В.В. ИСАКОВ,
г. Коряжма
Кто выиграет пятерку?
Игра-тестирование
Урок-тестирование проводится по
сценарию телепередачи «Кто хочет стать
миллионером?». Ее можно организовывать в любых
классах, подбирая соответствующие задания.
Удобно проводить такие уроки в конце или начале
учебного года или четверти для повторения и
закрепления пройденного материала.
При проведении игры я использую стеклянный
колокол или большую стеклянную банку с
несколькими ярко окрашенными картонными
пятерками и колокольчик, пищалку или манок на
уток – для соответствующих сигналов. Задания
удобно иметь в двух экземплярах (для ученика и
для учителя).
Перед началом игры объясняю ее правила:
«В нашей игре можно выиграть пятерку. У меня этих
пятерок – полная банка, и все они могут стать
вашими! Надо только правильно ответить на восемь
вопросов, причем можно воспользоваться двумя
подсказками: «пятьдесят на пятьдесят» (я убираю
два неверных ответа) и «звонок другу» (можно
обратиться за помощью к любому ученику в классе).
Один ученик будет у доски отвечать на вопросы
теста, а все мы будем наблюдать за его успехами. Я
буду читать задания и комментировать ответы. При
правильном ответе ученика прозвучит
колокольчик, а если будет ошибка, то – пищалка.
После ошибочного ответа к доске выйдет новый
претендент. Если желающих окажется несколько, то
к игре приступит тот, кто раньше справится с
конкурсным заданием. Желаю удачи».
Примеры тестов
(Правильные ответы показаны шрифтовым
выделением.)
6-й класс
1. Сухой многосемянный плод:
а) орех; б) листовка; в) боб; г) ягода.
2. Корневище – это:
а) очень большой толстый корень; б)
главный корень стержневой корневой системы; в)
корнеплод; г) подземный видоизмененный побег.
3. Главный признак двудольных
растений:
а) стержневая корневая система; б)
семя содержит две семядоли; в) сетчатое
жилкование листа; г) число органов цветка
кратно четырем или пяти.
4. Пыльца образуется на:
а) рыльце пестика; б) завязи пестика; в)
цветоложе; г) тычинках.
5. Настоящий плод образуется из:
а) пыльника; б) цветоложа; в) рыльца
пестика; г) завязи пестика.
6. У кукурузы, пырея ползучего и
тимофеевки форма листовой пластинки:
а) округлая; б) овальная; в)
стреловидная; г) линейная.
7. У ландыша и подорожника
жилкованне листа:
а) дуговое; б) параллельное; в)
сетчатое; г) любое из названных.
8. Цветок, в котором отсутствуют
тычинки, называется:
а) обоеполый; б) женский; в)
тычиночный; г) мужской.
9. Фотосинтез– это:
а) образование крахмала в
хлоропластах на свету из углекислого газа и воды;
б) окисление крахмала в клетках до углекислого
газа и воды; в) посинение крахмала под действием
раствора йода; г) фотографирование редких
растений для научных целей.
10. Группы клеток, расположенные на
пробковой коре, выполняющие функцию газообмена,
называются:
а) дыхальца; б) чечевички; в)
устьица; г) листовые рубцы.
11. Устьица расположены только на
верхней стороне листовой пластинки у:
а) кувшинки; б) капусты; в) березы; г)
всех растений.
12. Сладкая оранжевая морковь – это:
а) клубень; б) плод; в) корнеклубень; г)
корнеплод.
13. Концевые листья у гороха
превращены в:
а) усики; б) бородку; в) лепестки; г)
колючки.
14. У капусты, редьки и редиса плод с
продольной перегородкой, поэтому он называется:
а) стручок; б) боб; в) коробочка; г)
капустница.
15. Зона корня, имеющая корневые
волоски:
а) проводящая; б) всасывающая; в)
деления и роста; г) корневой чехлик.
16. Ксилема – это:
а) итальянский певец; б) ситовидные
трубки, проводящие вниз водный раствор сахара; в)
итальянский ученый-ботаник; г) проводящие
сосуды, по которым поднимаются вода и соли.
17. Старую растительную клетку
мякоти листа от молодой можно отличить по
следующему признаку:
а) в молодой клетке ядро крупное, а в
старой ядро всегда маленькое; б) в старой клетке
хлоропласты всегда быстро двигаются вместе с
цитоплазмой; в) в старой клетке вакуоли
сливаются в одну большую вакуоль; г) в старой
клетке много мелких вакуолей.
18. У клевера соцветие:
а) корзинка; б) сложный колос; в)
метелка; г) головка.
19. У подорожника соцветие:
а) простой колос; б) сложный колос; в)
метелка; г) кисть.
20. Соцветие у одуванчика:
а) пушистик; б) парашютик; в)
корзинка; г) головка.
21. Бамбук и тимофеевка растут:
а) только кончиком (верхушкой) стебля;
б) основанием стебля (местом у корня); в)
междоузлиями; г) в разное время разными
способами.
22. Прищипку корня делают у:
а) томатов, капусты и огурцов во
время пикировки рассады; б) пшеницы, ржи, кукурузы
и ячменя во время пикировки рассады; в) вообще не
делают, т.к. при этом повреждается корень; г)
сосны.
23. Запасные питательные вещества в
луковице репчатого лука хранятся в:
а) сухих чешуйках; б) сочных
чешуйках; в) донце луковицы; г) шейке луковицы.
8-й класс
1. Манта – это:
а) костная рыба из отряда сельдевых; б)
скат; в) обезьяна; г) певчая птица.
2. Опахало – это:
а) крыло птицы; б) часть птичьего
пера; в) хвост сороки; г) плавательная перепонка.
3. В сердце крокодила камер:
а) две, как у всех рыб; б) три, как у всех
амфибий; в) три с неполной перегородкой в
желудочке, как у пресмыкающихся; г) четыре,
как у птиц и млекопитающих.
4. Не имеет ни усов, ни усиков:
а) майский жук; б) речной рак; в)
паук-крестовик; г) лангуст.
5. Толстый лори – это:
а) жирный дождевой червь; б) кабан; в)
попугай; г) полуобезьяна.
6. Катран – это:
а) вид акулы; б) одногорбый верблюд;
в) хищная птица; г) самец-фазан.
7. Пищуху-сеноставку относят к:
а) грызунам; б) зайцеобразным; в)
певчим воробьиным; г) отряду пищух.
8. «Хищные зубы» – это:
а) клыки у вампира; б) клыки у хищника; в)
острые предкоренные и коренные зубы у хищников;
г) очень длинные резцы.
9. Скопа – это:
а) хищная рыба; б) хищная птица; в)
ночная бабочка; г) утка.
10. Не имеют клоаки:
а) птицы; б) пресмыкающиеся; в) ехидна и
утконос; г) рыбы.
11. Клещей относят к:
а) насекомым; б) ракообразным; в)
паукообразным; г) многоножкам.
12. Пикшу, налима и навагу относят к:
а) сельдевым; б) кистеперым; в)
окунеобразным; г) тресковым.
13. Бивни у слона – это:
а) рога; б) клыки; в) резцы; г) шипы на
коже.
14. Сложный многокамерный желудок
имеют:
а) кабаны; б) коровы; в) лошади; г)
грызуны.
15. Таксономическая единица,
находящася в ряду между отрядом и родом – это:
а) вид; б) класс; в) популяция; г)
семейство.
16. Любителя воды енота-полоскуна
относят к отряду:
а) как и другого любителя воды – бобра
–грызунов; б) хищных, как медведя, тигра и
волка; в) насекомоядны (енот с удовольствием
поедает крупных жуков и лягушек); г) приматов
(енот сообразителен и трудолюбив – любит
стирать).
17. Киль грудины имеют:
а) кроты, летучие мыши, пингвины и
летающие птицы; б) только летающие птицы; в) все
птицы; г) только кроты и летучие мыши.
18. Животное, нижняя челюсть
которого состоит из двух подвижных частей, что
позволяет заглатывать очень крупную добычу, –
это:
а) крокодил; б) бегемот; в) жаба; г)
змея.
19. Позвонков в шейном отделе у рыб,
земноводных, птиц и млекопитающих:
а) у рыбы – 1, у лягушки – 2, у птиц –
много, у млекопитающих – 8; б) у рыбы –
отсутствуют, у лягушки – 1, у птиц – много, у
млекопитающих – 7; в) у рыбы – 2, у лягушки – 2, у
птиц – много, у млекопитающих – 7; г) у рыбы –
отсутствуют, у лягушки – отсутствуют, у птиц –
много, у млекопитающих – 8.
20. Еж, дикобраз и ехидна немного
похожи и имеют органы защиты – колючки. Но эти
животные не относятся к одной систематической
группе. Найдите верное решение:
а) ежи – насекомоядные, дикобразы
– грызуны, а ехидна – яйцекладущий первозверь; б)
ежи и дикобразы – насекомоядные, а ехидна –
яйцекладущий первозверь; в) ежи и дикобразы –
грызуны, а ехидна – сумчатое австралийское
животное; г) ежи и ехидна – грызуны, а дикобраз –
насекомоядное животное.
21. Известно, что настоящий страус
имеет на ноге два пальца. Его место обитания:
а) североамериканские прерии; б)
африканские саванны; в) южноамериканские
пампасы; г) австралийские скрэбы.
22. Выводковые птенцы у:
а) кукушек; б) дневных хищных птиц; в)
уток и гусей; г) стрижей и ласточек.
|