Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №44/2001

КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
ст. научный сотрудник Института общего образования МО РФ

Формирование знаний о научных основах технологических процессов на занятиях сельскохозяйственного труда

Подготовку работников, владеющих не только передовыми технологиями в различных отраслях растениеводства и животноводства, но и современными знаниями в области экономики, менеджмента, маркетинга, экологии сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды, устройства и планирования крестьянской усадьбы в сельской общеобразовательной школе нужно начинать уже в 5–9-х классах.

Мы предлагаем вашему вниманию ряд методических рекомендаций, предназначенных для учителей, ведущих разделы «Сельскохозяйственные работы. Элементы растениеводства и животноводства» и «Сельскохозяйственная техника» с целью помочь им в решении вышеуказанных задач.

Выращивание высоких урожаев культурных растений и повышение продуктивности сельскохозяйственных животных невозможно без привлечения знаний о биологических законах и закономерностях, полученных из школьного курса биологии. Рассмотрение важнейших факторов почвообразования, вопросов использования минеральных удобрений, химических средств защиты растений, кормов для домашних животных, подготовки их к скармливанию и др. требует знаний, полученных на уроках химии. Для изучения сельскохозяйственной техники, материала о структуре почвы и ее обработке, абиотических факторах, воздействующих на растительные и животные организмы, способов контроля за состоянием физических условий, от которых зависят рост и развитие культур, переработке и хранению урожая и др. необходима тесная связь с курсом физики.

Следует также обращать внимание школьников на применение отдельных технологических процессов в различных отраслях сельского хозяйства. Например, обработка почвы и внесение удобрений производятся в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве; во всех отраслях растениеводства необходима подготовка семян к посеву, заключающаяся в очистке, просушивании, сортировании, протравливании и применении ряда приемов, способствующих лучшему их прорастанию и появлению дружных всходов.

Проводя занятия на учебно-опытном участке, школьной ферме или в учебных мастерских, целесообразно сравнивать способы выполнения проводимых работ и операций с технологией, применяемой непосредственно в сельскохозяйственном производстве.

В соответствии с программой 6-го класса учащиеся знакомятся с требованиями к рассаде овощных культур, правилами ее посадки и проводят практическую работу по высадке рассады капусты и томата на грядки школьного участка. Для того чтобы дать шестиклассникам представление о работе овощеводов в производственных условиях, необходимо рассказать о рассадо-посадочных машинах, продемонстрировать их общий вид на учебной таблице или рисунке, а также кратко рассказать о работе сажальниц.

При изучении сельскохозяйственных животных (7-й класс) учащиеся выполняют работы в школьном крольчатнике и на ферме местного хозяйства по уходу за кроликами, молодняком крупного рогатого скота, подготовке кормов к скармливанию и их раздаче. Во время экскурсии на животноводческую ферму следует уделить внимание механизации основных производственных процессов: объяснить общее устройство и действие таких машин и установок кормового цеха, как кормозапарник, мойка-корнерезка, универсальная дробилка кормов, соломосилосорезка, установка для дрожжевания кормов и др.

Можно предложить школьникам понаблюдать за работой механизаторов на этих машинах, а затем сравнить их производительность (в час) с ручным выполнением той же работы.

Осуществление политехнического принципа обучения на занятиях сельскохозяйственного труда предполагает также формирование у сельских школьников общетрудовых умений. К ним относятся планирование предстоящей работы, организация рабочего места и труда, работа с документацией учебного характера (с карточками-заданиями, инструкционными картами и др.), выполнение измерений, вычислений и т.д.

Для глубокого понимания научных основ технологических процессов в сельском хозяйстве, овладения трудовыми навыками, пробуждения у учащихся стремления больше узнать о современной агротехнике, зоотехнике важно установление постоянной и целенаправленной связи занятий по сельскохозяйственному труду с учебным материалом по биологии. Иначе труд сельских школьников на учебно-опытном участке, школьной ферме нередко превращается в скучную и тяжелую обязанность, выполняемую без особого желания по указанию учителя.

Подготовка преподавателя трудового обучения к реализации такой связи должна начинаться уже при планировании учебной работы. Рекомендуется внимательно ознакомиться с программой соответствующего раздела курса биологии, с текстом учебника и определить, какие сведения следует использовать на занятиях по изучению научно-биологических основ выращивания культурных растений, содержания и кормления сельскохозяйственных животных.

Продумывая затем содержание, формы организации и методы проведения конкретных занятий, целесообразно наметить дидактические задачи каждого из них по реализации связи с курсом биологии. В соответствии с этими задачами, с учетом возрастных особенностей школьников и уровня их биологической подготовки выбираются наиболее эффективные методы и методические приемы мобилизации биологических знаний во время опытно-практических работ на учебно-опытном участке или школьной ферме, на уроке, лабораторном занятии, экскурсии.

Посмотрим, как биологические знания применяются учащимися на конкретных занятиях по сельскохозяйственному труду в 6-м классе.

Практическая работа

«Пикировка рассады раннеспелых сортов томата»

Работу рекомендуется начать вводной беседой о значении пикировки и лучших сроках ее проведения, отборе сеянцев при пересадке, условиях развития овощной рассады при пикировке в горшочки и без них.

Необходимо привлечь знания шестиклассников по теме «Корень» (о строении и основных функциях корней растений, роли корневых волосков, росте корня в длину и распространении корней в почве), используя для этого следующие вопросы.

  • Что такое площадь питания растений? Почему нужно провести пересадку сеянцев томата на большие расстояния друг от друга?

  • Какой частью растет корень и как это можно доказать?

  • Какое значение имеет прищипка корня растений томата при пересадке?

  • Почему при пикировке нужно обжать почву вокруг растения?

  • Как правильно полить рассаду после пикировки?

В процессе обсуждения учащиеся понимают, как важно применение рассматриваемого агротехнического приема для получения хорошей рассады раннего томата: молодые растения, загущенно посеянные в рассадные ящики, пикируют с предоставлением необходимой площади питания, для пикировки выбирают только сильные, здоровые сеянцы, пересадка способствует также образованию у рассады мочковатых корней.

В ходе беседы следует обосновать пикировку рассады томата, предназначенной для получения ранней продукции, в питательные кубики или горшочки: продемонстрировав школьникам таблицу со схематическим изображением зон (участков) корня из серии учебных таблиц по ботанике, учитель напоминает, что особенно большое значение в питании растений имеет зона всасывания корня, покрытая корневыми волосками, и предлагает ученикам самостоятельно объяснить:

– почему после пересадки на новое место растения нередко приостанавливают свой рост, болеют;
– какая рассада лучше и быстрее приживается после посадки в открытый грунт – высаженная в питательных кубиках (горшочках) или без них и почему.

На основании ответов учащихся делается заключение, что при пересадке горшечной рассады корневая система повреждается значительно меньше, поэтому выращенные таким способом растения томата после высадки на постоянное место не приостанавливают роста, хорошо приживаются, будут быстрее развиваться и раньше дадут урожай.

После завершения вводной беседы учащиеся приступают к выполнению задания.

Лабораторная работа

«Изучение основных сорных растений нашей зоны и их семян»

Для проведения этой лабораторной работы необходимо заготовить образцы сорняков. Можно использовать и гербарные экземпляры сорных растений. На каждый стол (1–2 учащихся) выдаются: гербарий сорных растений (с этикетками), коллекция семян сорняков, лупы, линейки, цветные карандаши. Для демонстрации подбираются учебные таблицы, иллюстрирующие классификацию сорных растений, морфологию корня, побега, способы вегетативного размножения.

В практике земледелия сорные растения классифицируют по их биологическим признакам: способу питания и размножения, продолжительности жизни. На этом занятии важно активизировать знания шестиклассников, полученные при изучении тем «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Корень», «Побег», «Вегетативное размножение цветковых растений».

Например, характеризуя многолетние сорные растения, учитель отмечает, что одни из них не размножаются или же слабо размножаются вегетативно, другие, напротив, имеют сильновыраженное вегетативное размножение. Сообщив, что к размножающимся семенами относятся стержнекорневые и мочковатокорневые сорняки, уместно задать школьникам самые главные вопросы. Как вы думаете, почему данные группы сорняков имеют такие названия? Строение каких органов растений нужно знать для того, чтобы их различить?

Потом учащимся предлагаются небольшие задания, помогающие вспомнить особенности строения корней.

1. Зарисуйте на доске схемы строения стержневой и мочковатой корневых систем.

2. Выберите из гербария сорных растений на демонстрационном столе растение со стержневым корнем и назовите его характерные признаки.

3. Найдите гербарный экземпляр сорняка с мочковатым корнем и объясните, в чем его отличие от стержневого.

Перейдя затем к рассмотрению многолетних сорняков, которые размножаются преимущественно вегетативно, учитель просит школьников дать определение вегетативного размножения и перечислить его основные способы. После этого он знакомит учащихся с важнейшими типами многолетних сорняков, подчеркивая, что различить эти типы можно лишь на основе знания морфологии надземных и видоизмененных подземных (корневища, клубня, луковицы) побегов и корней.

Можно задать ученикам следующие вопросы.

1. Какие видоизмененные подземные побеги вам известны? Покажите их на таблице.
2. Как отличить корневище от корня?
3. Докажите, что клубень является видоизмененным побегом.
4. Почему луковицу относят к подземным видоизменениям стебля?
5. Чем отличаются ползучие стебли от прямостоячих? Какие растения с такими стеблями вы знаете?
6. Что такое корневые отпрыски? Используя таблицу, объясните, как размножаются растения с их помощью.
7. Какие из рассматриваемых групп многолетних сорняков, по вашему мнению, наиболее трудно искоренимы? Почему?

Таким образом, шестиклассники уясняют, что среди многолетних сорняков с сильновыраженным вегетативным размножением выделяют группы растений, размножающихся надземными побегами (ползучие сорняки), подземными видоизмененными побегами (корневищные, клубневые и луковичные сорняки) и корневыми отпрысками (корнеотпрысковые сорняки).

Рис. 1. Корневищные сорняки: 1 – пырей ползучий; 2 – хвощ полевой

Рис. 1. Корневищные сорняки: 1 – пырей ползучий; 2 – хвощ полевой

Рис. 2. Корнеотпрысковые сорняки: 1 – бодяк полевой; 2 – осот полевой; 3 – вьюнок полевой

Рис. 2. Корнеотпрысковые сорняки: 1 – бодяк полевой; 2 – осот полевой; 3 – вьюнок полевой

К наиболее злостным относятся корневищные и корнеотпрысковые сорные растения (рис. 1 и 2). Корневища сорняков содержат большой запас питательных веществ и образуют огромное количество жизнеспособных почек, причем каждый отрезок корневища с почкой способен дать начало новому растению. У корнеотпрысковых сорняков в глубине почвы корни могут образовывать несколько ярусов, от которых отрастают новые надземные побеги.

В условиях развертывания рыночной экономики все большее значение приобретает экономическая подготовка учащихся сельской школы. Из ее стен должны выходить выпускники, практически подготовленные к труду в системе рыночных отношений, вооруженные определенным минимумом знаний и умений по основам экономки и организации сельскохозяйственного производства, способные создавать и вести рентабельное фермерское хозяйство.

Для решения этих задач школьникам целесообразно дать представление об особенностях земли как основного средства производства в сельском хозяйстве, познакомить с отраслевой структурой растениеводства и животноводства, типами и специализацией современных хозяйств, производительностью труда, производственными затратами и себестоимостью сельскохозяйственной продукции и т.д.

Учителю рекомендуется вначале выделить основные экономические понятия, которые следует формировать в курсе сельскохозяйственного труда, и возвращаться к ним в процессе учебного материала в 5–7-х классах, где эти понятия должны постоянно развиваться, систематизироваться и усложняться.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся постепенно знакомятся, например, с основными отраслями растениеводства (полеводством, овощеводством, плодоводством и др.) и животноводством (скотоводством, свиноводством, птицеводством и др.), их задачами и перспективами развития. На базе этих знаний целесообразно дать понятие о специализации сельскохозяйственного производства отдельного хозяйства.

Нужно объяснить школьникам, что специализацию хозяйства определяет его главная отрасль, которая дает наибольшие денежные поступления. По направлениям специализации сельскохозяйственные предприятия могут быть, к примеру, зерновыми, если основная отрасль в них – зерновое хозяйство, овоще-картофеле-молочными – при наличии трех главных отраслей – овощеводства, картофелеводства и производства молока и т.д.

Развивая понятие о специализации хозяйства, можно еще сказать о видах специализации крестьянских (фермерских) хозяйств в данном районе, области, привести примеры ферм молочного направления, по откорму молодняка, выращиванию телят, свиноводству, овцеводству, кормопроизводству и т.д. Желательно организовать экскурсию в одно из местных фермерских хозяйств и вместе с учениками обосновать направление его специализации с учетом природных условий, транспортных возможностей, производственного окружения и др.

Учитель на конкретных примерах показывает значение продвижения на поля новых, более урожайных сортов культурных растений, использования в хозяйствах высокопродуктивных пород животных, механизации работ, дает экономическую оценку изучаемых на занятиях агро- и зоотехнических приемов.

Рассмотрим в качестве примера учебное занятие на животноводческой ферме по теме «Особенности кормления телят» (7-й класс).

В начале занятия учитель разъясняет особенности развития и физиологической деятельности органов пищеварения телят в профилакторный и молочный периоды. Говорит о значении молозива для новорожденных телят и о том, как постепенно изменяется рацион телят по мере их роста.

При ознакомлении школьников с примерной схемой кормления молодняка на молочно-товарной ферме учитель обращает их внимание на затрату большего количества цельного молока – обычно по 200–300 кг на одного теленка. Учащимся дается задание подсчитать, сколько молока выпаивают каждому теленку до шестимесячного возраста, а затем определить его количество, необходимое для всего молодняка, имеющегося на данной ферме.

Выслушав результаты подсчетов, учитель ставит перед школьниками учебную задачу: «Каким образом можно добиться в хозяйстве экономии цельного молока, нужного для выпаивания телят?»

Ответ на поставленный вопрос следующий: уменьшить расход молока при выращивании молодняка возможно благодаря применению его заменителей.

Учитель сообщает, что, согласно научным рекомендациям, в полноценном заменителе молока должно содержаться 20–25% биологически полноценного протеина, 50–55% легкоперевариваемых углеводов, не более 4–6% клетчатки, 3–5% жира, 4–4,5% минеральных солей, в том числе набор микроэлементов, а также основные витамины.

Отметив далее, что заменители цельного молока приготовляют разного состава, уместно привести рецепт, применяемый на ферме местного хозяйства, а также рассказать ученикам, как подготовить заменитель молока для выпаивания телят.

Занятие завершается практической работой под руководством оператора фермы: учащиеся помогают приготовить заменитель молока для группы телят и сами выпаивают этот корм животным.

Большую роль в ознакомлении сельских школьников с основами экономики и организации сельскохозяйственного производства играют экскурсии в коллективные и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные вблизи школы. Они позволяют существенно расширить представление учащихся о производительности труда и путях его повышения в данном хозяйстве, о структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции и способах ее снижения, о прибыли и рентабельности и т.д.

Например, в связи с изучением основ полеводства (7-й класс) в период весенних посевных работ целесообразно провести экскурсию в поле по теме «Технология посева зерновых культур в местном хозяйстве». Эта экскурсия может быть организована по следующему плану.

1. Значение зернового хозяйства в экономике хозяйства.
2. Беседа с агрономом или инженером.
3. Сельскохозяйственные машины и орудия, применяемые при возделывании зерновых культур в хозяйстве.
4. Осмотр сельскохозяйственной техники, объяснение специалистом общего устройства и работы посевных машин.
5. Работа тракториста на посевном тракторном агрегате; наблюдение за его работой, беседа с трактористом и сеяльщиком.

При подготовке к экскурсии учащимся дают задания:

– выяснить, какова земельная площадь хозяйства, сколько гектаров пашни занято полевыми культурами, каков удельный вес полеводства в экономике данного хозяйства;
– узнать, какие зерновые культуры возделываются в хозяйстве; получить сведения об их урожайности и себестоимости продукции за истекший хозяйственный год;
– рассказать о сельскохозяйственных машинах, применяемых на возделывании зерновых культур, и их производительности;
– начертить схему посевного машинно-тракторного агрегата, указав названия его составных элементов; выяснить производительность агрегата за один час и за смену.

Собранные школьниками в ходе экскурсии данные целесообразно использовать на последующих занятиях по сельскохозяйственному труду для конкретизации формируемых экономических понятий.

Необходимое условие реализации экономической направленности трудового обучения в 5–7-х классах – оценка экономической эффективности опытов с сельскохозяйственными растениями и животными, проводящихся школьниками.

В соответствии с учебной программой для опытнической работы учащихся на школьном участке необходимо изучение и сравнение различных агротехнических приемов возделывания ведущих для данной зоны культур. Для экономической оценки опытов данной тематики рекомендуется использовать следующие основные показатели:

– количество и качество полученного урожая сельскохозяйственных растений, сроки поступления продукции;
– затраты рабочей силы, материалов и оборудования;
– стоимость 1 ц товарной продукции;
– доход от реализации продукции с 1 га.

Сопоставляя стоимость дополнительных затрат и средств производства со стоимостью прибавки урожая, полученного на опытном варианте по сравнению с контрольным, можно сделать вывод об эффективности изучаемого агротехнического приема.

Так, экономическую оценку опытов по изучению эффективности действия удобрений целесообразно проводить, используя таблицу:

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru