КОПИЛКА ОПЫТА

О.Г. БАРИНОВ

Изготовление постоянных микропрепаратов

Мы часто получаем письма, подобные тому, выдержки из которого приведены ниже.

«...Зарплата маленькая, денег у школы нет на абсолютно необходимые вещи... Ученики не могут приобрести учебники... Компьютеры были и остаются мечтой совершенно недосягаемой... И в лучшие-то времена пособий не хватало, что уж теперь говорить... Газеты объединения «Первое сентября» – единственный на сегодня относительно доступный по цене источник, из которого можно получить свежую информацию... Подскажите, что делать, если нет возможности...» – далее идет перечисление, чего именно нет.

Мы бываем очень рады, когда удается кому-то помочь. С нами сотрудничают квалифицированные специалисты в различных областях, способные дать детальные, подробные консультации по самым неожиданным вопросам. Но нам представляется особенно ценным, когда вы, дорогие читатели, делитесь опытом, помогаете друг другу решить какие-то наболевшие проблемы.

В редакции встретились два письма. К.С. В-ва пишет: «...Работаю биологом в школе уже несколько лет. Пользуюсь в основном наследством, оставшимся от застойных времен, которые все так дружно ругали... Я не жалуюсь, в школе даже микроскопы сохранились... Но как ни стараемся мы, микропрепараты нет-нет, да и бьются или давятся неопытными руками. Когда возможно, делаем временные, но это требует, простите за невольный каламбур, времени, которого на наш предмет и так не много. Может, подскажете какой-нибудь способ изготовления постоянных препаратов на основе подручных материалов? Ни о канадском, ни о пихтовом бальзаме я не заикаюсь...»

Ответ на просьбу мы нашли в письме нашей постоянной читательницы А.Н. Сергеевой. Вот что она пишет.

«Перед учителями биологии и руководителями кружков рано или поздно встает задача изготовить учебный микропрепарат. Нам хотелось подобрать вещество, способное надолго зафиксировать биологический объект, сделать эту процедуру простой и доступной. Известные бальзамы (смолы-фиксаторы) никогда не относились к легкодоступным веществам, особенно в удалении от крупных городов. Кроме того, где-то мы слышали, что вещества эти не безвредны. И, наконец, сам процесс их использования, который мы когда-то изучали в институте, был довольно непрост. Решение подсказал случай.

Как в любой небольшой школе, приходилось совмещать различные виды учебно-образовательной деятельности, часто смежные, а то и далекие от основного предмета. Но особенно привлекало что-нибудь такое, что все-таки имело отношение к природе, например составление композиций и изготовление поделок из природных материалов. Одной из непременных принадлежностей такой работы были различные виды клея.

Всем, наверное, известно, что, к сожалению, с лаками и клеями надо работать очень аккуратно. Дело не только в том, что будет испорчена, например, одежда, всегда можно подобрать такой костюм, который не очень жалко. Самое обидное то, что пролитый клей или лак обычно оставляет незаметные поначалу пятна на детских работах. Со временем эти пятна желтеют, буреют и безнадежно портят изделия. Приходится их реставрировать или убирать, а то и выбрасывать, что не радует никого.

На курсах повышения квалификации, кажется, в 1975 или даже 1973 г., нам показывали приемы работы с обычной соломкой. Оказалось, что ее очень легко выгладить тупой стороной ножа или любым подходящим предметом в красивые блестящие полоски, которые можно затем клеить на бумагу или ткань, составляя целые картины. (Мы для простоты склеивали из полосок что-то похожее на древесные листья, подбирая соломку других цветов для жилок и черешков.) Тогда же руководитель этих занятий объяснил нам, что для склеивания нужно пользоваться клеем ПВА (поливинилацетатным), поскольку его капли образуют прозрачную, долго сохраняющую эластичность пленку, а главное – не портят бумагу, в отличие, например, от силикатного клея.

Как мы позже опытным путем выяснили, этим клеем ПВА можно успешно пользоваться как заменителем лака, покрывая им, например, раскрашенные самодельные брошки из необожженной глины. После застывания клей, видимо, полимеризуется и даже приобретает изрядную водостойкость. Случайные брызги воды работам с таким покрытием не страшны.

Использовать клей ПВА для изготовления препарата мы попробовали в 1985 г. Важно, чтобы препарат был влажный, хорошо смоченный, а клей – свежий и чуть разбавленный чистой холодной кипяченой водой до нужной концентрации (клей представляет собою эмульсию и легко разводится). После нескольких проб и ошибок нужную концентрацию вы сможете составлять и определять без труда.

Дальше все просто. На чистое предметное стекло нанесите каплю воды – кипяченой или, если вы дружите с учителем химии, дистиллированной. Воду надо аккуратно удалить чистой, не оставляющей волосков тканью или фильтровальной бумагой так, чтобы стекло было чуть влажным. Это, как и влажность образца, способствует равномерному (без пузырьков) смачиванию. На подготовленную поверхность нужно нанести небольшую каплю заранее приготовленного клея ПВА так, чтобы не появились пузырьки воздуха. Они иногда и не мешают, но внешний вид препарата портят. В эту каплю аккуратно переносят заранее подготовленный срез или образец, например, предварительно умерщвленную горячей водой дафнию (умерщвление преследует сразу две цели – я не хочу воспитывать в детях бесцельную жестокость, с другой стороны – неподвижное животное при наличии элементарных навыков работы с препаровальной иглой можно расположить в капле клея так, чтобы впоследствии его было удобно рассматривать). Затем плавным наклонным движением (сначала капли касается один край стекла, как при изготовлении временного препарата) надо сверху положить покровное стекло, также чистое и слегка влажное. Слой клея между стеклами должен быть как можно более тонким.

Если что-то не удалось, а образец ценный и достаточно крупный, почти всегда, в отличие от смол, есть возможность его отмыть простой водой и процедуру повторить. Излишки клея аккуратно смываются тонкой струйкой воды; нужно следить, чтобы она не затекала между стеклами. Покровное стекло необходимо придерживать. Чуть мутноватые остатки воды можно аккуратно удалить фильтровальной бумагой, а лучше – полоской тонкой ткани без ворса (если ее сразу тщательно сполоснуть, ткань можно использовать многократно – клей, пока не высох, отстирывается начисто).

Готовые препараты надо разложить в теплом сухом месте. Индикатором готовности препарата служит его прозрачность. В зависимости от очень многих факторов высыхание до прозрачного состояния продолжается от одной до четырех недель. Бывает, что слишком толстый слой клея или клей, загрязненный примесями, полностью прозрачным не становится – это несколько ухудшает изображение, но благодаря небольшой глубине резкости микроскопа даже такие препараты доступны для изучения.

Первым препаратам, изготовленным таким образом, уже более 15 лет. Они до сих пор вполне пригодны».

Мы не гарантируем, что предложенный метод можно применять для изготовления любых препаратов, поскольку некоторые из них требуют окрашивания, а красители могут взаимодействовать с клеем. Однако мы не сомневаемся, что опыт преподавателя может оказаться полезным во многих случаях.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru