КОПИЛКА ОПЫТА

Н.И. ДИАС ПАСКУАЛЬ,
учитель биологии школы No 985, г. Москва

Фестиваль естественных наук

Целую неделю, с 22 ноября в нашей школе царил праздник – проходил Фестиваль естественных наук, сокращенно ФЕН. Интересные испытания и конкурсы, забавные викторины, занимательные игры и эстафеты, театрализованные представления – все это входило в программу фестиваля. Участниками были школьники 5–11-х классов. Задолго до начала фестиваля шла подготовка к нему: подбирались вопросы викторин, сочинялись стихи, готовились поделки, необходимое оборудование. Театральные представления, их оформление, костюмы, реквизит тоже готовились при активном участии ребят.

Много творческих сил отдали организации мероприятий учителя.

Особое внимание уделили оформлению школы. В вестибюле всех встречала большая картонная кукла Фенечка. Здесь же на стенде красочное обращение к ребятам – принять участие в фестивале, подробная программа всех его дней. Программа текущего дня и результаты прошедших мероприятий освещались на ежедневных радиолинейках.

На закрытии недели победителей выставок, многочисленных конкурсов, активных участников в подготовке и проведении фестиваля ожидали призы.

Достаточно взглянуть на программу фестиваля, чтобы убедиться в богатой фантазии и большой подготовительной работе всех его устроителей. Предлагаем вашему вниманию сценарии некоторых мероприятий.

Программа фестиваля

Программа фестиваля

Игра-эстафета «Естествознайка»

Задания для учащихся 5-го класса

Загадки Вселенной

1. Назовите самую большую планету Солнечной системы.
2. Назовите самую маленькую планету Солнечной системы.
3. На каких планетах существует жизнь?

Натуралист

Кто такой натуралист? Это человек, изучающий и любящий природу. Натуралист должен быть человеком наблюдательным, внимательным и любопытным. Сейчас мы проверим, обладаете ли вы этими качествами. Посмотрите на лежащие на столе предметы – семя фасоли, раковина, шерстяная нить, пластмассовая пуговица, бумага, лист растения, мел, орех, перо птицы, шишка – и постарайтесь их запомнить. Накроем предметы платком. Теперь назовите их по памяти.
Более сложное задание: какой из предметов лишний? (Пуговица – предмет, изготовленный из искусственно созданного материала.)

Назови растение

Предлагаются открытки с изображениями растений средней полосы России.

Где наш дом?

На географической карте разместить карточки с изображениями животных – обитателей разных материков.

Задания для учащихся 6-го класса

Загадки лесничего

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный проверяющий. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?
– Хвойный.
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

Загадки растений

На карточках записаны слоги, входящие в состав названий растений. Нужно угадать эти названия. (Пример: «поль», «то» – тополь; «клет», «ре», «бе» – бересклет.)

Медицинский

Какие заболевания можно вылечить с помощью растений, изображенных на открытках.

Шуточная экспресс-викторина для зрителей

1. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)
2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
3. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
4. Что случится с красным платком, если его опустить на 5 мин в морскую воду? (Станет мокрым.)
5. По чему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице.)
6. Что случается с вороной через три года? (Идет четвертый.)
7. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, если не хочется потревожить птицу? (Подождать, пока ворона улетит.)
8. Если кошка влезла на гладкий ствол дерева, как она будет с него спускаться – вниз головой или вниз хвостом? (Вниз хвостом.)
9. Название какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга.)
10. Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
11. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
12. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
13. Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 мин, то сколько времени нужно 1 кошке, чтобы поймать 1 мышку? (5 мин.)
14. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда нужда в нем отпадает? (Якорь.)
15. Что может быть больше слона и в то же время абсолютно ничего не весить? (Тень слона.)
16. За чем во рту язык? (За зубами.)
17. За что ученика выгоняют из класса? (За дверь.)
18. На каких полях не растет трава? (На полях тетради.)

ФЕНовские испытания

Конкурс по проверке навыков в оказании экстренной доврачебной помощи при несчастных случаях (для 10-го класса)

Оборудование: наборы шин или предметов, их имитирующих; аптечки первой помощи; большие куклы, магнитные доски, магниты; карандаши, ручки, блокноты.

