Я ИДУ НА УРОК

В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОСШ №7, г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий АО

Продолжение. См. No 33, 34, 36, 37, 39/2001

Строение клетки

Модульное обучение

Приложение 14.

Алгоритм для подготовки сообщения «Клеточная стенка»

УЭ-0. Интегрирующая цель: проработав учебный материал, ты должен понять:

– как связано строение клеточной стенки с выполняемыми функциями;
– почему растения не могут обходиться без клеточной стенки.

УЭ-1. Цель: формировать навыки работы с учебной литературой.

Последовательность действий

1. Пойди в библиотеку и возьми необходимые тебе для работы учебники: «Введение в биологию» (авт. П.Кемп, К.Армс); «Физиология растений» (авт. В.В. Полевой); «Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор.Т.1).
2. Отложи в сторону все дела, приготовь тетрадь, ручку, тебе предстоит серьёзная работа.
3. Открой учебник «Введение в биологию» на с. 277 и найди раздел 10.6. «Чем растительная клетка отличается от животной?». Прочитай абзац «1.Наличие клеточной стенки». В этом абзаце ты должен найти три свойства клеточной стенки и выписать их в тетрадь.

4. Теперь открой учебник «Физиология растений» на с. 25 и найди раздел «Клеточная стенка». Прочитай первый абзац. Чем первичная клеточная стенка отличается от вторичной? Запиши в тетрадь ответ.
5. Прочитай второй абзац. Кратко содержание абзаца можно представить в виде равенства:

Перепиши равенство в тетрадь и подпиши под слагаемыми вещества, входящие в состав клеточной стенки.

6. Следующие абзацы раскрывают функцию каждого из слагаемых клеточной стенки, начиная с основного структурного компонента – целлюлозы. Прочитай третий абзац и ответь на следующие вопросы.
Что объединяет такие вещества, как целлюлоза, гемицеллюлоза и пектиновые вещества?
От присутствия каких компонентов зависит обводнённость клеточной стенки?
От присутствия каких компонентов зависит катионообменная ёмкость клеточной стенки?
Какой белок входит в состав клеточной стенки? Чем он сходен с коллагеном?
Дополни свои записи в тетради под слагаемыми «структурные компоненты» и «матрикс» у тебя уже записаны вещества, осталось добавить функции этих веществ.
7. Четвертый и пятый абзацы рассказывают об инкрустирующих веществах клеточной стенки. Запиши названия и функции этих веществ под соответствующими слагаемыми.
8. Переходи к изучению поверхностных веществ. Запиши их названия и функции под соответствующими слагаемыми.
9. Седьмой абзац даст тебе некоторое представление о процентном содержании органических веществ в составе клеточных стенок. Сделай необходимые записи в общем равенстве и преобразуй его в таблицу.

Заполняя таблицу, не забудь оставлять свободные места для того, чтобы внести туда необходимые дополнения после работы с учебником «Биология».
10. Немного отдохни.
11.Теперь открой учебник «Биология» на с. 238 и найди раздел 7.3.1. «Клеточные стенки».
В первом абзаце ты снова встретишься с понятиями первичной и вторичной клеточной стенки. Сравни свои записи с текстом учебника и сделай необходимые дополнения.
12. Теперь переходи к изучению подраздела «Строение клеточной стенки». Прочитав первый абзац, выпиши определение микрофибрилл. Всё остальное – повторение того, что ты уже прочитал в учебнике «Физиология растений». Сравни записанное тобой в тетради и сделай, если хочешь, необходимые дополнения.
13. Прочитай абзац «Гемицеллюлозы». Чем гемицеллюлозы отличаются от целлюлозы?
14. Внимательно прочитай следующий абзац со слов «Материалы с повышенной механической прочностью...» до слов - «...обязана клеточным стенкам». А теперь представь себе стену панельного дома в виде выражения:

Сравни это равенство с предыдущим. Ты видишь сходство? В чём оно выражается? Приведи в соответствие компоненты клеточной стенки с компонентами стены дома. Ответь на вопросы.
Какие материалы называют композиционными?
Почему материалы клеточной стенки можно отнести к композиционным?
15. Прочитай последний абзац страницы со слов «Некоторые клетки..». В этом абзаце подробно рассказано о лигнине и лигнификации. Внеси необходимые дополнения в соответствующую ячейку таблицы «Клеточная стенка».
16. Переходи к изучению раздела «Функции клеточной стенки» на с. 240. В нем описаны 8 функций клеточной стенки. Выбери 4 основные функции и кратко запиши их в тетрадь.

УЭ-2. Цель: подготовиться к сообщению на семинаре.

1. Ты будешь чувствовать себя уверенно, если заранее перед выступлением начертишь на доске сетку таблицы «Клеточная стенка» и будешь по ходу выступления заполнять её. Все новые слова и термины должны быть также заранее выписаны на доске.
2. Несколько раз проговори текст своего выступления дома перед родителями. Ты должен уложиться в 8–10 мин. Удачи!

Приложение 15.

Алгоритм для изучения темы «Вакуоль»

УЭ-0. Интегрирующая цель: изучить строение вакуоли в связи с выполняемыми в клетке функциями.

УЭ-1. Цель: отработать навыки работы с учебной литературой.

