Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН
Продолжение. Начало см. N 24/2002
Биология. Человек
Методическое пособие к учебнику Н.И.
Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
(4 ч)
Требования к результатам изучения
темы
Учащиеся знают:
– клеточное строение организма;
– строение животной клетки;
– функции частей и органоидов клетки;
– строение и значение тканей;
– органы и системы органов;
Учащиеся умеют:
– называть части и органоиды клеток
организма человека, типы тканей, органы и системы
органов;
– раскрывать особенности строения и функций
частей и органоидов клеток человека, тканей всех
типов; взаимосвязь органов и систем органов в
поддержании гомеостаза организма человека;
– распознавать на рисунках, таблицах, муляжах,
микропрепаратах части и органоиды клетки,
видимые под световым микроскопом; типы тканей, на
торсе – основные органы.
Учащиеся могут:
– раскрывать функции органоидов
клеток, видимых под световым микроскопом, типов
тканей;
– доказывать взаимосвязь частей и органоидов
клеток, направленную на функциональное единство
тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза
организма.
Планирование темы
Уроки 1–2. Обзор строения и функций
организма. Клеточное строение организма.
Лабораторная работа. «Строение животной клетки».
Урок 3. Ткани и органы.
Урок 4. Органы. Системы органов.
Организм. |
Уроки 1–2. Клеточное строение
организма
Задачи: сформировать знания о
строении животной клетки, структуре и функциях
частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма,
клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды,
комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы,
хромосомы, ДНК); сформировать представление о
том, что клетка – главный структурный и
функциональный элемент организма; продолжить
формировать умения распознавать структурные
компоненты животной клетки на микропрепаратах,
таблицах и т.д.; развивать навыки работы со
световым микроскопом, готовыми
микропрепаратами; развивать умение выделять
главное; совершенствовать логическое мышление.
Оборудование: световые микроскопы,
микропрепараты животных клеток; таблица
«Строение животной клетки»; динамическая модель
«Строение клетки»; таблица «Строение
растительной клетки»; видеофильм (диа- или
кинофильм); слайды.
Методические рекомендации
I. Актуализация знаний о строении
растительной и животной клеток из курса «Живые
организмы» (6-й класс). (Беседа, использование
таблиц «Строение растительной клетки»,
«Строение животной клетки», рисунков в учебнике.)
1. Повторение материала о клеточном
строении организмов, о строении растительной и
животной клеток. (Фронтальная беседа.)
2. Проверка умений работать с
микроскопом, микропрепаратами.
II. Изучение нового материала
1. Клеточное строение организма.
(Рассказ-лекция учителя с элементами беседы, с
использованием таблицы и динамической модели
«Строение клетки».)
План изучения (изложения)
материала
Разнообразие клеток в организме
человека (формы, размеры).
Свойства живых клеток.
Единство строения клеток. Основные
части клетки, особенности их строения и функции.
Основные органоиды клетки, строение и
функции.
Составление конспекта-таблицы.
Таблица. Строение клетки
Сходство в строении клеток; сравнение
животной и растительной клеток.
2. Лабораторная работа «Строение
животной клетки»
Микропрепараты клеток тканей:
а) эпителиальная ткань (клетки);
б) соединительная ткань (клетки крови);
в) нервная клетка;
г) мышечные ткани.
(Учащиеся работают парами или в
группе. Рассматривают микропрепараты и
зарисовывают по одной клетке. Делают вывод о
сходстве в строении, о клетке как структурной и
функциональной единице тела человека.)
3. Практическая работа (учащиеся
отрабатывают материал о клеточном строении
организма, проверяется усвоение темы; работа в
группах по 4 человека).
Задания
Выберите правильные утверждения.
Почему клетку считают структурным и
функциональным элементом тела? (Составить план,
изложив по нему свои предположения.)
Сформулировать выводы о клеточном
строении организма.
(Рекомендации: одной из групп можно
дать творческое задание: составить проверочную
работу по теме на 2–3 варианта.)
III. Закрепление знаний. (Ответы
групп.)
IV. Задание на дом: изучить с. 35–37;
повторить материал о растительной клетке;
проработать все задания практической работы;
составить тест для контроля знаний по теме в
группе (паре).
Урок 3. Ткани и органы
Задачи: раскрыть понятия «ткань»,
«орган»; познакомить школьников с основными
типами и видами тканей, их локализацией и
функциями в организме человека; научить
распознавать ткани и органы, ими образуемые;
продолжить формирование навыков
самостоятельной работы с учебником,
микроскопами и микропрепаратами; постановки
лабораторных исследований и наблюдений.
Оборудование: таблицы «Ткани»,
«Органы человека», учебный кинофильм (или
видеофильм) «Ткани животных и человека»; модели
«Деление клетки».
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
(Взаимоопрос по теме «Клетка» и составленным
учащимися вопросам, тестам; по заданиям и
вопросам рубрики «Проверьте свои знания» и т.д.)
2. Сравнение растительной и животной клеток с
использованием моделей, таблиц.
3. Выполнение заданий «Рабочей тетради».
II. Изучение нового материала
1. Введение в тему, краткое повторение
знаний о тканях и органах и выполняемых ими
функциях. (Актуализация знаний из разделов
«Растения», «Животные».)
Беседа с учащимися
Дайте определение понятию «ткань».
Назовите виды растительных и
животных тканей, их функции и локализацию в
организмах растений, животных?
Что называют «органом»? Приведите
примеры органов у млекопитающих животных.
Можно ли сказать, что строение органа
зависит от его функции? Ответ поясните.
Что образуют органы, выполняющие
общую функцию?
Клетки каких тканей вы рассматривали
на прошлом уроке? Что узнали об их строении?
2. Типы тканей, строение, функции.
(Самостоятельная работа с учебником, видео- или
кинофильмом; заполнение таблицы; словарная
работа.)
3. Заполните таблицу
Таблица. Ткани организма человека
Методические рекомендации к работе с
таблицей
При чтении текста учебника заполнить
сведения о типе, виде, локализации и функциях
ткани, особенностях строения. Рисунок
выполняется в ходе лабораторной работы.
4. Лабораторная работа «Ткани»
(поисково-самостоятельная работа). Используя
рисунки в учебнике, инструктивной карточке,
определить тип и вид ткани.
III. Закрепление знаний.
1. «Определите ткань (тип, вид)». (Самостоятельная
работа на 3 варианта.)
1) соединительная (1 – кровь; 2 –
костная; 3 – хрящевая);
2) мышечная (1 – поперечно-полосатая; 2 – гладкая; 3
– сердечная);
3) эпителиальная (1 – железистый; 2 – кубический; 3
– эпителий кожи);
4) нервная.
(Работа проводится с использованием
микропрепаратов, надписи на которых закрыты. По
окончании работы взаимопроверка через кодоскоп;
учащиеся по данному учителем критерию оценивают
ответы своих товарищей.)
2. Обобщение и выводы. (О взаимосвязи
строения тканей и органов с их функциями.)
IV. Задание на дом: с. 41–44 учебника;
повторить записи в тетради, ответить на вопросы
рубрики «Проверьте свои знания».
Урок 4. Органы. Системы органов. Организм
Задачи: сформировать у учащихся
понятия «система органов», «организм»;
познакомить с функциями основных
физиологических систем и органов, их образующих;
показать взаимодействие органов, систем,
аппаратов организма.
Оборудование: таблицы с
изображением различных систем органов человека,
тканей, скелет и торс, микроскопы (3–6 шт.);
микропрепараты тканей, изученных на предыдущем
уроке; кодоскоп; ключи ответов на кодопленке.
? По каким признакам органы
объединяют в физиологические системы?
Методические рекомендации
I. Проверка и контроль знаний
1. Письменный опрос. (Групповая, парная
работа по выполнению заданий рубрик.
1-я группа: «Какие утверждения верны?»;
2-я группа: «Выберите правильный ответ» –
взаимоконтроль, оригинал проверяет учитель.
2. Устный опрос («по цепочке»,
«вертушка» и пр.).
3-я и 4-я группы: «Проверьте свои
знания»;
5-я группа: словарная работа (проверка знания
терминов и понятий).
II. Изучение нового материала
1. Органы (повторение из предыдущего
урока).
2. Системы органов, их строение (органы
составляющие), функции. (Самостоятельная работа с
учебником: чтение текста и ответы на вопросы
рубрики «Проверьте свои знания», практическая
работа на с. 50, словарная работа.)
Таблица. Строение и функции систем
органов
III. Закрепление знаний
1. Фронтальный опрос по заданию
«Проверь свои знания».
2. Обобщающая беседа по результатам
самостоятельной практической работы; проверка
заполнения таблицы (на кодограмме – заполненная
таблица).
Выводы.
IV. Задание на дом: проработать
изученный материал по учебнику и тетради.
ТЕМА 5. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 ч)
Требования к результатам изучения
темы
Учащиеся знают:
– строение и функции нервной системы,
ее частей;
– строение и функции нейрона, рефлекторной дуги,
спинного и головного мозга.
Учащиеся умеют:
– разъяснять роль нервной системы в
регуляции функций организма человека,
осуществлении согласованной деятельности
органов, связи организма с окружающей средой,
роль вегетативной нервной системы, коры больших
полушарий, отделов мозга;
– сравнивать строение нервной системы человека
и животных.
Планирование темы
Урок 1. Нервная регуляция. Строение и
значение нервной
системы.
Урок 2. Спинной мозг.
Урок 3. Головной мозг, строение и
функции.
Уроки 4 – 5. Полушария большого мозга. |
Урок 1. Нервная регуляция. Строение и
значение нервной системы
Задачи: сформировать знания о
строении нервной системы, ее функциях; раскрыть
зависимость выполняемых функций от особенностей
нервных клеток; рефлекторный принцип работы
нервной системы, механизм нервной регуляции;
продолжить развивать навыки и приемы: сравнение,
анализ, обобщение; работа с книгой,
самонаблюдения и т.д.
Оборудование: демонстрационные
таблицы с изображением схем строения нервных
клеток и тканей; отделов нервной системы;
рефлекторной дуги; муляжи; видеоматериалы;
кодоскоп.
Методические рекомендации
I. Введение в тему. Актуализация
знаний о нервной системе, особенностях строения,
принципе работы; рефлекс, рефлекторная дуга. (Беседа–повторение
знаний по материалам курса 6-го класса «Живые
организмы». Входное тестирование с само- или
взаимоконтролем.)
II. Изучение нового материала
1. Нейроны – основа нервной системы.
Виды нейронов, свойства и функции. Синапс.
(Рассказ-беседа с использованием таблиц,
учебника; составление опорных схем в тетрадях;
словарная работа.)
2. Строение и значение нервной системы.
(Беседа с элементами рассказа учителя; работа с
учебником и рисунками по составлению схем;
словарная работа.)
3. Рефлекторный принцип деятельности
нервной системы.
Рефлекс, виды рефлексов, инстинкты.
(Самостоятельная работа учащихся с рисунком
учебника. Схема оборонительного рефлекса в
тетради. Сообщение ученика об инстинктах;
повторение материала о животных. Примеры
безусловных, условных рефлексов.)
Рефлекторная дуга. (Словарная работа; запись
схемы-опоры рефлекторной дуги.)
4. Принцип прямой и обратной связи в
работе нервной системы. (Рассказ учителя.)
5. Эволюция нервной системы человека.
Сравнение с нервными системами животных. (Беседа;
практическая работа по рекомендациям в учебнике,
с. 65.)
6. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в
развитии учения о рефлексах. Безусловные и
условные рефлексы. (Рассказ учителя. Сообщения
учащихся.)
III. Закрепление знаний
1. Беседа по вопросу рубрики учебника
«Подумайте».
2. Выполнение заданий рубрики «Выберите
правильный ответ», взаимоконтроль.
3. Выполнение заданий рубрики «Проверьте свои
знания». (Самостоятельная работа учащихся,
фронтальная проверка-беседа.)
IV. Задание на дом: изучить с. 62–64
учебника; работа со словарем; задания и вопросы.
Урок 2. Спинной мозг
Задачи: сформировать у учащихся
знания о строении спинного мозга, его функциях;
уточнить знания о составных частях центрального
отдела нервной системы; разъяснить механизм
взаимосвязи спинного и головного мозга,
соподчинение их функций; см. урок 1.
Оборудование: демонстрационные
таблицы с изображением схем строения нервных
клеток и тканей, отделов нервной системы,
рефлекторной дуги; муляжи; видиоматериалы;
кодоскоп. Демонстрационный материал «Поперечный
срез спинного мозга млекопитающих», влажные
препараты «Спинной мозг человека».
Методические рекомендации
I. Повторение изученного материала
1. «Разминка»: фронтальный опрос с
целью актуализации знаний учащихся по теме
«Нервная регуляция, строение и функции нервной
системы»
Игра «Логическая цепочка» (исключить признак из
списка однородных признаков. Пример задания:
«нейроны бывают: чувствительные, униполярные,
двигательные, вставочные» – исключаем
«униполярные», т.к. даны виды по функциям, а не по
строению и т.д.).
2. Дать определение понятиям и терминам
(работа у доски по карточкам).
3. Тестирование по теме предыдущего
урока. Выполнение задания рубрики «Какие
утверждения верны?» на с. 66 или предложенные
учителем.
4. Закончите составление схемы.
(На доске выполняется предложенное
задание.)
5. Расскажите о рефлекторном принципе
работы нервной системы (устный опрос).
II. Изучение нового материала
1. Строение спинного мозга. (Рассказ
учителя.)
2. Функции спинного мозга.
Спинномозговые нервы. (Самостоятельная работа с
учебником. Вопрос: «Что стало бы с человеком, если
бы его спинной мозг выполнял только одну из
функций?» В тетради выписать функции спинного
мозга: 1) ... , 2) ... , 3) ... . Беседа по проблемному
вопросу.)
III. Закрепление знаний
Учащиеся письменно выполняют задания
рубрики «Какие утверждения верны?». «Выберите
правильный ответ», «Проверьте свои знания» –
самостоятельная парная или групповая работа,
взаимоконтроль; фронтальная беседа.)
IV. Задание на дом: учебный материал;
результаты практической работы; планы ответа на
вопрос рубрики «Подумайте.»
Урок 3. Строение и функции головного мозга
Задачи: сформировать знания о
строении основных отделов головного мозга,
выполняемых функциях; разъяснить особенности
микроскопического строения мозга.
Оборудование: см. уроки 1 и 2; модели
головного мозга; влажные препараты (или
желатинированные); диафильм «Строение головного
мозга».
Методические рекомендации
I. Повторение материала о строении
и функциях нервной системы, спинного мозга;
принципах работы нервной системы. (Фронтальная
беседа, тестовый письменный контроль;
индивидуальный устный опрос с использованием
схем, таблиц и т.д.)
II. Изучение нового материала
1. Расположение головного мозга в
полости черепа человека. (Беседа, повторение
знаний о мозге млекопитающих животных; работа с
учебником: прочитайте на с. 72 о расположении
головного мозга человека, его форме, массе.)
2. Отделы головного мозга.
(Практическая работа с моделями, препаратами,
текстом учебника по инструктивной карточке.
Заполнение таблицы.)
Таблица. Головной мозг
3. Особенности строения головного
мозга. (Рассказ учителя с демонстрацией, беседа о
сером и белом веществе; диафильм «Строение и
функции головного мозга».)
4. Ретикулярная формация и
деятельность продолговатого мозга. (Рассказ
учителя.)
5. Мозжечок. (Беседа по вопросу:
изменяется ли походка животного и человека при
повреждении мозжечка?)
III. Закрепление материала о
головном мозге по вопросам рубрики «Проверьте
свои знания». (Фронтальная беседа, игра
«Логическая цепочка» со взаимной оценкой
ответов.)
2. Показать на таблице отделы и части
головного мозга, назвать их.
3. Почему повреждения продолговатого
мозга опасны для жизни?
4. Выполните задария рубрики
«Подумайте».
5. Словарная работа (запишите в
словарик выделенные слова). Вывод о строении и
функциях отделов головного мозга.
IV. Задание на дом
Каким образом осуществляются
взаимосвязи различных отделов головного мозга
друг с другом, со спинным мозгом и органами
организма человека?
Ответить на вопросы к диафильму «Строение и
функции головного мозга».
Продолжение следует
|