ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Н.Л. ГАЛЕЕВА,
г. Москва, школа No 196

Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии

Доступность и наглядность объектов изучения долгое время обеспечивали школьной биологии ореол несложного предмета. Но уже с конца 1960-х гг. в программу школьного курса начали проникать достижения цитологии и генетики, экологии и биохимии. А вместе с ними в школьный курс биологии вошли понятия химии, физики, географии, математики.

Я не погрешу против истины, если назову современный курс общей биологии самым интегрированным из традиционных школьных предметов.

Востребованность системного, экологического мышления в современном обществе – признанный всеми факт. Но признание этого факта еще не дает способов, технологии формирования такого мышления.

Всем учителям известно, что знания фактологии предметных школьных курсов не всегда гарантирует умение оперировать этими знаниями. Главная функция мыслительной деятельности человека – умение делать выбор – требует не только и не столько энциклопедических знаний (это можно компенсировать умением работать со справочниками), сколько сознательного владения мыслительными операциями высокого уровня – логическим мышлением, умением сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

В периодической печати и методической литературе все чаще можно видеть разработки развивающих заданий по разным предметам. Практика учителей, активно использующих такие задания, показывает, что при этом эффективность обучения возрастает, а самое главное – растет интерес к знаниям, фактология и понятийный аппарат которых отрабатываются в форме сложных, иногда просто головоломных заданий.

Однако использование таких развивающих приемов тормозится отсутствием заданий, систематизированных по конкретным темам, которые могли бы стать не только методической базой для предметника, но и помочь в создании аналогичных заданий.

Мы попытались компенсировать этот пробел. Ниже приведены примеры развивающих заданий по курсу общей биологии, разработанные автором за последние два года и апробированные в московской школе-лаборатории № 196.

В первой части статьи описаны особенности педагогической технологии применения развивающих заданий, во второй – приведены сами задания по разным темам курса общей биологии. В заключительной части автор предлагает коллегам свой вариант тематической двухуровневой диагностики всех тем, изучаемых в курсе общей биологии, а также вариант тестовой письменной работы по всему курсу.

Методические рекомендации

Развивающие задания могут быть использованы на любом этапе обучения, даже при объяснении нового материала. Однако они наиболее эффективны при отработке и закреплении новых знаний, при усвоении смысла новых понятий, на этапе обобщения и коррекции усвоенного материала.

При использовании развивающих заданий следует помнить следующие важные правила.

1. Новый тип заданий можно вводить только после объяснения и демонстрации способов его решения.
2. Не следует ругать ученика за неправильные ответы. Каждый случай неудачи должен быть разобран и объяснен с точки зрения правильности и эффективности применения тех или иных мыслительных операций.
3. Оценивать отметкой выполнение задания следует только в том случае, если ученик успешно с ним справился (в оценке выполнения заданий львиная доля принадлежит не оценке знаний, а диагностике уровня сформированности общих мыслительных навыков – это, согласитесь, уже выходит за рамки «оценки по предмету»).

Небольшой технический совет!

Учащимся удобнее всего записывать решения развивающих заданий с обратной стороны рабочей тетради. Исправления, зачеркивания, неминуемые при выполнении диктантов,– не украсят фасад тетради. Но в то же время сосредоточение решений в одном месте, самостоятельная оценка всех вариантов покажут ребятам их уровень владения разными навыками, продемонстрируют динамику его роста.

Цифровой диктант

Технология приема. Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, требует при определенном навыке 5–6 мин. Каждое утверждение произносится учителем 1–2 раза, ученики записывают свое мнение о нем в виде: 1– «согласие» или 0 – «несогласие».

Затем учитель демонстрирует (на доске или устно) правильный ответ, называет критерий оценки, ученики выставляют себе оценки сами. Однако, если на этом остановиться, эффективность выполнения задания будет минимальной. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей: ученики поднимают руку, когда учитель просит сказать, кто правильно ответил на 1-й вопрос, на 2-й и т.д. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это – проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного-двух учеников – это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя.

Сама форма утверждений в цифровом диктанте тоже может нести функцию развивающего задания. Сравните: «Я утверждаю, что центр происхождения табака находится на Американском континенте» – это уровень простого воспроизведения знаний. Но «я утверждаю, что для выяснения вопроса о наследуемости интеллекта достаточно генеалогического анализа» или «в потомстве кареглазых родителей никогда не будет голубоглазых детей» – такие утверждения требуют и анализа, и других мыслительных операций.

Когда и зачем может быть использован. Прием позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания.

Возможности применения:

1) при актуализации необходимых ЗУН в начале урока, темы;
2) при оперативной диагностике уровня усвоения изученного материала в середине или конце урока;
3) для проверки домашнего задания;
4) как форма проверки самостоятельной работы для учеников, наверстывающих пропущенные по болезни занятия.

Буквенный диктант

Технология приема. Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изученной или изучаемой теме. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.

Когда и зачем может быть использован. Прием развивает навыки работы в аудиальной модальности, активизирует внимание.

Возможности применения:

1) прием отлично работает при введении новой темы, объяснение которой основано на актуализации опорных знаний; в этом случае зашифровывается тема урока;
2) на этапе усвоения понятийного аппарата темы;
3) на этапе предварительной диагностики перед зачетом.

Числовой диктант

Технология приема. Задание состоит из 5–8 этапов. Каждый этап – пример на арифметическое действие с числами, которые могут отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. (Учитель: «Абсолютную величину толщины ЭПМ в нанометрах умножьте на количество этапов в синтезе белка». Ученик записывает: 10ґ3 = 30.)
Этот прием требует тренировки и является, пожалуй, самой сложной формой развивающих диктантов.

Когда и зачем может быть использован. Кроме перечисленных выше умений и навыков этот прием тренирует навыки счета, умение переключаться с биологии на количественное мышление.

Возможности применения:

1) лучше всего на этапе обобщения изученного материала;
2) на этапе отработки и уяснения учебного материала.

Развивающие каноны

Технология приема. Этот тип заданий относится к разряду логически-поисковых. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки и т.д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами.

(Ответ: хлоропласты. Этот канон читается так: «Для обеспечения процесса движения у животных необходима активная работа органоидов – митохондрий, а для обеспечения процесса фотосинтеза у растений нужна работа органоидов – хлоропластов.)

Наиболее эффективным будет устное решение канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки. Например: «ферменты распада содержатся в лизосомах для выполнения их функции, хромосомы содержат ДНК, а плазматическая мембрана – это белки и липиды» (можно потребовать и более распространенный ответ о функциях).

Когда и зачем может быть использован. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы, вербализовать алгоритм решения.

Возможности применения:

1) на этапе уяснения знаний, отработки понятийного аппарата;
2) на этапе закрепления и обобщения знаний;
3) в качестве домашнего задания;
4) самостоятельное составление развивающих канонов учащимися может быть оценено как творческое задание по теме.

Задание на развитие зрительной памяти

Технология приема. На доске (или через слайд-проектор) демонстрируется видеоряд (5–6 элементов: живые организмы, органоиды, генетические символы, графики нормы реакции или что-то другое) в течение 2 мин. Затем видеоряд убирается, а учитель задает вопросы к этому ряду (ответы даются в виде порядковых номеров элементов) или делает утверждение (тогда ответы даются в виде 0–1). Например: «Я утверждаю, что четвертый органоид не имеет мембранных структур» или «В каком по счету органоиде встречаются кодон с антикодоном?»

Когда и зачем может быть использован. Развиваем зрительную память, умение концентрировать внимание.

Возможности применения:

1) на этапах уяснения материала;
2) после освоения приема и на этапе актуализации опорных знаний, на этапе диагностики уровня усвоения материала.

Пиктограммы

Технология приема. Хороший вид задания для кинестетиков и «правополушарных» учащихся. Учитель называет ряд понятий, терминов, а ученики фиксируют эти последовательности в виде пиктограмм. Расшифровку следует проводить через 10–15 мин, после завершения какой-либо другой деятельности. Учитель получит много информации об особенностях мышления учеников: кто-то легко «свернет» информацию, кому-то сложно будет ее «развернуть».

Когда и зачем может быть использован. Тренирует образные и ассоциативные мышление и память.

Возможность применения: для разминки на уроке.

Логические поисковые задания

Технология приема. Существует очень много видов этих заданий. Мы перечислим основные.

1. Определение родо-видовых понятий:

– профаза, анафаза, телофаза, метафаза (митоз);
– профаза, анафаза, телофаза, интерфаза, метафаза (клеточный цикл).

2. Группировка и систематизация:

– раздели живые организмы на группы, объясни принцип деления;
– составь систему понятий (клетка, ДНК, ядро, рибосома, цитоплазма, ЭПС, митохондрия и т.д.).

3. Анализ через синтез:

... – подсистема клетки, а организм – ... ;
... – пример ненаследственной изменчивости, а белая ворона – ... ;
... – пример паразитизма, а лишайник – ... .

4. Нахождение закономерности:

–  ядро – ДНК, хлоропласт – хлорофилл, мембрана – ... ;
– ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана – ... ;
– анализ таблиц, схем, графиков.

5. Найди «лишнее»:

– рибосома, лизосома, митохондрия;
– яблоко, яблоня, осина, береза.

6. Найди соответствие:

цветок
амеба
луг
медведь

организм
орган
клетка
биогеоценоз

Когда и зачем может быть использован. Развиваются логическое мышление, навыки анализа, сравнения, синтеза, обобщения, преодолевается ограниченность «предметного» мышления.

Возможности применения:

1) на любом этапе отработки и усвоения знаний;
2) для разминки на уроке;
3) в качестве домашнего задания.

Развивающие игры

Технология приема

1. Загадай понятие

– игру можно проводить как викторину: все желающие загадывают всему классу понятия изучаемой темы;
– можно разделить класс на группы или пары и играть соревновательно;
– можно играть в «да–нет»: учитель загадывает понятия, а ученики задают ему вопросы, предполагающие прямой или альтернативный ответ. Желательно, чтобы учителю загадали понятие и он на этом примере показал, как надо задавать наводящие вопросы, чтобы эффективнее отгадывать.

Когда и зачем может быть использован. Развиваются коммуникативные навыки, внимание и системное мышление.

Возможности применения: на уроках подготовки к зачетной работе или в свободное время.

2. Извлеки информацию

На столе – какой-нибудь живой объект. Надо извлечь (устно) всю возможную информацию. Опыт показывает, что вначале учащиеся будут использовать лишь визуальный канал. Необходимо показать им возможности использования всех каналов извлечения информации: кинестического (пощупай, попробуй на упругость, понюхай и т.д.), аудиального (прислушайся, постучи, вызови эхо и т.д.).
Такую работу можно проводить, только когда необходимо задействовать и воображение для вовлечения аудиальной и кинестической памяти.

Когда и зачем может быть использован. Развивающие возможности очень велики, здесь задействуются все модальности ученика: и аудиальная, и визуальная, и кинестическая. Одновременно тренируется навык монологической речи.

Возможности применения ограничены учебным временем, однако на дополнительных занятиях эта форма работы очень эффективна.

Практически все описанные выше типы заданий доступны и для самостоятельного конструирования всем ученикам. Начать такую работу можно с задания типа «составь тест по теме урока», «составь вопросы к кроссворду по теме». Постепенно развивающие задания становятся для учащихся одной из основных форм работы с учебной информацией. И ведь действительно, насколько интереснее не просто читать учебник, а составлять по тексту логические задания, развивающие каноны! Психологи называют это сменой установки. Мы зачастую используем лишь один мотивирующий посыл: это надо выучить. Но ведь не секрет, что факты со временем могут выветриться из головы выпускника. Останутся навыки, приобретенные на уроках.
И вполне закономерно, что использование развивающих заданий в курсе учебного предмета активизирует не только мыслительную деятельность ученика, но и интерес к конкретному предмету! Работая со школьно-дезадаптированными учащимися, я отмечала рост интереса к биологии, рост самосознания, повышение уверенности в своих силах у учеников после нескольких месяцев использования технологии развивающего обучения.
Хочу надеяться, что предлагаемые задания помогут вашим ученикам полюбить такую волшебную, полную загадок и нерешенных проблем, науку – биологию.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru