В.В. КАГАНСКАЯ,
к.б.н., учитель биологии
гимназии No 406, г. Пушкин
«Стержневые и мочковатые корневые
системы»
Разработка урока к § 11 учебника В.А.
Корчагиной «Биология», 6–7-й класс
В начале урока учитель раздает
учащимся на каждую парту лист формата А4, на
котором записана последовательность выполнения
задания. Учащиеся, используя текст учебника,
записывают в тетрадях определения (задания 1–3).
После окончания работы по каждому заданию
учитель проводит проверку качества ее
выполнения. Поскольку в каждом классе всегда
имеются дети, которые работают (в силу различных
причин) гораздо медленнее других, учитель
спрашивает по каждому заданию нескольких
учеников. Перед выполнением четвертого задания
учащиеся просматривают видеофрагмент (развитие
мочковатой корневой системы у зерновки пшеницы
– любительская съемка) и далее заполняют
имеющийся текст. После проверки учитель
демонстрирует следующий видеофрагмент (развитие
стержневой корневой системы на примере семени
фасоли). Опираясь на просмотренный
видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для
закрепления знаний учащимся предлагается еще
два видеофрагмента – развитие мочковатой и
стержневой корневых систем (из документального
видеофильма «Почва»).
Корневые системы: 1–стержневая, 2–мочковатая,
3–простертая, 4–корневые клубеньки
Вариант 1
1. Укажите функции корней:
А.
Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из ... ...;
б) придаточные корни отрастают от ... и ...;
в) боковые корни развиваются на ... корне и на ...
корнях;
г) корневая система – совокупность всех ... одного
растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – это
такая корневая система, в которой ... корень похож
на ... Такой тип корневой системы характерен для
большинства ... растений. Приведите примеры
растений, у которых имеется стержневая корневая
система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая
корневая система, в которой ... корень не ... или не
... от многочисленных ... корней. Такой тип корневой
системы характерен для большинства ... растений. Приведите
примеры растений, у которых имеется мочковатая
корневая система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент,
перепишите предложения, вставив пропущенные
слова.
При прорастании зерновки пшеницы
первым появляется ... корень, который развивается
из ... ... Почти одновременно с ним начинают
развиваться ... корни, которые отрастают от ... У
пшеницы образуется ... корневая система. При
развитии ... корневой системы ... корень растет
недолго и становится незаметным среди множества
... корней, отрастающих пучком от надземной части
...
5. Просмотрите второй видеофрагмент,
перепишите предложения, вставив пропущенные
слова.
При прорастании семени фасоли первым
появляется ... корень, который развивается из ... ...
У фасоли образуется ... корневая система, которая
состоит из ... корня, имеющего вид ... и отрастающих
от него многочисленных ... корней.
Вариант 2
1. Укажите функции корней:
А.
Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из ...;
б) придаточные корни отрастают от ...;
в) боковые корни развиваются на ... корне и на ...
корнях.
г) корневая система – совокупность всех ... одного
растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – это
такая корневая система, в которой ... корень
похож на стержень. Такой тип корневой системы
характерен для большинства ... растений. Приведите
примеры растений, у которых имеется стержневая
корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – это такая
корневая система, в которой ... корень не
отличается от многочисленных ... корней.
Такой тип корневой системы характерен для
большинства ... растений. Приведите примеры
растений, у которых имеется мочковатая корневая
система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент,
перепишите предложения, вставив пропущенные
слова.
При прорастании зерновки пшеницы
первым появляется ... корень, который
развивается из ... Почти одновременно с ним
начинают развиваться ... корни, которые
отрастают ... У пшеницы образуется ... корневая
система. При развитии мочковатой корневой
системы .... корень растет недолго и
становится незаметным среди множества ... корней,
отрастающих пучком от надземной части ...
5. Просмотрите второй видеофрагмент,
перепишите предложения, вставив пропущенные
слова.
При прорастании семени фасоли первым
появляется ... корень, который развивается из ...
У фасоли образуется ... корневая система,
которая состоит из ... корня, имеющего вид ... ,
и отрастающих от него многочисленных ... корней.
На следующем уроке во время устных
ответов учитель снова использует
видеофрагменты, демонстрировавшиеся на
предыдущем уроке. Но в этом случае для
закрепления полученных знаний предлагаются
гораздо более сложные вопросы к видеозадачам
(эти вопросы дают возможность учащимся
устанавливать признаки сходства и различия,
делать обобщения и выводы, опираясь на ранее
изученный материал).
1. В чем преимущества стержневой
корневой системы перед мочковатой?
2. В чем преимущества мочковатой корневой системы
перед стержневой?
3. Сравните стержневую и мочковатую корневые
системы. В чем сходство и различие (строение,
функции, расположение в почве)?
4. Почему при прорастании семян первым появляется
корешок?
5. Откуда, по–вашему мнению, корешок получает
питательные вещества для своего роста и
развития?
6. Сравните темпы развития мочковатой и
стержневой корневых систем. В каком случае темп
развития быстрее? Почему? (Используется
видеофрагмент любительской видеосъемки.)
7. Сравните степень ветвления мочковатой и
стержневой корневых систем.
8. Сравните темпы роста надземной и подземной
частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент
любительской видеосъемки).
9. У каких растений в основном формируется
стержневая корневая система?
(Часть вопросов взята из работы
Паниной Г.Н. «Задачи и задания по биологии по
разделам 6–9 классов», Кабинет биологии СПбУПМ,
Санкт-Петербург, 1997.)
Данные видеозадачи могут быть использованы
учителем еще раз на заключительном по данному
разделу уроке (проверочная работа).
Я считаю, что выполнение подобного
рода работ вырабатывает у учащихся
наблюдательность, умение анализировать
изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять
главное, делать обобщения и выводы, а также
способствует повышению качества знаний.
|