УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
Редакция газеты «Биология» совместно с Организационным комитетом конкурса «Урок толерантности», проводимого Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательским домом «Первое сентября», подвели итоги первого этапа проекта
В номинации «Биология» победителем признан
  • Прокофьев Юрий Валерьевич, преподаватель КИО «Школа космонавтики» города Железногорска (Красноярский край).

Дипломами лауреатов конкурса отмечены:
  • Агеев Алексей Сергеевич, Амурская область, Архаринский район, школа села Черниговка;

  • Байбаков Александр Михайлович, Волгоградская область, г. Волжский, школа № 11;

  • Боклина Любовь Александровна, Башкортостан, Кумертау, школа № 6;

  • Бондаренко Ольга Борисовна, Нижний Новгород, школа № 119;

  • Гаева Саминат Жунусовна, Кабардино-Балкария, Нальчик, Медицинский колледж КБГУ;

  • Громова Людмила Анатольевна, Московская область, Черноголовка; муниципальная школа «Веста»;

  • Дегтяренко Ольга Владимировна, Ставропольский край, Кировский район, село Горнозаводское, школа № 8;

  • Дерксен Наталия Ивановна, Челябинская область, Еманжелинск, поселок Красногорск;

  • Кириленкова Валентина Николаевна, заведующая кабинетом биологии Псковского областного института повышения квалификации работников образования, учитель Псковского гуманитарного лицея;

  • Ковшарова Татьяна Владимировна, Иркутск, гимназия № 3;

  • Кривуля Татьяна Юрьевна, Краснодар, школа № 7;

  • Логинов Евгений Валерьевич, Самара, Лицей философии планетарного гуманизма;

  • Нуриева Танзиля Файзулловна, Башкортостан, Кумертау, Политехнический лицей-интернат

  • Почекина Елена Николаевна, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, гуманитарная гимназия № 12;

  • Салтаева Екатерина, Самара, Лицей философии планетарного гуманизма, 11-й класс.

  • Устинова Ирина Александровна, Казахстан, Кустанайская область, Лисаковск, школа № 2;

  • Федечкин Сергей, Самара, Лицей философии планетарного гуманизма, 11-й класс;

  • Яковенко Татьяна Владимировна, Татарстан, Казань, школа № 165.

Нам остается ждать, кто из вышеперечисленных конкурсантов войдет дополнительно в общий список награжденных, куда будут включены авторы независимо от номинации (40 человек).
Все остальные участники получат специальные сертификаты УВКБ ООН и Издательского дома «Первое сентября».
Мы сердечно поздравляем абсолютного победителя и лауреатов, а также благодарим всех участников за сотрудничество и ценные материалы, представленные на конкурс.
Лучшие материалы будут опубликованы в газете «Биология»

Л.А. ГРОМОВА,
учитель биологии, химии, естествознания и валеологии ср. шк. «Веста»,
г.Черноголовка, Моск. обл.

Воспитание толерантности к беженцам, мигрантам, людям другой национальности на уроках биологии

Прежде всего хотелось бы заметить, что воспитание социальной толерантности школьников невозможно без наличия таковой у учителей. Проблема тем более актуальна, что трудности современной российской школы сказываются и на психологическом состоянии учительского коллектива.
Воспитание толерантности детей к беженцам, мигрантам, людям другой национальности или расы необходимо вплетать в ткань уроков биологии на протяжении всего периода обучения в средней школе. Оно должно стать частью экологического воспитания, т.е. воспитания толерантности ко всему живому на Земле. Предмет науки о живой природе дает обширный и разнообразный материал для рассмотрения этого вопроса с точки зрения биологии.
Еще одно предварительное замечание. Количество информации о жизни других народов сейчас настолько велико (от передач по телевидению до непосредственных контактов), что не имеет смысла воспитывать детей в ура-интернациональной манере, скрывая и замалчивая реальные различия между представителями разных человеческих популяций. Признавая и объясняя их, учитель должен убедить детей, что мирное сосуществование необходимо, возможно и выгодно для всех.

Толерантность на уроках ботаники

Введение в биологию

На первом уроке биологии при знакомстве с классом я начинаю разговор о свойствах всего живого. Мы говорим о единстве всех живых существ, необходимости каждого, и малого, и большого, звена в цепи жизни.
Большое место отводится способам коммуникации, или языкам общения, живых существ. Какие виды общения есть у всех живых существ, в том числе и у человека? Это, конечно, звуковая коммуникация, которая у человека имеет две ступени: эмоциональную, общую у человека и животных, и абстрактную, присущую только человеку. Общаться можно и с помощью запахов, жестов и особенностей внешнего вида (окраски и формы).
Так, во время урока принято общение на нескольких «языках». Если ученик поднимает руку во время ответа другого, можно легко понять, что он хочет что-то сказать, и отношение к этому сообщению может быть разным. Если ученику надо выйти, учитель может знаком разрешить ему это, а вот если ученик сигналит: «Я знаю предмет лучше выступающего», сигнал можно не воспринимать – ведь он перебивает товарища.
Неизбежно возникает разговор о различии языков у разных народов, в том числе и не только звуковых. Дети задумываются о различии жестов и мимики у разных людей и необходимости с осторожностью относиться к оценке поведения незнакомцев. Обязательно подчеркиваю, что ни одно живое существо не нападает без причины. В этом смысле человек должен учиться у животных. Главное – понять, что хочет сообщить «собеседник».