Последовательность действий

1. Пойди в библиотеку и возьми необходимые тебе для работы учебники: «Физиология растений» (авт. В.В. Полевой); «Биология» (авт. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Т.1.)
2. Отложи в сторону все дела, приготовь тетрадь, ручку, тебе предстоит серьёзная работа.
3. Открой учебник «Физиология растений» на с. 23 и найди раздел «Вакуолярная система».
4. Прочитай первый абзац. Ответь на вопросы.
Как молодая клетка отличается от зрелой по размерам и количеству вакуолей?
Что такое тонопласт? Запиши определение в тетрадь.
При помощи какого органоида клетки образуются вакуоли? Первый способ образования вакуолей.
5. Прочитай второй абзац. Ты познакомился со вторым способом образования вакуолей. Как называется этот процесс? Тебе уже знакомо понятие автофагии. Где ты его раньше встречал?
6. Прочитай третий абзац. В нём рассказывается о химическом составе клеточного сока. Ответь на следующие вопросы.
Какие вещества может содержать клеточный сок?
На какие две группы можно разделить все вещества клеточного сока? По какому признаку ты проводил разделение?
Чем сходны вакуоли растений и вторичные лизосомы животных клеток? Сделай необходимые записи.
7. Теперь тебе понадобится учебник «Биология». Открой его на с. 241 и найди раздел 7.3.3. «Вакуоли». Прочитай первый абзац. Всё это тебе уже знакомо.
8. Переходи к изучению функций вакуоли.
Прочитай описание первой функции. Назови её.
Прочитай описание второй функции. Назови её. Выпиши определение антицианов и примеры растений, содержащих эти пигменты.
Прочитай описание третьей функции. Назови её. Где ты уже сталкивался с понятием автолиза?
Прочитай описание четвёртой функции. Назови её. Выпиши примеры веществ, способных накапливаться в вакуоли, и примеры растений, содержащих эти вещества.
Прочитай описание пятой функции. Назови её.
9. Выпиши в тетради все краткие названия функций, выполняемых вакуолью последовательно.

УЭ-2. Цель: подготовиться к выступлению в классе.

1. Ты должен обязательно выписать на доске термины вакуоль, тонопласт, клеточный сок и дать соответствующие определения.
2. Заранее прорепетируй своё выступление дома и постарайся уложиться в 5–7 мин.

Контрольная работа по теме «Строение клетки»

Вариант 1

1. Соотнесите описание функций мембраны с их названиями.

2. Выпишите номера предложений и впишите пропущенные слова.

1. Переход молекул растворителя из области с более высокой их концентрацией в область с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану называется...
2. Движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией называется ...
3. Сопряжённый с потреблением энергии перенос молекул или ионов через мембрану против градиента концентрации называется ...
4. Диффузия и осмос относятся к ... транспорту веществ через клеточную мембрану.
5. Фагоцитоз и пиноцитоз относятся к ... транспорту веществ через клеточную мембрану.

3. Зашифруйте в виде трёх последовательных цифр информацию об органоидах клетки, их строении и функциях.

4. Дать определение следующим терминам: хлоропласт, строма, ламелла, грана, тилакоид, хлорофилл.

5. Выпишите номера суждений, которые относятся к прокариотам.

1. Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. Хромосом нет, ДНК замкнута в кольцо.
4. Хромосомы линейные, содержат белок.
5. Внутри клетки отсутствуют мембранные структуры: митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи.
6. Имеются митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи.
7. Есть рибосомы.
8. Есть клеточная стенка.
9. Одноклеточные.
10. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

6. Что такое СПИД? Чем вызывается и как передаётся это заболевание?

7. Перечислите основные отличия растительных клеток от животных.

Вариант 2

1. Выпишите номера правильных суждений.

1. Толщина клеточных мембран всегда составляет 7,5 нм.
2. Мембраны – это липопротеиновые структуры (липид+белок). К некоторым липидным и белковым компонентам на внешней поверхности мембраны присоединены углеводные компоненты.
3. Липиды клеточной мембраны спонтанно образуют монослой.
4. Мембранные белки расположены на поверхности мембраны и выполняют разные функции.
5. Гликозидные (углеводные) группы связаны с механизмом распознавания.
6. Две стороны мембраны различаются по составу и свойствам.
7. Мембранные липиды и белки не могут перемещаться в мембране.

2. Вставьте вместо цифр пропущенные слова.

3. Соотнесите название органоида с выполняемыми им функциями.

4. Что общего между хлоропластами и митохондриями?

5. Дать определение следующим терминам: ядро, нуклеоплазма, хроматин, прокариоты, эукариоты, вирусы.

6. Кратко опишите заражение клетки растения табака вирусом табачной мозаики.

7. Какие клеточные структуры есть во всех животных клетках и редко встречаются в растительных?

Вариант 3

1. Соотнесите друг с другом даты, фамилии и события. Ответ зашифруйте в виде трех последовательных цифр.

2. Дать определение следующим терминам: диффузия, осмос, фагоцитоз, пиноцитоз, активный транспорт, пассивный транспорт.

3. Зашифруйте в виде трёх последовательных цифр информацию о строении и функциях органоидов клетки.

4. Вставьте вместо цифр пропущенные слова.

5. Выпишите номера суждений, которые относятся к эукариотам.

1. Есть ядро, окруженное ядерной мембраной.
2. Ядра нет, есть нуклеарная область.
3. Хромосом нет, ДНК замкнута в кольцо.
4. Хромосомы линейные, содержат белок.
5. Внутри клетки отсутствуют мембранные структуры: митохондрии, лизосомы, аппарат Гольджи.
6. Имеются митохондрии, лизосомы, комплекс Гольджи.
7. Есть рибосомы.
8. Есть клеточная стенка.
9. Только одноклеточные.
10. Есть и одноклеточные и многоклеточные организмы.

6. Что такое СПИД? Как избежать заражения СПИДом?

7. Перечислите клеточные органоиды, встречающиеся только в растительных клетках.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru