Н.В. КНЯЗЕВА
Мифические кони
Южное созвездие Центавра – небесное
воплощение Хирона
Наступивший 2002 г. по восточному
календарю – год Лошади. Нетрудно заглянуть в
энциклопедию и выяснить место лошади в системе
органического мира: тип Хордовые, класс
Млекопитающие, отряд Непарнокопытные, семейство
Лошадиные, род Настоящие лошади. К этому же роду
относятся квагга, горная зебра, кулан и тарпан, а
также другие реально существующие их
родственники. Однако гораздо интереснее
вспомнить о многочисленных сказочных
родственниках лошадей, выдуманных человеком за
долгие тысячелетия жизни рядом с этими
замечательными животными. Лошадь была
одомашнена около 5 тыс. лет назад и с тех пор была
верным спутником и помощником человека. Это
нашло отражение в многочисленных мифах,
сказаниях и былинах, героем которых является
лошадь.
Еще за 18 веков до нашей эры
месопотамские касситы ставили на границах своей
империи огромные каменные изваяния крылатых
существ с двумя лицами – человеческим, глядящим
вперед, и драконьим, обращенным назад. Эти лица
символизируют двойственную природу животного: в
целом конь положительное и мудрое существо, но в
то же время он склонен к буйным и непредсказуемым
вспышкам.
Вообще, символы, связанные с конем, очень
разнообразны и противоречивы. Он выступает как
боевой товарищ и помощник героя, дает мудрые
советы, предсказывает будущее. Реже образ коня
связан с темными силами. Кони летают по небу,
перепрыгивают через горы, несут солнечные
колесницы, помогают строить города богов, как,
например конь Свадильфари, строивший
легендарный Асград – город богов у скандинавов.
Часто мифические кони имеют довольно
странную внешность. Так, конь Одина Слейпнир
(Скользящий) имеет восемь ног, Пегас – крылат,
водяные демоны древних славян имеют руки, а
кентавры и вовсе полукони-полулюди. И все они
заслуживают отдельного рассказа.
Пегас – пожалуй, самый
знаменитый из волшебных коней – появился на свет
из капель крови Медузы Горгоны, убитой Персеем.
Пегас вознесся на Олимп и доставляет там громы и
молнии Зевсу. Ударом копыта Пегас выбил на горе
Геликон чудесный источник Гиппокрену (лошадиный
источник), вода которого дарует поэтам
вдохновение.
Пегас
Минерва
с кентавром
Кентавры лучше всего отражают
двойственные представления о природе лошади.
Образ кентавров, видимо, возник в Вавилоне во II
тысячелетии до н.э. Позднее кентавры становятся
популярными мифическими героями в Древней
Греции. Греческий кентавр – практически человек,
но его поведение ужасно меняется под
воздействием вина. Большинство кентавров
отличаются грубым нравом и невоздержанностью.
Эти обитатели гор и лесных чащоб враждебны людям
и противопоставляются героям. Но среди них есть и
такие существа, как Хирон и Фол – воплощение
мудрости и благопристойности, наставники героев.
Древние греки даже поместили кентавров на небо:
это всем известный зодиакальный Стрелец
(небесное воплощение кентавра Кротоса, дикого и
жестокого) и южное созвездие Центавра (небесное
воплощение мудрого Хирона).
Конь Одина Слейпнир является
одновременно и огромным ясенем, объединяющим
небесный, земной и подземный миры. Так что в
данном случае образ коня связан с мирозданием в
целом.
Слейпнир – восьминогий конь Одина
Что касается двуруких лошадиных
демонов, то они пугали не только древних славян.
Подобные им мифические существа были и у
шотландцев. Коварные водяные духи, принявшие вид
лошади, мирно паслись у воды и покорно
подставляли спину путнику, с тем чтобы увлечь его
на дно. Даже верные кони могут приносить своим
хозяевам несчастья. Достаточно вспомнить Вещего
Олега, принявшего смерть от своего коня, или
растоптанного собственными конями Ипполита –
сына Тессея. Что уж говорить о конях-людоедах
греческого царя Диомеда, пожиравших мясо
пленных, или о наводящей ужас на восточных славян
Дикой Охоте – скачущих на ночных конях
мертвецах. А четверка коней Апокалипсиса
символизирует конец света: белый конь – чума,
рыжий – война, вороной – голод и бледный конь –
смерть, а за ними идет ад.
При этом многие народы обожествляют
коней, посвящая им алтари и храмы. На конях
гадали, приносили их в жертву. Древние греки даже
следы конских копыт считали знаками, дарующими
благодать (отсюда и обычай вывешивать над
дверями подковы). Наши предки – славяне – при
строительстве дома под «красным углом»
закапывали конский череп, чтобы уберечь жилище
от злых сил. Для того же делали и коньки на крышах
изб. У древних пруссов был культ коней, они пили
кумыс и считали его священным напитком. В
древнеиндийской мифологии описан сложный ритуал
жертвоприношения коня, совершив который, можно
было считать себя царем Вселенной.
Славяне перед ответственными
событиями гадали по коню: белого коня подводили к
трем рядам положенных на землю копий и
внимательно следили, какой ногой он перешагнет
их. Если правой, то все будет хорошо, если левой –
возможна неудача, а уж если не дай бог
споткнется...
Кентавр Хирон
Уже зная о двойственности образа коня,
мы не удивляемся, обнаружив, что лошадиные зубы и
гривы являются знаками дьявола. А Троянский конь,
построенный по совету Одиссея, стал символом
коварства. Доверчивые троянцы ввели в город
якобы брошенного ахейцами коня, чтобы посвятить
его Афине. Ночью греки выбрались из чрева коня,
открыли ворота – и Троя пала. Между прочим, и сам
Одиссей закончил свой земной путь в облике коня,
превращенный в него на склоне лет волшебницей
Гальс.
Белый конь с давних пор символизировал
войну, победу и доблесть полководца. На белом
коне бился со змеем Георгий Победоносец. И на
белом же коне по имени Калки должен выехать для
битвы со злом один из высших богов Индии – Вишну.
Коней помещали на свои гербы
властители и на торговые знаки — знаменитые
фирмы, такие как «Феррари» и «Порше». А мы до сих
пор подбираем на счастье теперь уже редко
попадающиеся подковы. Мы любуемся на этих
прекрасных животных и надеемся, что год Лошади
принесет нам только удачу.
|