Разнообразие растений

С большим удовольствием ребята обсуждают разнообразие растительных форм на Земле. Детей, приехавших из других мест, побуждаю рассказывать о природе своего края, особенно при обсуждении понятий «жизненные формы растений», «биологические сообщества», «типы взаимодействий между живыми существами» и др. Дети, слабо владеющие русским языком, обычно без скованности, с удовольствием рассказывают о родной природе.

Толерантность на уроках зоологии

Значение агрессии в природе

В современных условиях у детей часто рано формируется агрессивное отношение ко всему незнакомому, а родители даже радуются этому («сможет за себя постоять»). Однако многие психологи считают, что высокая агрессивность оказывает вредное влияние на психику ребенка и лишает его ощущения счастья, необходимого для гармоничного развития. Воспитание толерантности к окружающему миру позволяет снизить агрессивность и обеспечить нормальное развитие личности.
Дети с повышенной агрессией иногда с бравадой рассказывают о виденых случаях жестокости по отношению к животным или о своих «опытах». Очень важно в таком случае избежать прямого осуждения самого ребенка. Следует разобраться, почему ребенок заговорил об этом. Обычно ребенок подсознательно ждет от учителя либо анализа ситуации и совета, как надо было поступить, либо просто прямого подтверждения того, что человек, мучивший животных, поступал неправильно. Часто после такого разговора ребенок становится менее агрессивным по отношению к одноклассникам, в том числе и к мигрантам.
При изучении высших животных (пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) необходимо больше внимания уделять этологии – науке о поведении животных. Эта тема настолько интересует детей, что можно организовать дополнительные занятия, например, факультативные занятия «Биологические основы поведения».
На таких занятиях есть возможность более подробного разговора о толерантности и агрессии. Агрессия в жизни высших животных имеет большое значение. Именно агрессия помогает регулировать размеры участков обитания, защищает от хищников, и т.д. Важно отметить целесообразность проявлений агрессии среди животных и подчеркнуть, что она всегда ограничена целью приспособления вида к среде, при неконтролируемой агрессии вид вымирает.

Виды взаимодействий в живой природе

Во многих современных учебниках зоологии антибиотическим отношениям (хищничество, паразитизм и т.д.) уделяется больше внимания, чем позитивным (симбиоз, нейтрализм), что, конечно, неверно. Для биоценоза характерно прежде всего сосуществование и разных, и одинаковых особей. Поэтому на уроке лучше расширить круг изучаемых позитивных отношений между животными.

Толерантность на уроках биологии
и психологии человека

В начале изучения этого раздела представляется необходимым коснуться темы происхождения человека. По данным современной науки, человечество является единым биологическим видом, а различия между отдельными популяциями носят приспособительный характер, до сих пор не до конца изученный.
Например, цвет кожи у коренных народов разных стран определяется количеством меланина, необходимым для защиты от солнечного излучения в конкретной географической зоне. Поэтому неверно считать всех негроидов «черными», а монголоидов – «желтыми», т.к. во всех расах есть народности, отличающиеся цветом кожи.
Длина кишечника у народов, употребляющих разные количества животной и растительной пищи, также разная. Распространенность заболевания серповидноклеточной анемией в местностях, где часты вспышки малярии, тоже имеет приспособительный характер. Количество подобных примеров велико. При их упоминании важно всегда уважительно говорить об особенностях жизни различных народов.

Размножение в органическом мире

Необходимо обсудить с детьми тот факт, что у людей как представителей одного биологического вида нет физиологических и биологических препятствий к бракам между представителями разных популяций. Определяющим фактором в данном случае является психологическая совместимость.

Понятия «восприятие» и «ощущение»

Можно привести данные о восприятии «цвета» звуков речи, так называемой синэстезии, у представителей разных языковых групп. Например, гласный звук «и» русскоговорящие люди воспринимают как синий, а франкоговорящие – как красный. Можно даже провести небольшой эксперимент, если в классе есть дети, у которых родными являются разные языки. Предложив описать две-три разные гласные (они обычно наиболее ярко окрашены), затем подсчитать количество разных гласных букв в словах описания. Обычно у детей, говорящих на разных языках, возникают разные ассоциации, которые можно обсудить на уроке.

Тема «Подготовка мальчиков и девочек к семейной жизни»

При подготовке к изучению этой темы очень важно продумать, как не войти в противоречие с национальными традициями детей, пришедших на урок. Хотя, конечно, в любом случае важно познакомить школьников с точкой зрения составителей федеральной программы по биологии, которая соответствует российскому семейному праву.

Социальная толерантность и изучение общей биологии в средней школе

Общие замечания

Школьники старших классов ожидают от учителя биологии ответов на многие вопросы, выходящие за пределы учебника, и преподавание этого предмета в школе может стать частью подготовки к самостоятельной жизни, философского осмысления ее, если, конечно, контакт между учителем и учениками не является формальным. Школьники могут пытаться задавать вопросы, уводящие от темы урока, затягивающие обсуждение перед письменным опросом, – каждый учитель приведет массу подобных примеров, но это не повод для отказа от серьезного разговора. Часто учитель, желая дать на уроке больше материала, упускает из виду основную цель общего среднего образования – формирование основ мировоззрения человека современного мира.
Ошибка, имеющая грустные последствия, допускается учителем, когда, решая проблемы успеваемости или дисциплины, он вызывает у учеников раздражение или даже отвращение к предмету. Так формируется неправильное отношение и к предмету изучения – живой природе. Экологическая психология говорит о том, что только положительные эмоции и сочувствие к живым существам со стороны всех членов общества поможет решить экологические проблемы современного мира. Методы и выводы этой науки могут помочь при воспитании толерантности к людям другой национальности.

Генетика человека

Изучение генетики человека всегда вызывает большой интерес у старшеклассников. Решение генетических задач часто приводит к обсуждению наследственной передачи расовых признаков при смешанных браках. Дискретность наследования черт лица, особенностей строения волос и цвета кожи показывает, что эти признаки не присущи какой-то одной расе. Желательно иметь больше данных и иллюстраций по антропологии, чтобы показать детям единство облика людей, живущих в разных районах планеты.
Хорошо бы ввести в перечень тем для обязательного изучения генеалогию как науку, объединяющую поколения. При внимательном изучении собственной родословной многие дети, живущие в России, обнаруживают свои многонациональные корни. Это способствует развитию более терпимого отношения к переселенцам и беженцам.
Важно не пропустить разговор о нежелательности родственных браков, хотя, конечно, при изучении такой деликатной темы, как семья и брак, необходима осторожность. Информация о наличии в округе генетической консультации, круг вопросов, которые поможет решить врач-генетик, необходимость разговора о болезнях, которые встречались в роду молодых супругов, – все это совершенно не лишние темы для обсуждения на уроке.

Видообразование

При изучении условий образования видов следует подчеркнуть, что для возникновения нового вида требуется длительная изоляция. Поэтому ожидать возникновения нового вида человека не приходится. В этом разделе можно упомянуть и о том, что человечество все больше выходит из-под действия естественного отбора, заменяя его социальными процессами.

Антропогенез

Возникновение и развитие человека – самый объемный материал в курсе биологии в школе, тесно связанный с вопросами толерантности к мигрантам, беженцам, людям другой расы, национальности. Тут очень важно помочь детям сделать вывод: каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. Бессмысленно говорить о «чистых» расах, таковых уже нет.
Однако это не значит, что национальных особенностей не существует. Именно в самобытности каждого народа состоит богатство человеческой культуры. Поэтому так важно сохранять исторические и культурные ценности, не потерять связи поколений, уважать культуру и искусство своего народа и других народов.

Биосфера и место в ней человека

Путь к решению современных экологических проблем – это достижение сбалансированного развития человечества. Международная комиссия ООН по охране окружающей среды и развитию характеризует его как путь социального, экономического и политического прогресса, позволяющий удовлетворять нужды настоящего поколения, не в ущерб будущим. И очень важно не отказываться от опыта всех предыдущих поколений, собирать, анализировать и обобщать местный опыт, с уважением относиться к традициям и обычаям.

В заключение хотелось бы сказать, что данные заметки являются только остовом для разработки серьезной программы воспитания социальной толерантности на уроках биологии. Этот предмет имеет большое значение для формирования мировоззрения нового поколения. Тем более огорчает тенденция сокращения объема и тем изучения биологии в школе по федеральным программам. Человек, не имеющий естественно-научного взгляда на устройство современного мира, легче поддается влиянию различных тоталитарных, расистских и фундаменталистских течений. Хотелось бы надеяться на то, что будущие программы по биологии будут включать материалы, способствующие развитию социальной толерантности у школьников.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru