Я ИДУ НА УРОК

Н.И. АСТАШИНА,
г. Воротынец, Нижегородская обл.

Грустная история

Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, на окраине леса встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.
– Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал – и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться, – проговорил, поеживаясь от холода, маленький муравей.
– Да если бы только сегодня! – поддержала его кукушка. – Третий день уже поливает! От дождя все по щелям, да по норам забились – ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну!
– Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал – там сейчас тепло и сухо! – продолжил разговор муравьишка.
– Да и мне пора посушить мокрые перышки, – сказала кукушка.
– Что вы все одно заладили – «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода – это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится, – урезонил своих друзей по несчастью маленький ежик.
– Куда уж хуже, – продолжал ворчать муравьишка. – По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
– А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет, – в тон муравью продолжала ворчать кукушка.
– Эх вы! Заладили одно – голодно, холодно! Если хотите знать – мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь! – с горечью в голосе сказал ежик.
– А что с тобой случилось? – тут же спросила любопытная кукушка.
– Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья, – попросил муравей.
– Обидели меня! Так обидели! Даже жить не хочется! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться – майских хрущей, гусениц непарного шелкопряда или других каких вредителей леса. Слышу, по тропинке люди идут – грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, – говорят – грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места-то здесь грибные – раньше мигом целую корзину набирали. А сегодня ничего нет. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», – закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так мне горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня! – печально проговорил ежик.
– И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Это уж хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают, – сочувственно произнесла кукушка. – Эти горе-грибники просто неучи какие-то. Всем известно, что ежи к отряду насекомоядных относятся – едят насекомых, значит. Ну, бывает, иногда мышку, лягушку, змею, наконец, скушать могут. А грибы – это уж в сказках да мультфильмах или разве что с большого голода. Но чтобы из-за ежей грибов в лесу не стало – это уж они загнули! Меня вон тоже обижают. Вспоминают кукушку только тем, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая! А того не вспомнят, что большинство видов кукушек нежные и заботливые родители – сами и гнезда строят, и высиживают яйца, и птенцов выкармливают. И только представители 50 видов из 130 подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Ну, да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песню в лесу услышат. Услышат и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена. Жаль, что не все люди знают, зачем птицы песни поют, – это птичьи самцы так внимание самочек привлекают, ухаживают, значит. Мне тоже обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю, и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?
– Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мною своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника на улицу погнала. Я ведь за строительным материалом побежал – чинить наш муравейник срочно надо. Теперь вы послушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчишка лет десяти. Как только он в лес зашел – сразу безобразничать начал. Мухомор увидит – сшибет его палкой; ветка на пути попадется – сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь. Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара могло дело дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили – продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал – ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили. А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, тут мой дом, мои друзья и родные живут. Куда же я отсюда пойду? А уж если беда какая случится, так надо в беде друг другу помогать – тогда и беда не страшна. И вы подумайте, кому лучше от того станет, что вы из леса уйдете. Вам или, может, лесу родному? Нельзя лес без защиты оставлять! Если мы уйдем – в нем сразу насекомые-вредители разведутся и погубят его. Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.
Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за туч выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.
– Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес – это наш дом, нам его беречь и охранять надо! Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый. И товарищ надежный – в трудную минуту друга в беде не бросишь. Мы тоже такими будем! А в следующий раз при встрече давайте будем веселые истории друг другу рассказывать, – сказал ежик. – И тебе, елочка, спасибо! От дождя нас укрыла. Живи подольше! А уж мы о тебе и других деревьях в лесу позаботимся!

Методические рекомендации по использованию экологической сказки «Грустная история»

Информационный потенциал сказки:

– первоначальные сведения о взаимосвязи различных организмов в лесу;
– роль птиц, ежей, муравьев в регуляции численности насекомых–вредителей леса;
– биологические особенности некоторых обитателей леса – кукушек, ежей, муравьев;
– причины лесных пожаров.

Воспитательный потенциал:

– воспитание экологической культуры;
– воспитание чувства ответственности за свои поступки;
– развитие познавательного интереса к природе;
– формирование знания правил поведения в лесу;
– воспитание чувства сопереживания, готовности прийти на помощь ближнему в беде.

Возможности сказки для развития мышления:

– развитие образного мышления;
– развитие умения анализировать поступки действующих лиц сказки, а также своих.

Материал сказки может быть использован руководителями дополнительного образования для проведения занятий; классными руководителями 1–8-х классов при проведении классных часов и внеклассных мероприятий; учителями на уроках биологии; а также родителями детей указанного возраста для семейного чтения.
В зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей, возможностей и условий можно предложить следующие формы работы с данной сказкой.

1. Для детей младшего школьного возраста и семейного чтения целесообразно выразительное чтение сказки вслух. Хорошо, если чтение будет происходить на фоне тихой, грустной музыки. После прочтения сказки можно обсудить с ребятами следующие вопросы.

  • Как вы думаете, почему сказка называется «Грустная история»?

  • Кто из героев сказки вам понравился больше и почему?

  • Как люди вели себя в сказке?

  • А как вы будете вести себя в лесу?

  • Что нового вы узнали о лесных жителях?

Содержание сказки позволяет обсудить нравственные аспекты поведения героев – умение и желание помочь, поддержать друга в беде, слушать и сопереживать. Важно обратить внимание на умение сдержать личную обиду, не ныть, не отступать в трудной ситуации, а принять решение, соответствующее потребностям окружающих: так, еж и кукушка говорили о личных обидах и готовы были бросить лес в трудную минуту, а маленький муравей, хоть его тоже обидели – разрушили дом, – мужественно встал на защиту леса и бросать его из-за своей обиды не собирается.
Сказка способствует развитию наблюдательности. Можно предложить детям сходить вместе в лес и понаблюдать за обитателями леса. Что они сумеют открыть для себя нового? Хорошо ли они знают лесных обитателей? Сказка еще больше запомнится ребятам, если предложить им нарисовать главных героев.

2. Для детей среднего школьного возраста возможны различные формы (в том числе указанные в п. 1).
Можно использовать сюжет сказки для ролевой игры – театрализованного или кукольного представления. Наличие декораций, костюмов, сценическое действие, музыкальное оформление позволят привлечь внимание ребят с разными особенностями восприятия – зрительного, слухового, кинестетического (мимика, жесты). Успех данной формы во многом зависит от режиссерских, организаторских способностей руководителя, а также исполнительского уровня артистов.
Можно зачитать ребятам текст до кульминации сказки, когда ежику и кукушке нужно сделать выбор: остаться в лесу или уйти куда глаза глядят, и предложить ребятам самим придумать финал сказки. Можно работать индивидуально с каждым ребенком, а можно организовать работу по сочинению окончания сказки в группах. Интересно обсудить, не стоит ли изменить название сказки в соответствии с содержанием финала, который ребята придумали сами, например «Грустная история, которая закончилась благополучно», и т.д.
Можно предложить такое окончание: «Пока они думают, давайте мы, ребята, поможем ежу и кукушке принять верное решение. Может, мы сумеем сгладить обиду, которую им незаслуженно нанесли люди».
Ответьте на следующие вопросы.

  • Как правильно вести себя в лесу?

  • Какую пользу лесу приносят ежи?

  • Чем питаются кукушки?

  • Какую пользу лесу приносят муравьи?

  • Как вы думаете, кто из лесных жителей был более прав в своем поведении? Почему вы так считаете?

  • Придумайте несколько добрых и ласковых предложений о ежах, муравьях и кукушках.

3. Ребятам 7–8-х классов после прочтения (просмотра) сказки можно предложить следующие вопросы и задание.

  • О каких биологических связях в природном сообществе говорится в сказке?

  • Какие новые сведения о биологии животных вы узнали из сказки?

  • Используя содержание сказки, докажите, что лес – это природное сообщество.

  • Как вы оцениваете действия людей, о которых говорится в сказке?

  • Как вы думаете, что в жизни важнее – личные обиды или интересы общества (одного организма или природного сообщества)?

  • Какова мораль сказки?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru