КОПИЛКА ОПЫТА

А.П. БУКИН, Р.Ю. ЛАСУКОВ

Экологический конструктор

Игровое пособие по экологии

Инструкция по применению

Пособие предназначено для закрепления и контроля знаний учеников средних и старших классов по биологии и экологии обитателей средней полосы России. Оно с равным успехом может применяться на уроках и во внеурочной работе. С помощью этого пособия школьники могут выполнять как индивидуальные, так и групповые задания по усмотрению учителя, причем одновременно возможна постановка четырех отдельных заданий. Содержание заданий широко варьируется путем различных сочетаний элементов данного конструктора.

Пособие состоит из четырех таблиц и 72 карточек. На таблицах изображены характерные ландшафты: залесенный берег водоема, поле на окраине деревни, городская улица, поляна зимнего леса. На карточках даны изображения обитателей этих ландшафтов. Одна карточка дана без рисунка, чтобы учитель мог использовать ее в качестве образца для размножения и таким образом дополнить набор по своему усмотрению. Изображения на карточках снабжены подписями (даны только родовые названия), это облегчает пользование пособием.

Вырежьте карточки, рассортируйте их. Прочтите инструкцию, внимательно рассмотрите таблицы и сравните изображения ландшафтов на таблицах и на схемах в инструкции. На схемах указаны точки, куда целесообразнее всего помещать те или иные карточки. Использовать таблицы и карточки можно в двух основных вариантах: настольном и настенном. В первом случае, вырезая карточки, вам следует отрезать язычок, при выполнении заданий дети просто раскладывают карточки на таблицах. Во втором случае язычки сохраняются, в таблицах (соответственно точкам, обозначенным на схемах в инструкции) делаются горизонтальные прорези. Таблицы вывешиваются на стене, и, выполняя задания, дети вставляют карточки в прорези.

Настенный вариант позволяет включить в работу большее число детей, потому что в этом случае вся группа наблюдает за действиями тех, кто выполняет задание, контролирует и помогает.

Рекомендуем, перед тем как делать прорези, для большей прочности подклеить с обратной стороны таблицы и карточек плотный картон.

Описание ландшафтов

Таблица 1. Лес и берег озера

Передний план: слева – дерево с дуплом, заросли травы; в центре – песчаная отмель, камни; справа – заросли травы.

Средний план: слева – луг, муравейник, песчаная отмель; в центре – песчаная коса, гладь воды; справа – торчащая из воды коряга, заросли камыша.

Задний план: слева – ельник (за муравейником), роща с засохшим деревом; в центре – луг; справа – роща, гладь воды.

Таблица 2. Околица деревни

Передний план: слева – скворечник над крышей дома и часть стены с гнездом ласточки под стрехой; в центре – крона дерева; справа – хозяйственный двор, собачья будка, часть улицы.

Средний план: слева – телеграфный столб, куча мусора, кромка поля ржи, дорога; в центре – кромка поля, пруд, стог сена, тропинка, штабель бревен; справа – огород, дом, кроны деревьев, засохшее дерево.

Задний план: поле ржи, телеграфные столбы, куст посреди поля.

Варианты заданий

Нет сомнений, что каждый учитель может найти множество способов применения этого пособия. Здесь предлагаются только три основных.

1. Составить биоценоз, т.е. «заселить» ландшафт (или часть его) характерными для данных условий обитателями. Каждой карточке соответствует определенное место на таблице. Они помечены на схемах значками. Однако если большинство обитателей в данных ландшафтах «привязаны» к конкретным местам обитания (водоем, место гнездования или питания), то для некоторых указать точки расположения карточек на таблицах не представляется возможным. Это птицы в полете, дождевой червь, кошка. Ученик сам может определить места размещения карточек как наиболее вероятные.

2. Составить пищевые цепи, т.е. выбрать из предложенных учителем карточек те организмы, которые составляют последовательность пищевых связей от растений до хищников или редуцентов (например: дафния – плотва – щука – скопа; дождевой червь – курица – хорь – жук-калоед).

3. «Заселить» ландшафт группами животных по классам: птицами, млекопитающими, насекомыми (вариант – беспозвоночными). Это задание может использоваться в качестве элемента первого задания и позволяет организовать работу методом эстафеты.

Размещение карточек на таблицах

Лес и берег озера

Ракообразные

1. Дафния (1).

Моллюски

2. Катушка (3).
3. Прудовик (4).
4. Беззубка (5).

Насекомые

5. Жук-плавунец (11).
6. Комар (8).
7. Стрекоза (9).
8. Муравей (13).

Рыбы

9. Плотва (16).
10. Щука (17).

Земноводные

11. Лягушка (18).

Птицы

12. Утка (23).
13. Цапля (24).
14. Чайка (25).
15. Крачка (26).
16. Чибис (27).
17. Зуек (28).
18. Скопа (20).
19. Зимородок (29).
20. Дятел (30).
21. Камышевка (36).
22. Трясогузка (35).
23. Поползень (33).
24. Синица (34).

Околица деревни

Ракообразные

1. Дафния (1).

Черви

2. Дождевой червь (2).

Моллюски

3. Катушка (3).
4. Прудовик (4).

Насекомые

5. Муха (7).
6. Комар (8).
7. Стрекоза (9).
8. Жужелица (10).
9. Жук-плавунец (11).
10. Жук-калоед (12).
11. Капустница (14).
12. Крапивница (15).

Паукообразные

13. Паук (6).

Земноводные

14. Лягушка (18).

Птицы

15. Канюк (19).
16. Курица (22).
17. Скворец (31).
18. Ласточка (32).
19. Сорока (40).
20 Трясогузка (35).
21. Воробей (37).
22. Ворона (38).
23. Грач (39).

Млекопитающие

24. Крот (43).

25. Полевка (44).
26. Мышь (45).
27. Хорь (48).
28. Собака (52).
29. Кошка (51).
30. Человек (58).

(Справа в скобках указаны номера карточек)

Приемы организации занятий

Перед началом занятия дайте детям возможность внимательно рассмотреть изображения ландшафтов, обратите их внимание на разнообразие его условий. Охарактеризуйте: отдельные биотопы в табл. 1 (луг, опушка леса, берег водоема и т.д.); участки ландшафта на табл. 2 (левая часть переднего плана, огород, водоем, стог сена, засохшее дерево и т.д.); передний и средний планы на табл. 3; элементы ландшафта на табл. 4 (ветка сосны, ручей, поваленные деревья, пень).

Еще лучше, если характеристика ландшафтов будет сделана в ходе обсуждения вместе со школьниками: учитель задает вопросы, ученики описывают то, что видят на рисунках. Это не только оживит занятие, но и повысит внимание детей к деталям изображения.

Пособие может использоваться не только для контроля знаний, но и при объяснении нового материала. Объяснение таких тем, как «Биоценоз», «Разнообразие видов», «Цепи питания», «Круговорот вещества и энергии в природе», «Связь живых организмов со средой обитания», целесообразно сопровождать демонстрацией предлагаемых таблиц. По ходу объяснения учитель сам составляет необходимые сочетания карточек, в результате чего возникает анимационный эффект.

При подготовке заданий следует иметь в виду, что многие животные, изображенные на карточках, могут встречаться во всех четырех ландшафтах. Поэтому составить полные биоценозы одновременно на всех таблицах нет возможности. Вместе с тем заполнение таблицы карточками полностью по списку (см. раздел) перегружает изображение. Поэтому такое задание может быть рекомендовано прежде всего для старших классов, а в младших и средних его целесообразно предлагать детям после того, как они освоят более простые задания. Имейте в виду и то, что таблицы заполняются карточками неравномерно, некоторые участки могут полностью закрываться карточками (к примеру, хозяйственный двор на табл. 3): это скопление животных в местах кормления, там, где условия среды более разнообразны, где есть укрытия. При обсуждении результатов следует обратить внимание детей на это обстоятельство.

Многие виды настолько широко распространены, что точно указать их местоположение на таблицах невозможно (земляной червь, комар, муха, обитатели водоема в пределах береговой границы). Поэтому учитель сам может выбрать точки, где целесообразнее помещать карточки с их изображениями. Для остальных обитателей ландшафтов точки расположения карточек указаны по принципу очевидности встречи с ними в данном месте. Безусловно, что, по принципу вероятности, встречаемость тех или иных животных может быть гораздо шире. По этой причине указанные на схемах в инструкции точки для размещения карточек только рекомендуются. Каждый учитель может по своему усмотрению разместить карточки на каждой таблице в ином порядке.

Целый ряд животных занимает в природе сходные экологические ниши, это означает, что в одни и те же точки можно помещать разные карточки. Обратите внимание, что использование табл. 4 шире, чем первых трех. Для этой таблицы дано два набора карточек: изображения животных и их следов. В зависимости от того, какова цель занятия, можно предлагать детям:

– разместить карточки животных в соответствии с местами их обитания;
– разместить карточки со следами на следовых дорожках;
– заменить карточки со следами на карточки с соответствующими изображениями животных;
– произвести обратную операцию.

Очевидно, что размещать карточки на следовых дорожках можно в любых точках. Учитель сам определяет, где целесообразнее поместить ту или иную карточку – так, чтобы заполнить таблицу более равномерно. При подготовке заданий вначале нужно разложить все карточки на таблице, постараться скомпоновать их наиболее удобным образом, после чего пометить на таблице точки и делать прорези.

Карточки для размещения на таблицах

Ракообразные

1. Дафния.

Черви

2. Дождевой червь.

Моллюски

3. Катушка.
4. Прудовик.
5. Беззубка.

Паукообразные

6. Паук-крестовик.

Насекомые

7. Муха.
8. Комар.
9. Стрекоза.
10. Жужелица.
11. Жук-плавунец.
12. Жук-калоед.
13. Муравьи.
14. Капустница.
15. Крапивница.

Рыбы

16. Плотва.
17. Щука.

Земноводные

18. Озерная лягушка.

Птицы

19. Канюк.
20. Скопа.
21. Ястреб.
22. Курица.
23. Утка-кряква.
24. Серая цапля.
25. Озерная чайка.
26. Речная крачка.
27. Чибис.
28. Зуек-галстучник.
29. Зимородок.
30. Дятел.
31. Скворец.
32. Деревенская ласточка.
33. Поползень.
34. Большая синица.
35. Белая трясогузка.
36. Болотная камышевка.
37. Домовый воробей.
38. Ворона.
39. Грач.
40. Сорока.
41. Галка.
42. Голубь.

Млекопитающие

43. Крот.
44. Полевка.
45. Домовая мышь.
46. Белка.
47. Заяц.
48. Хорь.
49. Лесная куница.
50. Рысь.
51. Кошка.
52. Собака.
53. Лисица.
54. Медведь.
55. Кабан.
56. Лось.
57. Олень.
58. Человек.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru