КОПИЛКА ОПЫТА

Е.Н. КИСЛЯКОВА,
учитель биологии кировской средней школы № 4, Ростовская обл.

Использование художественных средств на уроках биологии

Биология в средней школе – предмет естественно-научного цикла, который знакомит учащихся с уникальным явлением – жизнью, формирует понимание природных предпосылок физического и духовного здоровья человека, ответственное отношение к отдельным растениям и животным, популяциям и видам, природным сообществам, ко всему многообразию видов, к биосфере в целом. От успехов биологии как науки во многом зависит и решение важных проблем будущего человечества: обеспечение оптимального санитарного состояния среды, сохранение качественного многообразия природы.

Для успешного усвоения предмета и развития интереса к нему при работе с шестиклассниками я использую художественные произведения. Вчитываясь и вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, школьник сопереживает, сочувствует героям, и это эмоциональное воздействие обязательно отзовется в будущем неравнодушным отношением к природе. Желательно, чтобы отбираемый художественный материал содержал конкретные сведения и помогал школьникам приобретать знания о природе, выявлять ее закономерности и получать необходимые нравственные ориентиры.

Приведу примеры разработки уроков с использованием художественных средств.

Урок 1 (вводный).

Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека

Оборудование: живые растения с учебно-опытного участка, коллекции плодов и семян, аквариум с водными растениями, диафильм «Значение растений в природе и жизни человека».

I. Вводная беседа

Знакомство с многообразием растительного мира, с широким распространением растений на Земле (связь с курсом природоведения). Правила работы в биологическом кабинете.

II. Изучение нового материала

1. Биология изучает живые организмы, которые разделяются на 4 царства: растения, животные, бактерии, грибы.

2. Значение растений для животных и человека.

СПОР

...Ясеням и липам,
Елкам и дубкам
Отвечает скрипом
Ива: «Будет Вам!
Споры ваши жарки,
А кому нужны?
Пусть леса и парки
Будут у страны.
Зацветайте цветом
Буйным, молодым,
Закрывайте летом
Путь ветрам сухим...
Пусть не будет ходу
Засухам назад!
Пусть всему народу
Станет жизнь, как сад!

П.Воронько

ПОСАДКА ЛЕСА

...Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья –
Лететь в небеса,
Стол, за которым
Ты будешь писать,
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь...

С.Маршак

И.Левитан. Март

И.Левитан. Март

На фоне музыки из альбома «Времена года» П.И. Чайковского демонстрируется репродукция картины «Березовая роща» И.Левитана.

3. Многообразие дикорастущих и культурных растений, их приспособленность к условиям жизни (примеры: кактус, фикус, монстера). В настоящее время известно более 350 тыс. видов растений. Многие из них человек употребляет в пищу, применяет как лекарственные, технические, декоративные культуры.

Здесь можно использовать дополнительную литературу: Смирнов «Так люди говорят», В.Шалашов «Сборник лекарственных трав», К.Кулиев «Дрова», М.Исаковский «Лен», В.Рождественский «Цветы наших садов».

Проводится небольшая самостоятельная работа: составление краткого рассказа о каком-либо растении – где оно растет, как выглядит, как его использует человек.

4. Культурные растения нашей местности (пшеница, кукуруза, томаты, морковь, капуста, плодово-ягодные культуры и т.д.). Демонстрация живых растений с учебно-опытного участка. Просмотр диафильма «Значение растений в природе и жизни человека».

5. Вопросы к диафильму. Каково значение растений для здоровья и отдыха человека? Каково значение растений для животных? Как растения задерживают образование оврагов? Почему говорят, что растения смягчают климат? Почему благодаря растениям накапливается влага в почве? Что получает человек от растений?

III. Подведение итогов урока

Вывод: биология – это наука обо всем живом.

Урок 2.

Органы цветкового растения

Оборудование: живые растения, гербарии, таблица «Органы растений», модель цветка.

I. Проверка домашнего задания

В форме фронтальной беседы заслушиваем краткие рассказы учащихся о растениях, их использовании человеком, об охране растений.

II. Изучение нового материала

Понятие об органах растений (связь с курсом природоведения).

1. Основные органы цветковых растений. Демонстрация гербариев, живых растений, моделей цветков.

2. Демонстрируются разнообразные типы корневых систем растений, характер ветвления корней, показывается связь строения с функциями (всасывание питательных веществ, удержание растений в почве.)

Здесь можно использовать произведения: «Корни» В.Соколова, «Кукуруза» Ф.Искандера, «Жарко рябины взметнулся костер...» В.Рождественского, «Листы и корни» И.А. Крылова, репродукции картин И.Репина «Крестный ход в Курской губернии» и Мясоедова «Засуха», П.Бровкина «Земля».

3. Рассказ об особенностях строения стеблей и листьев у разных растений (кактус, пеларгония, ряска, кувшинка, верблюжья колючка) с использованием таблиц и гербария. Можно прочитать: «По поводу одного заблуждения» Н.Глазкова, «Стебелек» В.Мозурюнао, «Подсолнух» Н.Жоголева, «Эвкалипты» А.Оленича-Гнененко; «Росянка» В.Рождественского, «Со всех сторон простор осенний» В.Торопыгина, «Осень» М.Лермонтова, «Зеленая застава» С.Маршака, «Дуб» П.Комарова, «Земляника» Н.Гладкова.

Формулируется определение побега. Виды побегов – прямостоячий, укороченный и т.д. В побегах образуются, передвигаются и откладываются питательные вещества. Можно использовать: «Первая листва» А.Левушкина, «Дуб» А.Пришельца, «Бамбуковый лес» А.Оленича-Гнененко, «В весенний день мальчишка злой» Ф.Сологуба, «Пень» В.Шалашова, «Сердцевина» В. Берестова, «Пастух кору надрезал» Н.Брауна.

4. Значение цветения. Ученики отвечают на следующие вопросы. Когда цветет наибольшее количество растений? Какие растения имеют мелкие цветы, а какие – крупные? Всегда ли цветки располагаются на побегах одиночно? Почему нельзя срывать цветки? Демонстрация слайдов цветущих растений, репродукции картины А.Грицкой «Подснежники».

5. Строение цветка объясняется по схеме, нарисованной на доске цветными мелками и по модели цветка. Схема зарисовывается в тетрадях.

6. Необходимость охраны цветущих растений (связь с курсом природоведения).

III. Подведение итогов урока

Вывод: цветковое растение состоит из цветка, побега, корня, листьев и плодов; цветок состоит из цветоножки, цветоложа, чашелистиков, лепестков венчика, тычинок, пестика.

Н.Крымов. Лето

Н.Крымов. Лето

Урок 3.

Плоды и семена

Оборудование: живые цветущие декоративные растения; коллекции плодов и семян на каждый стол, демонстрационные экземпляры редких плодов (ореха грецкого, гледичии), корнеплоды моркови и свеклы, таблица «Плоды и семена».

I. Проверка знаний

1. Письменная самостоятельная работа с использованием дидактических карточек: рассмотреть и сравнить изображенные на карточках нецветущие растения, подписать названия органов, найти отличительные признаки.

2. Устный опрос в форме фронтальной беседы с использованием таблиц, рисунков. Какие органы имеют цветковые растения? Какие функции выполняют корни, побеги, плоды? У каких растений употребляют в пищу корни, листья, стебли, плоды? Какие растения называют цветковыми? Почему необходимо охранять растения? Для чего необходимо изучать растения?

II. Изучение нового материала

1. Ученики отвечают на следующие вопросы. Что образуется на месте цветка? Какие части цветка являются главными и почему? Что находится внутри плода? Какие плоды вы знаете? Каковы сроки созревания плодов и семян?

ОДУВАНЧИК

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, –
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
3а луг, за сад, за лес...
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

В.Рождественский

Загадки

Одноусый дед в соломинку одет. (Зерновка овса.)

Икру похвалишь, а ухи не сваришь. (Баклажан.)

Стебель усатый, плод полосатый. (Арбуз.)

2. Особенности строения плодов. Понятие о сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодах. Отличие плодов от корнеплодов. Распространение плодов.

ЖЕЛУДЬ

Лесной ручей певуч и звонок.
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну.
Да спас листок случайный – парус,
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорки, дробится
И дар свой к берегу несет.
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадет!
В зеленом встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане,
Плывет в бочонке богатырь.

А.Рыбочкин

Можно использовать также рассказ М.Пришвина «Золотой луг», стихотворения В.Рождественского «Одуванчик», А.Левушкина «Рябина», С.Баруздина «Подорожник».

III. Подведение итогов урока

Выводы о многообразии плодов, о практическом значении плодов и семян.

Урок 4.

Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений.
(Экскурсия в школьный сад, на учебно-опытный участок, в дендрарий)

Оборудование: гербарные папки, лупы, блокноты, копалки, секатор.

I. Вступительная беседа

1. Правила поведения в природе.

2. Знакомство с требованиями, предъявляемыми к экскурсии.

3. Явления, происходящие осенью в природе. Обратите внимание на признаки осени – окраску листьев, начало листопада, созревание плодов. Давайте вспомним стихи, загадки, пословицы об осени.

Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Там нива полная щетинится, а там
Уж озимь яркая блеснула изумрудом...

И.Греков

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят...

А.Толстой

ПОКОЛЕНИЕ

Со всех сторон простор осенний
Ветрам открыт,
И лист осиновый над полем
Кружась летит.
Он, как далекая планета,
Сейчас искрист:
Зеленым, желтым и лиловым
Сверкает лист.
А краешек листа зубчатый
Горит огнем...
Вот сколько красок и оттенков
В листе одном.

В.Торопыгин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увядание,
В багрец и золото одетые леса
.

А.С. Пушкин

4. Осенние изменения в неживой природе. В чем заключается подготовка растений к зиме?

5. Распределение учащихся по звеньям для выполнения самостоятельной работы. Назначение звеньевых.

II. Самостоятельная работа по звеньям (15–20 мин)

Задания: запишите названия плодово-ягодных деревьев (по вариантам – кустарников, многолетних, двулетних и однолетних травянистых растений). Какие признаки сезонных изменений у них вы заметили? В чем состоит их приспособленность к перенесению зимы? Соберите и определите плоды этих растений, определите типы плодов. Соберите для гербария листья с различной окраской, опавшие с деревьев и кустарников.

III. Обобщающая беседа

1. Связь живой природы с изменениями погоды.
2. Приспособленность растений к зиме.

IV. Намечаем объекты для проведения будущих фенологических наблюдений

В 6-м классе рекомендуются клен, липа, тополь, яблоня, рябина, клевер, люцерна, одуванчик, чистотел.

Домашнее задание: составить отчет об экскурсии, оформить собранные коллекции плодов и семян, заложить гербарии для просушивания, составить план рассказа по результатам экскурсии, используя текст учебника и вопросы к нему.

Спонсор публикации статьи: свадебный салон «Дом Весты» предлагает купить свадебные платья по выгодным ценам. На страницах сайта салона, который располагается по адресу http://DomVesta.ru, Вы сможете ознакомиться с каталогом продукции, в который входят прямые, короткие, бальные и пышные свадебные платья . Каждое платье сопровождается фотографией, и подробным описанием. Воспользовавшись предложением салона, Вы получите услуги высококлассных специалистов ателье, которые осуществят бесплатную подгонку приобретенного свадебного платья по длине и силуэту фигуры.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru