В.И. МЕЛЕШКО
Продолжение. См. No 20, 21/2002
Танцы на острие
...И все-таки
этика – странная, непривычная наука. Потому что
все в ней относительно, одну и ту же проблему
можно рассмотреть с разных сторон, и получится,
что для одного хорошо, то для другого плохо. Но
ведь, скажете вы, в экологии тоже так. Однако
этика касается именно нас.
Именно об этом мы рассуждаем сейчас. А
точнее – о тупиках этики.
– ...Вот как прикажете рассматривать
такую ситуацию: с одной стороны, домашние
животные должны быть полноценными во всех
отношениях, иметь все права, данные им от природы.
Но, с другой точки зрения, мы вынуждены или
позволять бесконтрольно плодиться (а потом
решать проблему беспризорных животных), или
пичкать их пилюлями «Антисекс», не заботясь об их
стремлении к размножению и семейному счастью,
или – стерилизовать. Или регулярно топить
потомство, как поступал со своими кошками на
острове Робинзон Крузо. Конечно, как говорил
Антуан де Сент-Экзюпери, «ты в ответе за тех, кого
приручил». Но тут сталкивается мораль
гуманистическая и естественно-природная. Или
еще: чтобы жить, мы должны есть. Но пока мы не
можем есть, никого не убивая. Мясо – это бывшая
живая свинья, корова, рыба. Каша – масса семян, а
само семя – это же зародыш растения с запасом
питательных веществ (заметьте, для него самого, а
вовсе не для нас!).
– Или другой тупик. В отряде
разведчиков тяжелораненый. Оставить его –
значит обречь на пытки и мучительную смерть.
Нести с собой – погубить весь отряд, за которым
по пятам следует погоня. Убить его или дать ему
возможность убить себя – негуманно. Ведь ни
христианство, ни мусульманство, ни иудаизм не
прощают посягательства на собственную жизнь. «Не
убий» – одна из главнейших заповедей. И выхода из
этого тупика нет, потому что здесь сталкиваются
религиозная мораль с основными законами
биологии – борьбой за существование и
естественным отбором. Потому-то религиозные люди
не любят дарвинизм – он идет вразрез с нашей,
человеческой логикой. Что вы знаете об эвтаназии?
– А, это добровольный уход из жизни?
– Не только. Сюда также можно отнести и
умерщвление нежизнеспособных особей, родившихся
таковыми или ставших в результате несчастных
случаев. Что вы об этом думаете?
– А что, вполне разумно! Во-первых, мы
избавляем от страшных мучений безнадежно
больных, которые все равно скоро умрут. Во-
вторых, эти больные требуют специального ухода,
отвлекают много сил и средств от других больных,
которых еще можно спасти. И наконец, если мы будем
спасать всех ущербных особей, то это будет
вопреки здравому смыслу и законам природы: ведь
любая такая особь в природе не прожила бы долго.
Чем больше отбор, то есть смертность слабо
приспособленных, тем интенсивнее эволюция.
Доводы учеников звучат весьма
убедительно еще и потому, что они, как видно,
твердо в это уверовали. Но – однобоко, иначе они
не были бы так настойчивы в отстаивании своей
точки зрения.
– Ну что же, стройная теория. Не буду
называть ее садизмом, фашизмом – это эмоции. Но
давайте рассмотрим ее с точки зрения этики.
Хорошо, допустим, человек безнадежно болен, все
испытанные лекарства не помогают, он обречен и
сам просит о смерти. Как уже мы говорили, эта
просьба вступает в противоречие с религиозными
нормами: чужая жизнь неприкосновенна, и врач
должен спасать ее, а не уничтожать. Далее, даже
если все так безнадежно, то кто возьмет на себя
смелость лишить человека жизни?
– А зачем же его убивать? Нужно просто
создать условия, чтобы он сам... Например,
оставить у его изголовья стакан с ядом. Или шприц.
Или подвести кнопку самоуничтожения. И все
проблемы свалить на него самого: ушел из жизни –
значит сам хотел и сам совершил этот уход.
– Вы забываете, что тот, кто будет
создавать такие условия для потенциального
самоубийцы, сам фактически приобщается к
убийству. Ведь потворствовать преступлению –
значит самому стать соучастником. Когда у
находящегося в коме человека отказывают легкие,
подключают аппарат «искусственное легкое». Но
когда выясняется, что идет процесс утраты
функций мозга, что дальнейшие попытки сохранить
ему жизнь ни к чему не приведут, что это
равносильно попытке поддерживать
работоспособность отдельных систем органов,
собирается консилиум и... люди приходят к решению
отключить аппарат, то есть прекратить
поддерживать жизнь. И мне понятны эмоции тех, кто
потом считает себя убийцей. Если вы не сделаете
роковой укол больному и даже не дадите ему уже
полный яда шприц, а всего лишь оставите все
необходимое на столике, надеясь на то, что
больной сам сделает все необходимое, то
неравносильно ли это непосредственному участию
в лишении жизни?
– Вас послушать, так и лечить никого не
захочешь!
Ваня твердо решил стать врачом. А тут
такие гадости рассказывают!
– Ну зачем же так! Просто когда мы
стремимся сохранить жизнь – это одно. А когда
стремимся тем или иным способом приблизить
смерть – другое. Вообразите себе ситуацию: два
охотника в пустыне, на сто километров вокруг
никого. Одного из них кусает ядовитая змея. Они
оба знают, что без сыворотки спасения нет,
буквально через полчаса начнутся жестокие
мучения, а затем наступит смерть. Второй охотник
решается избавить друга от страданий и убивает
его. А буквально через несколько минут мимо них
пролетает вертолет спасателей. Если разрешить
эвтаназию, то как себя будут чувствовать те, кто
разрешил умертвить больного СПИДом, а вскоре
узнали, что наконец-то найдено сравнительно
недорогое и очень эффективное средство от этого
недуга?
– Ну ладно, допустим, это так. Но ведь
если рождаются уродливые люди – без ног, рук, с
недоразвитым мозгом и так далее, то разве не
этично прервать беременность на ранних этапах,
избавив в дальнейшем и этого бедолагу, и его
родителей от мучений? Ведь вы сами знаете, каково
теперь живется инвалидам.
Саша-Саша! У меня внутри все замирает
от таких слов. Ведь он совсем упустил из виду, что
здесь же, в классе, сидит инвалид детства Сережа,
у которого одна нога на дециметр короче другой.
Таким радикальным способом проблему
не решить. Гитлер в свое время уничтожил всех
умалишенных. И что, разве сейчас в Германии их
стало меньше? Здесь работают другие этические
механизмы. Почему у культурных родителей сын
становится убийцей миллионов человек? С точки
зрения официальной науки, на все это я не могу
дать ответ. А с других точек зрения – не хочу.
– А разве есть и другие точки зрения?
– Да, например, что все болезни даются
за грехи. Или что они есть следствие
неправильного отношения к окружающему миру. Но
об этом в другой раз.
Зло и благо конкуренции
– ...И еще один тупик этики: конкуренция
в человеческом обществе – это хорошо или плохо?
Ох, и попадет же мне за такую
постановку вопроса! Где же это видано, чтобы
учитель сам ставил под сомнение святая святых –
идею соревновательности!
– Разумеется, как и везде, конкуренция
приводит к отбору наиболее приспособленных
особей.
Жора спортсмен, уж он-то знает, что
такое жесткая конкуренция – как на татами, так и
в микрорайоне: не завалишь ты – завалят тебя.
– Полностью согласен с тобой. И вообще,
наверное, не надо было бы ставить этот вопрос,
если бы... Как учит нас духовенство, «все мы равны
перед Всевышним». А стремление стать лучше
другого очень близко стоит со стремлением
возвыситься над другим. А это гордыня, одно из
самых тяжких зол человека. Потому-то радикальные
сектанты стоят против любого типа соревнования,
которое делит людей на лучших и худших. (Что, тем
не менее, не мешает им строить собственную
иерархическую систему продвижения к
божественному, просветленному.) Они к тому же
забывают кривую Гаусса, которую мы рассматривали
в предыдущий раз (напомню, что она отражает
зависимость количества от качества: средний
вариант признака наиболее часто встречается, а
чем ближе к крайним точкам, тем количество особей
с выдающимися признаками падает). Другими
словами, хотим мы или нет, но разнообразие есть во
всем, и обязательно найдется кто-то лучший, а
кто-то – худший по качеству признака. Они
игнорируют также тенденцию геометрического
роста населения вследствие реализации принципа
«плодитесь и размножайтесь», забывают об
ограниченности ресурсов и о многом другом. А ведь
так или иначе, но все это неизбежно приведет к
разделению общества на более и менее
приспособленных к выживанию. И как бы ни
выглядела борьба за существование,
естественного отбора в любом его проявлении не
избежать.
А сущность тупика в следующем: с одной
стороны, мы хотим, чтобы в коллективе царили мир и
порядок. Но идти вперед тесно сплоченной
шеренгой никогда не удавалось, обязательно
кто-то рвется, а кто-то – тормозит. Это
срабатывают индивидуальные особенности каждого.
Значит, нужна конкуренция – в разумных пределах.
Тогда мы разрабатываем систему поощрения лучших
и наказания худших. И стимулом может быть как
низменное стремление просто-напросто избежать
наказания, так и тщеславное стремление
возвыситься надо всеми. Еще буквально пятнадцать
лет назад победители соцсоревнований
захлебывались от счастья, получив грамоту, а
другой готов был сгореть от стыда – от чего? –
из-за низких производственных показателей. И
наша культура стояла на том, чтобы моральные
ценности (чувство собственного достоинства,
глубокого удовлетворения, выполненного долга и
т.д.) стояли над материальными (премия, повышение
зарплаты, ценные подарки и пр.).
– А разве это плохо – работать не из-за
денег, а во имя высоких целей?
Родители Верочки бизнесмены, поэтому
вполне естественно, что в их семье говорят только
на возвышенные темы духовности и нравственности.
– Считается, что преследовать чисто
корыстные, материальные интересы во всем, от
работы до личной жизни – значит скатываться вниз
по лестнице становления человечества и
возвышения его над остальными животными. Но и
святым духом сыт не будешь. Следовательно,
компромисс и гармония, скорее всего, находятся в
разумном сочетании морального и материального
поощрения за труд.
Но вернемся к нашим баранам. Как
утверждают авторитетные психологи, для того,
чтобы рабочий коллектив шел вперед, решал
поставленные задачи в кратчайший срок и с
наибольшим эффектом (если, конечно, нам нужно
именно это, а не мир, согласие и безоблачность), то
нам просто необходимо установить жесткий режим
работы с отсеиванием нетрудоспособных (какими бы
человеческими качествами они ни обладали) и
поощрением тех, кто дает наилучшие результаты.
Когда вы поступите на работу, вспомните эти слова
и не обижайтесь, если начальник будет
игнорировать ваш макияж и умение шутить и
требовать уделять больше времени общему делу
всей компании. А когда станете руководителями,
тем более учтите, что выжить в нашем суровом мире
можно только принимая вызов жесткой конкуренции
со стороны других фирм. И иногда приходится идти
на жестокий выбор: оставить милого и доброго
друга детства, который ничего не стоит как
работник, или пригласить ехидную, стервозную и
некрасивую грымзу – великолепного мастера
своего дела; оставить пожилого работника,
который стал сдавать, или пригласить на его место
молодого, гораздо менее опытного, но со свежими
мозгами и кипучей энергией.
И тогда проблемы этики вам придется
решать самим. Учитывая, однако, что однозначно
идеального для всех результата, скорее всего, вам
не достигнуть. Никогда.
Продолжение следует
|