Я ИДУ НА УРОК

УРОК «ПАМЯТЬ»

Цель урока: продолжить формирование понятия о высшей нервной деятельности человека, дать характеристику различных классификаций памяти, ознакомить с основами гигиены памяти, с простейшими мнемотехническими приемами.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, фотография, словарь иностранных слов, иголка, катушка ниток, ножницы, три листа с отпечатанными словами (на каждую парту), видеофильм для релаксации (например, «Водопады»), часы с секундной стрелкой, чистый лист бумаги (на каждого учащегося), видеозаписи двух–трех рекламных роликов.

Ход урока

Области мозга, отвечающие за память

Урок начинается с небольшого вводного рассказа учителя о памяти. По заданию учителя ученик читает два первых абзаца из §53 («Значение памяти») учебника*. Затем ученики закрывают учебники, и учитель спрашивает их, что они смогли запомнить и что они могут пересказать (Что ты запомнил? Что он рассказал? Повтори, что он прочитал. Повтори, что он рассказал.). Учитель отмечает, какую часть информации ученики лучше всего запомнили и пересказали, и объясняет почему? (Как правило, учащиеся легче запоминают более понятную им часть информации, или последнюю часть. Читавший текст воспроизводит информацию лучше учеников, которые только слушали, или учеников, еще не полностью включившихся в работу.) Если класс, в котором проводится занятие, слабый, рекомендуется сразу выделить в тетради страничку «Гигиена памяти», на которой по ходу проведения урока учащиеся будут записывать правила, способствующие хорошему запоминанию. Если класс достаточно сильный, то эту работу учащиеся будут выполнять дома самостоятельно.
По заданию учителя второй ученик читает два абзаца из §53 («Физиологическая природа памяти»). Далее ученики закрывают учебники, и учитель опять спрашивает, что они запомнили, что могут пересказать, какая часть текста и почему запомнилась им лучше всего.
Учитель объясняет, что ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти.
Первый тип классификации памяти основан на том, что запоминается человеком.

1А. Двигательная память. Учащиеся читают характеристику двигательной памяти в учебнике, учитель поясняет прочитанное и предлагает провести демонстрационный опыт. Для этого он по очереди вызывает юношу и девушку, которым дается задание: как можно скорее вдеть нитку в иголку (засекается время выполнения задания). Как правило, девушки справляются с этим заданием быстрее. Вопрос классу: выполняя какое задание юноши будут иметь лучшие результаты? (Возможный ответ: быстрее и качественнее забить гвоздь молотком.)

1Б. Образная память. Учащиеся читают характеристику образной памяти в учебнике, учитель делает пояснения и предлагает провести демонстрационный опыт. Для этого нужно выбрать четырех учеников, трое из которых выходят из класса. Всем учащимся в классе объясняется суть демонстрационного опыта.
Первому ученику будет предложено в течение 30 с рассмотреть фотографию, а затем описать словами изображенное на ней следующему ученику, причем никаких вопросов задавать нельзя. Второй ученик пересказывает полученную информацию третьему, а тот – четвертому ученику. Четвертый ученик должен будет схематически нарисовать на доске то, что он понял из объяснений предпоследнего ученика.
Затем проводится сравнение рисунка на доске и фотографии. Отмечаются неточности, упущения и различия между тем, что нарисовано, и тем, что имеется на фотографии. Для более точного анализа, большей убедительности и для того, чтобы не нарушать ход урока, ответы учащихся записываются на видеокамеру, и при повторном просмотре видеоматериала всем учащимся становится понятно, кто из учеников, когда и какую часть информации потерял.

Демонстрационный опыт по образной памяти

Демонстрационный опыт по образной памяти

1В. Эмоциональная память. Учащиеся читают объяснение в учебнике. Для демонстрации этого вида памяти желательно использовать небольшой фрагмент из фильма для релаксации. Учащиеся просматривают (без звука) видеофрагмент в течение 2 мин, после чего записывают, сколько времени, по их мнению, длился видеофрагмент, и кратко описывают увиденное. Учитель спрашивает: если бы учащимся было бы поручено озвучить эти кадры, какую они подобрали бы музыку? После ответов учащихся демонстрируется тот же видеофрагмент со звуком и обсуждается в каком случае просмотр видеофрагмента показался короче – и почему.

1Г. Словесная память. Учащиеся читают объяснение в учебнике. Далее им предлагается несколько демонстрационных опытов.

Слуховая память. Учитель произносит вслух 10 слов – труба, книга, машина, щетка, рыба, сабля, огурец, лампа, туфли, дерево. Ученики ждут 10 с и после этого записывают слова, которые запомнили. Затем учитель произносит эти слова снова и ученики отмечают количество правильно записанных слов. Далее учитель произносит вслух 10 слогов – чич, дан, сяж, бул, кос, тюш, пэв, ноц, диф, лим. Через 10 с учащиеся записывают слоги, которые запомнили. Учитель снова читает эти слоги, учащиеся отмечают количество слогов, которое они верно записали. Учитель задает вопрос классу: что вы лучше запомнили – слова или слоги, и почему?

Зрительная память. Учитель раздает первый лист, на котором напечатаны слова: доктор, врач, термометр, марля, шприц, укол, боль, анализ, лечение, поликлиника. Ученики читают текст про себя в течение 10 с, переворачивают лист тыльной стороной вверх и, подождав еще 10 с, записывают слова, которые запомнили. Далее учитель читает эти слова вслух, а ученики отмечают количество слов, которое запомнили.
Учитель раздает следующий лист со словами: мел, снег, луна, дерево, шкаф, батарея, метла, витамины, концерт, носки. Принцип проведения этого демонстрационного опыта тот же, что и предыдущего.
Учитель раздает третий лист со словами: курьер, тумба, пенал, ковер, крем, пылесос, огонь, зеленый цыпленок, пианино, одежда (все эти слова напечатаны различными шрифтами, различной степени жирности и наклона). Принцип проведения демонстрационного опыта тот же. Учитель поясняет, в каком случае и почему количество запомненных и воспроизведенных слов оказалось большим.

Второй тип классификации памяти основан на различиях в объеме и времени хранения информации.

2А. Непосредственная (сенсорная) память. Осуществляется на уровне рецепторов. Информация сохраняется доли секунды, пока идет ее обработка и принятие решения о целесообразности запоминания.

2Б. Кратковременная память. Длительность хранения информации 20 с, объем – 7 элементов. Для демонстрации кратковременной памяти проводится следующий демонстрационный опыт. Учитель вызывает 4–6 учеников. Они должны по очереди назвать по 2 положительных и 2 отрицательных качества характера человека, причем каждый следующий ученик должен сначала назвать те черты характера, которые были названы до него, а потом добавить свои. После ответа последнего ученика желательно спросить первого, а потом кого-нибудь из сидящих в классе. Весь демонстрационный опыт записывается на видеокамеру. При просмотре этой видеозаписи легко проанализировать то количество слов, которое называет каждый ученик, и оценить количество элементов, сохраняемое в кратковременной памяти, равное 7±2. Учитель уточняет, почему такое количество слов смог запомнить каждый из учеников.

2В. Долговременная память. Емкость этой памяти и длительность хранения информации практически безграничны, хотя и зависят от важности, углубления в изучаемый предмет, систематизации, специфичности кодирования, привычности материала, контекста и мотивации.
Учитель проводит демонстрационный опыт. Ученики на специально выданных листах бумаги записывают по рядам слова, которые были отпечатаны на первом, втором и третьем листах (см. «Зрительная память»). При этом, если воспроизведено 2–3 слова (20–30%) – память крайне слабая; 4–5 слов (40–50%) – память средняя; 6–8 слов (60–80%) – память хорошая, а свыше 8 слов (более 80%) – очень хорошая память.

Третий тип классификации памяти основан на том, автоматически или с усилием запоминается информация.

3А. Непроизвольная память. Демонстрационный опыт по непроизвольной памяти: если на экране телевизора без звука показать небольшое количество знакомых рекламных роликов, то учащиеся без труда смогут их озвучить.

3Б. Произвольная память. Запоминание информации происходит тогда, когда человек прилагает волевые усилия (например, запоминание таблицы умножения, стихотворений).

Мнемотехнические приемы

(Одному из учеников можно поручить прочитать вслух статьи, относящиеся к мнемотехнике, из Словаря иностранных слов.)

1. Метод группировки. Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать отдельные цифры такого номера в более крупные блоки. То же относится, например, к списку необходимых покупок (для запоминания их легче разделить на овощи, фрукты, мясные продукты, хлебобулочные изделия и т.д., или же на продукты, необходимые для завтрака, обеда, ужина).

2. Методы рифм и ритма. Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять...» и т.д. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.

3. Метод акронимов (информацию о том, что такое акронимы можно снова получить в Словаре иностранных слов). Метод акронимов – это очень распространенный прием, состоящий в том, чтобы составлять аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Используется в названиях многих организаций, институтов и т.п.: НАТО, СНГ, ФСБ, ООН и т.д. К акронимам относятся слова радар, лазер и т.п. Подобный прием используют, когда по первым буквам слов, которые необходимо выучить, составляют легко запоминающуюся фразу (например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

4. Цепной метод. При использовании этого метода необходимо элементы какого-то списка ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине – кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыпленок, капуста. Исходя из первого образа, который придет вам в голову, составьте мысленную сюрреалистическую картину: цыпленок клюет кофейные зерна, яйцо лежит в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины.

5. Метод мест. При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе («места»). Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Произнося речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент.

6. Метод парных ассоциаций. В этом методе используется одновременно и мысленные образы и рифмы (более подробно с данным материалом можно ознакомиться в книге Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992.).

В заключительной части урока учитель предлагает учащимся выделить те приемы, которые, по их мнению, должны способствовать хорошему запоминанию.

Домашнее задание: написать и обосновать пункты по «Гигиене памяти».

Т.И. ЗВОНАРЕВА,
учитель биологии с.ш. № 15,
г. Электрогорск, Московская обл.


* См. §53 в учебнике: Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология (человек и его здоровье). – М.: Просвещение, 1994. Урок можно провести и по учебнику «Биология. Человек» под редакцией А.С. Батуева. Правда, в этом случае учителю придется определенную часть материала или излагать самому, или привлечь тем или иным образом материал из учебника А.М. Цузмера (в учебнике А.С. Батуева хорошо изложен материал по сенсорной, кратковременной и долговременной памяти, а также «Гигиена памяти»).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru