ДОКУМЕНТ

В.С. КУЧМЕНКО,
ведущий специалист Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования
Минобразования РФ;
Г.С. КАЛИНОВА,
зав. лабораторией биологии
Института общего и среднего образования РАО

О преподавании биологии в 2001/02 учебном году

В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в формировании их общей культуры, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Социальный заказ школе, учитывающий достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет требования к школьному биологическому образованию, к повышению биологической грамотности подрастающего поколения.

В обучении мы должны исходить из того, что биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь, а сейчас остро стоят вопросы, как выжить, как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания, грозящее ее разрушением, и т.д. Нельзя не учитывать, что в биологии сделаны выдающиеся открытия, которые вносят серьезный вклад в решение глобальных проблем человечества. К их числу можно отнести:

  • достижения в области генной инженерии, позволяющие манипулировать с веществом наследственности, создавать структуры ДНК, которые не возникают в живой природе;

  • открытия в области биотехнологии, лежащие в основе создания трансгенных растений и животных;

  • расшифровку генома человека, которая позволит диагностировать наиболее распространенные заболевания, создавать технологии по биокоррекции, т.е. исправлять генетические дефекты;

  • работы по клонированию организмов, позволяющие воспроизводить генетические копии животных – рекордистов по продуктивности, реставрировать давно погибшие виды животных.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среды, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, независимого стиля мышления. С учетом изменения приоритетов в школьном образовании, а также достижений биологической науки выделяются следующие цели и задачи биологического образования:

  • овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;

  • формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • установление гармоничных отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;

  • формирование генетической грамотности – основа здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • развитие личности учащихся, стремления к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Минобразования РФ:

  • Базисный учебный план (БУП) общеобразовательных учреждений (Приказ № 322 от 09.02.98 г.);

  • Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ № 1236 от 19.05.98 г.);

  • Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ № 56 от 30.06.99 г.).

Названные документы, с одной стороны, позволяют сохранить прогрессивные тенденции развития школьного образования, а с другой – не допустить снижения качества подготовки выпускников.

В Базисном учебном плане на изучение курса биологии в неделю в основной школе предусмотрено 8 ч (с VI по IX класс) и в средней (полной) школе 3 ч (X–XI классы). Курс биологии входит в федеральный компонент БУПа и относится к числу предметов общекультурного и общенационального значения.

В связи с переходом на концентрическое построение курсов выпускники основной школы должны получить относительно завершенное образование, необходимое для жизни, выбора пути продолжения образования в целях профессионального самоопределения. А это значит, что в основной школе необходимо усилить и теоретическую, и практическую направленность содержания биологического образования. Поэтому на завершающем этапе основной школы наряду с ознакомлением учащихся с теоретическими основами эволюции, уровневой организации живой природы, закономерностей наследственности и изменчивости предусматривается изучение вопросов прикладного характера: рациональное природопользование, охрана природы, выращивание сельскохозяйственных растений и домашних животных, селекция, биотехнология.

Теоретическая направленность содержания курса биологии основной школы усилена благодаря изучению в IX классе общей биологии. Это отвечает современным взглядам психологов и дидактов на повышение в обучении удельного веса теоретических знаний с учетом возрастных особенностей и мышления учащихся подросткового возраста. Наряду с интересом обучающихся к научным фактам характерны их склонность к обобщению и абстрагированию, к аргументации своего мнения, стремление делать выводы, синтезировать знания.

Минимум содержания, разработанный для основной и средней (полной) школы, – обязательная база биологического образования. Он представляет собой инвариантное ядро содержания курса биологии, включает систему знаний об уровнях организации живой природы от клетки до биосферы, о многообразии и эволюции органического мира, методах биологической науки, о практическом значении знаний науки о жизни для развития сельского хозяйства, селекции, биотехнологии, медицины, охраны природы, гигиены человека. Им должны руководствоваться авторы при составлении программ, учебно-методических пособий.

Уровень овладения содержанием задается требованиями, в которых учтены цели и задачи биологического образования, его специфика и обязательный минимум. В итоге усвоения обязательного минимума школьники должны овладеть определенными знаниями, интеллектуальными и практическими умениями, которые позволят им включиться в трудовую деятельность, где применяются биологические знания.

Требования сформулированы в содержательно-деятельностной форме, т.е. характеризуют виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения биологии. Например, выпускники основной школы должны уметь называть основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных; характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; обосновывать особенности взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, организма и среды; соблюдать правила приготовления микропрепаратов и их рассматривания под микроскопом и др.

Следует иметь в виду, что требования характеризуют учебную подготовку учащихся за 9- и 11-летнюю школу, а не за каждый класс. Они изложены в общей форме, и каждая формулировка отражает вид деятельности ученика с элементами предметного содержания, но не определяет в полной мере объем и глубину знаний.

Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических комплектах по биологии. В настоящее время Министерство образования рекомендует использовать в школах различные варианты учебно-методических комплектов по биологии. Учитель может выбрать один из этих вариантов с учетом уровня подготовки школьников, особенностей региона, специализации обучения.

Обновленное содержание, новая социокультурная ориентация школьной биологии, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, требуют совершенствования всей системы обучения биологии: использования разнообразных современных педагогических технологий, форм, методов и средств, повышения познавательной активности школьников, их самостоятельности в приобретении знаний, возрастания роли экспериментальных методов.

Реализации экспериментальных методов способствуют система лабораторных работ, экскурсий в природу, на производство, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. С этой целью разработана серия сборников заданий и упражнений с ответами.

  • Трайтак Д.И. Биология. VI–VII кл. – М.: Мнемозина, 1998.

  • Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Экология. Животные. VII кл. – М.: Мнемозина. 2000, 2001.

  • Маш Р.Д. Человек и его здоровье. VIII кл. – М.: Мнемозина, 1997, 1998.

  • Пасечник В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология. Для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998, 2001.

Названные сборники направлены на отработку знаний и умений школьников, самопроверку, развитие их познавательного интереса к предмету.

Для 11-летней средней (полной) школы разработаны минимумы содержания и требования к его усвоению на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное содержание и перечень требований к его усвоению в форме различных видов учебной деятельности, предназначенных для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.

Минимум содержания и требования к обязательной биологической подготовке учащихся, изложенные в уровне Б, превышают уровень А как по объему и глубине знаний, так и по более сложным видам учебной деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся. Уровень Б предназначен для значительной части средних (полных) школ и других общеобразовательных учреждений. Школы с углубленным изучением биологии ориентированы на уровень, который существенно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности.

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократии и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбора одного из предлагаемых профилей обучения: гуманитарного, общеобразовательного, естественно-научного.

Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе основ общей биологии Х класса.

В естественно-научном профиле, например биолого-химическом, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному, биотехнологическому и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.

В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии.

В настоящее время для школ и классов гуманитарного профиля целесообразно использовать учебник: Общая биология. 10-й кл./Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.– М.: Просвещение, 2000;

  • для общеобразовательного уровня: Общая биология, 10–11 кл. /Под ред. Д.К. Беляева – М.: Просвещение. 2001;

  • для естественно-научного профиля: – Общая биология. 10–11 кл. /В.Б. Захаров , С.Г. Мамонтов , Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 1999.

В издательстве «Вентана-Граф» готовится новый, разноуровневый учебник: Общая биология. 11-й кл. /И.Н. Пономарева и др.

Минимум содержания биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников служат основой для оценки учебных достижений школьников.

За последние годы в методике биологии накоплен значительный опыт в оценке планируемых результатов и создании системы измерителей достижения требований к уровню подготовки выпускников. Наряду с устной проверкой, наиболее типичной при обучении биологии, распространены зачеты, рефераты, тестовые задания.

В соответствии с поставленными целями учитель в своей практике использует различные виды заданий-измерителей: с выбором ответа, кратким ответом, развернутым (свободно конструируемым) ответом, а также практические задания. С образцами измерителей достижения требований, примерами итоговых проверочных работ, с помощью которых можно выявить и оценить качество знаний и умений выпускников основной и средней (полной) школы, учитель может познакомиться в сборниках: Оценка качества подготовки выпускников основной школы, по биологии. – М.: Дрофа, 2000; Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. – М.: Дрофа, 2001.

Задания-измерители, представленные в сборниках, целесообразно использовать при текущей, тематической и итоговой проверках знаний. Тематическую проверку рекомендуется проводить в форме зачетов, что обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Последнее достигается регулярным проведением зачетов в течение учебного года по крупным блокам знаний, охватом основного содержания темы (или двух-трех тем) и заданиями, направленными на определение уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности.

При составлении проверочных работ по образцам учитель должен учитывать, что для объективной оценки биологической подготовки школьников необходимо как можно более полно охватить проверкой основного содержания учебного материала. Поэтому варианты проверочной работы должны быть идентичными и включать задания разного типа, контролирующие те или иные умения учащихся.

Наиболее эффективная форма итогового контроля – проверочная работа, включающая одновременно задания с выбором ответа, со свободным ответом и практического характера.

Комплекс различных измерителей в проверочной работе позволяет определить не только уровень овладения учащимися знаниями, но и уровень умений логично, кратко и четко излагать свои знания в письменной форме, раскрывать сущность вопроса, выполнять практические задания.

Практика проведения проверочных работ показала целесообразность оценки одним баллом выполнение каждого задания с выбором одного верного ответа. Выполнение задания со свободным ответом оценивается двумя баллами, поскольку эти задания требуют более сложных видов учебной деятельности. Каждое практическое задание оценивается тремя баллами, так как оно более сложное для выполнения и требует применения теоретических знаний на практике.

Итоговая отметка выставляется на основе суммы баллов, полученных за выполнение каждого задания. Если ученик набрал половину от максимально возможного числа баллов, то ему выставляется удовлетворительная отметка. Ученик, набравший от 51 до 70% баллов, получает отметку «4», отметку «5» получает ученик, набравший 71% и выше от общей суммы баллов.

Итоговый контроль может проводиться в форме защиты реферата, собеседования или экзамена.

В помощь учащимся и учителям для подготовки к выпускному экзамен) разработаны:

Примерные билеты по биологии для выпускников IX, XI классов. – М.: Дрофа, 2001;

Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9-й кл. – М.: Дрофа, 2000;

Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы. 11-й кл. – М.: Дрофа, 2000;

Итоговая аттестация выпускников общеобразовательной школы. – М.: Дрофа, 2001.

На основе указанных материалов, в том числе и примерных экзаменационных билетов, учитель может составлять свои варианты билетов и после утверждения их на методической комиссии использовать на выпускных экзаменах.

Об эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования

В целях повышения качества образования, создания условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, установления преемственности образовательных программ общего и профессионального образования, обеспечения дифференциации и индивидуализации образования в соответствии с Федеральной программой развития образования, планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики на 2000–2002 гг. планируется проведение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, который предполагается начать с 1 сентября 2001 г.

Основная цель эксперимента – достижение нового качества общего образования.

Реализация этой цели предполагает:

  • устранение перегрузок обучающихся в целях сохранения и укрепления их здоровья;

  • апробацию новой структуры общего образования, ступени которой коррелируют с возрастными этапами психофизиологического развития учащихся;

  • обновление содержания образования во всех областях, и в первую очередь социально-экономической, общественно-правовой, информационно-технологической, лингвистической (русский, иностранный языки);

  • развитие непрерывной системы образования; установление преемственности образовательных программ всех уровней общего, а также общего и профессионального образования;

  • развитие различных видов образовательных учреждений и вариативных образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;

  • введение профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений;

  • введение современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Эксперимент планируется осуществлять поэтапно (по учебным годам):

  • 2001–2002 гг. – вступают в эксперимент I–IV классы (I ступень общего образования) и Х класс (III ступень); 2002–2003 гг. – вступают в эксперимент V, VII классы (II ступень), XI класс (III ступень); продолжается эксперимент в I–IV классах и Х классе; 2003–2004 гг. – вступают в эксперимент VI, VIII классы (II ступень); продолжается эксперимент в I–IV классах, V, VII классах и X, XI классах;

  • 2004–2005 гг. – вступает в эксперимент IX класс (II ступень); продолжается эксперимент в I–IV классах, V, VII классах, Х–ХI классах;

  • 2005–2006 гг. – вступает в эксперимент Х класс (II ступень); проводится перенумерация классов III ступени обучения; Х класс становится XI, XI класс – XII; продолжается эксперимент во всех остальных классах.

Предполагается в начале эксперимента участие 20% общеобразовательных учреждений из 10 субъектов Российской Федерации, всех общеобразовательных учреждений РАО, а также по 8–10 общеобразовательных школ в остальных регионах. В целом это составит приблизительно 2% от общего количества общеобразовательных учреждений страны. Выборка позволит получить данные для доработки экспериментального базисного учебного плана, содержания общеобразовательных областей и предметов, учебников, методических пособий, для решения вопроса о переходе на новую структуру и содержание общего образования, при этом обеспечивается стабильность функционирования системы образования.

Эксперимент организуют и проводят Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования, органы управления образованием различных уровней, образовательные учреждения повышения квалификации педагогических работников, общеобразовательные учреждения.

В эксперименте принимают участие все участники образовательного процесса: педагогические работники общеобразовательных учреждений, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся.

Об экспериментальном преподавании биологии в Х классах в 2001/02 учебном году

Биологическое образование – важный компонент в системе общего среднего образования. Оно играет значительную роль в решении следующих задач:

  • овладение школьниками системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;

  • формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;

  • гигиеническое воспитание, формирование гигиенической грамотности, составляющих основу здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • развитие личности учащихся, стремления к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Содержание биологического образования включает знания об уровневой организации и эволюции живой природы; биоразнообразии; обмене веществ и превращениях энергии, наследственности и изменчивости, размножении и индивидуальном развитии организмов, их связях со средой обитания и приспособленности к ней; организме человека, его биологической природе и социальной сущности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Содержание образования в средней (полной) школе учитывает преемственность с курсом биологии основной школы, обеспечивает дифференцированное обучение, которое реализуется через выбор соответствующего профиля: гуманитарного, социально-экономического, технического, физико-математического и естественного.

В классах гуманитарного, социально-экономического и технического профилей, где биология не является профилирующим предметом (уровень А), выпускники должны получить обобщенные знания о разноуровневой организации жизни и эволюции живой природы. При этом главное внимание уделяется знаниям, составляющим основу формирования научного мировоззрения, ценностных ориентаций, а также знаниям прикладного характера. В итоге у учащихся должны быть сформированы целостные представления о жизни как уникальном общепланетарном явлении, многообразии биосистем, убежденность в необходимости бережного, гуманного отношения к биологическим объектам, в том числе и к человеку, окружающей среде в целом, обеспечена генетическая грамотность.

На изучение биологии уровня А отводится 1 ч в неделю.

Курс биологии физико-математического профиля (уровень В) должен соответствовать названным выше требованиям и в то же время расширять и углублять основные биологические понятия.

На изучение курса биологии в Х–XI классах данного профиля должно отводиться не менее 2 ч в неделю.

Содержание биологического образования в классах естественного профиля (углубленное изучение предмета) определяется педагогическим коллективом школы. В нем должны быть отражены современные достижения биологической науки: цитолого-генетические основы жизни, синтетическая теория эволюции, хромосомная теория наследственности и др.; получить более полное освещение основные признаки биосистем, выделяемых в науке, закономерности живой природы, ее процессы и явления, методы научного познания (эксперимент, наблюдение, выдвижение гипотез, математическое моделирование процессов жизни, мысленное экспериментирование).

На изучение биологии названного профиля отводится не менее 3 ч в неделю.

В эксперименте на 2001/02 уч. г. предусматривается проверить структуру и содержание общего среднего биологического образования в соответствии с профилями обучения.

В настоящем методическом письме даны рекомендации по преподаванию биологии в Х классах общеобразовательных учреждений РФ, выделенных для участия в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля (уровень А)

Биологические методы изучения природы. Наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент, моделирование, формулирование гипотез и теорий, решение практических задач. Роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Уровни организации живой природы. Жизнь, ее критерии и свойства.

Клеточный уровень. Клетка – единица строения, функционирования и развития. Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, их роль в клетке. Строение клетки. Ядро. Хромосомы. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Многообразие клеток. Вирусы. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез, его роль в природе.

Организменный уровень. Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Типы деления клеток: митоз, мейоз. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Гены и признаки. Основная генетическая терминология и символика. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Закономерности изменчивости. Генотипическая и модификационная изменчивость. Мутагены, их влияние на организм. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни, их профилактика. Основные методы селекции. Биотехнология, ее значение.

Популяционно-видовой уровень. Вид и его критерии. Популяция – структурная единица вида.

История эволюционных идей. Эволюционное учение. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Результаты эволюции. Пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Происхождение человека.

Экосистемный уровень. Экологические факторы. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Динамика экосистем. Агроэкосистемы. Биосфера. Биомасса. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы. Сохранение многообразия видов как основа сохранения равновесия в биосфере.

Требования к уровню подготовки выпускников старшей (полной) школы (уровень А)

В результате изучения курса биологии ученик получает возможность:

  • ознакомиться с методологией биологического исследования, овладеть умениями проводить наблюдения за организмами и экосистемами, описывать, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;

  • овладеть системой знаний о наиболее общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы: клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном;

  • познакомиться с фундаментальными открытиями в биологической науке, историей развития и становления современных представлений о живой природе;

  • научиться обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, меры профилактики наследственных заболеваний и ВИЧ-инфекции, необходимость охраны видов, экосистем, биосферы, сохранения равновесия в природе, соблюдения правил поведения в природе и обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В гуманитарном профиле биология может изучаться или в рамках интегрированного курса «Естествознание» или в курсе биологии уровня А, рассчитанного на 1 ч в неделю. Для данного профиля в Х классе рекомендуется изучать биологию по учебнику: Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: учебник для Х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. В нем главное внимание уделяется рассмотрению основных характеристик уровней организации живой природы: клеточного, организменного, популяционно-видового, экосистемного и биосферного; знаниям мировоззренческого, общекультурного и практического значения.

Примерное поурочное планирование*

1. Введение (1 ч).
2. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.
3. Химический состав клетки: неорганические вещества. Углеводы. Липиды. (2 ч).
4. Белки (2 ч).
5. Нуклеиновые кислоты. АТФ (2 ч).
6. Строение клетки (2 ч).
7. Многообразие клеток. Вирусы (2 ч).
8. Метаболизм. Энергетический обмен (2 ч).
9. Пластический обмен (2 ч).
10. Фотосинтез (2 ч).
11. Деление клетки – основа роста и размножения организма. Митоз (2 ч).
12. Половое размножение. Мейоз (2 ч).
13. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов (2 ч).
14. Гены и признаки. Генотип как целостная система (2 ч).
15. Закономерности изменчивости (2 ч).
16. Значение генетики для селекции. (1 ч).
17. Биотехнология, ее направления. (1 ч).
18. Эволюционное учение (2 ч).
19. Вид (1 ч).
20. Популяция. Элементарные факторы эволюции (2 ч).
21. Результаты эволюции (1 ч).
22. Пути и направления эволюции (1 ч).
23. Определение понятия «жизнь» (1 ч).
24. Проблема происхождения жизни (2 ч).
25. Возникновение жизни на Земле (1 ч).
26. Развитие органического мира на Земле (2 ч).
27. Доказательства происхождения человека от животных (2 ч).
28. Движущие силы антропогенеза (2 ч).
29. Общие сведения по экологии (2 ч).
30. Экосистема (2 ч).
31. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме (2 ч).
32. Устойчивость и динамика экосистем (2 ч).
33. Агроэкосистемы (1 ч).
34. Экология и деятельность человека (2 ч).

На изучение материала названного учебника можно отводить и 2 ч в неделю за счет регионального или школьного компонента.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) биологического образования для общеобразовательных учреждений физико-математического профиля (уровень В)

Биологические методы изучения природы. Наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент, моделирование, формулирование гипотез и теорий, решение практических задач. Роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биологические системы. Жизнь, ее критерии и свойства. Уровни организации живого.

Клетка – биологическая система. Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории; ее основные положения.

Клетка – единица строения организмов. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Строение и функции частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом. Многообразие клеток. Вирусы, их строение и функционирование.

Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клеточный метаболизм, роль ферментов в нем. Энергетический обмен и его стадии. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация клетки. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – единица развития живого. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

Организм – биологическая система. Особенности организмов разных царств живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов – основа целостности организма. Прокариоты и эукариоты. Гетеротрофы и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения организмов. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Жизненные циклы и чередование поколений.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотипическая изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Профилактика наследственных заболеваний у человека.

Селекция, ее задачи. Методы селекции (искусственный отбор, гибридизация), их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Вклад
Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Биотехнология, ее направления.

Популяция и вид – биологические системы. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. История эволюционных идей. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Результаты эволюции – относительная приспособленность и многообразие видов. Формы видообразования. Пути и направления эволюции. Проблема сохранения биологического разнообразия. Проблема сущности жизни. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Важнейшие этапы эволюции органического мира на Земле. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы.

Экосистема – биологическая система. Биоценоз. Биогеоценоз. Пространственная и видовая структура экосистем. Экологические факторы. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Пищевые связи в экосистеме. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Агроэкосистемы. Влияние деятельности человека на экосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

Требования к уровню подготовки выпускников старшей (полной) школы (уровень В)

В результате изучения курса биологии данного профиля ученик получает возможность:

  • научиться моделировать, прогнозировать и оценивать изменения в экосистемах и биосфере, устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества, пользоваться генетической терминологией и символикой, составлять схемы скрещивания и решать генетические задачи;

  • ознакомиться с исследовательскими методами биологических наук: цитологии (микроскопирование, центрифугирование, культуры клеток и тканей), генетики (гибридологический, генетический анализ, цитогенетический, близнецовый, биохимический, генеалогический), селекции (искусственный отбор, гибридизация, получение гетерозиса и полиплоидов, экспериментальный мутагенез), биотехнологии (гибридизация соматических клеток, выращивание клеток на питательных средах), экологии (моделирование, мониторинг);

  • глубоко освоить знания о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера), присущих им закономерностях;

  • овладеть фундаментальными биологическими теориями и законами и уметь их использовать для обоснования единства живой и неживой природы; родства различных таксонов и эволюции органического мира;

  • освоить умение анализировать, критически осмысливать и использовать информацию о живых объектах, уверенно пользоваться биологической терминологией и символикой.

Для физико-математического профиля (уровень В) рекомендуется учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. и др. Общая биология. Х–XI кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. На изучение биологии отводится 2 ч в неделю.

Вся система биологических знаний и умений может быть сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии: организм – биологическая система; надорганизменные системы; многообразие и эволюция органического мира.

Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими областями позволит успешно решать задачи общего среднего образования.

Примерное поурочное планирование

Урок 1. Введение.
Раздел 1. Клетка – единица живого

Тема I. Химический состав клетки

Урок 2. Неорганические соединения, включающие воду и минеральные соли.
Урок 3. Биополимеры. Углеводы, липиды.
Уроки 4–6. Белки.
Уроки 7–10. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты;
Урок 11. АТФ и другие органические соединения в клетке.

Тема II. Структура и функции клетки

Уроки 12–13. Клеточная теория.
Урок 14. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы.
Урок 15. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения.
Уроки 16–17. Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Тема III. Обеспечение клеток энергией

Уроки 18–19. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
Уроки 20–21. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.
Уроки 22–23. Биологическое окисление при участии кислорода. Аэробный гликолиз.

Тема IV. Наследственная информация и реализация ее в клетке

Урок 24. Генетическая информация. Удвоение ДНК.
Уроки 25–26. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.
Уроки 27–28. Биосинтез белков.
Уроки 29–30. Регуляция транскрипции и трансляции. Генная и клеточная инженерия.

Раздел II. Размножение и развитие организмов

Тема V. Размножение организмов

Урок 31. Деление клетки. Митоз.
Урок 32. Бесполое и половое размножение.
Уроки 33–34. Мейоз.
Урок 35. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема VI. Индивидуальное развитие организмов

Уроки 36–37. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.
Уроки 38–39. Организм как единое целое

Раздел III. Основы генетики и селекции

Тема VII. Основные закономерности явлений наследственности

Уроки 40–43. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
Уроки 44–45. Генотип и фенотип. Аллельные гены.
Уроки 46–48. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Уроки 49–50. Сцепленное наследование генов.
Уроки 51–52. Генетика пола.
Уроки 53–55. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность.
Урок 56. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

Тема VIII. Закономерности изменчивости

Урок 57. Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Уроки 58–60. Мутационная изменчивость.
Уроки 61–62. Наследственная изменчивость человека.
Уроки 63–66. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

В XI классе будут изучены темы «Селекция», «Эволюция» и «Экология».

В школах и классах естественного профиля на изучение биологии отводится не менее 3 ч в неделю. Содержание курса должно обязательно включать знания и умения, заложенные в минимуме, которые углубляются и расширяются в зависимости от направления профиля: медицинское, биологическое, биотехнологическое, экологическое и др.

Для естественного профиля рекомендуется учебник: Общая биология. Х–XI класс/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2000.

Примерное поурочное планирование

Уроки 1–2. Введение.

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле

Урок 3. Уровни организации живой материи.
Уроки 4–5. Критерии живых систем (основные свойства жизни).
Урок 6. Обобщающий. Семинар или конференция на тему «Общая биология, ее задачи и значение для науки и практики».
Урок 7. Представление древних философов о возникновении жизни.
Урок 8. Работы Л.Пастера, их значение для разработки проблемы возникновения жизни.
Урок 9. Теория вечности жизни.
Урок 10. Материалистические теории происхождения жизни.
Урок 11. Современные представления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.
Уроки 12–13. Образование планетных систем.
Урок 14. Первичная атмосфера и химические предпосылки возникновения жизни.
Урок 15. Источники энергии и возраст Земли.
Урок 16. Условия среды на древней Земле.
Урок 17. Теории происхождения протобиополимеров.
Урок 18. Коацерватная теория происхождения протобиополимеров.
Урок 19. Эволюция протобионтов.
Уроки 20–21. Начальные этапы биологической эволюции.
Уроки 22–23. Происхождение и начальные этапы жизни на Земле (обобщение знаний).

Раздел II. Учение о клетке

Урок 24. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Урок 25. Органические вещества, входящие в состав клетки. Органические биополимеры – белки.
Урок 26. Свойства и функции белков.
Урок 27. Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».
Урок 28. Органические молекулы – углеводы.
Урок 29. Органические молекулы – жиры и липоиды.
Урок 30. Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.
Урок 31. Рибонуклеиновая кислота – РНК.
Урок 32. Обобщение знаний о химической организации клетки.
Уроки 33–34. Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка.
Урок 35. Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена.
Уроки 36–37. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.
Урок 38. Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез.
Уроки 39–40. Семинар «Обмен веществ и энергии в клетке – метаболизм».
Урок 41. Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.
Урок 42. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
Уроки 43–44. Строение и функции органоидов клетки.
Урок 45. Строение и функции ядра.
Урок 46. Клеточное ядро. Хромосомы. Хромосомный набор.
Урок 47. Деление клетки.
Урок 48. Особенности строения растительной клетки.
Урок 49. Клеточная теория строения организмов.
Уроки 50–51. Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Урок 52. Обобщающий по теме «Клетка – структурная и функциональная единица жизни».

Раздел III. Размножение и развитие организмов

Урок 53. Бесполое размножение.
Урок 54. Половое размножение. Половые клетки.
Урок 55. Мейоз.
Урок 56. Осеменение и оплодотворение.
Урок 57. Обобщающий по теме «Размножение организмов».
Урок 58. Краткие исторические сведения.
Урок 59. Эмбриональный период развития. Дробление.
Урок 60. Эмбриональный период развития. Гаструляция.
Урок 61. Эмбриональное развитие организмов. Органогенез.
Урок 62. Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
Урок 63. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Биогенетический закон.
Урок 64. Развитие организмов и окружающая среда.
Уроки 65–66. Обобщающие. «Размножение и развитие организмов».

Раздел IV. Основы генетики и селекции

Урок 67. Основные понятия генетики.
Урок 68. Гибридологический метод изучения наследственных признаков.
Урок 69. Законы Менделя. Первый закон.
Урок 70. Второй закон Менделя – закон расщепления.
Урок 71. Гипотеза чистоты гамет. Цитологические основы законов Менделя.
Урок 72. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.
Урок 73. Анализирующее скрещивание.
Урок 74. Хромосомная теория наследственности.
Урок 75. Сцепленное наследование признаков.
Урок 76. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Урок 77. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов.
Урок 78. Взаимодействие неаллельных генов.
Уроки 79–80. Закономерности наследственности (обобщающие уроки или семинары занятий).
Урок 81. Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
Урок 82. Классификация мутаций.
Уроки 83–84. Классификация мутаций по уровню их возникновения.
Урок 85. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).
Урок 86. Закрепление знаний. Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений».
Урок 87. Лабораторная работа «Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».
Урок 88. Обобщающий по теме «Закономерности изменчивости».
Урок 89. Создание пород животных и сортов растений.
Урок 90. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Урок 91. Законы гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Урок 92. Методы селекции растений и животных.
Урок 93. Методы селекции: отбор и гибридизация.
Урок 94. Искусственный метагенез.
Уроки 95–96. Селекция микроорганизмов.
Урок 97. Достижения и основные направления современной селекции.
Урок 98. Обобщение знаний по теме «Основы селекции».
Урок 99. Заключительный по теме «Роль биологии в будущем».


* Резервное время используется на региональный компонент.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru