Т.Н. ЛАШКИНА,
шк. № 23, г. Сызрань
Игровые формы обучения на уроках
экологии
Как предмет экология появилась в школе
сравнительно недавно, поэтому любой материал
интересен и полезен учителю. Игровые формы
проведения уроков или отдельных их этапов
позволяют привнести в урок нечто новое, увлечь
учащихся, заставить их задуматься. Они повышают
интерес к предмету, что способствует лучшему его
усвоению.
Предлагаю вашему вниманию игровые формы, которые
я использую при изучении экологии в старших
классах. (Крискунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин
А.П. Экология, 9-й класс)
I. Игровые формы, используемые для
проверки и закрепления знаний учащихся
Древо знаний
Каждый ученик пишет записку, в которой
задает трудный на его взгляд вопрос по тексту
учебника. Затем заворачивает записку, крепит ее
скрепкой к дереву. Дерево может быть нарисовано
на бумаге с прорезями для скрепок. Можно
использовать и крупное комнатное растение, к
которому записки прикрепляются крючками из
больших скрепок.
Двое учеников подходят к дереву, по очереди
«срывают листья» и как можно более полно
отвечают на вопрос. Остальные оценивают вопрос и
ответ.
Интеллектуальный марафон
В течение определенного времени надо
ответить на максимальное количество вопросов (по
определениям, для закрепления или проверки
усвоения материала).
Например, по теме «Типы экологических
взаимоотношений» можно задать следующие
вопросы.
1. Долго ли удерживаются на месте
растения, первыми появляющиеся на вспаханных
полях, если участки предоставлены стихийному
зарастанию? (Нет, так как действует конкуренция.)
2. Зачем скворцы и галки «катаются» на
коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для
гнезд и выклевывают насекомых – мутуализм.)
3. Какие из птиц будут гнездиться в
дуплянках (искусственных гнездах)? (Воробей,
лазоревка, мухоловка и др. дуплогнездники)
4. Есть ли хищники в мире растений? (Да,
например, росянка, жирянка, пузырчатка.)
5. Почему березу называют «пионером», а
березовый лес – временным? (Береза первой
осваивает открытые пространства, но не
выдерживает конкуренции с другими деревьями, так
как очень светолюбива.)
6. Почему если рыба срывается с крючка,
клев становится хуже? (Снова оказавшись в воде,
рыба выделяет вещества, которые служат другим
рыбам сигналом опасности.)
7. У какого паразитического червя нет
промежуточного хозяина? (У аскариды, острицы.)
8. Почему пестрянок, хотя они и очень
заметны на лугу, не трогают насекомоядные птицы? (Они
горькие и ядовитые, а яркая окраска –
предупреждающая.)
Верю – не верю
Эта форма отличается от
интеллектуального марафона тем, что нужно
согласиться («да») или не согласиться («нет») с
предложенным утверждением.
Тема «Организация и экология
сообществ».
1. Липа цветет последней из деревьев. (Да.)
2. Виды, состоящие из одной популяции, могут
существовать. (Да.)
3. В морской экосистеме отсутствуют цветковые
растения. (Нет.)
4. Болотные экосистемы не образуют гумус. (Да.)
5. Индейки едят колорадского жука. (Да.)
6. Удаление подстилки в лесу приведет к
увеличению прироста деревьев. (Нет.)
7. Дерево зимой не растет. (Да.)
8. Саламандра и другие земноводные могут жить и в
пресной, и в соленой воде. (Нет, только в пресной.)
9. В дикой природе пчел нет, они только домашние. (Нет.)
II. Игровые формы, используемые при
изучении нового материала
Фехтование
Учащиеся разбиваются на пары научных
противников. Учитель задает проблемный вопрос.
Противник слева в каждой паре предлагает решение
проблемы, а противник справа выдвигает
контраргументы, пытаясь опровергнуть
предложенное решение. В конце концов противники
могут придти к общему решению или остаться при
своих мнениях. В последнем случае противники
могут поменяться ролями. По завершении научного
спора учитель определяет правильность ответов и
пары, наиболее активно обсуждавшие поставленные
проблемы.
Примеры проблемных вопросов по теме «Организмы и
среда их обитания».
1. Что считать средой обитания для
паразитирующего в рыбе червя?
2. Под соснами в лесу можно увидеть молодые
елочки, а под елями сосенки видеть не удается.
Почему?
По теме «Антропогенное воздействие на
биосферу».
1. Какими особенностями экологии и
поведения должны обладать животные, способные
жить в сильно нарушенной человеком среде?
2. Чем отличается воздействие человека на природу
от воздействия на нее животных?
Архимед
Эта форма используется при решении
творческих задач.
Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда
ему в голову пришло решение сложной задачи,
которое стало законом Архимеда.
На работу с предлагаемыми творческими задачами
отводится по 10 мин. Сначала нужно предложить
идеи решения. Чем больше количество идей, самых
разных, самых фантастических, вы предложите, тем
лучше. На это дается 5 мин. Идеи фиксируются в
тетрадях, а затем на доске. Затем надо предложить
решения проблем (их кратко записывают в
тетрадях), на что дается также 5 мин.
По теме «Антропогенное воздействие на
биосферу» можно предложить следующие проблемы.
1. Как хранить универсальный
растворитель?
2. Как захоронить радиоактивные отходы?
Вопросы по теме «Окружающая среда и
здоровье человека» могут быть, например,
следующие.
1. Как победить болезни человека?
2. Как сделать так, чтобы чиновники были
заинтересованы в улучшении окружающей среды?
Фантазер
Предлагаются творческие задачи,
требующие определенной доли фантазии.
1. Придумайте несуществующий
«супер-организм», который бы мог существовать в
одиночку.
2. Предложите проблему, решение которой
облагодетельствовало бы человечество. Какие
могли бы быть пути решения этой проблемы?
3. Придумайте прибор, необходимый в домашнем
хозяйстве, но не существующий. Какими должны были
бы быть его технические характеристики?
Оценку выполнения заданий можно
провести, пустив листки по кругу. Каждый учащийся
может оценить фантазию одноклассников.
Эту игровую форму можно использовать также как
домашнее задание.
III. Игровые формы, способствующие
применению знаний на практике
Ты – мне, я – тебе
Эту форму можно использовать при
изучении темы «Окружающая среда и здоровье
человека».
Класс делится на две группы: сторонники
разумного отношения к природе и сторонники
обывательского, потребительского отношения к
ней.
Представители обеих групп в споре отстаивают
свои точки зрения. Необходимо следить, чтобы
аргументы сторон были убедительными, т.е.
достаточно обоснованными.
Аргументы и факты
Учащимся предлагается сформулировать
и записать по три самых веских, на их взгляд,
аргумента в пользу защиты природы.
Работу можно провести в группах. Через
определенное учителем время группы сравнивают и
обсуждают свои результаты. Если приведенные
аргументы совпадают, устанавливаются причины, по
которым они были выбраны. При несовпадении
аргументов нужно разобраться в причинах
несовпадения взглядов.
Эту форму можно использовать при изучении как в
целом всей темы «Антропогенное воздействие на
биосферу», так и отдельных подтем: «Загрязнение
атмосферы», «Загрязнение почвы», «Загрязнение
природных вод».
|