В конкурсе принимали участие 3 команды по 7 человек в каждой.

1. Объяснить назначение медицинских инструментов и лекарственных препаратов в аптечке.
2. На магнитной доске расположить в правильной последовательности карточки по оказанию помощи утопающему.
3. Продемонстрировать на кукле технику непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.
4. На товарище продемонстрировать технику наложения давящей повязки при повреждении сонной артерии.
5. На товарище продемонстрировать меры экстренной помощи при артериальном кровотечении на левом предплечье.
6. На товарище продемонстрировать оказание помощи при закрытом переломе правой голени.

Игра «Интеллект-985»

Каждый участник должен в течение 1 мин ответить на максимальное количество вопросов, задаваемых членами жюри. Вопрос, на который не знаешь ответа, можно пропустить.

Вопросы для 1-го участника

1. К какому царству относят лишайники? (К царствам грибов и растений.)
2. Самый твердый минерал. (Алмаз.)
3. Государство с самой большой численностью населения. (Китай.)
4. В каких единицах измеряют вес тела? (В ньютонах.)
5. Назвать один из галогенов. (Фтор, хлор, бром, йод.)
6. Попал в Европу в X в. под названием «ночной кошмар». Кто это? (Клоп постельный.)
7. Самый многонаселенный город планеты. (Мехико.)
8. Что такое осмос? (Диффузия в одном направлении.)
9. Самое глубокое место в мировом океане. (Марианская впадина.)
10. Где сосредоточена масса атома? (В ядре.)

Вопросы для 2-го участника

1. Жидкий металл. (Ртуть.)
2. Самое глубокое озеро. (Байкал.)
3. Чем у млекопитающих отделяется грудная полость от брюшной? (Диафрагмой.)
4. Самый соленый водоем на планете. (Мертвое море.)
5. Самая высокая гора планеты. (Джомолунгма, или Эверест – 8848 м.)
6. Самый сильный окислитель. (Фтор.)
7. Где раки зимуют? (В норах.)
8. Материк, открытый последним. (Антарктида.)
9. Какой закон определяет зависимость между током, напряжением и сопротивлением? (Закон Ома.)
10. Где на планете Земля растут псилофиты? (Нигде – вымерли 300 млн лет назад.)

Вопросы для 3-го участника

1. Самое загадочное и страшное место в Мировом океане. (Бермудский треугольник.)
2. Белый свет сложный. Из каких простых он состоит? (Из цветов радуги.)
3. Вещество, защищающее Землю от избытка ультрафиолетовых лучей. (Озон.)
4. Нужно ли жевать жидкую манную кашу? (Дa.)
5. Гигроскопическая жидкость. (Серная кислота.)
6. Самое мощное теплое морское течение. (Гольфстрим.)
7. Самый северный штат США. (Аляска.)
8. Какой элемент назван в честь России? (Рутений.)
9. Кто впервые увидел клетку в микроскоп» (Левенгук.)
10. Где находятся семена у белокочанной капусты? (В двухлетнем побеге.)

Вопросы для 4-го участника

1. Самая большая в мире пустыня. (Сахара.)
2. Самый короткий день в году. (22 декабря.)
3. Как расшифровать ВИЧ? (Вирус иммунодефицита человека.)
4. Самый распространенный металл в земной коре. (Алюминий.)
5. В какой среде фенолфталеин приобретает малиновую окраску? (В щелочной.)
6. Самый легкий металл. (Литий.)
7. У какого растения самые крупные на Земле цветки? (Раффлезия Арнольди.)
8. Самый маленький электронный заряд, существующий в природе. (Электрон q = 1,6 х 10-19 кулона.)
9. Самая урбанизированная страна в Европе. (Великобритания.)
10. Океан, в котором больше всего островов. (Тихий.)

Вопросы для 5-го участника

1. Самая длинная река в мире. (Нил.)
2. Кто является основоположником классической механики? (Исаак Ньютон.)
3. По-латыни их называют амфибии. А как их называют по-русски? (Земноводные.)
4. Вещества, окрашивающие универсальный индикатор в красный цвет. (Кислоты.)
5. По какой артерии человека течет венозная кровь? (По легочной.)
6. В каких единицах измеряют давление. (В Паскалях.)
7. В какой цвет натрий окрашивает пламя? (В желтый.)
8. Что изучают гистологи? (Ткани.)
9. Русский ученый, создавший первую физико-химическую лабораторию. (Ломоносов.)
10. Самый высокий водопад? (Анхель.)

Конкурс «Практикум»

1. Объясните за 1 мин письменно, а затем устно результаты предлагаемого опыта.
В пластиковую бутылку насыпается сода (Na23), к ней приливается раствор соляной кислоты (НСl). Выделяется газ. В бутылку подсыпается сухой гидроксид натрия (NaOH). Стенки бутылки втягиваются. Объясните происходящие процессы.

2. Теперь вам придется поработать самим.
По жребию участники выполняют задания по физике–собрать электрическую цепь или по химии – получить осадок и отфильтровать его. Составить уравнение реакции (даны реактивы и приборы):

СuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 = Cu(OH)2

А там, вдали, Бразилия...

(Театрализованное представление)

На сцене: Кот ученый, Кощей, Баба яга, Змей Горыныч, Лягушка-путешественница, Леший, Петрушка.

Влетает сорока.

Сорока. Беда! Беда! Авария! Баба Яга летела в ступе и потеряла управление, на землю упала. Беда! Беда!

Кот ученый. Да где же она? Где?

Сорока. Ой, беда, беда! Ой, беда, беда! Ой!

Кощей. Да не верещи ты, толком скажи, где Баба Яга, жива ли? Видишь, беспокоимся мы!

Появляется Баба Яга, она хромает.

Баба Яга. Не волнуйся, Кощеюшка, живая я, только хромаю немного, с десятиметровой высоты упала.

1-я голова Змея Горыныча. Это же так опасно!

2-я голова Змея Горыныча. Это же так высоко!

3-я голова Змея Горыныча. Это же так страшно!

Баба Яга. К полетам привычная, не первый раз падаю.

Кот ученый. Да, только готов с тобой поспорить, с высоты 10 км ты никогда не падала.

Баба Яга. Что мне так высоко в облаках делать, зачем мне туда?

Кот ученый. А вот одна девушка, звали ее Юлиана, летела на самолете на высоте 10 км над лесами Амазонии. Это в Южной Америке, в Бразилии. И вдруг самолет взорвался. Юлиану вместе с креслом взрывной волной в сторону отбросило, и оказалась она на верхушке высокого дерева.

Баба Яга. Посмотрите, как он научился сказки рассказывать. Чтобы упасть с высоты 10 км, да не разбиться... Не верю.

Лягушка. А вот и правда. Я как раз из Бразилии вернулась, там все про этот случай знают. А случилось это в 1973 г.

Баба Яга. А где же она, Бразилия эта и Амазония?

Кот ученый. Посмотрим на карте (на сцене висит карта мира): за Атлантическим океаном материк Южная Америка, вот река Амазонка с притоками – это Амазония. А страна, на территории которой она расположена, называется Бразилия.

Леший. И что же, упала Юлиана на дерево, а дерево стояло в лесу на берегу реки Амазонки?

Лягушка. Нет, до реки девушке пришлось идти целых десять дней, и только там она встретила людей.

Леший. Ай, ай, ай, какой ужас! Я же специалист по лесам. У нас в России по лесу иди себе да иди, а вот в Бразилии... Там такие ужасы! Муравьи, например.

Сорока. Ха-ха-ха, да мне муравья проглотить ничего не стоит.

Леший. Да, одного-то проглотить можно. А когда их миллионы? В Амазонии не хищные звери и не змеи, а именно насекомые являются настоящим бедствием для животных и человека. Странствующие муравьи – подлинные владыки леса. Они двигаются большой колонной, пожирая все на своем пути. Иногда живой поток муравьев достигает нескольких километров.

Лягушка. Да, да, да. Я видела, я видела, знаю. Там, где они прошли, не осталось ни одной ягоды, ни одного ореха, только пустая шелуха. Кое-где лежали обглоданные останки птиц, змей, яичная скорлупа. Все, что попадалось им на пути, было обречено на смерть. Да и не только муравьи здесь опасны. Я так страдала от укусов мух и москитов. Эти ужасные мухи... Их укусы вызывают опухоли и сыпь.

Сорока. А как ты туда попала, Лягушка?

Лягушка. Я совершила грандиозный полет над Атлантическим океаном. Мои друзья, лягушки Амазонии, пригласили меня к себе в гости. В сезон дождей они устраивают замечательные концерты, и я летала туда их послушать. Это было восхитительно! Льет сильнейший дождь, грохочет гром, сверкают молнии – и множество лягушек квакают, пищат, звенят, трещат...

Баба Яга. Ну уж это совсем не интересно. Тоска какая-то зеленая. Дождь–и зеленые лягушки квакают.

Лягушка. Уважаемая Баба Яга, вы плохо думаете о лягушках. Не такие уж мы все и зеленые. В бразильской сельве есть разноцветные лягушки: и зеленые с разводами, и красные, и желтые с черными пятнами.

Леший. Эти пятна предупреждают о том, что у них на коже находится яд, который может быть смертельным: «Не трогай меня, я опасна!». Демонстрируется слайд с изображением южноамериканских лягушек-листолазов.

Кот ученый. Да, да, мур-мяу, я об этом слышал. Ядовитые животные часто ярко окрашены.

Лягушка. Я видела в Амазонии много интересного: летучих мышей-вампиров, которые прокусывают кожу и слизывают кровь животных и человека, обезьян, ленивцев, броненосцев, муравьедов, ягуаров... Многие из тамошних животных хотя и живут на земле, но умеют лазать и прыгать по деревьям. По возможности демонстрируются слайды.

Леший. Наверное, по деревьям лазают и страшные змеи?

Лягушка. Да, девушка Юлиана, выпавшая из самолета, тоже их боялась, потому что в лесах Амазонии очень много змей. Отправляясь в путь, она первым делом нашла крепкую палку, чтобы ощупывать землю и не наступить на змею. Но мне тяжело об этом рассказывать. Змеиный обед часто состоит из нас, лягушек...

Кот ученый. В Амазонии водится огромный водяной удав анаконда. Он может вырастать до 10–12 м! Такая змея даже вступает в борьбу с кайманом. Кайман – это родственник крокодилов.

Лягушка. Лягушки в Бразилии рассказывали мне, что однажды анаконда и кайман сражались в воде целых 6 дней, и в конце концов анаконда победила. (На экран проецируется рисунок из книги: Живой мир. Энциклопедия.– М., Росмэн, 1994.)

Леший. В реках Амазонии кроме анаконды и каймана ох как много опасностей. Это и рыба скат с ядовитыми иглами и электрический угорь – его разряд валит с ног лошадь, и, конечно же, рыбки пираньи, которые нападают стаей на все живое, когда почувствуют запах крови. (Слайды.)

Баба Яга. Про этих рыбок даже я слышала, такие небольшие рыбки, а зубы у них такие острые! Местные жители даже делают из их зубов ножи.

Сорока. Наговорили тут всего, прямо страх. Наболтали, запугали.

Петрушка. А хоть что-нибудь красивое, прекрасное есть там в вашей Бразилии?

Лягушка. Конечно же есть. Большие красавицы бабочки небесно-голубого цвета, ярко окрашенные попугаи ара, крохотные птички колибри. (Слайды.)

Баба Яга. А растения, есть ли удивительные растения в этих краях?

Лягушка. Их там очень много. Но мне больше всего понравилась гигантская водяная лилия – виктория-регия. (Слайд.) Эта кувшинка такая большая, что ее плавающие листья выдерживают вес первоклассника. И я частенько любила на них посидеть, помечтать, вспомнить о нашем русском лесе, о родном болоте.

Кот ученый. Да, что и говорить, лягушка права. Как бы ни было интересно в далеких краях, а домой тянет.

Баба Яга. Да, и я люблю наши русские леса. Я бы с радостью слетала на своей ступе к реке Амазонке, взглянула на все чудеса и вернулась назад.

Лягушка. И мне русские кувшинки и кубышки на воде милее бразильских, и около берез я люблю поскакать.

Кот ученый. Много на нашей планете удивительных уголков, но родные места всегда самые красивые и желанные.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru