IX Международная конференция
по взаимоотношениям человека и животных «Люди и
животные: перспективы развития взаимоотношений
в XXI в.»
IX Международная конференция по
взаимоотношениям человека и животных проходила
в Рио-де-Жанейро 13–15 сентября 2001 г.
Этот форум был организован
Международной ассоциацией организаций,
связанных со взаимоотношениями человека и
животных. Спонсорами конференции выступили
Всемирная организация здравоохранения и
Научно-исследовательский центр WALTHAM. В
конференции приняли участие более 400 делегатов
из 40 стран.
На конференции были представлены
доклады, характеризующие различные стороны
наших взаимоотношений с животными, включая
исторические, культурные, демографические,
медицинские, ветеринарные, терапевтические,
психологические, социологические и
экологические. Эксперты из Великобритании,
Венгрии, Германии, Южной Кореи, Японии и других
стран привели результаты своих исследований,
отраженные в докладах на такие темы, как,
например, «Роль животных в жизни детей,
оставшихся в неполных семьях после развода
родителей», «Повышение качества жизни инвалида с
появлением у него специально обученного
животного», «Животные как одно из средств
терапии», «Особенности отношения к животным
детей и подростков в Великобритании и Японии»
и т.д.
Так, например, по данным доктора
психологии А.Битц из университета Эрлангена
(Германия), любителей собак отличают
организованность, аккуратность, рациональность,
дисциплинированность и социальная активность.
Любители кошек, как правило, проявляют большую
компетентность, они созидательны, талантливы в
различных видах искусств, любят приключения и
совершают дерзкие поступки.
Впервые участники этого
международного форума смогли узнать об
исследованиях, проведенных в России экспертами
созданного в 1999 г. Центра по изучению
взаимоотношений человека и животных. Доклад,
подготовленный ведущим экспертом центра
доктором психологических наук В.Ясвиным, был
посвящен изучению роли домашних животных в жизни
городских школьников, особенностей отношения к
животным детей, лишенных родителей, причин
симпатий и антипатий к животным.
На основании исследования, в котором
приняли участие 1900 школьников из Московской
области, был сделан вывод, что их интерес к
животным с возрастом постепенно растет и
достигает своего пика к 10 годам.
Опрос 136 школьников 10–11 лет показал,
что практически все (98%), у кого есть животные,
уверены, что они способны понимать человека, 84%
детей делятся со своими домашними животными
впечатлениями о событиях в школе, рассказывают
им о друзьях. Двое из каждых трех подростков, в
чьем доме есть домашнее животное, воспринимают
семейную обстановку как благоприятную, в то
время как практически все их сверстники (98%) из
семей, где животных нет, – как неблагоприятную.
Было установлено также, что в числе
своих лучших друзей 97% 7-летних воспитанников
детских домов на первое место ставят какое-либо
животное (кошку, собаку, лошадь и т.д.).
Интересно, что самыми симпатичными животными все
школьники считают собаку, кошку, а также льва и
тигра.
На основании этих исследований Центр
по изучению взаимоотношений человека и животных
разработал педагогические принципы и методы,
позволяющие корректировать отношения детей к
животным. Результатом стало создание Программы
для внеклассного обучения школьников 4–6-х
классов и издана «Азбука содержания животных».
Участники IX Международной
конференции в Рио-де-Жанейро приняли декларацию
«Домашние животные и школа», адресованную
руководителям учебных заведений и педагогам, в
которой провозглашены основные принципы
формирования у школьников доброго и
ответственного отношения к животным.
|