Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО,
кандидат пед. наук
Окончание. См. No 19/2002
Значение плодоводства.
Важнейшие группы плодовых и ягодных
растений
3. Разрежьте плоды яблони, груши, вишни,
сливы, абрикоса вдоль посередине. Рассмотрите
строение и определите тип этих сочных плодов.
Сделайте схематические рисунки плодов (в
разрезе). Объясните названия групп, к которым
относятся изучаемые культуры; запишите свои
выводы в тетради.
4. Изучите строение плодов ягодных
культур, выращиваемых в вашей местности:
смородины, крыжовника, винограда, малины,
земляники и других; определите, к какому типу
относится каждый из них.
Сравните ботанические и хозяйственные названия
плодов; объясните название группы
плодово-ягодных культур, плоды которых вы
рассмотрели. Сделайте в тетради записи и
зарисовки (табл. 7).
Таблица 7. Плоды ягодных культур нашей
местности
5. Осмотрите насаждения
плодово-ягодных растений на школьном участке, в
саду местного хозяйства или опытной станции.
Установите, к каким группам относятся
рассматриваемые культуры по особенностям
надземной системы.
Заполните табл. 8.
Таблица 8. Формы плодово-ягодных культур
растений наших садов
6. Ознакомьтесь с биологическими
особенностями и хозяйственным использованием
важнейших плодовых и ягодных пород, выращиваемых
в зоне расположения школы; составьте их краткую
характеристику (табл. 9).
Таблица 9. Характеристика основных
плодово-ягодных пород нашего региона
7. Узнайте, к каким ботаническим
семействам относятся основные культуры,
выращиваемые в садах и ягодниках вашего региона.
Заполните табл. 10.
Таблица 10. Ботаническая классификация
плодово-ягодных культур
8. Объясните, почему непохожие друг на
друга по внешнему виду растения яблони, малины и
земляники относят к одному и тому же семейству
Розанные.
Заполните табл. 11.
Таблица 11. Растения семейства розанных
9. Рассмотрите соцветия и цветки
яблони, груши, вишни и сливы в саду
учебно-опытного или вашего приусадебного
участка (рис. 5).
Рис. 5. Строение цветков вишни (слева) и
яблони (справа):
1 – лепесток; 2 – тычинка; 3 – пестик с
завязью;
4 – чашелистик; 5 – цветоложе; 6 –
цветоножка
Определите тип соцветий и зарисуйте их
схемы в тетради. Составьте формулу цветков этих
культур и объясните сходство в их строении.
4. Плодово-ягодные растения в русских
пословицах, поговорках и загадках
Плодовые
и ягодные растения, произрастающие в
естественных природных условиях, известны в
нашей стране с доисторических времен. Однако
культурное их разведение началось значительно
позже и развивалось весьма медленно.
Земляника – культура из группы ягодных
пород
Известно, например, что, начиная с
Х в., плодоводством стали заниматься на
территории Киевской Руси в монастырях и на
княжеских землях. В ХV–ХVI вв. разводили сады в
Москве и ее окрестностях. В XIX в. с развитием
капитализма в России быстро увеличивалась
численность городского населения, что вызвало
повышенный спрос на продукты сельского
хозяйства, в том числе на плоды и ягоды. Это
послужило важной причиной расширения площадей
под плодово-ягодные насаждения.
В 80–90-х гг. XIX столетия на юге
Российской империи, главным образом в Крыму,
началась закладка промышленных садов; затем
постепенно плодоводство продвинулось и в
центральные губернии. Площадь под садами в
1913 г. составила 655 тыс. га.
Персик – представитель группы
косточковых пород
В отличие от монастырей и помещичьих
хозяйств, где издавна разводили плодовые и
ягодные культуры, основная масса крестьянства не
в состоянии была заниматься плодоводством. Это
объяснялось суровыми зимами в большинстве
регионов России, малоземельем и другими
причинами.
Интересно, что в сборнике этнографа и
писателя В.И. Даля (1801–1872) «Пословицы русского
народа», завершенном им в 1853 г. и содержащем
богатейший материал (более 30 тыс. пословиц,
поговорок, метких слов и пр.), мы находим
пословицы о плодово-ягодных растениях,
разводимых в садах.
Приведем некоторые из них: «Сладко
вишенье, да барско кушанье», «Не наша еда лимоны,
есть их иному», «Недорог виноград терский, дорог
хлеб деревенский, немного укусишь, а полон рот
нажуешь», «Ягоду не видал сорок два года, а хоть
бы и век, так нужды нет».
Груша – представитель группы
семечковых пород
Значительное число пословиц,
поговорок и загадок посвящено дикорастущим
плодовым и ягодным растениям, широко
распространенным в европейской части страны, на
Урале, в Сибири и в других регионах. Дикорастущие
плоды, ягоды, орехи с давних времен
использовались в свежем или переработанном виде,
а в ряде северных и восточных районов служили для
населения основным источником витаминного
питания.
В старинных загадках, дошедших до
наших дней, речь идет о лесной яблоне, рябине,
шиповнике, бруснике, лесном орехе (лещине) и
других дикорастущих породах.
«Середь лесу дежа (квашня) киснет». (Яблоня.)
«Под ярусом, ярусом висит зипун с
красным гарусом». (Рябина.)
«Сидит колюка на вилах, одета во
багрянец, кто пойдет, того кольнет». (Шиповник.)
«Бегут, бегут рябчики по липову мосту,
увидели море, бросились в воду». (Бруснику
катают по решету.)
«Около гладко, в середке сладко, про ту
сласть есть у нас снасть». (Орех.)
Задания для учащихся
1. Подготовьте на основе
рекомендованной учителем литературы сообщение
на тему «Плодово-ягодные растения в устном
народном творчестве».
2. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы
русского народа» пословицы, поговорки и загадки
о плодовых и ягодных растениях.
Объясните смысл содержащихся в
сборнике пословиц, а также укажите, какие
особенности растений нашли отражение в загадках.
Запишите свои выводы в тетради.
3. Найдите в сборнике В.Даля «Пословицы
русского народа» загадки о дикорастущих
плодово-ягодных растениях нашей страны. Узнайте
о распространении и хозяйственном значении этих
пород; расскажите об изученных растениях на
занятии.
*Планирование занятий по курсу «Ботаника с
основами растениеводства» см.: «Биология», №
3–6/2001.
|