Елена МУХАНОВА,
главный редактор
Журнал «Маленький садовник»
Познакомьтесь, пожалуйста, «Маленький
садовник» – новый журнал по садоводству для
детей и родителей, издательства ФАБ, известного
по журналам: «В мире растений», «В мире животных»
и «Аквариум».
«Маленький садовник» – это единственный журнал
по практическому садоводству для детей. Работа
на земле – лучший способ экологического
воспитания ребенка. Ведь известно, что,
гармонизируя природу, человек гармонизирует
собственную личность. Еще Петр I в своей
«Программе исправления подданных» поставил
третьим пунктом создание садов. Сейчас в России
люди и сознательно, и интуитивно ищут путь
приближения к природе. Почти 70% населения страны
работают на своих «6 сотках».
Журнал «Маленький садовник» предназначен для
семейного, но не пассивного, а активного чтения –
каждый рассказ о цветке или овоще обязательно
заканчивается предложением вырастить это
растение. История, сказка или легенда, с ним
связанная, происхождение названия – все это
вызовет у ребенка интерес и желание попробовать
самому посадить этот цветок или овощ.
Чтобы первая неудача не охладила энтузиазм
ребенка, мы стараемся рассказывать очень просто,
но, одновременно, подробно, что и как посадить и
как за растением ухаживать, при этом выбираем
растения, не слишком капризные.
Мы надеемся, что журнал будет одинаково
интересен и бабушке, и внуку, летом поможет
занять ребенка на даче, заинтересовать его
работой на земле. Совместная работа детей и
взрослых на земле – чрезвычайно важный элемент
воспитательной работы, сближающий всех членов
семьи. Наш журнал – руководство в этой работе.
В журнале, нам кажется, найден правильный тон,
достаточный уровень научности сочетается с
увлекательной, почти сказочной формой подачи
материала. Играя, дети получают начальные знания
в очень серьезных областях ботаники,
почвоведения, энтомологии и т.д. Мы постоянно
вовлекаем ребенка в диалог, постоянно
активизируем процесс познавательной
деятельности, предлагая на практике применить
только что полученные знания.
Журнал может быть использован школьными
учителями как практическое руководство для
организации работы с детьми в саду или по уходу
за комнатными растениями.
В журнале постоянно присутствуют рубрики
«Ботанический сад на подоконнике», «Любимый
цветок», «Волшебная грядка», «Посмотри
внимательно» и многие другие.
Журнал не старается излишне упрощать материал,
но использует форму подачи материала, доступную
даже маленькому ребенку. Вот, например, как
объясняется классификация растений в рассказе
об анютиных глазках (автор Виктория Тубельская).
Предки анютиных глазок
Садовые цветы ведут обычно свой род от
диких предков. У анютиных глазок их трое: дикие
анютины глазки (Viola tricolor), европейская
крупноцветная желтая фиалка (Viola lutea) и фиалка
алтайская (Viola altaica). Дело в том, что садовые
анютины глазки появились на свет благодаря
кропотливой работе садовников, которые
скрестили эти три фиалки. День рождения садовых
анютиных глазок, к сожалению, отпраздновать
нельзя – точная дата неизвестна. Есть только
приблизительная дата – 30-е гг. XIX в. Как видишь, по
сравнению с такими древними жителями нашей
планеты, как папоротники и хвощи, которым около 360
млн лет, садовые анютины глазки находятся в
младенческом возрасте.
Какая фамилия у анютиных глазок?
Для нас этот цветок – анютины глазки. В
Германии его зовут stiefmutterchen, то есть «мачеха».
Во Франции он называется pensee, то есть мысль.
Там принято фарфоровые анютины глазки класть на
могилы близких в знак того, что они не забыты, о
них думают. Англичане зовут эти цветы – pansy –
«сердечное спокойствие».
Как же, скажем, немецкий ботаник, разговаривающий
со своим английским коллегой, может понять, о
каком растении идет речь? К счастью, никаких
недоразумений не случается, потому что ботаники
пользуются латинскими терминами. Этим ученые
всего мира обязаны знаменитому шведскому
ученому Карлу Линнею, жившему в ХVIII в. Он первый
ввел единые названия растений на латинском языке
и систематизировал флору Земли. Таким образом,
каждое растение принадлежит к определенной
семье. Это его «фамилия». Род – это как бы
отчество, а вид – имя. «Фамилия» трехцветной
фиалки – Violaceae. Отчество – Viola. Имя – Tricolor.
А еще часто ставится начальная буква фамилии
того ботаника, который присвоил растению
латинское название. В данном случае – это Карл
Линней. Он как бы крестный отец трехцветной
фиалки, полное имя которой – Viola tricolor L. из
семейства Violaceae.
Серьезная информация, поданная в
доступной ребенку форме, продолжается сказкой о
цветке, «фамилию, имя и отчество» которого он уже
узнал.
Сказочные фиалки
О трехцветных фиалках, диких предках
наших садовых анютиных глазок, люди придумали
немало историй.
В немецкой сказке, например, объясняется, почему
этот цветок называется «мачеха». Считается, что
два верхних лепестка – темно-фиолетовые – это
падчерицы. Два боковых, более светлых – родные
дочки. А сама мачеха – нижний желтый лепесток с
темными полосками. Только так было не всегда.
Когда-то мачеха – желтый лепесток – была
наверху, а падчерицы – внизу. Но добрый волшебник
наказал злую мачеху за ее дурное обращение с
падчерицами и перевернул цветок вверх ногами. И
действительно, у некоторых анютиных глазок
бывает сердитое выражение «глаз», наверное, это
глаза мачехи.
В шведской сказке говорится о королеве эльфов,
превратившей в трехцветные фиалки слишком
любопытных девушек, которые подглядывали, как
эльфы танцуют на лесной поляне в лунную ночь.
Постоянный персонаж журнала –
фарфоровая кукла Дейзи, подруга гнома Патиссона,
– спрашивает детей, кто такая Анюта и почему у
нее цветочные глаза. «Наверное, – говорит кукла,
– это какая-то очень красивая сказка, и мне очень
хотелось бы ее узнать. Может быть, вы, ребята, мне
ее расскажете? Я буду ждать ваших писем».
Фантазия детей включается, и наш журнал
действительно получает письма со сказками,
которые мы с радостью публикуем.
Увлекательными могут стать самые обычные вещи.
Ну, казалось бы, как может заинтересовать ребенка
компост или другие удобрения? Но если ему
предложить совершить путешествие в глубь грядки
вслед за пластилиновым гномом – он вряд ли
откажется. Вот начало сказки «Путешествие внутрь
грядки».
Гном Патиссон знакомится с червячком
Однажды теплым летним днем гном
Патиссон сидел около своего летнего домика из
листьев лопуха и грелся на солнышке. Перед ним на
грядке росла капуста вперемешку с укропом и
сельдереем, и Патиссон с удовольствием
поглядывал на ее крепкие упругие листья. Вдруг он
услышал, как чей-то слабенький голосок прошептал:
«Здравствуй, гном Патиссон!» Патиссон огляделся
вокруг, но никого не увидел. «Кто со мной
здоровается? – спросил он удивленно. Я никого не
вижу». «Это я, маленький червячок, – снова
прошептал голосок, – а не видишь ты меня потому,
что я живу в земле». Патиссон поглядел себе под
ноги и с трудом разглядел маленького розового
червячка, который высунулся из-под комочка почвы.
«Здравствуй, – сказал гном. – А как же ты живешь в
земле, ведь там совсем темно и сыро?» «А мне и не
нужен свет, я и так знаю все ходы и выходы. У нас
под землей очень интересно, у меня полно друзей.
Хочешь и ты стать моим другом и познакомиться с
подземными жителями?» «Очень хочу, – сказал гном,
– только подожди немного, я должен стать таким же
маленьким, как ты». Гном Патиссон, как все гномы,
знал тайну волшебного напитка, и для него было
совсем не трудно изменить свой рост. Он вошел в
свой домик, достал из потайного места маленькую
бутылочку, выпил из нее несколько капель и тут же
стал маленьким-маленьким, как горчичное
зернышко. Теперь он уже смог разглядеть своего
нового друга червячка. «Пошли, – сказал червячок,
– только возьми с собой фонарик. Ведь ты не
ориентируешься в темноте как мы, подземные
жители». Патиссон огляделся вокруг и удивился,
как все изменилось. Раньше поверхность грядки
казалась ему ровной, а теперь он увидел, что она
состоит из комьев разной величины. Одни были не
больше его самого, а другие возвышались над ним,
как огромные валуны. К счастью, они не плотно
прилегали друг к другу. Между ними можно было
пробраться по извилистым узким проходам. Один
такой ход вел в глубину грядки, туда пополз
червячок, а за ним последовал гном, освещая себе
дорогу фонариком.
Проход становился то уже, то шире. Дорога
оказалась совсем не легкой. Патиссон понял, что
земля на грядке состоит из комочков почвы. Ему
приходилось то пробираться под ними ползком, то
карабкаться через них, обдирая коленки. Для
червячка это была привычная дорога, а бедный гном
совсем запыхался. «Сейчас будет легче», –
успокоил его червячок, и, действительно, они
вышли в туннель с гладкими стенами и полом.
«Здесь прополз большой дождевой червяк, –
объяснил червячок. – Он большой и сильный, ему
нетрудно раздвинуть комочки почвы и проложить
себе дорогу».
Прочтя сказку, ребята совсем иными
глазами будут смотреть на обычную грядку.
Поливая ее, они вспомнят, как радуются воде
маленькие подземные жители, как пьют корни.
Хорошо, если взрослые будут не просто поливать
огород или пропалывать, а «поиграют» в поливание
огорода и прополку вместе с маленькими
садовниками. Ведь все на свете может стать
интересной игрой!
В рубрике «Волшебная грядка» ребят и
их родителей также ждет много интересных
открытий: например, самая вкусная морковка
вырастает в грозовое лето. А самой сочной она
будет, если вырвать ее в период полнолуния, когда
под влиянием луны все соки оттекут к корню. А
разве не забавно узнать, что можно в бане
потереть спину... тыквой?! Эта тыква называется
люфа и растет у нас на Кавказе. Из нее делают
мочалки. Много удивительного можно узнать о
самых обычных овощах: например, закованные в латы
средневековые рыцари носили на груди талисман с
изображением лука, так как верили, что этот овощ
предохраняет от стрел, а древние египтяне лук
настолько ценили, что клали его в саркофаг вместе
с мумиями. Известно, что Колумб, открыв Америку,
открыл Европе и картофель, и баклажан, и
подсолнечник. Но вот подсолнечное масло впервые
сделал русский крестьянин Бокарев, крепостной
графа Шереметьева. Узнавая все это, детям и
работать вместе со взрослыми на огороде будет
интересно. Даже зимой можно не прекращать это
увлекательное занятие: интересно вырастить на
кухонном окошке хотя бы тот же лук или петрушку. А
если посадить на подоконнике грядку
кресс-салата, можно устроить интересную игру,
выложив его семенами разные фигурки или буквы.
Салат растет быстро, и дети вполне могут
вырастить, например, буквы маминого имени ей в
подарок.
Центральный разворот журнала
– календарь сезонных работ. Дети смогут,
ориентируясь на советы календаря, отмечать по
дням, что они сделали для своих зеленых питомцев.
Фенологический календарь приучит детей быть
внимательным к сигналам, которые нам подает
природа. В журнале есть рубрика «Посмотри
внимательно». Она предлагает внимательно
всмотреться в то, мимо чего можно пройти, не
заметив. Например, рассмотреть, как распускается
бутон, или почки деревьев, как «упакованы» семена
цветов, как цветок их прячет от дождя.
Что можно обнаружить, если в конце зимы
осторожно расчистить маленькую лунку в снегу?
Оказывается, многие цветы уже под снегом готовят
свои бутоны, чтобы расцвести, как только пригреет
весеннее солнце. А если приподнять слой осенних
листьев, можно увидеть, куда прячутся на зимовку
жучки со смешным названием «божьи коровки». Но,
разумеется, посмотрев на все эти чудеса, нужно
снова закрыть их снегом, потому что холодный снег
греет растения и насекомых не хуже теплого
одеяла. Если быть очень внимательным и
наблюдательным, можно «услышать предсказания
погоды» от огня в печке, от домашних животных,
птиц... Даже чашка с чаем может сказать, будет
дождь или нет.
Часто дети по книгам знакомы с
экзотическими птицами или огромными яркими
бабочками южных стран, а птиц и насекомых нашей
полосы знают гораздо хуже. Наш журнал будет в
каждом номере рассказывать именно о тех
насекомых, пауках, птицах, лягушках, которых дети
видят в своих садах, в лесу.
Все мы ждем прогноза погоды по радио
или телевидению. Но есть масса примет, по которым
можно научиться предсказывать погоду самому.
Погоду предсказывают собаки
Собаки умеют угадывать, какая будет
погода. Понаблюдай за их поведением, и ты тоже
сможешь предсказывать погоду. Если собака зимой
мало ест и много спит – к вьюге. Растягивается на
земле брюхом вверх – к теплу. Лежит свернувшись
– к холоду. Глухой лай собаки зимой – к снегу.
Если ездовые лайки вечером катаются по снегу –
ночью жди бурана.
В рубрике «Портреты цветов» наш журнал
знакомит с тем, как изображали цветы художники, и
предлагает ребятам повторить их опыт. Ведь
интересно вслед за Ван Гогом нарисовать свой
«портрет» подсолнуха! Журнал предложил
сотрудничество детской художественной студии
при Третьяковской галерее. Преподаватели студии
согласились периодически проводить
сравнительный анализ детских работ и
классических работ из собрания музея. Наш журнал
будет публиковать результаты. Мы полагаем, что
опыт работы с детьми преподавателей и
искусствоведов Третьяковской галереи может быть
полезен и интересен художественным школам в
маленькиx городах и поселках страны.
Сейчас многие дети увлекаются
флористикой. В рубрике «Уроки флористики» наш
журнал будет рассказывать о работе различных
детских студий, конкурсах флористики, о работах
признанных отечественных и зарубежных мастеров.
В Москве регулярно проводятся показы
флористического искусства мастеров из
Голландии, на ежегодную Международную выставку
цветов на ВВЦ съезжаются цветоводы со всего мира.
Наш журнал обязательно будет рассказывать об
этих событиях и об участии в них детей. Так, в
первом номере мы рассказываем о стенде детских
работ на выставке цветов в Амстердаме. Наш журнал
будет и сам проводить конкурсы флористики, в
которых смогут принять участие дети из самых
отдаленных уголков страны, а судить конкурс (по
фотографиям) будут известные московские или
голландские флористы. Победители получат призы.
«Утром проснулся, умылся и первым
делом прибери свою планету», – хочется, чтобы эти
слова Маленького Принца услышали наши дети.
Очень важно с детства научиться гармонизировать
пространство вокруг себя, и начать можно с
малого: хотя бы с цветника в школьном саду. Наш
журнал будет рассказывать об истории паркового
искусства, о садах и парках мира, о том, как
работают озеленители и ландшафтные архитекторы
Москвы. И одновременно мы обязательно будем
рассказывать, как своими руками сделать,
например, альпийскую горку, маленький бассейн
или зеленую беседку из сросшихся веток липы.
Будем «ходить в гости» – смотреть, что сумели
сделать на своих участках ребята и их родители,
будем публиковать рассказы и фотографии садов.
Наш журнал предлагает детям принять
участие в большой рисовальной игре – «Зеленая
цепочка».
Дети рисуют сад, но так, что каждый новый рисунок
продолжает предыдущий, и получается один общий,
бесконечно длинный рисунок. Нам бы хотелось,
чтобы наша «Зеленая цепочка» протянулась от
города к городу, от страны к стране. Мы очень рады,
что к нам уже присоединились дети из других
городов, даже дети из Японии.
Мы очень хотим, чтобы всем нашим
читателям было хорошо, весело и интересно. Мы
рады каждому письму от детей и родителей. Пишите
нам! Пишите о том, что вы бы хотели прочесть в
журнале. Мы постараемся выполнить ваши желания и
вместе сформируем наш журнал. Рассказывайте нам
о том, что удалось вырастить, о домашних цветах, о
цветах и овощах в вашем саду. Присылайте
фотографии. Мы с радостью опубликуем ваши письма.
Нам хочется, чтобы наш журнал стал клубом всех
маленьких и взрослых садовников.
И, конечно, подписывайтесь на новый
журнал «Маленький садовник»! Он будет жить,
только если окажется нужным вам – большим и
маленьким читателям!
Вы можете написать в редакцию, и мы вышлем первый
номер бесплатно, чтобы вы могли полнее
ознакомиться с содержанием журнала.
Журнал полноцветный, 32 полосы, выходит 6 раз в год.
Адрес редакции:
117331, Москва, а/я 143.
Телефон: (095) 124-8711; 125-8842.
Факс: (095) 138-1862.
E-mail: abf@netclab.ru
|