвещение, 1994.
Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический
эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1990.
Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д.
Физиология высшей нервной деятельности и
психология. 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика
проведения опытов и наблюдений по анатомии,
физиологии и гигиене человека. — М.: Просвещение,
1993.
Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум
по анатомии и физиологии человека. — М.:
Издательский центр «Академия», 1999.
Чебышев Н.В., Кузнецов С.В.,
Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для
поступающих в вузы. — М.: ООО «Издательство Новая
Волна», 1998.
|