Л.А.
ЕРЕМИНА,
селковская средняя школа,
Сергиево-Посадский р-н, Московская обл.
Файндворд – хорошо забытое старое
Одна из задач, стоящих перед учителем,
– развитие познавательного интереса к своему
предмету. В этом помогут игровые задания: ребусы,
кроссворды, рисунки-шутки, чайнворды. Их нетрудно
найти в литературе. Гораздо реже встречаются
файндворды.
Термин этот происходит от английского
«find word» – «найди слово». Суть задания – найти
названия объектов или терминов, спрятанных в
тексте, если все их буквы идут подряд. Работа
такого рода развивает внимание, умение
анализировать, формирует «терминологическую
зоркость», нередко требует дополнительных
сведений по изученному разделу. Приведу
несколько файндвордов на различные темы, которые
использую в своей работе уже несколько лет. К
сожалению, могу указать лишь один источник. В
книге Т.И. Жуковой «Часы занимательной зоологии»
(М.: Просвещение, 1973) есть головоломка такого рода.
Найти названия 10 моллюсков, спрятанные
в тексте.
«Весной мы на лодке делали объезд
прудов. Мы собирались начать работу часов с
вОСЬМИ, НО Галя опоздала – она искала свой
ГРЕБЕШОК, и мы задержались. Когда начали
работать, оказалось, что АнКА ТУ ШКАлу измерений,
которую нам только что прислали, хорошо знала.
Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда удивит! В
большинстве ПРУДОВ ИКра отлично развивалась.
Началась жаРА – ПАНАмы очень пригодились.
«Смотрите, цапля! – закричал Николай, снимая
джемПЕР, – ЛОВИ, ЦАпля, лягушек, будь нашей
помощницей. А вот еще птицы, их ТРИ, ДА К НАм
приближается целая группа». И Николай занялся
подсчетом: двенадцать минУС ТРИ – ЦАпель девять
в этой группе. Щелкнул ЗАТВОР КАмеры
фотоаппарата. Одна цапля была совсем близко. Я
помахала ей на прощание веслоМ: «ИДИ, Я не трону
тебя».
Следующий текст таит названия 9
раннецветущих растений.
«ПРО ЛЕС КАк не рассказать. Мне он ЛЮБ
КАк летом, так и зимой. Снег и воздух ЧИСТ, Я Как в
сказке. День погОЖ, И КАждый след виден, нАДО,
НИСколько не мешая лесной жизни, наблюдать. Вот
гнездо сКОПЫ, ТЕНЬ от него похожа на косматого
зверя. Ни МОРОЗ, НИКакой холод не остановят весны.
Кончается СОН ТРАВ, А у деревьев уже многО СОКА.
Весна идет!»
10 представителей класса Насекомые
спрятаны в следующем рассказике.
«Летом мы жили у дяди Мити на ДнеСТРЕ.
КОЗА у него была, куры. Мы ловили рыбу. НаМ УХА
даже надоела: что достается легкО, САми знаете,
мало ценится. И все же мы упряМО СКИТались по
берегу с удочками. Иногда брали у дяди Мити
мотоЦИКЛ. О Путешествии дальнем мы не помышляли,
но окрестности все объездили. А вообще хозяйство
Митяево было небольшое: изБА, БОЧКА с бензином,
несколько грядок и две яблони. Дядя Митя играл на
гитаре, пел с азартом, но очень плохо. Что Ж, У
Каждого свои недостатки. Его любимой была
песенка про веселый веТЕР. МИТя запомнил ее из
старого кинофильма. Бывало, чтобы не слушать его
концерт, мы гитару прятали. Он ее долго искал:
«Где гиТАРА? КАНитель какая». Допек он нас своей
гитарой! «А не перебраться ли нам В ШАлаш?» –
мелькнуло однажды у меня в голове. Перебрались,
но дядя Митя нашел нас и там».
Увлекшись, попробовала составить
файндворд сама. В нем содержится 14 названий рыб.
«Люблю я на утренней зорьке посидеть у
нашей реки. Удивительна ее неброская красоТА.
РАНЬ такая, слышен каждый звук: как рыба играет,
птицы просыпаются. Умел бы, картину напиСАЛ. А
КАкой пейзаж! СмоТРИ – ГЛАза радуй. Тут теБЕ ЛУГА
пойменные и плес. Чуть дальше река делает
повоРОТ. А На противположном берегу – лес.
Вечерняя зорька полна особой прелести.
Вот над леСОМ взошла ЛУНА – одноглазый светоФОР.
ЕЛЬник, кажется, залит таинственным сиянием, уПАЛ
ТУСклый свет на плес. Дунул ветер – туман
прогНАЛ, И Мелкая зыбь побежала по воде. А на ней
– серебряная дорожка, словно шар луны СКАТился в
воду. У берега ПЛОТ, ВАлко шлепнула волна,
окроПИЛА прибрежный песок. Душа замирает. Вот
потому и не иЩУ КАкого-то иного отдыха!»
Составить файндворд можно так.
1. Выписать названия терминов.
2. Разбить их на слоги, желательно выделяя
отдельные небольшие слова, например союзы.
3. Включить выделенные слоги в состав новых слов,
сохраняя, конечно, порядок расположения слов;
собрать возможные словосочетания.
4. Определить тему, составить текст. Его объем не
должен повышать 100–110 слов, иначе
непроизводительно будет тратиться время урока.
Тексты файндвордов мы напечатали на
карточках и оклеили прозрачной пленкой, на
которой во время работы на уроке найденные слова
ребята выделяют фломастером. После проверки след
от фломастера легко смывается влажной губкой.
Использовать файндворд можно для
проверки знаний о многообразии организмов
(вторую половину задания может составлять
характеристика систематического положения
объекта). При изучении нового материала
применение этой головоломки в начале урока
позволит выявить эрудитов (т.е., кто легко
справился с заданием – помощники учителю на
уроках по этой теме), сконцентрировать внимание
класса, легко и незаметно решить вопрос с
дисциплиной. Незаменимы такие головоломки на
уроках-играх и на внеклассных мероприятиях.
|