Т.Н. ЗВОНАРЕВА,
учитель биологии с.ш. № 15,
г. Электрогорск, Московская обл.
Знатоки растений
(по типу игры «Звездный час»)
Оборудование: таблицы, комнатные
растения, гербарий, рисунки, разрезная азбука.
ХОД ИГРЫ
1-й тур
1. Перед вами гербарий растений:
пшеница, просо, овес, ячмень.
Из какого растения получают перловую крупу? (Ячмень.)
2. На столе разложены картофель,
лук, морковь, свекла.
Какое из перечисленных растений можно считать
«лишним»? (Варинт ответа. Лук относится к классу
однодольных, остальные – к двудольным.)
Согласны ли вы, что у всех этих растений в пищу
употребляется корень? (Клубни картофеля и
луковицы лука – видоизмененные побеги.)
3. На рисунках изображены кипарис,
благородный лавр, дуб, мак.
Одно из этих растений было посвящено богу науки и
искусства Аполлону. Им награждают художников,
артистов и ученых в знак признания их творческих
успехов. Именно отсюда происходит слово
«лауреат». Что это за растение? (Благородный
лавр.)
4. На столе лежат муляжи или
рисунки: лимон, яблоко, вишня, груша.
Этот плод употребляется в свежем, сушеном и
моченом виде. Он принадлежит растению класса
двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и
в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое,
выдерживает морозы до –30 °С. Плоды содержат
вещества, выводящие из организма тяжелые
металлы. О каких плодах идет речь? (Яблоки.)
5. На рисунках изображены клубника,
огурец, помидор, перец.
Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти
ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные
салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные
блюда – любому кушанью они придают аппетитный
вид. Что это за ягода? (Огурец .)
6. Демонстрируется набор зерен:
пшеница, горох, подсолнечник, тыква.
Я утверждаю, что все это семена. Так ли это? (У
пшеницы – плод зерновка, у подсолнечника –
семянка.)
Все ли эти растения имеют сухие плоды? (Тыква
имеет сочный плод.)
2-й тур
1. Демонстрируются рисунки: горох,
редька, одуванчик, шиповник.
У какого растения плод боб? (Горох.)
У какого растения листья непарноперистые? (Шиповник.)
Назовите самоопыляющееся растение. (Горох.)
2. Перед вами гербарий растений:
земляника, ландыш майский, белена черная,
пастушья сумка.
Какие растения относятся к классу однодольных? (Ландыш
майский.)
Какие растения относятся к семейству пасленовых?
(Белена черная.)
У какого растения плод ягода? (У ландыша.)
Эти растения применяются в народной медицине. Но
среди них есть ядовитые. Что это за растения? (Белена
и ландыш. Все части этих растений очень ядовиты.)
3. Расположите в порядке
эволюционного развития водоросли, голосеменные,
папоротникообразные, покрытосеменные. (Водоросли,
папоротникообразные, голосеменные,
покрытосеменные.)
3-й тур
Составить все возможные слова из букв
слова «околоцветник».
Подведение итогов
|