ОЛИМПИАДА

Практические задания всероссийских и международных олимпиад (выборочно)

Продолжение. См. No 6, 9, 10, 11, 12, 14/2002

Задание 1

При помощи определителя определить семейство и вид растения. Дать характеристику его цветка по прилагаемой схеме.

1. Форма околоцветника: а – актиноморфный; б – зигоморфный.
2. Пол: а – мужской; б – женский; в – цветок обоеполый.
3. Околоцветник: а – простой; б – двойной; в – отсутствует.
4. Расположение тычинок: а – спиральное; б – циклическое.
5. Андроцей: а – двусильный; б – двубратственный; в – синандрический; г – свободный.
6. Гинецей: а – апокарпный; б – синкарпный; в – паракарпный; г – лизикарпный.
7. Количество плодолистиков.
8. Завязь: а – верхняя; б – нижняя.
9. Формула цветка.
10. Диаграмма цветка.

Оборудование: растение, определитель растений, лупа, препаровальные иглы.

Задание 2

Отпрепарировать цветок, соблюдая правильные методику и технику. Составить формулу и диаграмму цветка. Описать его строение, используя коды:

01 – цветок обоеполый; 02 – цветок однополый; 03 – цветок актиноморфный; 04 – цветок зигоморфный; 05 – околоцветник простой, образован из листочков, раздельнолистный; 06 – околоцветник простой, образован из лепестков, раздельнолепестный; 07 – околоцветник простой, образован из чашелистиков, раздельнолистный; 08 – околоцветник простой, образован из чашелистиков, сростнолистный; 09 – околоцветник простой, образован из листочков, сростнолистный; 10 – околоцветник двойной; 11 – чашечка сростнолистная; 12 – чашечка раздельнолистная; 13 – чашечка раздельнолепестная; 14 – чашечка сростнолепестная; 15 – венчик сростнолистный; 16 – венчик раздельнолистный; 17 – венчик сростнолепестный; 18 – венчик раздельнолепестный; 19 – тычинки свободные; 20 – тычинки сросшиеся; 21 – гинецей апокарпный; 22 – гинецей ценокарпный; 23 – завязь верхняя; 24 – завязь нижняя. Указать, однодольному или двудольному растению принадлежит цветок.

Оборудование: цветки растений в чашках Петри, предметные стекла, лезвие, лупы, бинокуляры, черная бумага, препаровальные иглы.

Задание 3

При помощи определителя определить вид растения. Привести его морфологическую характеристику по следующему плану.

1. Жизненная форма.
2. Подземная часть, тип корневой системы.
3. Побег.
4. Листья.
5. Листорасположение.
6. Жилкование.
7. Строение цветка.
8. Соцветие.
9. Плод.

Оборудование: растение, определитель растений, скальпель, лупа.

Задание 4

Изучить влияние некоторых веществ на клетки эпидермиса. Приготовьте микропрепарат нижнего эпидермиса листа и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте одно устьице с окружающими его клетками эпидермиса. Нанесите рядом с покровным стеклом 2–3 капли раствора глицерина. Приложите с другой стороны кусочек фильтровальной бумаги и наблюдайте, что происходит с клетками эпидермиса. Зарисуйте изменения, происходящие с клетками. Через 10 мин замените глицерин водой, для чего нанесите рядом с покровным стеклом 2–3 капли воды, а с другой стороны оттяните глицерин фильтровальной бумагой. Что наблюдается? Запишите результаты наблюдений и дайте им объяснение.

Оборудование: листья растений, 5%-ный раствор глицерина, лезвие бритвы, препаровальная игла, микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, стеклянная палочка, кусочки фильтровальной бумаги.

Задание 5

Определить вещества биогенного происхождения и исследовать влияние нагревания, соляной кислоты и этилендиаминтетраацетата натрия (ЭДТА) на каталазную активность экстракта картофеля.

I. Отлейте из каждой из трех предложенных пробирок около 1 мл жидкости в чистые пробирки. К исследуемым растворам добавьте: в первые пробирки – 1–2 капли раствора Люголя (реакция с йодом); во вторые – 4-кратный объем биуретового реактива и перемешайте (биуретовая реакция); в третьи – 5–6 капель HNO3, осторожно нагрейте почти до кипения; охладите и по каплям, не взбалтывая, и добавьте около половины объема пробирки нашатырного спирта (ксантопротеиновая реакция). Результаты оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод, в какой пробирке какое вещество находилось (растворы желатина, экстракта картофеля, крахмала).

II. Экстракт картофеля разлейте в четыре пробирки.
Жидкость в одной пробирке нагрейте до кипения и охладите; в другую добавьте 7–8 капель соляной кислоты на 1 мл экстракта; в третью – 17–18 капель раствора ЭДТА на 1 мл экстракта. В четвертую пробирку ничего не добавляйте.
После этого во все четыре пробирки добавьте равный объем перекиси водорода. Результаты оформите в виде таблицы.

Напишите уравнение катализируемой реакции и сделайте выводы о химической природе фермента.

Оборудование и реактивы: пробирки, раствор желатина, экстракт картофеля, крахмал, азотная кислота, соляная кислота, биуретовый реактив, йод, нашатырный спирт, перекись водорода.

Задание 6

Анатомо-морфологическая характеристика растений и грибов.
На столе каждого участника на лотке помещены 12 растений и грибов, отмеченных номерами.

I. Соотнесите номера представленных образцов с таксономическими группами: Аскомицеты (Ascomycota); Базидиомицеты (Basidomycota); Моховидные (Bryophyta); Синезеленые водоросли (Cyanophyta); Зеленые водоросли (Chlorophyta); Хвощевидные (Eguisetophyta); Плауновидные (Licopodiophyta); Покрытосеменные (Magnoliophyta); Бурые водоросли (Phaeophyta); Голосеменные (Pinophyta); Папоротниковидные (Polypodiophyta); Зигомицеты (Zygomycota).

II. Для растения (см. рис.) выберите коды ответов, соответствующие отмеченным частям (а, b, с): 01 – завязь; 02 – семяпочка (семязачаток); 03 – цветоножка; 04 – цветоложе; 05 – тычинка; 06 – рыльце ; 07 – столбик пестика.

III. Приготовьте поперечный срез растения. Выберите коды ответов, соответствующих элементам, обозначенным а, b, с, d, е (см. рис.): 01 – обкладка пучка; 02 – камбий; 03 – колленхима; 04 – кора; 05 – кристаллы; 06 – цитоплазма; 07 – волокно; 08 – гиподермис; 09 – межклеточное пространство; 10 – боковая меристема; 11 – одревесневшая стенка; 12 – средняя ламелла; 13 – паренхима; 14 – волокно флоэмы; 15 – первичная клеточная стенка; 16 – вакуоль; 17 – склеренхима; 18 – склереида; 19 – вторичная клеточная стенка; 20 – вторичная ксилема; 21 – ситовидная трубка; 22 – трахеида; 23 – сосудистый пучок; 24 – сосуд; 25 – ксилема; 26 – волокно ксилемы.

В.С. КУЧМЕНКО,
А.А. МАРТЬЯНОВ,
С.В. СУМАТОХИН,
В.А. ФУРАЛЕВ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru