БОТАНИКА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
кандидат пед. наук

Значение плодоводства.

Важнейшие группы плодовых и ягодных растений

Настоящие материалы предлагаются учителям биологии основной сельской школы, преподающим в 6–7-х классах экспериментальный курс «Ботаника с основами растениеводства».* При преподавании ряда тем раздела «Растения» курса биологии («Отдел Покрытосеменные растения», «Сельскохозяйственные растения» и др.) они могут использоваться также учителями общеобразовательных школ.
Данные методические материалы окажут практическую помощь учителям сельскохозяйственного труда как в организации предусмотренного учебным планом трудового обучения школьников, так и при подготовке к внеклассным занятиям «Малых Тимирязевок», кружков юных плодоводов, юннатов и др.

1. Значение плодоводства.
Пищевая ценность плодов и ягод

Плодоводство – важная отрасль растениеводства, задача которой – обеспечить население плодами и ягодами. Фрукты и ягоды имеют хорошие вкусовые качества, а также содержат полезные для здоровья человека витамины, минеральные вещества, углеводы, органические кислоты, белки и другие вещества. Многие из них, например, плоды черной смородины, земляники, лимонника, шиповника, лимона, абрикоса, обладают лечебными свойствами.
Плоды и ягоды употребляют в свежем виде, а также в виде варенья, джема, компотов, повидла, пастилы, мармелада, наливок, соков и вин.
Плодовые растения высаживают в качестве декоративных культур в парках и скверах, на улицах городов и других населенных пунктов, для создания лесных полос разного назначения, придорожных защитных насаждений. Большинство плодовых культур являются хорошими медоносами; многие деревья (груша, грецкий орех, абрикос и др.) дают ценную поделочную древесину.
Сведения о пищевой ценности свежих фруктов и ягод приведены в табл. 1. Почти у всех культур, кроме орехоплодных, плоды и ягоды содержат немного (до 1%) белков и совсем мало (не более 0,1%) жиров, зато богаты углеводами, минеральными веществами и органическими кислотами.

Таблица 1. Пищевая ценность свежих ягод и фруктов на 100 г съедобной части (в скобках – примерная доля от суточной потребности в %)

Таблица 1. Пищевая ценность свежих ягод и фруктов на 100 г съедобной части (в скобках – примерная доля от суточной потребности в %)

Главную массу углеводов в зрелых плодах и ягодах составляют легкоусваиваемые организмом сахара – глюкоза, фруктоза и сахароза. «Чемпионом» по сахаристости является виноград: по этому показателю он почти вдвое опережает другие плодово-ягодные растения. Неодинаково содержание в разных плодах и ягодах минеральных веществ. Например, особенно богаты калием персики, абрикосы, виноград, черная смородина и крыжовник. Много железа в ягодах черной смородины, малины, земляники (более 1 мг%). В грушах накапливается кобальт, в абрикосах и землянике – марганец, в ягодах черной смородины – молибден.
Из органических кислот в свежих фруктах и ягодах преобладают яблочная и лимонная. В ягодах винограда до 50% всех кислот составляет винная, в ягодах клюквы – до 30% хинная. В умеренных количествах все эти кислоты полезны, т.к. активизируют деятельность пищеварительного тракта и благотворно влияют на жировой обмен.
Особенно важное значение плоды и ягоды имеют как источник витаминов, крайне необходимых для поддержания здоровья и нормальной работоспособности человека. Недостаток в пище витаминов ослабляет организм и вызывает тяжелые заболевания (цингу и многие другие).
Из фруктов больше всего аскорбиновой кислоты (витамина С) содержат плоды цитрусовых (апельсина, лимона, мандарина, грейпфрута) – от 40 до 60 мг%. Ягоды в целом значительно опережают по этому показателю фрукты. Так, в малине и крыжовнике содержится 25–30 мг% витамина С, в землянике – 60 мг%, в черной смородине и облепихе – 200 мг%. Но первое место принадлежит шиповнику – в его свежих плодах до 2000 мг% аскорбиновой кислоты. Важно отметить, что во многих ягодах (в чернике, красном винограде, смородине, малине и др.) есть вещества с Р-витаминным действием (биофлавоноиды), которые повышают эффективность витамина С.
Плоды и ягоды многих культур богаты b-каротином: красная смородина, малина, крыжовник – 0,2 мг%, черноплодная рябина – 1,2 мг%, облепиха – до 10 мг%. Из витаминов группы В преобладает витамин РР: обычно он содержится в количестве 0,2–0,4 мг%, однако в плодах абрикоса, сливы и малины его в 2–3 раза больше.
Многие синие и красные ягоды имеют красящие вещества – антоцианы – с бактерицидным действием, т.е. вызывают гибель определенных бактерий, в том числе кишечной палочки. Вот почему в народной медицине черника, черная смородина, красный виноград с древних времен использовались для лечения желудочно-кишечных заболеваний.

Остановимся на пищевой ценности изделий из плодов и ягод (табл. 2). Считается, что заготовленные летом домашние варенья и компоты, сухие компотные смеси – это кладовые витаминов, которые мы будем потреблять всю зиму. Но это не так. Указанные заготовки содержат полезные минеральные вещества, микроэлементы, органические кислоты, некоторые биологически активные вещества, но не витамины.

Таблица 2. Пищевая ценность 100 г изделий из плодов и ягод (в скобках – примерная доля от суточной потребности в %)

Таблица 2. Пищевая ценность 100 г  изделий из плодов и ягод (в скобках – примерная доля от суточной потребности в %)

Единственный способ консервирования свежих ягод, позволяющий сохранить витамины, – это растирание их с сахаром без тепловой обработки, т.е. приготовление так называемого холодного варенья. В таком варенье остается, например, до 80% исходного витамина С. При хранении в темном и холодном месте ценность переработанных ягод сохраняется до весны.
При получении соков уже на первой стадии происходит разрушение 20–40% аскорбиновой кислоты, еще столько же теряется при изготовлении компотов и желе горячим способом. Когда же варят джемы и варенья, потери витамина С достигают 80%. Примерно то же самое можно сказать и о других витаминах. Сухие фрукты и ягоды практически совсем лишены витаминов. Поэтому врачи-диетологи рекомендуют есть в течение летне-осеннего сезона больше свежих плодов и ягод. Благодаря этому возможно создать в организме запас витамина С и витаминов группы В на 3–4 месяца. Зимой полезно вводить в ежедневный рацион зимние сорта яблок, цитрусовые, замороженные плоды и ягоды.

Задания для учащихся

1. Подготовьте, используя рекомендованную учителем литературу, небольшое выступление на одну из следующих тем: «Плоды и ягоды – источник здоровья», «Дары сада – круглый год на нашем столе», «Сад и пчеловодство», «Плодово-ягодные культуры в декоративном садоводстве», «Использование плодовых растений для озеленения нашей школьной территории».

2. Сопоставьте пищевую ценность различных фруктов и ягод, пользуясь табл. 1. Вычертите в тетради диаграммы, отражающие различия выращиваемых в вашем регионе плодов и ягод по сахаристости, содержанию кальция, железа, витаминов.

3. Подсчитайте, руководствуясь данными табл. 1, массу плодов яблок, апельсинов, ягод черной смородины или земляники (в граммах), необходимую для удовлетворения суточной потребности человека в витамине С. Сделайте записи в тетради.

4. Сравните, используя табл. 1 и 2, пищевую ценность: свежих абрикосов и компота из них; винограда и виноградного сока; свежей сливы и варенья из нее.

Сделайте выводы об изменении содержания белков, углеводов, минеральных веществ и витаминов в свежих плодах, ягодах и изделиях из них; запишите свои выводы в тетради.

5. Сопоставьте по табл. 1 и 2 количество витаминов в свежих яблоках, яблочном соке, яблочном повидле и компоте из сушеных яблок.
Объясните, почему происходит потеря витаминов при переработке яблок; запишите выводы в тетради. Покажите содержание различных витаминов в яблоках и домашних заготовках из них с помощью столбчатых диаграмм.

6. Выявите различия ягод черной смородины, киселя и холодного варенья из них по содержанию витаминов.
Начертите в тетради диаграммы, иллюстрирующие эти различия. Сделайте и обоснуйте вывод, какой способ переработки свежих ягод лучше других позволяет сохранить имеющиеся в них витамины.

2. Происхождение плодово-ягодных культур

Культурные плодовые и ягодные растения происходят от дикорастущих видов, произрастающих в различных зонах земного шара.
Из родоначальных форм культурной яблони, например, можно назвать яблоню лесную (Европа), яблоню низкую, или парадизку, и яблоню кустовую, или дусен (Кавказ, Средняя Азия), яблоню сливолистную, или китайку, яблоню сибирскую, или ягодную (Сибирь). Дикая черешня, от которой происходят культурные сорта, растет на Украине, Кавказе, в Молдавии. Садовая земляника происходит от американских видов – чилийской и виргинской земляники. Основные культурные сорта малины ведут свое начало главным образом от обыкновенной лесной малины из Европы и американской щетинистой малины.
Под влиянием природных условий и деятельности человека в процессе естественного и искусственного отбора образовалось большое разнообразие культурных форм. Создано множество различных сортов, различающихся по зимостойкости, времени вступления в плодоношение, урожайности, срокам созревания плодов, их качеству, устойчивости к тем или иным заболеваниям и по другим хозяйственно-ценным признакам.

Наиболее отличаются от дикорастущих плоды и ягоды культурных видов. Например, лесная яблоня распространена от северных районов (Ленинградская, Костромская, Новгородская, Тверская области) до южных границ нашей страны. Крупные ее произрастания встречаются в Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии, Воронежской, Курской областях, где в сообществе с другими лесными породами она образует большие массивы. Величина и вкус плодов лесной яблони во многом зависят от условий, где они растут, и разновидности. Большей частью они мелкие (20–25 г), кислые, терпкие, зеленой окраски и только в южных регионах – более крупные (до 100–150 г), кислые или кисло-сладкие, желтоокрашенные. Используются плоды в основном для технической переработки.

Другой пример – плоды дикой лесной груши, являющейся одной из родоначальных форм культурных сортов. Заросли лесной груши встречаются в Центрально-черноземных областях, в предгорьях Кавказа, чаще всего в лиственных лесах в сообществе с дубом, грабом, буком и другими породами. Плоды ее очень разнообразны по величине, форме, окраске и вкусовым качествам. Обычно плоды лесной груши округлые, продолговатые, грушевидные, имеют массу от 7 до 100 г и больше, по вкусу – пресные, кислые, кисло-сладкие, реже – почти сладкие. Как и плоды лесной яблони, они идут не для потребления в свежем виде, а главным образом для технической переработки.

Задания для учащихся

1. Сравните плоды лесной (сливолистной или же сибирской) яблони с плодами двух-трех культурных сортов из школьного или вашего приусадебного сада по величине, окраске и вкусовым качествам.
Для определения величины взвешиванием установите массу 10–20 плодов лесной яблони и каждого из культурных сортов, а затем вычислите среднюю массу. К мелким отнесите плоды массой 25–75 г, к средним – 75–125 г, к крупным – 125–200 г, к очень крупным – свыше 200 г.
Результаты занесите в табл. 3.

Таблица 3. Признаки плодов лесной яблони и культурных сортов

Таблица 3. Признаки плодов лесной яблони и культурных сортов

2. Выявите отличие плодов лесной груши от плодов двух-трех культурных сортов, произрастающих в саду школы или на вашем приусадебном участке. Для этого отберите наиболее типичные для лесной груши и каждого из изучаемых сортов плоды и определите их величину (по средней массе после взвешивания 10–20 плодов), форму, окраску и вкус.
Плоды груши считаются мелкими при массе 35–100 г, средними – 100–200 г, крупными – 200–350 г, очень крупными – более 350 г. Результаты занесите в табл. 4.

Таблица 4. Признаки плодов лесной груши и культурных сортов

Таблица 4. Признаки плодов лесной груши  и культурных сортов

3. Ботанический состав и группировка плодово-ягодных растений

В культуре известно до 60 пород плодово-ягодных растений, из них наибольшее распространение получили 12–15: яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник и др.

Таблица 5. Группировка плодовых и ягодных культур

Таблица 5. Группировка плодовых и ягодных культур

По биологическим особенностям, хозяйственному использованию и типу плодов рассматриваемые культуры объединены в шесть групп (табл. 5). Семечковые породы имеют плоды, внутри которых в семенных камерах находятся семена (семечки). Под сочной мякотью плодов вишни, сливы, персика располагается твердая скорлупа, окружающая семя, – косточка (рис. 1). Отсюда и происходят названия двух первых групп – «семечковые» и «косточковые».

Рис.1.  Плоды (в разрезе) различных пород

Рис.1. Плоды (в разрезе) различных пород:
1 – яблоко; 2 – груша; 3 – вишня; 4 – слива;
5 – виноград; 6 – земляника; 7 – малина; 8 – крыжовник.

По типу надземной системы и продолжительности жизни плодовые и ягодные растения представлены шестью биологическими формами. Большинство культур – это деревья или кустарники, однако среди них есть также кустовидно-древесные растения (кустовидная вишня), полукустарники (малина, рис. 2, травянистые многолетники (земляника, рис. 3, клубника) и лианы (виноград, актинидия, лимонник). Наиболее долговечны плодовые деревья, наименее – травянистые.
Например, срок жизни яблони и груши – 40–100 лет, вишни, сливы – 20–30, смородины – 10–26, земляники – 4–8 лет.

Рис. 2. Малина – полукустарниковое растение

Рис. 2. Малина – полукустарниковое растение

Рис. 3. Земляника – многолетнее травянистое растение

Рис. 3. Земляника – многолетнее травянистое растение

Плодово-ягодные растения принадлежат к различным ботаническим семействам. Наиболее широко представлены данные культуры в семействе Розанные (Rosaceae), к которому принадлежат семечковые и косточковые (за исключением кизила), многие ягодные (земляника, клубника, малина, ежевика и др.) растения, а также представители других групп (миндаль из группы орехоплодных, мушмула из группы субтропических культур). Смородины черная, красная, белая и золотистая относятся к семейству Камнеломковые (Saxifragaceae), крыжовник – к семейству Крыжовниковые (Jrossulariaceae), дикорастущие клюква, брусника (рис. 4), голубика и черника – к семейству Брусничные (Vaccinaceae). Цитрусовые (мандарин, апельсин, лимон, грейпфрут, цитрон и др.) из группы субтропических культур входят в семейство Рутовые (Rutaceae).

Рис. 4. Брусника (боровика) – дикорастущее растение из семейства Брусничные

Рис. 4. Брусника (боровика) – дикорастущее растение из семейства Брусничные

Каждое семейство включает в себя несколько родов, или, как именуют их в плодоводстве, пород, представленных в культуре большим количеством сортов и форм. Породы плодовых и ягодных растений (яблоня, груша, вишня, черешня, слива, земляника, малина и т.д.) отличаются друг от друга по силе роста и долговечности, по времени вступления в плодоношение, урожайности, по качеству плодов и многим другим признакам.

Задания для учащихся

1. Составьте гербарий плодово-ягодных пород, выращиваемых в местных садах и ягодниках.

2. Осмотрите основные насаждения в саду ближайшего коллективного или крестьянского (фермерского) хозяйства. Выясните породный состав, а также соотношение различных плодово-ягодных пород в саду (в %). Сделайте записи в тетради.

 Таблица 6. Породный состав сада (название хозяйства)

 Таблица 6. Породный состав сада (название хозяйства)


*Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства» см.: «Биология», № 3–6/2001.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru