Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. БАРАННИКОВА,
учитель биологии средней школы №18,
г. Сергиев Посад

Симфония звуков

Урок – ролевая игра по теме «Гигиена органа слуха»

Задачи урока: раскрыть значение органа слуха, причины нарушения функций органа слуха, возникновения заболеваний, ознакомить с профилактикой травм в быту, на промышленных и сельскохозяйственных производствах, расширить знания по теме.

Оборудование: муляж органа слуха, видеомагнитофон, отрывок из кинофильма «Кавказская пленница», наручные часы, отрывок из пьесы «Гамлет» В.Шекспира; на столах: карточки с названиями профессий ученых-специалистов, портрет Л. ван Бетховена, рисунки учащихся по теме, таблицы «Слуховой анализатор», «Класс Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся».

Подготовка к уроку

За 10 дней до проведения урока среди учащихся распределяются роли, дается задание подобрать фактический и иллюстративный материал.
Учащиеся класса объединяются в три группы (лаборатории), которые занимаются изучением нарушений и профилактики нарушений функций органа слуха. При этом I группа занимается наружным ухом, II группа – средним, а III группа – внутренним.
На уроке учащиеся выступают от имени ученых различных профессий.

Фотография различных форм ушных раковин из книги по идентификации преступников (1893)

Фотография различных форм ушных раковин из книги
по идентификации преступников (1893)

ХОД УРОКА

На доске эпиграф:

Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое.
Шарль Перро

В начале урока объявляются его тема и задачи.

Учитель. Каждому с детства знаком вынесенный в эпиграф диалог из старой сказки. В своем вопросе Красная Шапочка подразумевала ушные раковины, которые обычно и называют ушами. А все-таки зачем нам уши? Прав ли был волк, ответив: «Чтобы лучше слышать тебя»?

Ученики. Благодаря воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Старые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют сложенную рупором ладонь к уху, как бы увеличивая его.
Но это далеко не единственная функция ушных раковин. Посмотрите на рыб, амфибий, рептилий – у них нет ушных раковин. Звуковые колебания передаются непосредственно на систему внутреннего уха (демонстрация таблиц).

Врач-косметолог. Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена все народы старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика. Вспомним великолепные серьги и подвески из скифских курганов. А разноцветные клипсы, которыми украшают себя современные модницы? У некоторых африканских племен распространено странное для нас понятие о красоте: они оттягивают мочки уха до невероятных размеров. Но это тоже своеобразная дань моде. Если мы посмотрим, что вытворяют со своими ушными раковинами, например, «панки», то, может быть, и загадочные обычаи далеких африканских племен станут нам более понятными.

Учитель. Играли ли вы в детстве в жмурки? Вряд ли найдется человек, не знакомый с этой игрой. Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на издаваемые ими звуки. Способность определять направление звука называется ототопикой. Насколько же развита у человека эта способность? Вспомним фильм режиссера А.Митты «Гори, гори, моя звезда». Герой фильма (его играет Олег Табаков) попадает в руки белогвардейцев, и те затевают с ним игру «в кукушечку»: заставляют куковать, перебегая с места на место, а сами стреляют с завязанными глазами по живой мишени. Пример этот не единичный, можно вспомнить о джентльменских дуэлях с завязанными глазами из приключенческих фильмов. Все это говорит о развитой способности человека к ототопике: человек может определять направление на источник звука с точностью до одного градуса.
Замечали ли вы, как поднимаются уши у собаки, как «прядает» ушами насторожившийся конь, как прислушивается кошка к едва слышным звукам? Животные определяют, откуда исходит шум, благодаря согласованному движению ушных раковин в направлении источника звука. У некоторых людей сохранились рудиментарные заушные мышцы, но способность двигать ушами является атавизмом (т.е. явлением возврата к признакам предков) и воспринимается как курьез.
Функция ототопики у человека обеспечена максимальным удалением ушных раковин друг от друга. Тот же принцип используется в технике: например, чем дальше друг от друга расположены принимающие устройства (антенны) локаторов, тем точнее они способны засечь пролетающий объект.

чащиеся записывают в тетрадях функции ушной раковины: улавливание звуковых волн, косметическая функция, ототопика).

Учитель. Кажется, мы перечислили все функции ушной раковины, которые изучаются студентами медицинских институтов. Но есть у нее еще одно загадочное свойство, которое совсем недавно породило даже особое направление медицинской науки, названное «ухо-иглотерапией».

Древняя индийская фигура с удлиненными мочками ушей

Древняя индийская фигура с удлиненными мочками ушей

Врач ухо-иглотерапевт. Легенда гласит, что некий подданный китайского императора, страдавший от приступов головных болей, неосторожно ударил себя по ноге мотыгой – и вдруг головные боли прошли. При новом приступе этот человек уже умышленно ударил по тому же месту. Мучительную мигрень вновь как рукой сняло...
Шли годы, накапливался опыт, новым методом лечения заинтересовались философы и ученые-конфуцианцы. На смену ударам пришли уколы и прижигания, оказавшиеся гораздо более действенными. Примитивные инструменты сменились тонкими иглами из драгоценных металлов.
В XX в. иглотерапия вошла в арсенал европейской медицины. В 1957 г. французский врач Л.Ножье описал топографию точек и зон на ушной раковине, являющихся проекцией определенных частей тела и внутренних органов. Согласно Ножье, наружное ухо надо рассматривать как перевернутый эмбрион в утробе матери, причем в ушной раковине тело человека и все органы проецируются так же, как в коре головного мозга.
Если мы поместим рядом рисунки уха и человеческого зародыша, находящегося в утробе матери, то обнаружим поразительное сходство очертаний. Но еще более удивительно, что внутренние структуры эмбриона и ушной раковины практически идентичны. Если мы наложим два рисунка один на другой, то обнаружим, что биологически активные точки на ушной раковине расположены именно там, где у зародыша находится соответствующий внутренний орган.
В настоящее время иглотерапию применяют для лечения аллергических заболеваний, болевых синдромов, при гипертонической болезни и целом ряде других заболеваний.

Схема органов слуха и равновесия

Схема органов слуха и равновесия:
1 – наружное ухо; 2 – среднее ухо; 3 – внутреннее ухо; 4 – кортиев орган;
5 – орган равновесия; 6, 7 – схема разреза улитки в разных плоскостях

Учитель. Ребята, а вы знаете, кто такой «копуша»?

Ученики. Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума.

Учитель. Какое отношение «копуша» имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Заглянем в историю.

Историк. Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах – найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то палочки – «копушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем так стали в насмешку обзывать всех, кто непомерно много внимания уделяет второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.

Учитель. А как обстоят дела с гигиеной наружного слухового прохода сегодня? У каждого из нас обязательно есть расческа, зубная щетка, в недавнем прошлом многие пользовались зубочистками, а вот о «копушечках» вы не прочтете ни в одном гигиеническом руководстве. Оказывается, гигиенические правила и взгляды тоже меняются с течением времени. Предоставим слово врачу-отоларингологу.

Отоларинголог. «Копушками» прочищали наружные слуховые проходы от ушной серы. Откуда берется сера в слуховых проходах и что это такое? Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, – это измененные сальные железы кожи. Вместе с растущими в небольшом количестве волосами они служат для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц.
Секрет серных желез обладает сильным антибактериальным действием. Эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи и во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.

Учитель. Так нужно ли постоянно чистить слуховые проходы палочками?

Врач-гигиенист. Современная гигиена отвечает на этот вопрос отрицательно. Достаточно периодически промывать мылом и теплой водой преддверия слуховых проходов. Однако и сейчас встречаются любители чистить уши самыми неподходящими для этой цели предметами – спичками, вязальными спицами и даже шариковыми стержнями. Это приводит к травмированию кожи слуховых проходов, попаданию туда инфекции и возникновению воспаления. Да и само по себе постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы.
Сера может скапливаться в огромных количествах и даже полностью закрывать слуховой проход, образуя серную пробку, что приводит к снижению слуха. Тогда врачи-отоларингологи вынуждены удалять серные пробки, чтобы вернуть больному слух. Чаще всего их вымывают сильной струей воды, подаваемой в слуховой проход из специального шприца Жане. Этот устрашающего размера шприц нередко фигурирует в кинокомедиях, вспомним хотя бы «Кавказскую пленницу». (Просмотр отрывка из кинофильма.) В действительности никаких уколов таким шприцем никогда и никому не делают.

Учитель. Сцену вымывания серной пробки красочно изобразил в своей повести «Дело, которому ты служишь» Юрий Герман. Герой повести, молодой врач Володя Устименко, работает в Монголии. Один из его пациентов – дед Абатай – много лет практически ничего не слышит, ни один лама не может вылечить его. И вдруг русский доктор совершает почти что чудо – возвращает старику слух, удалив серные пробки. Такие «чудеса» ежедневно совершаются в ЛОР-кабинете любой поликлиники.

(Учащиеся в тетрадях формулируют правила гигиены наружного слухового прохода.)

Учитель. У вас на столах есть отрывок из пьесы В.Шекспира «Гамлет» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии. Прочитайте его.
Прав или не прав с точки зрения врача был В.Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли быть так в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо вспомнить строение среднего уха, той самой ушной полости, о которой говорит призрак отца Гамлета.

(К доске выходит ученик, по таблице или муляжу он рассказывает о строении среднего уха, подводит учащихся к выводу, что сок белены не мог попасть в барабанную полость уха отца Гамлета, т.к. барабанная перепонка надежно защищает среднее ухо от пыли, воды, микроорганизмов.)

Учитель. Выходит, великий драматург ошибся? Не будем спешить с выводами.

Историк. Средняя Азия, середина XIX в. Бухарским эмиратом правит пятый эмир Мангытской династии Насрулла Боходур по прозвищу Мясник. Он отличался особой жестокостью, которой превзошел всех прочих эмиров кровавой Мангытской династии. За время его 33-летнего правления (1826–1860) ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 кровавых казней. В 1855 г. эмир Насрулла захватил соседний Шахрисябс. Дочь шахрисябского шаха стала невольницей в его многочисленном гареме. Однажды ночью она подкралась к спящему эмиру и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти Насруллу, но, даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и, наконец, саму дочь шаха.

Учитель. Итак, эмир Насрулла Баходур был отравлен в 1860 г. ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, а достоверный факт, зафиксированный в «Истории мангытских эмиратов» замечательного таджикского писателя Садриддина Айни. В чем же дело? Ведь ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку.

Ученики. У отца Гамлета и у эмира Насруллы в барабанной перепонке было отверстие, через которое и попали в среднее ухо яды.

Учитель. Откуда же взялось отверстие в барабанной перепонке?

Врач-отоларинголог. К образованию большого отверстия в барабанной перепонке приводят воспаления среднего уха, вызванные корью и скарлатиной. Следовательно, и датский король, и бухарский эмир болели в детстве корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием стойкой хронической перфорации (отверстия), что и сделало возможной их трагическую смерть от яда.
Хронические заболевания уха встречаются и в настоящее время, и, к сожалению, не столь уж редко. У таких больных естественный наружный барьер – барабанная перепонка – разрушен. Естественно, у них снижен слух, и, кроме того, попадание в слуховой проход воды вызывает у них воспаление среднего уха.

Строение ушной раковины

Строение ушной раковины

Учитель. Можно ли помочь таким больным?

Врач-отоларинголог. В наше время разработана пластика барабанной перепонки. На отверстие накладывают заплату. Она должна быть достаточно тонкой, прочной и в то же время хорошо приживаться. С этой целью используют или кусочки собственных тканей организма, или заплатки из искусственных материалов. Такие операции позволяют восстановить целостность барабанной перепонки, повысить слух, уберечь среднее ухо от попадания чужеродных агентов.

Учитель. А теперь послушайте, какой случай произошел на одном из петербургских заводов. Один кузнец захотел отдохнуть в обеденный перерыв и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты? Чтобы понять это, надо разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха.

(К доске выходит ученик, который рассказывает о движении звуковой волны в среднем ухе.)

Учитель. Для чего нужна такая сложная система?

Физик. Такая сложная система позволяет усилить звук. Звуковая волна, пройдя систему среднего уха, многократно усиливается. Усиливается она согласно двум законам механики – закону разницы площадей и закону рычага.
Закон разницы площадей гласит: с уменьшением площади усиливается давление на эту площадь. Представьте себе: лето, по горячему асфальту рядом идут мужчина и женщина. Вес мужчины намного превышает вес женщины, но его ботинки не оставляют следов на расплавленном асфальте, а каблучки-шпильки женщины глубоко проваливаются в асфальт. Площадь шпилек намного меньше площади подошвы ботинок, отсюда и результат, наглядно подтверждающий закон разницы площадей.
Площадь барабанной перепонки превышает площадь овального окна примерно в 20 раз. Следовательно, по закону разницы площадей, звук при прохождении через систему косточек среднего уха усиливается также в 20 раз.
И молоточек, и наковальня со своими отростками являются своеобразными рычагами. По закону рычага, во сколько раз одно плечо рычага больше другого, во столько раз происходит выигрыш в силе. В целом при прохождении через среднее ухо звук усиливается примерно в 40 раз.
Вторая функция среднего уха – защитная. Для доказательства этого приводился следующий опыт. В клетку помещали двух мышей: одна бегала по клетке, вторая была усыплена эфиром. Над клеткой производили выстрел из стартового пистолета. Затем мышей умерщвляли и изучали препараты их внутреннего уха. У мыши, которая бегала по клетке, не обнаружили никаких изменений. Это закономерно: мышцы среднего уха сократились и система косточек не пропустила во внутреннее ухо чрезмерно сильных звуковых колебаний. А вот у мыши, усыпленной эфиром, механизм защиты не сработал, звуковые колебания стартового пистолета выросли в 40 раз и достигли чрезвычайной силы, которая полностью разрушила структуры внутреннего уха.

Учитель. Может быть, аналогичный случай произошел и со спящим кузнецом?

Врач. Нет. Мышечные механизмы защиты продолжают функционировать во сне. Дело в том, что кроме воздушного звукопроведения существует костное: звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости и, минуя систему среднего уха, передается непосредственно на лабиринт и на его звуковоспринимающие рецепторы. Бетховен, когда стал терять слух, брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и так мог слушать музыку. При этом звуковые колебания передавались на верхнюю челюсть, скуловую, височную кости и на лабиринт.
Теперь мы можем ответить на вопрос: почему оглох молотобоец? Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости спящего человека, непосредственно на лабиринт, что вызвало акустическую травму и гибель звуковоспринимающих клеток. Вот к каким последствиям могут привести неосторожные шутки.

Учитель. Ослабление или потеря слуха может быть связана также с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. А теперь в тетрадях запишите ответ на вопрос: какие причины могут вызвать снижение или потерю слуха?

(Записи обсуждаются, дополняются.)

Учитель. Давайте попытаемся определить остроту слуха.

Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

Задание. Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом вы найдите свою слуховую чувствительность.

Подведение итогов урока.

Литература

Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. – М.: Молодая гвардия, 1991.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология человека. – М.: Дрофа, 1997.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru