Департамент образовательных
программ и стандартов
общего образования Минобразования России,
Лаборатория биологии ИОСО РАО
Примерные экзаменационные билеты
9-й класс
Экзаменационные билеты по биологии
составлены в соответствии с минимумом
содержания и требованиями к уровню подготовки
выпускников основной школы. Каждый билет
включает два теоретических вопроса и одно
практическое задание. При выполнении учащимися
практического задания следует обратить внимание
на технику проведения эксперимента, оформление
записей и рисунков, объяснение на основании
полученного результата. При отсутствии
необходимого оборудования задание из билета
может быть заменено на другое, равноценное по
сложности и значимости. При выполнении заданий
целесообразно использовать характерные для
данного региона объекты растительного и
животного мира.
Билет № 1
1. Взаимосвязь пластического и
энергетического обмена веществ.
2. Усложнение организации растений в процессе
эволюции. Причины эволюции.
3. Определите увеличение школьного микроскопа,
подготовьте его к работе.
Билет № 2
1. Дыхание организмов, его сущность и
значение.
2. Царство растений. Их строение и
жизнедеятельность. Роль в природе и жизни
человека.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат простейшего
и назовите его.
Билет № 3
1. Транспорт веществ в живых организма.
2. Усложнение организации хордовых в процессе
эволюции. Причины эволюции.
3. Приготовьте и рассмотрите под микроскопом
микропрепарат (кожицы чешуи лука или листа
элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите ее части.
Билет № 4
1. Химический состав клетки. Роль воды и
неорганических веществ в жизнедеятельности
клетки.
2. Организмы-паразиты. Особенности строения и
жизнедеятельности.
3. Составьте схему цепей питания наземной
экосистемы, компонентами которой являются
растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите,
какой компонент данной цепи наиболее часто
встречается в других цепях питания.
Билет № 5
1. Белки, их роль в организме.
2. Биологическое значение размножения
организмов. Способы размножения.
3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты
эпителиальной и соединительной тканей, выявите
их различия.
Билет № 6
1. Углеводы и жиры, их роль в организме.
2. Иммунитет. Борьба с инфекционными
заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и
заболевания СПИДом.
3. Составить схемы пищевых цепей аквариума, в
котором обитают: карась, улитки (прудовик и
катушка), растения (элодея и валлиснерия),
инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии.
Объясните, что произойдет в аквариуме, если из
него удалить моллюсков.
Билет №7
1. Ядро, его строение и роль в передаче
наследственной информации.
2. Современная система органического мира.
3. Рассмотрите под микроскопом готовые
микропрепараты тканей растений. Найдите среди
них покровную. Свой выбор поясните.
Билет № 8
1. Деление клетки – основа размножения
и роста организмов.
2. Бактерии – доядерные организмы. Особенности их
строения и жизнедеятельности, роль в природе и
жизни человека.
3. Среди гербарных экземпляров выберите растения
семейства (Крестоцветные, Розоцветные,
Мотыльковые, Пасленовые и др.; наиболее
распространенные в вашем регионе). Дайте их
систематическую характеристику.
Билет № 9
1. Фотосинтез. Космическая роль
растений.
2. Особенности высшей нервной деятельности
человека.
3. Рассмотрите микропрепараты клеток различных
организмов, определите животную клетку.
Билет № 10
1. Отличительные признаки живых
организмов.
2. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.
3. Рассмотрите под микроскопом готовый
микропрепарат эвглены зеленой. Объясните, почему
ботаники относят ее к растениям, а зоологи – к
животным.
Билет № 11
1. Наследственность и изменчивость –
движущие силы эволюции.
2. Естественные и искусственные экосистемы, их
особенности.
3. Среди нескольких комнатных растений найдите
однодольное и двудольное, назовите их
отличительные признаки.
Билет № 12
1. Доядерные и ядерные организмы, их
характеристика.
2. Биологическое разнообразие, его роль в
сохранении устойчивости биосферы.
3. Найдите пробирку с семенами, которые надо сеять
на глубину 1–2 см, поясните свой выбор.
Билет № 13
1. Биологическая природа и социальная
сущность человека.
2. Эволюция органического мира, ее причины и
результаты.
3. Используя таблицы, рисунки, опишите
приспособления к жизни в почве у дождевого червя,
крота. Объясните, как могли возникнуть эти
приспособления.
Билет № 14
1. Питание, его значение в жизни
организма. Особенности питания растений.
2. Естественный отбор – движущая сила эволюции.
3. Используя таблицы, рисунки, гербарные
экземпляры, опишите приспособления к среде
обитания у верблюжьей колючки, клюквы, осота.
Объясните, как могли возникнуть эти
приспособления.
Билет №15
1. Биотические связи, их роль в
экосистеме.
2. Витамины, их роль в обмене веществ. Способы
сохранения витаминов в продуктах питания.
3. Выполните задание. Потомство одной пары
воробьев за 10 лет теоретически может составить
более 200 млрд. особей. Объясните, почему этого не
происходит в природе.
Билет № 16
1. Вирусы – неклеточная форма жизни,
особенности их строения и функционирования.
Вирусы– возбудители заболеваний.
2. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью.
3. Используя коллекцию грибов, определите
трутовик. Объясните, почему его относят к
грибам-паразитам.
Билет № 17
1. Изменения в экосистемах под влиянием
деятельности человека.
2. Характеристика царства животных. Роль животных
в биосфере.
3. Укажите способы размножения следующих
растений: пшеницы, картофеля, земляники.
Билет № 18
1. Учение Ч.Дарвина об эволюции
органического мира.
2. Сходство и отличие человека и млекопитающих
животных.
3. Используя комнатное растение, укажите черты
приспособленности к выполнению функции
воздушного питания.
Билет № 19
1. Строение и жизнедеятельность
растительной и животной клеток. Черты их
сходства и различия.
2. Наследственные заболевания человека, их
предупреждение.
3. Заложите опыт, доказывающий необходимость
воздуха для прорастания семян.
Билет № 20
1. Приспособленности организмов к
среде обитания – результат эволюции.
2. Рефлекс – основа нервной деятельности.
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни
человека и животных.
3. Заложить опыт, доказывающий необходимость воды
для прорастания семян.
Билет № 21
1. Многообразие видов – результат
эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и
животных, меры их сохранения.
2. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье
человека.
3. Заложите опыт, доказывающий необходимость
света для фотосинтеза.
Билет № 22
1. Доказательства происхождения
человека от животных.
2. Общая характеристика царства грибов.
3. Выполните задание. В лесу вырубили все
дуплистые деревья, после чего крепкие молодые
деревья были объедены вредителями и лес погиб.
Объясните, почему.
Билет № 23
1. Основные методы селекции растений и
животных.
2. Лишайники, их строение, место в системе
органического мира, роль в природе.
3. Выполните задание. Подсчитали, что на площади
леса в 1 га обитает 20 пар насекомоядных птиц и 1
пара хищных. Школьники повесили на данной
территории 60 скворечников. Объясните, нужно ли
такое количество скворечников на данной площади.
Билет № 24
1. Загрязнение природной среды
мутагенами, его последствия.
2. Гормоны, их роль в регуляции деятельности
организма.
3. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите
среди них съедобные и ядовитые, назовите меры
первой доврачебной помощи при отравлении
грибами.
Билет № 25
1. Вид, его характеристика.
Многообразие видов.
2. Ферменты, их роль в организме.
3. Выполните задание. В возрасте 1–2 года на 1 га
леса может расти около 20 тыс. растений. Через 100
лет на этой площади остается 400–700 деревьев.
Объясните, почему.
Билет № 26
1. Движущие силы эволюции, их
взаимосвязь.
2. Высшая нервная деятельность человека,
социальная обусловленность его поведения.
3. Выполните задание. Истребление волков в ряде
районов нашей страны привело к резкому
увеличению численности копытных, которые
уничтожили некоторые виды кустарников и
подрастающих деревьев. Как восстановить
равновесие в данном сообществе?
Билет № 27
1. Изменения в биосфере под влиянием
деятельности человека.
2. Гигиена умственного и физического труда.
Приемы, способствующие повышению его
продуктивности.
3. Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли
отклонения от нормы. Поясните ответ.
Билет № 28
1. Уровни организации живой природы, их
характеристика.
2. Вредные привычки, их отрицательное влияние на
организм.
3. Продемонстрируйте меры доврачебной помощи при
повреждении крупных сосудов руки.
Билет № 29
1. Основные направления эволюции
органического мира.
2. Бактерии, их строение, место в системе
органического мира, роль в природе.
3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной
помощи при растяжении связок одного из суставов
указательного пальца.
Билет № 30
1. Экологические факторы, их влияние на
организм.
2. Основные направления развития биотехнологии.
3. Рассмотрите несколько растений одного вида
(живые растения или гербарные материалы). Выявите
у них черты сходства. Укажите, какие признаки
наиболее изменчивы. Объясните, чем обусловлено
сходство и различие особей.
Примерные темы рефератов
Право выбора темы реферата
предоставляется самому ученику. Учитель должен
познакомить учащихся с требованиями,
предъявляемыми к форме написания реферата,
определить его примерный объем, количество
первоисточников, которые будут проанализированы
в работе. Помощь в выборе темы, наиболее точно
отвечающей интересам данного ученика, и в
подборе литературы для реферата также входит в
компетенцию учителя.
В зависимости от степени подготовленности
учащихся можно рекомендовать в качестве
литературы для изучения брошюры из библиотеки
«квант», научно-популярной серии общества
«Знание» («Человек и природа» и др.), статьи из
научно-популярных журналов «Химия и жизнь»,
«Наука и жизнь», книги из серии «Школьникам о
современной биологии», «Я познаю мир» и др.
Темы рефератов могут быть связаны
непосредственно с биологической наукой и с
другими науками естественного цикла (на стыке
двух или нескольких научных дисциплин).
1. Современная система органического
мира.
2. Грибы – особое царство живой
природы.
3. Бактерии как доядерные организмы.
4. Лишайники – симбиотические
организмы.
5. Экосистема, ее основные звенья.
Природные и искусственные экосистемы, их
особенности.
6. Причины и результаты эволюции
органического мира.
7. Обмен веществ и превращения энергии,
их значение в жизни организмов.
8. Питание, его роль в обмене веществ.
Особенности питания растений.
9. Дыхание организмов, его сущность и
значение.
10. Витамины, их роль в обмене веществ,
способы сохранения витаминов в пище.
11. Рефлекс - основа нервной
деятельности. Безусловные и условные рефлексы,
их роль в жизни человека и животных.
12. Основные ароморфозы в эволюции
растений. Причины эволюции.
13. Место человека в системе
органического мира, его биосоциальная природа.
Роль человека в биосфере.
14. Организм человека как целостная
биологическая система.
15. Биологическое значение размножения.
Способы размножения. Управление размножением
растений, животных, микроорганизмов.
16. ВИЧ-инфекция, СПИД, пути и формы
распространения, меры предупреждения.
17. Особенности высшей нервной
деятельности и поведения человека.
18. Влияние факторов окружающей среды
на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
19. Озоновый экран, его значение для
живых организмов.
20. Биологическое разнообразие и
устойчивость биосферы.
21. Современные представления о
возникновении жизни на Земле.
22. Вирусные заболевания живых
организмов.
23. Достижения и основные направления
современной селекции.
24. Биологические основы
продолжительности жизни.
25. Формы взаимоотношений между
организмами в экосистеме.
26. Рациональное природопользование
как фактор сохранения устойчивости биосферы.
27. Достижения современной
биотехнологии.
|