В.И. МЕЛЕШКО
Продолжение. См. No 20/2002
Танцы на острие
Папа, мама и я – стареющая семья
– Обратите внимание на график. На нем
изображены три кривые, отражающие различные
тенденции выживаемости особей по мере
взросления.
По вертикали отложено количество
особей, по горизонтали – их возраст. Первая
кривая свидетельствует о высокой смертности
особей на начальном этапе развития. Вторая – в
преклонном возрасте. И третья – постепенный
отсев на протяжении всей жизни. Стрелкой
показано наше стремление всеми силами
превратить кривую I в кривую II, снизив детскую
смертность и продлив, насколько это возможно,
продолжительность жизни среднестатистической
особи.
– Брр! Вы говорите как-то слишком... Как будто речь
идет о стаде коров.
Паше не нравятся мои слова.
– Пожалуйста, если вам нравится, можно
говорить словами учебника. Между прочим, кривая I
и вовсе демонстрирует процесс самоизреживания.
Но не в этом дело. Понятное дело, нам важно, что
если уж человек родился, так чтобы он прожил
максимально долго, принося пользу обществу. К
тому же, чем дольше он живет, тем меньше
вероятность, что его родители увидят смерть
своего ребенка (что может быть ужаснее для них!).
Но, продлевая жизнь, мы неизбежно приближаемся к
проблемам старости, до которых раньше просто не
доживали. И кто его знает, вдруг за порогом
150-летнего возраста нас поджидают болезни, знай
мы о которых, не захотели бы столько жить.
Старость – не диагноз, а состояние
души. Так говорят молодые. А вообще-то проблему
старости мы постараемся рассмотреть с другой
стороны. Вспомните, что такое популяция молодая,
зрелая и стареющая. Правильно, вспомнили. Если
рождаемость падает, то количество пожилых особей
относительно количества молодых повышается.
Рассмотрим следующую схему. Скажите, сколько
процентов населения приходится здесь на детей,
родителей и бабушек с дедушками.
Не случайно раньше на свадьбах
молодым говорили: «Один ребенок – нет ребенка,
два ребенка – пол-ребенка, три ребенка – есть
ребенок». Как видите, в такой популяции 43% в
совокупности молодых и зрелых особей должны
обеспечить достойную жизнь не только себе, но и
большему количеству (57%) своих престарелых
родителей. А поскольку старость ассоциируется с
пенсией, болезнями, слабостью, зависимостью от
других, то получается...
–...Что мы вынуждены содержать и
кормить старых и немощных, не способных
полноценно помогать обществу, вместо того чтобы
направить эти силы и средства на
совершенствование науки и техники? – Костя
соображает быстро. Особенно что касается прав и
обязанностей. И звучит здесь на самом деле мысль:
«На фига мне проблемы стариков, если я готовлюсь
к тому, чтобы всего себя отдать прогрессу?»
– А ведь это так. Правда, акцент
следует сделать в другом месте. Уровень развития
общества можно оценить по многим параметрам, в
частности – по отношению к больным и старым. Ведь
если мы с трудом зарабатываем каждый кусок хлеба,
то именно тогда и встает вопрос, кому его отдать
– маленькому ребенку, который вырастет и будет
выращивать хлеб, зрелому здоровому человеку,
который его добыл и принес, или же старику,
который уже больше ничего не произведет, но много
лет назад кормил всю семью. Но если технологии
позволяют добывать всего в достатке и даже
избытке, то почему бы эти избытки не распределить
по нуждающимся?
– Страдает идея естественного отбора:
кто не жизнеспособен, не может самостоятельно
добывать пищу и защищать себя, тот должен уйти со
сцены!
Да, Марина приняла идею Дарвина близко
к сердцу. Даже слишком, так как та оттеснила от
сердца все остальное.
– Можете считать как вам вздумается.
Но что же делать? Ведь старики всегда
пользовались уважением как носители житейской
мудрости и опыта. И пренебрегать ими так же глупо,
как ежедневно наступать на одни и те же грабли.
«Если бы молодость знала, если бы старость
могла!» Наши бабушки и дедушки могут быть
консервативными, немодными, чрезмерно
надоедливыми, но они хотят нам только добра, и
благодаря им существуем мы с вами.
– А я бы их поселял в специальные дома,
обеспечив все условия, но чтобы они жили отдельно
и не докучали своими нравоучениями. И нам хорошо,
и им.
Родион рационалист. Ему бы компьютером
работать.
– Напомню, что есть еще и детские дома.
Почему бы всех детей не воспитывать вместе,
обеспечив всем необходимым? Они не будут
докучать родителям своими криками. А родители
смогут прогресс двигать. Одна маленькая деталь:
каждый из здесь сидящих когда-нибудь будет
бабушкой и дедушкой, живущим в своей квартире, в
своем доме. И когда вам предложат переехать из
него в пансион, где вам будет лучше... В общем,
подумайте над этой этической проблемой.
А сейчас рассмотрим еще одну проблему,
до боли «этически тупиковую». Из этой схемы мы
исключили прабабушек и прадедушек. Почему?
– Так ведь не вечны же они! У меня,
например, есть одна прабабушка. А у кого еще?
Точно знаю, что у Миши. И все! – Света на редкость
любопытная девочка. Она знает все про всех, в
частности, состав семьи, включая прабабушек.
– Именно так. Но ведь человек гордится
тем, что с каждым веком он отвоевывает у смерти
еще год, два, три. Несколько столетий назад
средний возраст мужчины не превышал сорока пяти
– пятидесяти лет. А сейчас, как мы знаем, в
некоторых странах он достиг семидесяти пяти –
восьмидесяти лет. Хорошо ли это? Конечно же,
скажут все. Но вот загвоздка: если ввести в эту
схему наших прародителей, то доля
нетрудоспособного населения станет 80% – бабушки
и прабабушки, дедушки и прадедушки.
– Позвольте, но ведь можно продлить не
просто старость, а еще и молодость, зрелость.
Тогда и на пенсию станут уходить лет со ста, и
бабушки перейдут в состав зрелых.
Молодец, Джаван, тебе бы в Госплан.
– Браво, похлопаем прекрасной мысли! И
вправду же, еще алхимики стремились найти
эликсир молодости, но отнюдь не зрелости и
старости. Еще у греков пару тысяч лет назад
существовал миф о юноше Титоне, которого
полюбила Эос, похитила и дала вечную жизнь. Но
забыла подарить молодость. Поэтому Титон
продолжал стареть с каждым годом, пока не усох
настолько, что превратился в цикаду. Аналогичная
ситуация описана и у Джонатана Свифта в
«Путешествии в Лапуту». (Прочитаете – узнаете.)
И все же проблема здесь в другом, там,
где вы и не подозреваете. Если люди станут дольше
жить, то рост населения будет идти в основном за
счет долгоживущих, а не за счет вновь родившихся.
Кто-то из современных ученых констатировал
убийственную истину: «Продлевая жизнь старику,
мы отнимаем ее у его внуков и правнуков». Чего
греха таить, сейчас очень и очень многие внуки
живут в квартирах, принадлежавших ранее их
дедушкам и бабушкам. А если бы они не умерли?
Пришлось бы искать новую квартиру. А в результате
– неизменное расширение ареала с неизменным
ужесточением конкуренции за территорию, ресурсы
и так далее. Другой выход – ограничить
рождаемость. И вообразите себе общество, которое
не разрешает своим членам иметь детей только
потому, что не позволяют ресурсы, уже
использованные для поддержания нормальной жизни
пожилой части общества. Вот тут мы и подобрались
к очередной проблеме, которую еще в начальной
школе ученики формулируют так – «чем больше
народу, тем меньше кислороду». Увы,
перенаселенность – это одно, а то, кем территория
перенаселена, молодыми или старыми, – это другое.
– Зачем все усложнять? – Миша и впрямь
считает, что не стоит так уж обременять жизнь
всякими проблемами. Живи как живется – а дальше
видно будет. – Не проще ли всего-навсего
регулировать рождаемость, чтобы количество
родившихся было равно количеству умерших и чтобы
число особей в популяции было соизмеримо с
материальной базой, с возможностями среды? И
оставим в покое стариков-долгожителей.
– Понимаешь, Миша, скорее всего,
оставить их в покое невозможно. Потому что чем
дольше нормальная жизнь, тем больше должен быть и
репродуктивный период. Но это приводит к
возможности резкого роста численности
населения, что, пожалуй, является не меньшей
проблемой по сравнению с короткой жизнью
современного человека. Парадокс, но коварная
истина такова, что бессмертие предполагает
бесплодие. Иначе – неизбежные проблемы
перенаселенности даже в масштабах Вселенной.
(Насколько я помню, Дункан Мак-Клауд из сериала
«Горец» не имел детей, впрочем, как и все
Бессмертные, показанные там.) Вероятно, высшая
философия смерти и заключается в том, что она
дает дорогу новому поколению со свежим и
нестандартным мышлением, свободным от догм и
устоявшихся мнений. Ведь некоторые извечные
проблемы молодые с легкостью разрешают только
потому, что просто не знают мнения старых об их
принципиальной неразрешимости. А что до
регуляции рождаемости, то и тут есть свои
подводные камни. Регуляция численности тоже
воспринимается многими по-разному.
Использование контрацептивов – одно, половое
воздержание – другое, аборты – третье,
принудительная стерилизация – четвертое,
разнарядка на детей – пятое. Напомню, что ни один
из перечисленных способов борьбы с
перенаселением не поддерживается однозначно и
безоговорочно ни одной из мировых религий.
«Плодитесь и размножайтесь»,– как сказано в
Священном писании.
– Да что вы все религия да религия! –
Воинствующий атеист Дима, чувствуется, давно
мечтал высказаться. – Неужели мы даже в XXI в.
будем хвататься за религию? Неужели научный
подход не заменит ее?
– Давайте поговорим об этом в
следующий раз. Это слишком сложный вопрос.
Я просто не могу сказать ни «да», ни
«нет». Это выше моих возможностей на сегодняшний
момент. Эх, а ведь я занимаюсь черт знает чем,
любой методист-биолог сразу же возмутится: какое
право я имею уходить от выполнения школьной
программы, тратить драгоценное время урока на
какие-то абстрактные и крамольные рассуждения! И
не лучше ли было бы за это время дать еще больше
знаний по строению хлоропластов, характеристике
популяции, тонкостям процессов фотосинтеза и
дыхания. Но я считаю, что именно эти этические
рассуждения позволяют понять (а если не понять,
то хотя бы заставить задуматься) главное: кто мы,
люди? Чем же мы отличаемся от животных? И так ли
это хорошо (плохо) – отличаться от них? Если я не
поставлю эти этические проблемы сейчас, то,
возможно, потом уже будет поздно. А вдруг – уже
поздно? Есть данные, что якобы чувства жалости,
сострадания и соболезнования можно воспитывать
лишь до 14 лет, потом уже поздно. Возможно, есть
возрастные ограничения и на такие вот этические
проблемы. Но этично ли ставить детей в тупик
вопросом, на который я сам не знаю однозначного
ответа? Думаю, да, потому что здесь не всегда
могут быть однозначные ответы.
Продолжение следует
|