О.М.
ИВАНОВА,
учитель биологии средней школы № 1071,
ЮЗАО, г. Москва
Изучение природы – что это такое?
Изучать природу – это значит изучать
окружающий нас мир: камни, растения, животных,
звезды, климат... И, конечно, самих себя. Ведь и
человек является частью природы.
Даже изучая то, что открыто другими, вы можете
причислить себя к счастливейшим – ведь миллионы
и миллионы людей ничего не знают о том, что видят
ежедневно.
Многие останавливаются в самом начале пути из-за
того, что их отпугивает научная терминология. Но
термины только поначалу покажутся чуждыми и
скучными. Пройдет немного времени, и вы начнете
ощущать к ним привязанность, как к добрым
приятелям.
Зоология, ботаника, геология и многочисленные
смежные дисциплины чрезвычайно информативны.
Это как бы тропинки, позволяющие заглянуть в
девственную чащу мира природы и не заблудиться в
ней. Каждая такая тропинка ведет к захватывающим
приключениям и новым открытиям на континенте
знания.
Есть четыре принципа, которым должен следовать
натуралист. Верности им нельзя научить, к ней
можно прийти только в результате самовоспитания.
Вот эти принципы.
1. Терпение. Быть терпеливым
означает способность не только в течение
длительного времени сидеть неподвижно, наблюдая
за происходящим вокруг, но и доводить начатую
работу до конца. Это означает также повторение
экспериментов, зачастую оканчивающихся ничем. Но
только так делаются открытия.
2. Внимательность. Это особый
психологический настрой. Ожидание того, что в
любой момент перед вами может появиться нечто
интересное. Призыв к внутренней собранности, к
тому, чтобы подметить любой признак движения,
изменения цвета, уловить малейший звук и
разобраться в их причине, чтобы четко отмечать в
сознании изменчивость форм листьев, деревьев,
горных пород. Внимательный натуралист ощупает
все своими руками, пустив в ход, где надо, лопатку,
лупу, пинцет. Отыщет материал для наблюдений и
размышлений там, где, казалось бы, нет и не может
быть ни малейших признаков жизни. По мельчайшим
признакам, ускользающим от внимания многих
других людей, натуралист должен научиться
понимать, что произошло, разбираться в том, что
происходит на его глазах, и предвидеть то, что
произойдет в будущем.
Внимательность подразумевает и любознательность
– необходимое качество исследователя,
познающего мир.
3. Точность. Чтобы работа шла
успешно, от натуралиста требуются собранность и
точность в мыслях и действиях. Аккуратно
сделанными коллекциями и записями гораздо легче
пользоваться. Представьте, как трудно будет
разобраться в вашем блокноте и
систематизировать наблюдения, если заметки
сделаны без полей, абзацев, подзаголовков и к
тому же неряшливыми каракулями. Представьте,
сколько времени потеряет ваш коллега, когда он
приступит к изучению, скажем вашей коллекции
насекомых и обнаружит, что указатели перепутаны,
а большинство экземпляров повреждено или пришло
в негодность из-за тесноты. Ваш блокнот и
коллекция окажутся, к сожалению, совершенно
бесполезными.
4. Способность к сотрудничеству.
Натуралисты часто работают вместе. И если,
наблюдая за дикими животными или выполняя свою
часть эксперимента, хоть один член команды не
сумеет сделать это правильно, то и все остальные
останутся ни с чем.
Исследовательская деятельность
учащихся
Научно-практическая работа, так
называемые исследовательские проекты, играют
большую роль в экологическом образовании и
воспитании школьников любого возраста. Как
правило, подобный проект – это исследования по
конкретной тематике, выполненные по доступным
методикам. Многие ученики стихийно увлекаются
исследовательской деятельностью – под
впечатлением от прочитанного, благодаря
собственному познавательному интересу. В этой
ситуации учитель должен стать для них достойным
научным руководителем, поддержать и развить их
интерес в своей области знаний.
К научно-исследовательскому образовательному
проекту предъявляются определенные требования.
Во-первых, как уже было сказано, методика его
должна быть простой и доступной для выполнения.
Во-вторых, полученные в ходе работы результаты
обязательно должны найти себе применение – либо
в учебном процессе, либо в повседневной жизни.
Последовательность этапов выполнения
проектной работы
1. Выбор темы исследования.
2. Формулировка целей исследования.
3. Знакомство с литературой по данной проблеме.
4. Формулировка задач исследования.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента»,
посредством которого будут решаться
поставленные задачи.
6. Составление программы исследования, которая
должна включать в себя описание ключевых
моментов работы, особенности методик и подробный
календарный план выполнения как всей работы, так
и ее отдельных этапов.
7. Выполнение практической части работы.
8. Анализ полученных результатов и сопоставление
их с литературными данными и выдвинутой
гипотезой.
9. Оформление результатов исследования в виде
научных публикаций или отчетов.
Моделирование эксперимента
Интересной и полезной является для
учащихся работа по составлению плана
эксперимента. План необходим для понимания
сущности проводимых опытов и осмысленного
получения результатов. Часто эта работа не менее
важна, чем конкретный конечный результат, т.к. в
случае неудачи позволяет проанализировать
возможные ошибки при закладке или постановке
опыта.
Роль учителя в данной работе –
определить круг вопросов, ответы на которые
помогают решить проблему. Если учащимся уже
неоднократно приходилось составлять план
эксперимента, то и условия его проведения, и
последовательность работы, и потребность в
оборудовании они способны оценить вполне
самостоятельно.
Письменные отчеты являются важной
составной частью любой научной работы и
побуждают к более внимательному наблюдению и
изучению предмета исследования. Это также
идеальное средство для отработки навыков
письменной речи. Средством письменного отчета
может служить личный дневник природы, в который
учащиеся записывают результаты наблюдений,
сделанных во время экскурсий, лабораторных
опытов, практических работ и т.д.
Коллекционирование помогает
учащимся развивать умение сравнивать, выделять
отличительные черты, классифицировать.
|