КОПИЛКА ОПЫТА

Л.А. ГРОМОВА,
преподаватель биологии и химии средней школы «Веста»,
г. Черноголовка, Московская обл.

Мини-олимпиада по биологии

В настоящее время в преподавании школьных дисциплин существует много проблем, связанных с необходимостью индивидуального подхода к обучению каждого ребенка. С одной стороны, состояние здоровья многих детей не позволяет им посещать постоянно уроки, что ведет к пробелам в знаниях, а с другой – сильные, да и просто любознательные ученики зачастую усваивают из дополнительной литературы гораздо более полную и разнообразную информацию по теме, чем та, которая содержится в школьном учебнике. Поэтому возросла необходимость разработки новых способов оценки знаний. Одним из них может быть мини-олимпиада.
Особенность проведения этого мероприятия, как метода проверки знаний по итогам четверти или после изучения определенной темы, состоит в том, что школьникам предлагают письменное задание, содержащее большое количество различных по сложности вопросов, ответы на которые оцениваются соответствующим (указанным после вопроса) количеством баллов. Каждый ученик сам выбирает вопросы, на которые он будет отвечать, а оценка за работу выставляется исходя из относительного, а не абсолютного результата – «пятерку» получает школьник, набравший наибольшее количество баллов (он объявляется победителем), и те ребята, чей результат составляет не менее 3/4 этой суммы. Те, кто набрал от 3/4 до 1/2 от этого количества, получают «четверку», от 1/2 до 1/4 – «тройку».
С одной стороны, мини-олимпиада является вариантом тестирования – способа проверки, с которым школьников в любом случае следует ознакомить. Ведь разнообразные тесты все чаще используются не только в школе, но и, например, при приеме на работу или в высшее учебное заведение.
С другой стороны – такая форма проверки знаний не вызывает сильного стресса у ребят, поскольку содержит игровые, соревновательные моменты.
Наконец, возможность самостоятельно выбирать вопросы учит умению объективно оценивать свои знания, правильно распределять силы при решении легких и сложных заданий.
Следует отметить, что участие в мини-олимпиаде является добровольным – особенно волнующимся ученикам можно предложить выполнить обычную письменную итоговую работу, чтобы получить оценку за урок и не мешать другим. Но практика показывает, что в дальнейшем большинство таких ребят с удовольствием включаются в общее соревнование.
Первые одну-две олимпиады можно провести в виде тренинга, без выставления оценок, предложив ребятам просто поиграть в соревнование.
Мини-олимпиада легко встраивается в расписание уроков. Ее продолжительность – обычный академический час.
Методика проведения мини-олимпиады дает возможность также сравнивать знания учеников разных классов. Причем для этого нет надобности выделять общешкольное время – достаточно предложить одинаковые вопросы учащимся всей параллели.
Разумеется, мини-олимпиады могут проводиться и для оценки знаний по другим дисциплинам школьной программы, в частности по экологии.

Материал для вопросов к мини-олимпиаде берется из учебника или рабочей тетради. Если во время изучения данной темы кто-то из учеников готовил и делал доклады, этот материал также можно использовать при подготовке вопросов.
Количество вопросов должно быть достаточно большим, чтобы убедить ребенка в необходимости их выбора. В противном случае некоторые ученики стремятся отвечать на вопросы по порядку и из-за этого могут оказаться в невыгодном положении, «застряв» на каком-нибудь из них, напрасно теряя время. С другой стороны, общее количество вопросов не должно превышать возможное количество ответов более чем в два раза, иначе дети будут терять слишком много времени на их прочтение.
Очень важен качественный состав вопросов. Среди них должно быть не менее 1/4 простых, чтобы даже слабые или отсутствовавшие по болезни ученики могли принять участие в соревновании. Однако и такие вопросы должны подразумевать знания, почерпнутые из учебников и уроков, а не просто сведения о живой природе, соответствующие возрасту. Иначе слабые ученики могут перестать готовиться к олимпиаде. Располагать простые вопросы надо не подряд, но тем не менее ближе к началу, чтобы дети сразу начали работать.
Вопросов сложных, требующих обдумывания, а может быть, и рассчетов, также должно быть не более 1/4. Иначе сильные ученики, стремящиеся выбирать вопросы посложнее, могут потратить на них слишком много времени и в итоге получить заниженную оценку.
Приведу пример вопросов по теме «Строение и функции вегетативных побегов» (6-й класс, итоговая работа). Для облегчения дальнейшего обсуждения они сгруппированы по сложности и способам постановки, чего не должно быть в реальном списке, предлагаемом ученикам.

1. Фотосинтез – это...
2. Вегетативный побег – это...
3. Что такое почка?
4. Назовите основные части листа.
5. Какой газ поглощается при фотосинтезе?
6. Как развертывается почка?
7. Как устроено устьице?
8. Каково строение покровной части листа?
9. Чем отличается строение столбчатой ткани листа от губчатой?
10. Из какой ткани состоит конус нарастания?
11. Чем отличаются цветочные почки от вегетативных?
12. Что такое вставочный рост?
13. Что такое ветвление?
14. Что такое кущение?
15. Какие почки называются спящими?
16. Что такое жилка?
17. Клубень – это...
18. Корнеплод это...
19. Луб – это...
20. Древесина – это...
21. Почему зеленые листья называют органами воздушного питания?
22. В чем заключается космическая роль растений?
23. Какие признаки отличия царства растений от других царств вы считаете главными?

Первые 6–7 вопросов предназначены для проверки знаний слабых учеников. Ответы на них или часто проговаривались на уроках, или однозначны и просты.
Вопросы с 7-го по 21-й предназначены для выбора всеми учениками. Они подразумевают чтение учебника и ответ на вопросы после параграфа, внимательную работу на уроке. На многие из них ответ может быть представлен в виде рисунка или схемы.
Ребенок, обладающий зрительной памятью и испытывающий трудности со словесным изложением своих знаний (довольно распространенный вид сложностей при обучении биологии), скорее всего, будет отвечать на 7–10-й и 17–21-й вопросы, что вместе с ответами на самые простые вопросы может обеспечить ему даже отличную оценку. Надо заметить, что завоеванная таким «механическим» способом победа часто стимулирует дальнейшую работу на уроках биологии.
Вопросы 22–24 рассчитаны на сильных учеников, обладающих способностью и тягой к логическим рассуждениям, дополнительному изучению биологии.
Количество баллов, присуждаемых за полный и правильный ответ на каждый вопрос, может быть либо одинаковым, либо различным. В первом случае правильный, но неполный ответ оценивается меньшим значением, например, долями балла. При таком подходе можно ожидать, что все ученики начинают с ответов на наиболее простые вопросы, а более высокую оценку получает тот, кто, быстро покончив с простыми, успевает ответить еще и на определенное количество сложных вопросов.
При другом подходе полный и правильный ответ на один сложный вопрос может принести такое же или большее количество баллов, что и ответ на несколько простых. В этом случае критерии выбора вопросов учениками оказываются более разнообразными (естественно, что «стоимость» каждого вопроса должна быть указана в самом задании). Можно применять и комбинированный метод, когда «стоимость» всех вопросов одинакова, но наиболее трудные из них отмечаются в задании звездочкой.
Целесообразность «повышенной стоимости» или выделения сложных вопросов зависит от ситуации в классе. Если такие вопросы никак не будут выделены, на них могут постараться ответить и ученики, обладающие заниженной самооценкой. Когда же на обсуждении результатов такой ученик узнает, что ответил успешно на трудный вопрос, он получит большое моральное удовлетворение. Отсутствие градаций позволит также избежать ситуации, когда честолюбивые ученики, сосредоточив внимание именно на сложных вопросах, не успеют ответить на достаточное количество других. С другой стороны, если сложные вопросы помечены, это даст возможность детям, болезненно реагирующим на неудачи, пропустить их, избегая таким образом отрицательных эмоций.

Несколько замечаний по проведению и организации миниолимпиады.
Правила и критерии оценки объясняются ученикам заранее, основные из них обязательно повторяются перед каждой олимпиадой.

1. Нельзя мешать своим товарищам. Соревнование должно быть честным, поэтому исключаются взаимные перешептывания, подсказки, посторонние разговоры.
2. Не смущайся большим количеством заданий. От тебя никто не требует ответа на все предложенные вопросы.
3. Не нужно переписывать вопрос – проставляй только его номер. Можно и нужно отвечать на вопросы не по порядку, а выбирая те, ответы на которые ты знаешь и которые принесут тебе наибольшее количество баллов.
4. Всем дается для ответов одинаковое время. Поэтому как только прозвенит звонок или учитель подаст сигнал – сдавай работу.
5. Количество баллов, необходимых для получения той или иной оценки, заранее не известно никому. Все зависит от результата ученика, который займет первое место.

Бывает, что в классе находится ребенок, чей уровень знаний по предмету (и, соответственно, количество набираемых баллов) намного превышает уровень остальных учеников. В этом случае, чтобы избежать занижения оценок всему классу, за «точку отсчета» следует принять результат следующего за ним ученика, а «представителю иной весовой категории» просто поставить, скажем, две «пятерки». В дальнейшем же, чтобы избегать повторения ситуации, его можно привлекать в качестве судьи от учеников. Тогда из «выделяющегося из коллектива» он превращается в «защитника интересов» класса.
На уроках до проведения мини-олимпиад необходимо настойчиво обучать школьников умению выделять главное в вопросе и ответе, отвечать четко и кратко. Иначе хороший ученик, впервые столкнувшийся с подобной формой тестирования, может, начав отвечать на вопрос, пересказать чуть ли не весь параграф и в итоге потеряет время для ответа на другие вопросы. На первых порах такой ответ можно оценивать как ответ на несколько вопросов, однако в дальнейшем следует принимать все меры, чтобы избегать подобной ситуации.
Графическое представление ответа – в виде правильного рисунка или схемы – можно только приветствовать. Однако далеко не каждый школьник умеет грамотно изобразить схему. Поэтому на уроках важно давать понятие о логической схеме или «научной» графике, развивать соответствующие навыки. А потом за четкий и правильный ответ в графической форме можно даже присуждать дополнительный балл. Кстати, графические ответы удаются лучше, если рисунок выполняется хорошо отточенным простым карандашом – это условие можно оговорить перед проведением олимпиады. И только отдельным ученикам, обладающим известными художественными способностями, можно предложить выполнять графику в цвете.
Если ученик после болезни совершенно не знаком с материалом, можно дать ему «фору» – разрешить пользоваться учебником, естественно, исключив возможность его подсказки другим ученикам, например, посадив за отдельную парту.

По итогам мини-олимпиады необходимо проводить обсуждение на следующем уроке. Помимо победителя оглашаются и имена «серебряного» и «бронзового» призеров. Но дальнейшее «распределение по местам» лучше не проводить, чтобы не называть имен тех, кто занял последние места. Важно, чтобы у всех участников сохранилось хорошее настроение.
Каждый ученик должен считать результаты соревнования справедливыми. Возможно, кто-то допустил досадную ошибку по невнимательности, но, как известно, и в спорте очевидный лидер, случайно оступившись, может оказаться последним. Тем не менее соревнование на уроке не должно вносить диссонанс в межличностные отношения в классе. Конечно, если один-два ученика противопоставляют свое мнение классу в силу отношений внутри коллектива, можно предложить им вместо участия в олимпиаде выполнять обычную письменную работу. Но если таких недовольных больше, нужно объяснить классу, что «во время войн олимпиады не проводятся», и отказаться от этого метода оценки знаний.

Очень важно проводить обсуждение в конструктивном ключе. Если удастся настроить детей на выявление логики построения ответа, такой урок будет даже более важен, чем само соревнование. А ученики слабые или пропустившие изучение какого-либо раздела смогут закрепить свои знания.
При обсуждении очень важно отметить и работу всего класса в целом, и обязательно рост успехов слабых учеников. Это поднимет их веру в свои силы и может стать мощным стимулом к учебе. Один из самых приятных для учителя моментов – когда при объявлении высокой оценки кому-нибудь из ранее слабых учеников в классе слышится радостный гул...
И последнее – не желая никого обидеть, хочется порекомендовать не применять этот метод тем учителям, которые «работают на износ» и не имеют возможности не только обдумать предстоящий урок, но и принести в класс заряд бодрости и азарта. Даже если вы просто устали, лучше отложить творческое занятие – дети поймут и примут это скорее, чем нотки фальши в голосе.

Спонсор публикации статьи: интернет ресурс BestChange.Ru – предлагает список обменных пунктов валют, которые позволят конвертировать Webmoney WME - WMZ и другие виды валют, по самым выгодным курсам обмена. Все обменники, представленные на сайте, прошли полную проверку, и имеют большие, постоянно пополняемые денежные резервы. На сайте Вы найдете описание всех представленных обменных пунктов, состояние их резервов и отзывы других пользователей, что поможет определить, услугами какого пункта стоит воспользоваться.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru