И.В.
БОЛГОВА,
учитель биологии школы No 1945
«Синяя птица»,
г. Москва
Моя педагогическая концепция
Я думаю, что наше время востребует
нового человека – исследователя проблем, а не
простого исполнителя.
Задача учителя – воспитать активную,
творческую личность, способную вести
самостоятельный поиск, делать собственные
открытия, решать возникающие проблемы, принимать
решения и нести за них ответственность.
В преподавании биологии я
придерживаюсь теории развивающего обучения,
соединяю проблемы биологии с другими науками
естественного цикла– химией, экологией,
географией, физикой – находя общие точки
соприкосновения этих дисциплин. Применяю знания,
умения и навыки, полученные на других уроках
(смоделировать задачу, составить конспект,
таблицу, тезисный план; подготовить сообщение на
иностранном языке; составить комплекс
физических упражнений для формирования осанки,
поддержания жизнедеятельности). В ходе
преподавания предмета использую современные
компьютерные технологии.
Для всестороннего развития личности
ребенка, его мыслительной деятельности,
способностей включаю детей в социо-культурную,
общественно-значимую деятельность (общественная
экспертиза, проектная деятельность, выступление
перед родителями, представителями управ и т.д.).
Все это дает возможность воспринимать
процесс обучения комплексным, единым, а не
разрозненным на отдельные дисциплины и
оторванным от жизни. У ребенка формируется
целостная картина мира, природы.
Правила моей работы
1. Свобода выбора
Никто не любит навязанные действия,
чужие решения, особенно дети. Предоставляю им
право выбора при решении задач, поиска путей
решения, выбора формы работы на уроке, способа
контроля знаний.
2. Правило открытости
Моя задача – при изложении проблемы
информировать детей о границах, известных науке,
и показать границы их знаний. Ведь знания – это
не просто сумма аккуратно вложенных в голову
ответов на стандартный перечень вопросов, это
стремление к познанию и саморазвитию.
3. Правило деятельности
Стимулирую активную деятельность
учащихся в процессе познания.
4. Правило «идеальности»
Стараюсь добиваться результата
меньшими затратами сил и энергии. Для этого
пытаюсь заинтересовывать (мотивировать) детей.
Приемов для этого много. Назову несколько:
– сами учащиеся кратко «обучают» друг
друга;
– лови ошибку! (осознанно);
– постановка вопросов (самый: интересный,
сложный, важный, оригинальный);
– повторяем с контролем;
– работа в группах (с одинаковыми или разными
заданиями);
– игровые формы (игра-тренинг, игры по аналогии,
деловые, сюжетные игры и др.);
– экскурсии, лабораторные работы.
5. Правило обратно связи
В процессе обучения обязателен
регулярный контроль (экспертный, взаимный и
самоконтроль). Провожу опрос по карточкам, работу
с терминами, составление логических схем,
одновременно идет фронтальная работа.
В результате практически на каждом уроке ребята
получают оценки.
6. Правило индивидуальности
Считаю, что
личностно-дифференцированный подход – одно из
обязательных условий успеха в обучении.
Воспитание свободной личности со своим
пониманием картины мира – основа моей
педагогической философии.
Итогами своего преподавания довольна: из 30
учащихся класса 18-20 как экзамен по выбору сдают
биологию.
|