ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Н.В.СОРОКИНА

Внеклассная деятельность учащихся сельской школы

Российская общеобразовательная школа, давая ученикам хорошие знания, не учит использованию этих знаний в реальной жизни. Этот разрыв можно преодолеть, не меняя ни школьных программ, ни методов обучения, ни учебников, – следует лишь активно использовать различные формы внеклассной работы.
Разработанные дидактические материалы могут быть использованы для обучения учащихся в предметных областях «Технология» (раздел «Растениеводство») и «Биология» (раздел «Ботаника»), а также для внеклассной деятельности учащихся сельских школ.

КОНКУРСЫ

Конкурсы могут быть организованы во время общешкольного праздника, например, «Дня урожая», который обычно проходит в осенние дни в сельских школах.
Большой интерес у учащихся вызывают командные соревнования, поэтому можно рекомендовать проведение конкурсов по типу телевизионного КВН. Варианты формирования команд могут быть различными, в зависимости от условий школы. В малокомплектной сельской школе можно организовать общешкольное мероприятие, когда соревнуются учащиеся разного возраста. Если в школе имеются параллельные классы, то конкурс можно провести между ними.
Целесообразно привлекать учащихся к непосредственной подготовке материалов для конкурса: написание сценария конкурса, изготовление ярких красочных наглядных материалов, выполнение «домашнего задания» для конкурса.
Ведущий (это может быть учитель биологии) знакомит участников конкурса с его условиями и далее предлагает каждой команде по одному заданию. Состав команд может меняться по ходу конкурса. Если ведущий заметит, что дети устали, количество заданий можно уменьшить. Если возникают трудности с выполнением задания, то целесообразно предложить выполнить его болельщикам команды.
Жюри, составленное из учителей, почетных гостей, специалистов-растениеводов, оценивает участие команд в конкурсе. Учитываются правильность ответов, время выполнения задания, полнота собранного материала, активность команды и болельщиков.
Конкурс заканчивается награждением победителей памятными подарками или переходящим памятным символом.

Конкурс I

Задания для 1-й команды

1. Выставить на столе тарелки со сваренными кашами: гречневой, перловой, манной, геркулесовой, ячневой, пшенной. Каждая из тарелок должна иметь бирку с названием каши.
Раздать участникам команды карточки с названиями сельскохозяйственных растений. Игроки команды должны разложить карточки около тарелок так, чтобы названия растений, написанные на карточках, соответствовали кашам, приготовленным из этого растения.
(Перловая, ячневая каши – из ячменя, манная – из пшеницы, пшенная – из проса, геркулесовая – из овса, гречневая – их гречихи.)

2. Надо закончить фразу: «Ржаной хлеб пекут изо ржи, а житный из...»
(Правильны два ответа: из ржи и из ячменя, т.к. житом в южных районах России называют рожь, а в северных – ячмень.)

Задания для 2-й команды

1. На стол постелить льняное полотенце, положить батон белого и буханку черного хлеба, поставить бутылку пива, тарелки с перловой, манной, пшенной и ячневой кашами (названия каш написаны на этикетках, прикрепленных к тарелкам). Около стола поставить веник, которым обычно подметают пол в комнате.
Участникам команды раздать карточки с названиями растений, из которых изготовлены представленные продукты питания и предметы быта. Предложить участникам команды сгруппировать представленные предметы около карточки с соответствующим названием растения.
(Льняное полотенце – из льна; пиво, перловая и ячневая каша – из ячменя; белый хлеб, манная каша – из пшеницы; пшенная каша и веник – из проса; черный хлеб – из ржи.)

2. Что такое «белый», «черный», «подовый» хлеб?
(Белый хлеб делается из пшеницы, черный – из ржи, подовый хлеб печется по технологии, в которой не используется «форма».)

Конкурс II

Материалы к конкурсу следует подготовить заранее силами самих учеников. Им предстоит написать народные приметы крупным шрифтом разноцветными фломастерами на отдельных полосах бумаги. Подготовленный материал следует развесить по стенам помещения, в котором проводится конкурс. Все участники конкурса и их болельщики должны хорошо видеть содержание наглядного материала.

Народные приметы

  • Май холодный – урожай овощей большой.

  • Лягушки кричат: пора сеять.

  • Холодная зима – благодать (предвещает урожай).

  • Зацвела черемуха – жди похолодания.

  • Зацвела береза – высаживай картофель.

  • Как в мае дождь, так будет рожь.

  • Не сей пшеницы прежде дубового листа.

  • Снегу много – и хлеба много.

  • Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее, как цвет калины в кругу будет.

  • На котором амбаре снег, из того покупай хлеб.

  • На дороге грязь, так овес – князь.

  • Мыши развозились – к голоду.

  • Если береза раньше ольхи лист распустила – лето сухое, если ольха раньше – лето мокрое.

  • Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай.

  • Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай.

  • Коли грибовно, так и хлебовно.

  • Закуковала кукушка – сей овес.

  • Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.

Ведущий предлагает объяснить ту или иную примету. Участники команды могут посовещаться в течение 1–2 мин, после чего должны дать ответ. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и потратит на это меньше времени.

Вопросы

1. Почему говорят: «На котором амбаре снег, из того покупай хлеб»?
(На амбаре с сухим зерном всегда дольше лежит снег, чем на амбаре с прелым зерном, поскольку в прелом зерне в результате активной жизнедеятельности микроорганизмов повышается температура, и снег на крыше такого амбара тает быстрее.)

2. Объясните, почему: «Холодная зима – благодать» (предвещает урожай).
(Холодная зима способствует гибели вредителей, семена сорняков теряют всхожесть.)

3. Объясните, почему: «Снегу много – и хлеба много».
(После снежной зимы в почве накапливается много влаги, необходимой для развития растений.)

4. Почему говорят: «Май холодный – урожай овощей большой»?
(При холодном мае из почвы испаряется меньше влаги, что способствует прорастанию посеянных семян. Для фазы прорастания семян требуется больше влаги, чем для всех других фаз вегетативного развития растения.)

5. Объясните, почему говорят: «Коли грибовно, так и хлебовно»?
(Для грибного лета характерна теплая и влажная погода, а тепло и достаточное количество влаги способствуют развитию растений, т.е. и хорошему урожаю.)

6. Объясните, почему: «Когда весной овражки заиграют и опять замерзнут, то будет помеха на урожай» или «Если лягушки заквакают и опять замолчат (от холода), то будет помеха на урожай».
(Резкое понижение температуры ухудшает прорастание семян.)

7. Объясните, почему говорят: «Мыши развозились – к голоду»?
(В неурожайные годы, когда в полях мало пищи для грызунов, мыши ютятся около человека. Поэтому большое количество мышей в амбарах – признак предстоящего весеннего недостатка хлеба.)

8. Какие приметы можно отнести к фенологическим сигналам, указывающим на необходимость конкретной деятельности?
(Закуковала кукушка – сей овес.
Зацвела береза – высаживай картофель.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Лягушки кричат: пора сеять.
Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее, как цвет калины в кругу будет
.)

Конкурс III (Для учащихся старших классов)

Домашнее задание командам (готовится участниками конкурса заранее).
Команда выбирает одно из трех предлагаемых заданий. Побеждает та, которая соберет и представит на конкурсе наиболее полный и интересный материал.

1. Что вы знаете о «картофельных бунтах» в России?
(Петр I завез мешок картофеля из Голландии, и до IX в. культура картофеля выращивалась в царском Аптекарском огороде. В 1843 г. царь Николай I издал указ о повсеместном внедрении картофеля в крестьянские хозяйства. Не получив разъяснений, крестьяне, посадив клубни картофеля, собирали и ели плоды, образовавшиеся на месте цветков. Происходило массовое отравление поселян, в результате чего начались «картофельные бунты»)

2. По распоряжению какого руководителя какую южную культуру выращивали в СССР за Полярным кругом? Для каких целей ее выращивают в настоящее время, например, в зоне Нечерноземья?
(Кукурузу пытались выращивать повсеместно по распоряжению Н.С. Хрущева. В результате этого эксперимента южная культура значительно продвинулась на Север. Кукуруза – теплолюбивая культура, поэтому получить урожай кукурузы удается только в южных регионах России. В настоящее время ее выращивают в средней полосе России на силос.)

3. Традиционно показатели сельского хозяйства России сравнивали с показателями США, хотя природно-климатические условия в США намного благоприятнее для земледелия, чем в России. Однако земледельцы США также страдают от одного природного явления, вызванного хозяйственной деятельностью в степных районах. В 1950-е гг. от этого явления очень сильно пострадало целинное земледелие в СССР. Что это за явление и как можно было его предотвратить?
(Вспашка целинных земель нарушила травяной покров степей. В результате ветровой эрозии («пылевых бурь») плодородный слой почвы сдувался с огромных распаханных площадей. В степной зоне оправдала себя технология безотвальной вспашки. В США разработана сельскохозяйственная техника, позволяющая за один проход по полю, вносить удобрения и сеять семена непосредственно под стерню. Для обработки почвы в южных регионах России (в зоне степей) используется безотвальная технология, также позволяющая не нарушать верхний слой почвы.)

Конкурс IV (Для учащихся старших классов)

1. Благодаря корневой системе растение получает из почвы 2% питательных веществ, необходимых для роста и развития. Откуда и в результате какого процесса получает растение остальные 98% питательных веществ?
(От солнца – в виде световой энергии, которая в результате фотосинтеза обеспечивает растение питательными веществами на 98%.)

2. В вашем хозяйстве нет ни органических, ни минеральных удобрений. Каким способом вы можете удобрить свое поле?
(С помощью посева на поле сидератов – люпина, клевера, люцерны, донника.)

3. Вы купили участок земли и хотите узнать как можно больше о почве своего участка. Составьте список вопросов, на которые вы хотели бы получить ответ.
(Каков тип почвы? Каков механический состав почвы? Какова структура почвы? Много ли гумуса в почве? Достаточно ли в почве питательных элементов? Какова кислотность почвы? Нужно ли проводить мелиоративные работы и какие?)

4. Перед вами схема корневой системы двух растений одного вида. Что вы можете сказать о свойствах почв, на которых выросли эти растения?

Растение 1

Растение 2

(Растение 1 растет на рыхлой, хорошо аэрируемой почве, содержащей большое количеством гумуса. Хорошо развитая корневая система свидетельствует о высокой биологической активности почвы. Растение 2 растет на плотной почве с плохой аэрацией и небольшим количеством гумуса в почве.)

5. Вы посеяли одновременно на соседних грядках петрушку и салат. Почему салат не нуждается в прополке, а грядка с петрушкой зарастает сорными растениями?
(Салат всходит быстро, через 3–5 дней. Петрушка всходит через 21 день, и за это время на грядке вырастает много сорных растений, которые мешают росту петрушки. Петрушка – это культура с длительным ранним этапом развития.)

Конкурс V  (Для учащихся 5-7-х классов)

Участники команд за фиксированное время должны правильно заполнить графы в схемах 1 и 2.

Схема 1. Что говорят о почве сорные растения, растущие на вашем огороде?

Сорные растения

Свойства почвы

Мнение команды

Правильный ответ

1. Крапива, щавель, виола трехцветная
2. Одуванчик
3. Цикорий, вьюнок
4. Дикая морковь, полынь
5. Лебеда, клевер, горчица, бодяк, осот

   

А. Уплотненная низкоплодородная
Б. Истощенная почва
В. Плодородная
Г. Кислая с большим количеством органики
Д. Кислая низкоплодородная

(1 – Г, 2 – Д, 3 – А, 4 – Б, 5 – В.)

Схема 2. Как возделываемые растения влияют на содержание гумуса?

Возделываемая культура

Изменения содержания гумуса при возделывании культуры

Мнение команды

Правильный ответ

1. Одно- и многолетние травы
2. Корнеплоды
3. Колосовые
4. Бобовые
5. Овощи

   

не изменяется

увеличивается

уменьшается

(1, 4 – увеличивается, 3 – не изменяется, 2, 5 – уменьшается.)

Заранее следует подготовить по два экземпляра предложенных схем на двух отдельных листах бумаги, причем данные в графе «Правильный ответ» следует закрыть от участников конкурса. Ответы для заполнения графы «Мнение команды» (буквы А, Б, В, Г и Д) следует написать на отдельных полосках бумаги (полоски по длине должны соответствовать ширине графы «Мнение команды») в двойном количестве и раздать по комплекту каждой из команд.
Возможен другой вариант проведения этого конкурса: одной команде предлагается выполнить задание по схеме 1, а второй – по схеме 2.
После того как команды заполнят графу «Мнение команды», надо открыть графу «Правильный ответ» и сравнить данные этих двух граф. Следует заранее предупредить детей, чтобы они использовали не только знания, полученные на уроках сельскохозяйственного труда, но и свои личные наблюдения над тем, в каких местах огорода или участка растут разные виды сорных растений.

Конкурс VI (Для учащихся 5-11-х классов)

Участники конкурса должны за определенное время составить рассказ (5–8-й классы) или рекламный рассказ (9–11-й классы) о цветочной культуре и условиях ее выращивания, используя в качестве информационного источника коммерческую упаковку семян этой цветочной культуры.
Результаты выполнения задания командой оцениваются по следующим критериям.

1. Наличие четкого плана рассказа: вступление, ботанические и биологические свойства культуры, требования культуры к условиям выращивания, способ выращивания (посев в открытый грунт или рассадный способ), технология возделывания культуры, наиболее подходящие формы цветников и наличие других растений, хорошо сочетающихся с данной культурой, возможность использования культуры для срезки, заключение. Для учащихся 5–8-х классов план рассказа заранее пишется на большом листе бумаги и вывешивается на обозрение участников конкурса и всех зрителей. Учащиеся 9–11-х классов самостоятельно должны составить рассказ по своему плану.

2. Наиболее полное использование имеющейся информации участниками конкурса для своего рассказа.

3. Рекламный рассказ должен вызвать интерес у членов жюри и зрителей к данной цветочной культуре.

4. Использование в рассказе поговорок, пословиц, образных выражений, правильного русского языка.

ИГРЫ

I. «Овощное лото»

Игра «Овощное лото» предназначена для учащихся основной и старшей школы.
В игре участвуют 5 человек. При подготовке к игре надо вырезать 25 бумажных карточек размером 5х5 см и подготовить перечень вопросов. Ведущий на свое усмотрение выбирает 25 вопросов из 29 предложенных ниже.
Участники игры получают одинаковое количество (3–5) карточек. Каждый участник должен на каждой полученной карточке написать в строчку через запятую любые пять чисел от 1 до 25 и подготовить к игре пять небольших плоских предметов (монетки, пуговицы, жетоны из плотной бумаги и т.п.), с помощью которых можно закрывать написанные на карточке числа.
Ведущий вытаскивает из мешка бочонки лото с числами от 1 до 25 и задает всем играющим вопрос с тем же номером.
Отвечать на вопрос должен участник, на карточке которого написано это число. Если ответ правильный, то играющий закрывает выпавшее число подготовленным жетоном. Если одновременно несколько игроков дают правильный ответ, то они все закрывают у себя соответствующее число. Выигрывает тот участник, который первым закроет все числа на одной из своих карточек.

Вопросы

1. В какое время суток – днем или ночью – растению требуется более высокая температура воздуха, и почему?
(Днем, поскольку тепло активизирует процесс фотосинтеза.)

2. Как определить весной готовность почвы к обработке?
(Почву, взятую с глубины 10 см, сжать в руке в комок и бросить его с высоты 1 м. Если комок распадется на равные части, то почва готова к обработке, если не распадется – не готова, поскольку слишком влажная, если легко рассыплется, то почва уже пересохла.)

3. При какой температуре воздуха лучше прорастают семена: выше, ниже или равной оптимальной температуре для развития данной овощной культуры?
(Семена лучше прорастают при температуре выше оптимальной для роста и развития конкретной культуры.)

4. Люди получают энергию из пищи, которую едят. Откуда берется энергия, накопленная в растительных продуктах питания: из удобрений, от солнца, из почвы?
(От солнца.)

5. Всходы свеклы длительное время подвергались воздействию низких температур. К осени все растения зацвели, но не дали корнеплоды. Почему?
(Воздействие низких температур аналогично процессу яровизации, в результате которого растения быстро переходят в фазу цветения, не образуя корнеплода.)

6. Расставьте фазы развития растения по убыванию его потребности в свете: прорастание семян – всходы – цветение – плодоношение.
(Всходы – цветение – плодоношение – прорастание семян.)

7. Вы выращиваете рассаду в теплице. В пасмурную погоду следует понижать или повышать температуру в теплице?
(Понижать, поскольку в пасмурную погоду активность фотосинтеза снижается.)

8. Чем обусловлено различное отношение растений к длине светового дня?
(Дикие предки растений «короткого дня» росли на юге, а растений «длинного дня» – в умеренном климате, где продолжительность дня весной достигает 12 и более часов.)

9. Назовите растения, которым не требуется свет для формирования продуктивного органа.
(Спаржа, цветная капуста.)

10. Назовите природные вещества, для синтеза которых в растении необходим азот.
(Белки; в аминокислотах, из которых строится молекула белка, содержится до 18% азота.)

11. Почему азотные удобрения вносят непосредственно перед посевом или посадкой растения, а калийные и фосфорные можно вносить осенью?
(Все азотные удобрения хорошо растворяются и, следовательно, быстро вымываются из почвы.)

12. Почему большие количества азотных удобрений не рекомендуют вносить в фазе плодоношения?
(Избыток азота способствует развитию вегетативных органов растения, тем самым задерживает созревание плодов, снижает их сахаристость, содержание в них витамина С, ухудшает лежкость за счет быстрого развития грибковых инфекций.)

13. В какой фазе развития растения образуются плоды: в вегетативной или генеративной?
(В генеративной фазе.)

14. Как с помощью изменения температуры выращивания можно перевести растения, выращиваемые в теплице, из вегетативной в генеративную фазу развития?
(Понижать температуру воздуха в теплице ночью на 2–4 °С относительно дневной температуры, не вносить азотную подкормку.)

15. Назовите природные соединения, содержащие элемент фосфор, и физиологический процесс с его участием, протекающий в клетках растения.
(Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, некоторых липидов и сложных белков. В процессе дыхания участвуют соединения, содержащие фосфор, и образуется АТФ.)

16. Назовите несколько наиболее важных элементов питания, без наличия которых в почве растение не может расти и развиваться.
(Азот,фосфор, калий, кальций, магний, железо и др.)

17. Какие удобрения дают больший эффект при использовании в огороде и почему?
(Органические удобрения – компост, перегной – в них много почвенных микроорганизмов, переводящих недоступные формы веществ в доступные для питания растений.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru