Т.Н. ЛАШКИНА,
учитель биологии и экологии ср. шк. No 23, г. Сызрань
Исчезнувший мир динозавров
Урок в 8-м классе
Оборудование: кодоскоп, набор
рисунков с изображением динозавров;
видеоаппаратура; таблица «Динозавры»; комплект
дидактической игры «Юный палеонтолог»; комплект
карточек «Скелеты динозавров».
ХОД УРОКА
Давайте представим, что мы
отправляемся в путешествие во времени. (Демонстрируется
мультфильм «Земля до начала времен-3» – фрагмент
от начала до появления пресмыкающихся.
Откройте первый форзац учебника и найдите на
схеме развития животного мира пресмыкающихся.
Когда появились на Земле первые представители
этой группы? (В каменноугольном периоде, около
300 млн лет назад.)
Судя по сходству строения скелета, мозга и систем
внутренних органов, пресмыкающиеся произошли от
земноводных. Наиболее примитивным древним
пресмыкающимся считается сеймурия. Это
животное длиной 0,5–1 м было похоже на древнее
земноводное – стегоцефала (рассматриваем
рисунок в учебнике).
Засушливый климат пермского периода
способствовал развитию пресмыкающихся, имевших
в этих условиях преимущества перед земноводными.
Вспомните, что это за преимущества. (Роговой
покров тела, предохраняющий от высыхания,
внутреннее оплодотворение и появление скорлупы,
позволяющей яйцам развиваться вне воды, в итоге
– возможность вести исключительно наземный
образ жизни. Усовершенствования в системах
дыхания и кровообращения. Более совершенные
конечности, поднимающие тело над землей, что
обеспечивает быстрое передвижение. Обособление
шейного отдела позвоночника позволяет двигать
головой. Более развиты органы чувств и нервная
система.)
За пермским периодом последовал триасовый –
первый период новой, мезозойской, эры, которую
справедливо называют веком пресмыкающихся. В это
время появилось много самых разнообразных форм
рептилий.
Давайте познакомимся с некоторыми из
этих древних пресмыкающихся. Рассматривая их
изображения, подумайте над вопросами,
записанными на доске: на какие группы можно
разделить древних рептилий. По каким признакам
это можно сделать? (Демонстрация изображений
динозавров через кодоскоп.)
Тираннозавр – «ящер-тиран»,
название, которое вполне подходит королю
плотоядных. Был он около 12 м длиной и весил более 6
т. Длина черепа составляла 1,5 м. Зубы достигали 18
см и имели зазубренные края, что помогало
разрывать плотную кожу жертвы.
Трицератопс – «трирогомордый», до
9 м длиной, 3 м высотой. Он весил около 12 т! На его
массивной голове действительно располагалось 3
рога: один короткий на кончике носа и по одному
длиной до 1 м над каждым глазом. Шею ящера
защищала огромная костяная оборка. Несмотря на
грозную внешность, трицератопс был
растительноядным животным.
Стегозавр
Стегозавр переводится как «ящер,
покрытый броней». Он имел около 7,5 м в длину и
весил 3,5–4 т.
Бронтозавр, в переводе – «громовой
ящер». Длиной до 23 м, высотой до 12 м. Весил
предположительно почти 90 т.
Диплодок – «двухотростковый»,
снизу на хвостовых позвонках у него были двойные
отростки, которые, по-видимому, укрепляли
волочившийся по земле хвост. В длину он достигал
27 м. Однако этот гигант был сравнительно стройным
и весил всего около 10 т.
Плезиозавр
Плезиозавр – «ящер с лебединой
шеей». Жил в морях. Достигал 15 м в длину.
Другой представитель морских рептилий
– ихтиозавр, «рыбоящер», был похож на
большого дельфина. Вместо лап и хвоста –
плавники. Ихтиозавры не откладывали яйца, а были
живородящими.
Птеродактиль
Птеродактиль, «пальцекрыл», –
летающий ящер. Размах крыльев у разных видов
составлял от 10 см до 15 м.
Рамфоринх – еще один летающий
ящер. Имел длинный хвост с ромбовидным
утолщением на конце. Длинные крылья в размахе
достигали 2–2,5 м при длине тела всего около 0,5 м.
Считают, что летающие ящеры могли быть
теплокровными животными.
Итак, на какие группы можно разделить
животных, изображения которых вы увидели? (Запись
на доске и в тетрадях: по среде обитания –
наземные, водные, летающие; по способу питания –
плотоядные и растительноядные.)
Давайте распределим пресмыкающихся, с которыми
вы познакомились, по этим группам. (Работа в
тетрадях.)
Готовы? Давайте проверим.
Ребята, а каким одним словом мы можем назвать
всех перечисленных пресмыкающихся? Правильно, динозавры!* Слово «динозавр» в
переводе означает «ужасная ящерица», но можно
встретить и другой перевод – «дивный,
удивительный ящер».
Динозавры вымерли задолго до появления человека.
Как же люди узнали об их строении и образе жизни?
Наука палеонтология изучает древние останки
живых организмов и по их строению старается
восстановить внешний вид, характерные
особенности и образ жизни животного. Давайте и мы
попробуем по скелетам определить вид динозавров,
а по образцам костей, зубов, отпечатавшихся на
окаменевшей глине следов ног и неровностей кожи
составить представление о существах, обитавших
на нашей планете миллионы лет назад.
(Работа в парах с карточками «Скелеты
динозавров» и комплектами игры «Юный
палеонтолог».)
А теперь расскажите, что вы сумели
определить или предположить. (При обсуждении
ответов часто возникает вопрос о цвете кожи.
Выслушав мнения учеников, можно дать такой
комментарий: вот и ученые часто не могут прийти к
единому мнению о тех или иных особенностях
вымерших животных, известных нам лишь по
фрагментам скелетов. Однако о цвете их кожи
научных споров никогда не было – отпечатки не
могут передавать ее цвет. В своих фантазиях мы
вольны представлять динозавров любой окраски, а
истину не узнаем никогда.)
Многие особенности динозавров еще остаются
загадкой для ученых. Например, было ли у огромных
ящеров одно сердце или имелись и дополнительные
приспособления, помогавшие прокачивать кровь по
гигантскому телу? Были ли некоторые из
динозавров теплокровными? Жили ли они в одиночку
или группами, проявляли ли заботу о потомстве?
И, конечно, главный вопрос: почему динозавры
вымерли? Точно этого мы тоже, скорее всего,
никогда не узнаем. Зато существует множество
разных предположений. Климат на Земле стал более
холодным, и динозавры не смогли жить без тепла и
пищи (т.к. погибли и основные растения, которыми
они питались)... Гигантский метеорит столкнулся с
Землей, и поднявшаяся от взрыва пыль на многие
годы закрыла Солнце, лишив поверхность планеты
тепла и света... Недалеко от Солнечной системы
взорвалась сверхновая звезда и сильно возрос
уровень космической радиации, что повлекло за
собой резкое увеличение неблагоприятных
наследственных изменений... А может быть, и не
требовалось никакой радиации? Ведь у гигантских
динозавров не было врагов и никто не
выбраковывал уродов и слабожизнеспособных
потомков... Правда, в конце мелового периода
вымерли не только крупные хищники и гиганты, но и
их мелкие сородичи, популяции которых
подвергались естественному отбору...
Такие возражения можно привести для всех гипотез
– любая из них, учитывая одни известные факты,
оставляет без объяснения другие. Предлагаю вам
дома еще раз подумать над существующими
предположениями о причинах вымирания
динозавров.
(Подведение итогов урока. Домашнее
задание: прочитать в учебнике § 52 и ответить на
вопросы к нему.)
Литература
Диксон Д. Динозавры. Иллюстрированная
энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.
Динозавры. Журнал. – М.: Махаон, 1994.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни.
Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
Моя первая энциклопедия: Динозавры. Животные. –
М.: Персей, 1994.
Теодорович Ю.Н. В глубь времен. – Самара:
Полюс, 1991.
Что было до нашей эры. Экология цивилизации. Т. 1.
– Волгоград: Коопер. «Книга»; М.:
Педагогика-пресс, 1994.
Яковлева И. След динозавра. – М.: РОСМЭН, 1993.
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.:
Просвещение, 1985.
* Действительно, часто
всех впоследствии вымерших мезозойских рептилий
называют динозаврами. Однако с систематической
точки зрения это неверно. Летающие ящеры
(птерозавры) и ихтиозавры составляли
самостоятельные отряды. Плезиозавры входили в
отряд пресмыкающихся-зауроптеригий. Да и
собственно динозавры не составляли единой
группы: ящеротазовые и птицетазовые динозавры
также относились к разным отрядам. – Прим. ред.
|