Н.Н. СЫРЦЕВА,
c.ш. № 21, г. Киров
Рассказы ученого кота Макса
Сейчас многие школы изучают биологию
по новому учебно-методическому комплекту
Н.И. Сонина с соавторами. У этих учебников
много достоинств, они отвечают современным
требованиям. Но тексты учебника содержат до 70%
теоретического материала, что делает их трудными
и не всегда понятными для учеников. В помощь
ребятам я сочинила серию рассказов кота Макса и
разработала методику их использования –
задания, которые помогают ученикам осмыслить
тексты и закрепить знания.
Рассказы моего умного героя ребятам очень
нравятся, надеюсь, что они помогут коллегам в
работе.
Первый рассказ поможет ребятам перед
изучением темы «Чем отличается живое от
неживого» самостоятельно выделить признаки
живого. А работая затем с информацией на с. 4–5
учебника, учащиеся сами подберут примеры и
объяснят такие понятия, как раздражимость и
обмен веществ и энергии.
Макс был умный черный кот. Каждое утро
он вставал, потягивался, прыгал по комнате,
взбирался на шкаф, залезал под стол, то есть делал
кошачью зарядку. После этого, тщательно умывшись,
отправлялся завтракать колбасой, сырой рыбкой
или мясом (ну, это по большим праздникам).
При этом он старался дышать равно, чтобы
количество вдыхаемого кислорода и выделяемого
углекислого газа были в строгом и постоянном
соотношении.
Каждую неделю после завтрака он подходил к
специальной дощечке, прибитой к полу, и отмечал,
на сколько же сантиметров он подрос. После этой
важной процедуры он подходил к окну и тыкался
влажным носом в листья кислицы. Максу очень
нравилось, как после нескольких прикосновений
листья опускались и пытались прижаться к стеблю.
А еще ему очень нравилось, что рядом с кислицей
стоял горшок со сладким перцем. Каждую осень на
его веточках созревали плоды. Если такой плод
аккуратно оторвать и разломить, то можно увидеть
семена. Все это были утренние развлечения.
А главным дневным занятием было наблюдение за
тем, что происходило за окном. Однажды он увидел,
как во дворе гуляет девочка с крошечным котиком.
Макс сразу вспомнил себя маленьким глупым
котенком, как упорно он ловил воробья через
стекло или как пил молоко первый раз из блюдца,
стоя в нем всеми четырьмя лапами. Ему даже стало
немного грустно, что, став взрослым и умным, он
уже не способен на такие глупости.
Второй рассказ целесообразно
прочесть после изучения темы «Строение
растительной и животной клеток». Работая с
закрытым учебником, ученики по описанию узнают
органоиды и части клетки. После этого им можно
предложить творческое домашнее задание
«Путешествие Макса по клетке».
Макс был умный черный кот. Он считал
себя очень сообразительным, но вот уже 39 минут он
с недоумением рассматривал рисунок и никак не
мог понять, что же такое там изображено! Со
страницы учебника, оставленного открытым
младшим хозяином, на него смотрело что-то
странное.
Почти в центре у этого чудовища был не то глаз, не
то пятно и внутри него какое-то пятнышко. Вокруг
этого глаза-пятна были нитки с бусинами в
несколько рядов. Эти нитки были не только в
центре, но и по краям тоже. Чуть ниже глаза с
нитками располагалась стопка лепешек, а от них
как будто отрывались маленькие мыльные пузыри.
Еще ниже было нечто, похожее на поджаристый
пирожок с рыбой, только вместо рыбы в пирожке
было много-много перегородок. Чуть выше глаза
была вязанка дров, но на ней не было веревочки, а
дрова все равно не рассыпались. По всему телу
монстра были разбросаны маленькие круглые
шарики. Но самое странное то, что этот монстр был
разделен вдоль пополам чертой и справа было
такое замечательное голубое озерцо. Только
бывают ли внутри монстров озера, Макс? А еще
справа были два зеленых пятна, а вот слева их не
было, и озерца тоже не было. Все это вместе было
какой-то странной формы: не прямоугольной и не
квадратной, углов вообще не было, а вот толстая
пленка вокруг была. Причем она была не гладкая, а
с отверстиями и выростами.
Макс еще долго ходил бы вокруг этого чуда
природы, но его внимание привлек воробей за
окном. Кот решил, что смотреть на воробья даже
через стекло интереснее, чем на это страшилище. А
что обозначает этот рисунок, Макс сможет узнать,
когда хозяин сядет учить уроки.
Третий рассказ учащиеся читают после
изучения процесса митоза. Они сами формулируют
задание к тексту (найди ошибки) и
выполняют его.
Макс с уважением относился к этому
рисунку. Еще бы! Ведь если эти малютки заболеют,
то весь организм заболеет, а если начнут расти, то
и организм будет расти. Макс мучительно пытался
вспомнить, что слышал вчера от хозяина. Он даже
прикрыл глаза, чтобы лучше получилось: «Деление
– это важнейшее свойство. Без него возможен
только рост, а развития не происходит. Бывает два
типа деления: митоз и мейоз. В результате митоза
из одной материнской клетки образуется две
дочерние. В каждой дочерней клетке хромосом
столько же, сколько в материнской. В период между
делениями клетка не растет, но в ней образуются
белки, и вообще она готовится к делению.
Различают три фазы митоза:
1-я фаза – появляются веретена деления,
хромосомы почти не видны, ядерная оболочка
растворяется и исчезает;
2-я фаза – хромосомы располагаются по экватору
клетки, прикрепляются к веретенам деления;
3-я фаза – хромосомы благодаря веретенам деления
расходятся к полюсам.
Кажется, все. Макс был горд, что смог
все это повторить. Только вот когда же растет
клетка неясно!
Четвертый рассказ используется
после изучения процесса мейоза. Учащиеся
вставляют пропущенные слова, работая с учебником
или самостоятельно.
Макс всегда знал, что учебник – книга
умная, в нем столько разных сложных слов,
запомнить которые не так-то просто. Сегодня он
убедился в этом еще раз. Вчера он запомнил почти
все. А сейчас попытался повторить услышанное, но
потерялись некоторые слова, поэтому получилось
следующее:
«Слово «мейоз» произошло от греческого слова
«мейозис», что означает...(А)... .
В результате мейоза образуется не две, а ...(Б)...
клетки, каждая из которых содержит хромосом
...(В)... по сравнению с материнской клеткой.
Мейоз состоит из ...(Г)... следующих друг за другом
делений. В первом делении ...(Д)... хромосомы
обмениваются друг с другом участками. Вдоль
экватора в первом делении мейоза располагаются
пары гомологичных хромосом. К полюсам клетки
расходятся ...(Е)... , поэтому уже после первого
деления количество хромосом ...(Ж)... . Так как
каждая хромосома состоит из ...(З)... , во втором
делении мейоза к полюсам расходятся ...(И)... . В
результате двух делений мейоза из каждой
исходной материнской клетки образуется... (К)...
клетки с одинарным набором хромосом. Из этих
клеток формируются ...(Л)... . При ... (М) ... число
хромосом восстанавливается».
Максу очень понравился собственный рассказ,
только было жаль пропавших слов. Он догадывался,
что они-то и были самыми важными.
На уроке обобщающего повторения по
теме «Деление клетки» хорошо прочесть следующий
рассказ. Читая его, учащиеся комментируют
события, участником которых стал Макс, описывают
наблюдения кота научным языком.
Сегодня Максу приснился кошмарный сон.
Ну, еще бы! Всю предыдущую неделю он бездельничал,
а потом решил прочитать все, что без него изучили
шестиклассники. А это десять страниц учебника!
Неудивительно, что ему приснилось, будто он стал
маленьким-премаленьким и попал внутрь клетки...
Макс оказался в центре клетки. Он уткнулся носом
в прозрачную стену, за которой копошились
какие-то нити, сплетенные в клубок. Сначала они
были тонкие и длинные, казалось, они состоят из
маленьких горошин, собранных в бусы. Продолжая
копошиться, нити стали двойными. Но постепенно
нити укорачивались, утолщались и становились
похожими на жирных червяков, причем каждый
червяк состоял из двух абсолютно одинаковых
половинок. Максу потребовалось много времени,
чтобы понять, что это за червяки.
Он обнаружил, что к каждому червячку тянутся
длинные резиночки. Червячки, толстые и неуклюжие,
прицепившись к резиночкам, начинали медленно и
красиво двигаться. При этом каждый червяк как бы
разрывался на две половинки. Макс от удивления
попытался прижаться носом к стенке, но упал!
Стенки уже давно не было!
Вдруг он почувствовал, что его что-то зацепило и
тянет непонятно куда. Макс отчаянно
сопротивлялся, но сделать ничего не мог... Макс
закрыл глаза, а когда открыл – обнаружил себя на
груде червяков. Он шагнул вперед и наткнулся на
стенку. Ударил по ней лапой, но стенка не
поддалась. Сквозь стенку он увидел... В это самое
время его, похолодевшего от ужаса, разбудил
спасительный звонок будильника. Макс в который
раз потряс головой и решил, что больше «оптом»
учить не будет, а только понемногу и регулярно!
После изучения темы «Ткани растений»
перед выполнением лабораторной работы или на
уроке обобщающего повторения знакомимся с
шестым рассказом. Читая его, учащиеся должны
узнавать по описанию ткани и органы, в которых
волею случая оказался Макс, аргументировать свое
мнение, найти на рисунках на с. 31–32 ткани и
органы, в которых побывал кот. Этот же текст можно
повторно использовать после изучения органов
растения для более глубокого анализа. Можно
предложить учащимся творческое домашнее задание
на тему «Путешествие Макса по животным тканям».
Макс почувствовал, что становится
маленьким, стоит на краю стеклянной банки, в
которой все лето рос и плодоносил перец. Край
банки оказался на редкость скользким, и Макс
моментально скатился вниз, упал в воду.
Он увидел рядом корни перца. Клетки на самом
кончике корня плотно прилегали друг к другу, и
Максу никак не удавалось найти между ними
щелочку, чтобы попасть внутрь, у него даже воздух
стал заканчиваться. Вдруг он заметил царапину на
корне, корень, наверное, чем-то повредили. Он
бросился к ней и мигом оказался внутри.
Он с трудом пробирался между клетками, там почти
не было межклеточного вещества. Вот он
поднимается все выше и выше и оказывается рядом с
маленькими-премаленькими клетками. Макс
посмотрел через тонкую оболочку на их
содержимое, и ему стало жутко – он вспомнил свой
недавний сон и постарался побыстрее проскочить
мимо этих молодых и жизнерадостных клеток.
Он прошел каких-то 2–3 мм, а ему показалось, что 2
км. Присел отдохнуть в странной клетке,
вытянутой, с бесцветными пластидами, с ядром и
вакуолью. А потом стал подниматься выше и
оказался в какой-то трубе, очень длинной и
довольно темной. Труба была практически пустой,
если не считать горьковато-солоноватого
раствора, который поднимался вверх и очень помог
Максу. Вместе с этим раствором Макс оказался в
листе и, перебравшись через межклеточное
пространство, попал в другую трубочку. Она была
уже не такая длинная, в ней находились ядро,
цитоплазма и все остальное, как положено
приличной клетке. А под ногами и над головой кота
как будто были прибиты сита. Цитоплазма в этой
трубочке была очень вязкая и густая. Макс
попробовал на вкус – сладковатая! Она двигалась
вниз и чуть-чуть не захватила с собой Макса. Но он
успел сбежать в соседнюю клетку и пожалел об
этом. Через ее плотную, одревесневшую оболочку он
еле выбрался к зеленым клеткам.
Здесь было светлее, дышать стало легче. Клетки
располагались рядом друг с другом – похоже на
забор, а потом этот забор поредел, между клетками
стало много межклетников, заполненных воздухом.
Побродив там, кот снова оказался в длинной
мрачной пустой клетке и полез вверх. Теперь эта
дорога привела его к другим клеткам, они были
красновато-оранжевые, имели огромные вакуоли, а
ядра были сдвинуты к самой оболочке. Увидев, куда
он попал, Макс обрадовался, добрался до одной из
вакуолей и с удовольствием полакомился
содержимым. Подкрепившись, Макс вернулся в
длинную клетку и направился дальше. Свернув с
главной дороги, он опять оказался среди зеленых
клеток. Погуляв среди них, он добрался до
бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и
пошел вдоль них, пока не нашел промежуток, через
который и выбрался наружу.
Он снова стал обычным котом, сидел на подоконнике
и смотрел на перец.
|